статья "Физическое развитие и здоровье детей дошкольного возраста"
статья по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_konferentsii_2012g.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Физическое развитие и здоровье детей дошкольного возраста»
Физическое развитие дошкольников раскрывается в содержании образовательной области «Физическая культура» в Федеральных государственных требованиях от 23 ноября 2009г. № 655.
Перед нами ставятся следующие задачи:
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- накопление и обогащение двигательного опыта детей ( овладение основными движениями);
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
При успешном решении этих задач, мы получим важное интегративное качество ребенка – физически развитый, овладевший необходимыми умениями и навыками.
Становятся привычными тревожные данные о системном ухудшении состояния здоровья, снижении уровня физической и двигательной подготовленности детей дошкольного возраста.
В перечне причин, определяющих, по мнению многих ученых, сложившуюся ситуацию, называются снижение общего уровня жизни и социальной защищенности населения России, нарушение экологии среды обитания, несовершенство системы медицинского обслуживания и многие другие.
Сложившаяся в системе физического воспитания детей дошкольного возраста ситуация вызвала острую потребность в ее совершенствовании, позволяющем уменьшить или полностью нейтрализовать указанные негативные тенденции.
Одно из инновационных направлений в этой области разработка культурологического аспекта физического воспитания дошкольников. При обосновании его решаются две основные научно-методические задачи:
а) разработка методики освоения детьми физкультурных знаний и связанных с ними умений и навыков, составляющих основу интеллектуальных ценностей физической культуры;
б) формирование определенного мировоззрения, осознанного в рамках возрастных возможностей отношения ребенка к освоению физкультурных ценностей, развитию его мотивационно-потребностной сферы, что традиционно идентифицируется с социально-психологическими задачами воспитания физической культуры человека.
В настоящее время в исследованиях большинства современных ученых утвердились представления о физическом воспитании как о процессе управления индивидуальным развитием способностей и свойств человека, необходимых ему в сфере двигательной деятельности.
В общей структуре физкультурного воспитания двигательный компонент играет главную роль в развитии физического потенциала человека, формировании его жизненно важных умений и навыков.
Следующим инновационным направлением совершенствования системы физического воспитания детей дошкольного возраста является объективизация процессов развития физических качеств и формирования основных движений ребенка на основе конкретных данных, количественно характеризующих возрастные особенности их изменений с использованием разработанной методики педагогического контроля.
Изучение возможностей применения средств физического воспитания для создания условий, оптимизирующих развитие психических процессов, позволяет говорить об эффективности педагогического воздействия.
Так же, как и при изучении физической и двигательной подготовленности дошкольников, установлена близость тенденции изменения психических процессов в ходе стихийного обучения и воспитания и формирующего педагогического эксперимента. Это дает основание утверждать, что необходимо распространить действия принципа адекватности характера и объема тренирующих воздействий ритму возрастной динамики потенциала детей и на методику формирования их психических процессов.
Таким образом, еще одним инновационным направлением, дополняющим содержательную основу системы физического воспитания детей дошкольного возраста, является применение физических упражнений для оптимизации условий развития психических процессов.
Вместе с тем в ходе обследования детей выявлены различия между девочками и мальчиками, например:
- необходимость применения различных контрольных упражнений для
оценки одних и тех же физических качеств;
- разный уровень взаимосвязи между суммарными показателями физической
подготовленности и сформированности основных движений;
- разнообразные значения, характеризующие одни и те же уровни развития
показателей физической и двигательной подготовленности;
- различия в степени значимости физических качеств для формирования
основных движений;
- неодинаковые темпы прироста физических и психических качеств в
возрастном диапазоне 3-6 лет;
- различия в структуре мотивации к основным видам учебно-воспитательной
деятельности.
Итак, еще одним возможным инновационным направлением совершенствования физического воспитания дошкольников, требующим серьезных дополнительных исследований, является учет половых особенностей детей при разработке программно-нормативных документов.
В ходе мониторинга проведено анкетирование среди родителей: "Какое место занимает физкультура в вашей семье" с целью выявления и нахождения существующих проблем и их причин.
