"Здоровьесберегающие технологии в ДОО".
консультация на тему
Предварительный просмотр:
«Здоровьесберегающие технологии в ДОО».
Воспитатель Iкатегории: Жучкина Татьяна Александровна.
Здоровье – одна из главных ценностей человека. Однако в последние годы медицинская статистика свидетельствует о том, что количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается и в школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников. Причины самые разные: от объективных факторов (нарушение экологии) до субъективных (снижение двигательной активности, несбалансированное питание, психологическое перенапряжение, отсутствие личной заинтересованности в сохранении здоровья). Результаты изучения детского здоровья отражаются в данных Минобрнауки России. Они свидетельствуют о том, что до достижения совершеннолетнего возраста 60 - 70% подростков имеют плохое зрение, 30% - хронические заболевания, 60% - нарушения опорно-двигательного аппарата. Такие проблемы со здоровьем не возникают внезапно, они развиваются на протяжении длительного периода и начинаются в детском возрасте.
Эти показатели объясняют необходимость сохранения и укрепления здоровья детей в современном обществе, поскольку к подрастающему поколению предъявляются высокие требования: физическая и умственная работоспособность, эмоционально-волевая выносливость, соответствовать которым могут только здоровые дети.
Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития современного общества, получившая отражение в нормативно-правовых документах: Законе РФ «Об образовании» (ст.51), Указах Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации». Это свидетельствует об обеспокоенности руководства страны нынешним положением дел здравоохранении и заинтересованности в разработке мер по оздоровлению нации.
От здоровья детей во многом зависит благополучие общества.
ДОО – первое звено непрерывного здоровьесберегающего образования.
Всем известно, что именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит становление всех жизненно важных систем и психических функций организма, развиваются его адаптивные механизмы, мелкая и крупная моторика, повышается устойчивость к воздействиям внешних факторов, формируются основные физические качества, выносливость и работоспособность, приобретаются культурно-гигиенические навыки, нарабатываются приемы самообслуживания. Именно в этом возрасте зарождаются предпочтения, привычки, преставления, черты характера ребенка, от которых будет зависеть образ жизни человека в дальнейшем. Поэтому оздоровление детей (сохранение и укрепление здоровья, профилактика заболеваемости, создание условий для ЗОЖ) - одна из важнейших задач каждого ДОО.
Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек бесстрастно относиться к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот вопрос и стала востребованность педагогами образовательных учреждений здоровьесберегающих технологий.
Что же такое здоровьесберегающие технологии?
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цели здоровьесберегающих технологий:
- формировать осознанное отношение к здоровью;
- укреплять и сохранять его механизмы;
- развивать ценностные ориентации; воспитывать здоровую личность ребенка.
На практике – это совокупность методов и приемов педагогической работы, комплекс профилактических и коррекционных мероприятий, дополняющих и обогащающих традиционные формы работы с детьми.
Одним из основных направлений по эффективности применения здоровьесберегающих технологий справедливо считается физическая культура.
Оздоровление детей ведется на занятиях, во время игр, режимных моментов, взаимодействия с семьей.
Здоровьесберегающая деятельность в ДОО осуществляется в следующих формах.
1. Медико-профилактические технологии.
Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами и использованием медицинских средств.
2. Физкультурно-оздоровительная технология.
Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.
3. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.
Задачи этой деятельности – обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, в семье.
4. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов.
На улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребенка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника.
5. Технологии валеологического просвещения родителей.
В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей разработана система мероприятий: родительские собрания, консультации, семейные спортивные праздники, праздники здоровья, папки-передвижки, беседы, личный пример.
6. Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Этот вид деятельности предполагает воспитание валеологической культуры, или культуры здоровья, дошкольников.
Широкое применение получила здоровьесберегающая практика, в которую вошли следующие мероприятия:
- закаливающие процедуры;
- элементы психогимнастики;
- релаксационные упражнения;
- двигательное упражнение статического и динамического характера;
- игры подвижные и малой подвижности с речью;
- ритмическая гимнастика и логоритмика;
- оздоровительная гимнастика;
- пальчиковые упражнения;
- артикуляционные;
- дыхательные;
- использование нетрадиционных форм работы;
- нетрадиционное оборудование (желуди, орехи, каштаны, шишки и т.д.)
Использование в режиме дня каждой возрастной группы здоровье-сберегающих технологий является основой для сохранения и укрепления физического и психологического здоровья ребенка, формирования основ двигательной и гигиенической культуры.
Известно, что на развитие ребенка немаловажное воздействие оказывает среда и воспитание. Поэтому создание соответствующей здоровье-сберегающей и развивающей среды в условиях детского сада определяет особенности личностного развития воспитанников, позволяет детям испытывать свои способности, проявлять самостоятельность, утверждать себя через активную деятельность.
Дифференцированный подход к проведению физкультурно-оздоровительных мероприятий с учетом групп и состояния здоровья позволяет педагогам предусмотреть индивидуальный маршрут оздоровления каждого ребенка, приобщить к здоровому образу жизни.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровье-сберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...
Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий
виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...
Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.
Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...
Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. Так я начала организовывать музыкально-оздо...
Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...
"Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Здоровьесберегающая технология-самомассаж"
методическая разработка для старшей группы...
Презентация «Бодрящая гимнастика после сна, как один из компонентов здоровьесберегающих технологий» (в рамках реализации здоровьесберегающих технологий в доу)
Бодрящая гимнастика после сна, как один из компонентов здоровьесберегающих технологий...