"Формирование здорового образа жизни у дошкольников"
статья на тему
Цель: систематизация знаний педагогов по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: систематизация знаний педагогов по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из
основных проблем в современном обществе. Современная ситуация со здоровьем детей такова, что оно не только улучшается, а ухудшается с каждым годом.
Медицинские работники, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, нарушения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность здоровья. Заболеваемость, несмотря на предпринимаемые меры по оздоровлению, растет. Среди воспитанников детского сада наблюдаются дети страдающие хроническими заболеваниями, патологией осанки, нарушением опорно – двигательного аппарата, умственной и эмоциональной заторможенностью. Оценка физического развития показала, что большинство детей развивается дисгармонично, существенно возросло количество детей, у которых возрастно–
половые показатели основных двигательных качеств ниже среднего.
По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии
здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми (2004 г.)
Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Если 25 лет назад рождалось 20-25% ослабленных детей, то сейчас число «физиологически незрелых» новорожденных утроилось. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более 4-х раз (данные З.С.Макаровой, М.Н.Беловой, Б.Н.Капустян и др.). Всего около 5,6% дошкольников можно назвать абсолютно здоровыми (I группа здоровья), 26% имеют хронические заболевания (III группа здоровья), остальные – ослабленное здоровье (II группа здоровья).
Причинами резкого снижения уровня здоровья детей дошкольного возраста являются: падение уровня жизни, социальные потрясения, неблагоприятная экологическая обстановка, ухудшение состояния здоровья матери, безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей, неполноценное питание, ослабленный иммунитет. Исследования свидетельствуют о том, что большинство современных детей испытывают «двигательный дефицит». В детском саду (идет интенсивная подготовка детей к школе) и дома дети большую часть дня проводят в статичном положении (за столами, у телевизора, компьютера). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости и т.д. Даже строго соблюдая требования СанПина о максимальной учебной нагрузке на ребенка, можно сказать, что ритм жизни ребенка в детском саду остается высоким, не всегда удается сохранить оптимальный баланс между учебной и двигательной деятельностью. В этом и есть противоречие: с одной стороны работа
детского сада предполагает превышение образовательного стандарта по всем
направлениям развития, что в свою очередь обеспечивается введением парциальных программ, реализацией программ дополнительного образования. С другой стороны для решения основной задачи дошкольного образования: сохранения и укрепления здоровья ребенка необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим, достаточное время для осуществления оздоровительных мероприятий.
Одной из причин детской заболеваемости являются детские стрессы. Они влекут за собой различные нервные расстройства и повышенную заболеваемость, нарушают нормальное течение физиологических процессов.
Современный ребенок, по мнению Н.М.Амосова, сталкивается с тремя
пороками цивилизации: накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки, перееданием и гиподинамией, которые ведут к акселерации, и в первую очередь, увеличению роста и веса. Внутренние органы в своем развитии отстают от роста, поэтому возникают различные заболевания и отклонения.
Все вышеперечисленные причины приводят к тому, что невозможно
формировать здоровую личность из-за существующих условий.
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и сложна. Как укрепить и сохранить здоровье детей? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать?
Конечно, дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Цель работы по формированию здорового образа жизни - это обучение каждого воспитанника способам поддержания и сохранения здоровья, воспитание и развитие детей на основе здоровьесберегающих знаний, умении и навыков; формирование эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью.
Что для этого необходимо? (развивать у детей навыки личной гигиены; формировать у дошкольников элементарные представления о полезности, целесообразности физической активности и личной гигиены; формировать начальные представления о здоровом образе жизни; привлекать родителей к формированию у ребенка ценностей здорового образа жизни).
Деловая игра.
Я предлагаю вам выполнить ряд заданий. Для этого необходимо разделиться на две команды.
1. Соотнесите цели по формированию элементарных представлений о здоровом образе жизни и группу. (на отдельных листах)
1 младшая – формировать представления о значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека: глазки – смотреть, ушки – слышать, носик – нюхать, язычок – пробовать (определять) на вкус, ручки – хватать, держать, трогать, ножки – стоять, прыгать, бегать, ходить; голова – думать, запоминать; туловище – наклоняться и поворачиваться в разные стороны.