Для создания целостной системы физического развития детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении. Анализ созданных условий показал, что в нашем детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а так же для их расслабления и отдыха: оборудована спортивная комната, где представлено имеющееся физкультурное оборудование, а так же пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективность занятий. Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе. На участке ДОУ имеется спортивная площадка: беговая дорожка, полоса препятствий, , яма с песком для прыжков.
Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, равновесии используются различные дорожки, косички, змейки. Имеются пособия для профилактики плоскостопия, для подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия. Основные компоненты здорового начала - покой и движение - должны правильно сочетаться в режиме дошкольного учреждения. Поэтому важным, на наш взгляд, было создание в группах уголков уединения.
Основная цель, которую ставит перед собой коллектив ДОУ - это сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Педагогическим коллективом нашего детского сада были разработаны принципы организации деятельности педагогов. Это:
• принцип научности - подкрепление всех мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками;
• принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных задач в системе всего воспитательно-образовательного процесса;
• принцип активности, сознательности - участие всего коллектива в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей;
• принцип адресованности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учёт разноуровневого развития и состояния здоровья;
• принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение помощи и поддержки, гарантия положительного результата.
Наиболее эффективными формами взаимодействия являются:
• утренняя гимнастика;
• гимнастика после дневного сна с закаливающими процедурами;
• занятия, прогулки, походы;
• совместные досуги с родителями;
• спортивные праздники и развлечения;
В своей работе мы реализуем следующие парциальную программу «Как воспитать здорового ребёнка» В. Г. Алямовской, а также различные методики по закаливанию детей.
На повышения двигательного статуса детей оказывает большое влияние двигательный режим. При проведении занятий используем как традиционные, так и нетрадиционные формы: сюжетные, тренировочные, контрольные, комплексные, игры-эстафеты и др. Используется принцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание, релаксацию.
Параллельно с физическим развитием идёт обучение детей основам культуры здоровья. Валеологический материал органично включается в структуру занятий, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности. С детьми разучиваются комплексы упражнений, направленных на профилактику плоскостопия, дыхательной системы, формируются навыки самомассажа.
Мы понимаем, что здоровье детей в немалой степени зависит от наличия фактора безопасного существования. Поэтому огромное внимание уделяем внедрению технологии "Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста".
Все эти формы взаимодействия с детьми позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, привить необходимые культурно-гигиенические навыки, наилучшим образом приспособить ребёнка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды.
С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.
В совместной работе детского сада и семьи мы широко используем консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, анкетирование. Кроме того, для родителей организуем Дни открытых дверей, когда они могут посетить любое мероприятие. Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках.
Таким образом, целостная система образования, оздоровления, психолого-педагогического сопровождения, основанная на классических образцах и педагогических инновациях способствует гармоничному физическому развитию детей нашего дошкольного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект как форма планирования образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по познавательному развитию "Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста"
Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание....
ООД в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО( в рамках муниципальной экспериментальной площадки« Этнокультурное развитие детей посредство
1.Расширять представления детей о признаках зимы. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг и из них изготавливать листок (лопа).3. Учить детей говорить сл...
Памятки для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста и приобщению детей старшего дошкольного возраста к чтению.
Советы родителям по развитию речи детей.1.Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой ,правильной. Разговаривайте всегда спокойным то...
Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст)
Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст) с презентацией...
КАРТОТЕКА БУРЯТСКИХ НАРОДНЫХ ИГР для детей старшего дошкольного возраста (приложение к парциальной программе социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста «Приобщение к основам культуры народов Прибайкалья»)
Использование в игровой деятельности народных бурятских игр позволяет педагогам и родителям приобщить детей старшего дошкольного возраста к самобытной культуре бурят, коренных жителей Прибайкалья...
Развитие воображения в дошкольном возрасте. Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста.
Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка.Воображение необходимо развивать, т.к. вместе с уменьшением способности фантазировать, у детей обедняется и личность, и снижаетс...
«Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста. Развитие личности в дошкольном возрасте »
Консультация для рродителей....