2 младшая – развивать умение детей различать и называть органы чувств, дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними;
дать представление о полезной и вредной пище, об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека;
дать представление о том, что утренняя гимнастика, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение; с помощью сна восстанавливаются силы;
дать представление о ценности здоровья, формировать желание вести здоровый образ жизни;
познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма; дать представление о необходимости закаливания;
воспитывать бережное отношение к своему телу, своему здоровью, здоровью других детей;
формировать умение сообщать о самочувствии взрослым, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью, осознавать необходимость лечения;
формировать потребность в навыке гигиены и опрятности.
Средняя – продолжать знакомить детей с частями тела и органами чувств человека.
Дать представление о функциональном назначении частей телаи органов для жизни и здоровья человека;
воспитывать потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов;
дать представления о необходимых телу человека веществах и витаминах. Расширять представления о важности для здоровья сна, гигиенических процедур, движений, закаливания;
познакомить с понятия «здоровье» и «болезнь»;
развивать умение устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием;
формировать умение оказывать себе элементарную помощь при ушибах, обращаться за помощью к взрослым при заболевании, травме;
развивать умение заботиться о своем здоровье;
дать представление о составляющих здорового образа жизни; о значении физических упражнений для организма человека. Воспитывать потребность быть здоровым.
Старшая группа – расширять представление об особенностях функционирования и целостности человеческого организма. Обратить внимание детей на особенности их организма и здоровья;
Расширять представление о составляющих здорового образа жизни и факторах, разрушающих здоровье;
Показывать зависимость здоровья человека от правильного питания;
Формировать умение определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях;
Расширять представление о роли гигиены и режима дня для здоровья человека;
Дать представление о правилах ухода за больными. Воспитывать сочувствие к болеющим. Учить характеризовать свое самочувствие;
Раскрыть возможности здорового человека;
Расширять представления о месте человека в природе, о том, как нужно жить, чтобы не вредить себе и окружающей среде. Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни. Прививать интерес к физической культуре и спорту и желание заниматься;
Знакомить с основами техники безопасности и правилами поведения в спортивном зале и на спортивной площадке.
Подготовительная группа – продолжать знакомить детей с особенностями строения и функциями организма человека;
Расширять представления о рациональном питании;
Формировать представления о значении двигательной активности в жизни человека. Учить использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем;
Учить активному отдыху;
Расширять представления о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур;
Расширять представление о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.
2. Проблемные вопросы.
- Что может означать термин «эстетотерапия»? (лечение красотой).
- Как ее можно применять на занятиях физического воспитания? (воспитывать у детей стремление к формированию здорового и красивого тела).
- Какая может быть связь между физическими упражнениями и настроением? (Физические упражнения способствуют вырабатыванию в мозге особых веществ – нейропептидов, которые играют важную роль в проявлении психофизических функций, что улучшает настроение и повышает работоспособность организма. Происходит физическое и психическое оздоровление организма).
- Какая связь существует между упражнениями для рук и речью ребенка? (Прямая: чем больше упражняем руку – мелкую моторику, тем быстрее развивается речь ребенка. Философ Кант сказал: «Рука – это выдвинутый вперед мозг человека»).
- Что вы можете сказать о работоспособности сутулого человека и стройного? (Сутулый человек будет быстрее утомляться из-за плохого снабжения кровеносных сосудов).
- Какая пища может укреплять организм человека? (Растения, которые укрепляют иммунную систему человека – овес, рожь, шиповник, морковный сок, лимонник, золотой корень и т. д.).
3. Приведите пословицы и поговорки о физическом и психическом здоровье, высказывания философов, поэтов и других известных людей.
Пословицы и поговорки.
Будет здоровье – будет все.
Здоровье за деньги не купишь.
В здоровом теле – здоровый дух.
Здоровье дороже всего на свете.
Двигаюсь, значит, живу.
Береги природу для красоты и здоровья.
Береги платье с нову, а здоровье смолоду.
Болен – лечись, а здоров, так берегись.
Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень съест.
Здоровому и врач не надобен.
Здоровому и горе не горе, а беда не в зарок.
Здоровью цены нет.
Самое большое открытие современного человека – это умение омолодить себя физически и духовно. (П. Брегг).
Берегите здоровье друг друга,
Мы – природы малая часть,
Вы кому-то ответили грубо –
Чью-то жизнь сократили на час. (А.Дементьев)
Счастливец тот, кто добротой богат,
Кто сам цветет, чужому счастью рад,
Чужое счастье для людей хороших
Порой дороже собственных наград.
А тем, кто зол, всегда живется плоше,
Своим же злом они себя казнят.
Злость человека – тягостная ноша,
И наказание его и ад. (Мирза Шафи Вазех).
4. Продолжите фразу:
Процесс изменения форм и функций организма человека - … (физическое развитие).
Специальная деятельность, направленная на достижение в каком-либо виде физических упражнений наивысших результатов, выявляемых в процессе соревнования - … (спорт).
Основное специфическое средство физического воспитания - … (физические упражнения).
Детский туризм – это … (прогулки и экскурсии).
Ходьба, бег, прыжки, лазание и метание – это… (основные виды движения).
5. В чем заключается проявление детского творчества на занятии физического воспитания?(Во включении элементов двигательной активности в сюжетно – ролевую игру; в создании игрового образа на занятии, в выделении личного времени ребенку для физической активности).
6. «Волшебные превращения».
Перед вами стул. Как его превратить в средство физического воспитания? (использовать как предмет при выполнении физических упражнений: составить комплекс упражнений со стулом).
7. Проблемная ситуация.
Вы на прогулке с детьми, пошел дождь. Как это погодное явление превратить в фактор детского развития? (Организовать подвижную игру, использовать как фактор закаливания в летнее время).
8. Конкурс рекламы.
Каждой команде сделать рекламу, пропагандирующую здоровый образ жизни.
9. Подведение итогов игры.
Работа по формированию здорового образа жизни продиктована временем и необходимо продолжать ее на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду.
«ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО
ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
(ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ).
Воспитатель:
Кондрашова О.А.
2011 г.
1 младшая – формировать представления о значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека: глазки – смотреть, ушки – слышать, носик – нюхать, язычок – пробовать (определять) на вкус, ручки – хватать, держать, трогать, ножки – стоять, прыгать, бегать, ходить; голова – думать, запоминать; туловище – наклоняться и поворачиваться в разные стороны.
2 младшая – развивать умение детей различать и называть органы чувств, дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними;
дать представление о полезной и вредной пище, об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека;
дать представление о том, что утренняя гимнастика, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение; с помощью сна восстанавливаются силы;
дать представление о ценности здоровья, формировать желание вести здоровый образ жизни;
познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма; дать представление о необходимости закаливания;
воспитывать бережное отношение к своему телу, своему здоровью, здоровью других детей;
формировать умение сообщать о самочувствии взрослым, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью, осознавать необходимость лечения;
формировать потребность в навыке гигиены и опрятности.
Средняя – продолжать знакомить детей с частями тела и органами чувств человека.
Дать представление о функциональном назначении частей телаи органов для жизни и здоровья человека;
воспитывать потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов;
дать представления о необходимых телу человека веществах и витаминах. Расширять представления о важности для здоровья сна, гигиенических процедур, движений, закаливания;
познакомить с понятия «здоровье» и «болезнь»;
развивать умение устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием;
формировать умение оказывать себе элементарную помощь при ушибах, обращаться за помощью к взрослым при заболевании, травме;
развивать умение заботиться о своем здоровье;
дать представление о составляющих здорового образа жизни; о значении физических упражнений для организма человека. Воспитывать потребность быть здоровым.
Старшая группа – расширять представление об особенностях функционирования и целостности человеческого организма. Обратить внимание детей на особенности их организма и здоровья;
Расширять представление о составляющих здорового образа жизни и факторах, разрушающих здоровье;
Показывать зависимость здоровья человека от правильного питания;
Формировать умение определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях;
Расширять представление о роли гигиены и режима дня для здоровья человека;
Дать представление о правилах ухода за больными. Воспитывать сочувствие к болеющим. Учить характеризовать свое самочувствие;
Раскрыть возможности здорового человека;
Расширять представления о месте человека в природе, о том, как нужно жить, чтобы не вредить себе и окружающей среде. Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни. Прививать интерес к физической культуре и спорту и желание заниматься;
Знакомить с основами техники безопасности и правилами поведения в спортивном зале и на спортивной площадке.
Подготовительная группа – продолжать знакомить детей с особенностями строения и функциями организма человека;
Расширять представления о рациональном питании;
Формировать представления о значении двигательной активности в жизни человека. Учить использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем;
Учить активному отдыху;
Расширять представления о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур;
Расширять представление о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.
Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности.
Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.
Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:
- художественным образованием и воспитанием детей;
- формированием эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);
- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);
- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.
С раннего возраста необходимо учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него, чаще обращаться к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе побуждающим к диалогу; воспитывать у детей интерес к театральной деятельности, создавать ситуации, в которых персонажи кукольного театра вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки. Поэтому наша цель: добиться активного взаимодействия с театрализованной куклой и реакцией со стороны детей.
Задачи:
- пробуждать интерес к театрализованной игровой деятельности;
- развивать интерес к инсценированию;
- воспитывать умение сопереживать героям;
- познакомить с видами театра (соответственно возрасту).
В первой младшей группе формирую у детей простейшие образно-выразительные умения (например, имитировать характерные движения сказочных персонажей — животных).
В работе с детьми, в основном, я использую игры – драматизации с пальчиками, с куклами бибабо, импровизацию (например, «Друзья Зайчика»). В группе используется так же настольный театр (на фланелеграфе, картонный, деревянный), театр помпонов и коробок.
Игры - драматизации провожу как в первой (во время совместной деятельности с детьми, перед обедом), так и во второй половине дня (по желанию детей). Игры основаны либо на прочтении художественного произведения (например, сказок «Репка», «Колобок» и других; потешек, русских народных песен «Котя, котенька, коток», «Сидит белка на тележке» и других), либо сюжет придумываю сама (например, «Путешествие Котенка и его друзей»). Во время таких игр дети являются «зрителями», развиваю у них такие умения, как:
- быть доброжелательными зрителями;
- умение досмотреть и дослушать до конца;
- похлопать в ладоши;
- сказать «спасибо» артистам.
Во время театрализованной игры осуществляю взаимодействие с детьми, интонацией выражая определенные настроения и чувства, как свои, так и персонажа, стараюсь побуждать малышей к высказыванию своих чувств, впечатлений при восприятии драматизации.
С детьми, которые умеют разговаривать уже стараемся проиграть небольшой сюжет вместе по желанию детей.
В совместной игре беру на себя инициативу, но одновременно поощряю самостоятельные действия детей.
Совместно с музыкальным руководителем инсценируем песенки (например, «Веселый поезд», «Кошка и котенок» и другие).
Анализ
физкультурно-оздоровительной
работы в первой младшей группе.
Воспитатель:
Кондрашова О.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл валеологических игр, направленных на формирование здорового образа жизни у дошкольников
Формировать привычку к здоровому образу жизни необходимо с самого раннего возраста. Предложенный цикл валеогических ...
Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии
Обобщение педагогического опыта на тему: Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии....
Формирование здорового образа жизни у дошкольников.
Для чего нужно формировать навыки здоровый образ жизни у дошкольников?И почему именно в период дошкольного детства считается наиболее эффективным формирование ЗОЖ?...
Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии
Опыт работы по валеологическиму воспитанию...
Сетка занятий для формирования здорового образа жизни у дошкольников.
Выдающийся педагог Януш Корчак писал: "Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, повыбили б...
Формирование здорового образа жизни у дошкольников
Опыт работы по формированию здорового образа жизни в ДОУ...
Конспект ООД Формирование здорового образа жизни у дошкольников. "Моё здоровье в моих руках"
Формирование представлений у детей о здоровом образе жизни....