Конспект НОД "Командир моего организма – мозг"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий.
Тема: «Командир моего организма – мозг».
Цель: Дать детям представление о том, что мозг - важный орган человеческого организма, без которого человек не может жить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
komandir_moego_organizma_-_mozg.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное Учреждение «Детский сад №2» с.Черниговка
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий.
Тема: «Командир моего организма – мозг».
Автор-составитель : Панина Н.И воспитатель
с. Черниговка
2015г
Цель: Дать детям представление о том, что мозг - важный орган человеческого организма, без которого человек не может жить.
Задачи:
Образовательные: формировать знания о том, что мозг является своеобразным «командиром» принимающим сигналы от своих пяти «разведчиков» (глаза, язык, уши, нос, руки) и посылающим команды выполнить то или иное действие различным органам. Закрепить знания детей об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание) и уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии им окружающего мира. Познакомить детей с его удивительным свойством – памятью.
Развивающие: Развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.
Воспитательные: Формировать бережное отношение к своему организму, навыков сотрудничества, самостоятельности, активности.
Планируемые результаты: Формирование потребности здорового образа жизни приведет к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Таким образом, сформированные традиции здорового образа жизни становятся достоянием наци, государства, неотъемлемой частью жизни людей.
Метод наглядный (наблюдение, рассматривание картин, демонстрация видеороликов; показ изображений с применением компьютеров),словесный (проблемные вопросы, художественное слово), практический – поиск.
Приемы: вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности); указание (целостное и дробное); пояснение; объяснение; педагогическая оценка; беседа (после просмотра видеоролика).
Технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативная, личностно-ориентированное взаимодействие с детьми
Оборудование:
Демонстрационный материал, презентация ,цветная таблица с изображением мозга, карточка мозг, череп, грецкие орехи, карточки с изображением органов чувств, схема «Цветовые центры мозга», рисунок с изображением кораблика, правила «Как сохранить мозг здоровым»). Тарелочка с продуктами (булка, апельсин, чеснок), три стакана воды, различной на вкус (солёная, сладкая, кислая), трубочка на каждого ребенка, лист бумаги на каждого ребенка, простые карандаши, грецкие орехи.
Активизация словаря:
Центр зрения, слуха, осязания и обоняния, извилины, кора мозга.
Предварительная работа:
Беседа и рассматривание с детьми картин, иллюстраций, презентаций , фотографий «мое тело». Чтение художественной литературы, дидактические игры.
Ход занятия
I – Вводная часть
Дети стоят в кругу.
Воспитатель: чтение стихотворения В.Новикова, показ детьми частей тела на схеме тела человека
« Есть четыре помощника на службе у тебя,
Не замечая, их используешь шутя:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать,
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик – запах различать.
Быть у каждого должна очень "умной" голова.
Я верчу ею как умею голова сидит на шее
Животик, спинка, грудь, их вместе всех зовут – туловище.
Съел еду я всю, и вот мой наполнился живот.
На прогулке не забудь закрывать от ветра грудь
Руки – чтоб ласкать, трудиться, воды из кружечки напиться.
На руке сидят мальчики очень дружные пальчики
Бегут по дорожке резвые ножки.
Спотыкнулся через Генку и ушиб себе коленку .
Ребята, какие части тела мы не назвали и не показали?»
Дети: - Плечи, таз, бедро, стопа. Воспитатель: -Молодцы хорошо вы знаете строение тела человека.
II. Основная часть.
I.Вводная беседа.
Дети сидят на стульях перед компьютером.
Воспитатель: -Кто такой командир? (Ответы детей)
Воспитатель :- А знаете ли вы, что в каждом из нас живет вот такой «командир»?
(Педагог показывает детям цветную таблицу с изображением мозга)
- Кто из вас знает, как его зовут? (Ответы детей)
Воспитатель : - Это головной мозг - самый главный наш орган, без которого мы не можем жить. (Воспитатель предлагает детям показать на себе месторасположение мозга). Правильно, мозг надежно спрятан в нашей черепной коробке (цветная таблица с изображением черепа) . Человеческий мозг сложно устроен, но самая главная его часть - это кора мозга. На что она похожа? (Показывает половинку грецкого ореха без скорлупы и предлагает сравнить ее с «извилистыми, спутанными морщинками – бороздками» коры головного мозга) Сложный узор у извилин головного мозга. У каждого человека извилины различные. А знаете, дети, у нашего мозга есть секрет, хотите, я вам его открою? У нашего «командира» - мозга есть память. Он может запоминать на долгие - долгие годы множество запахов, картин, звуков и никогда их не забывать. Наш мозг можно сравнить с компьютером – (Картинка). Почему? (Ответы детей.) А как вы думаете, какие органы помогают мозгу всё это запомнить?
Дети: - Глаза, уши, нос, язык, руки.
Воспитатель : - Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки. Они помогают нам познать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками.
Воспитатель: -Давайте поиграем.
2. Игровое упражнение «Угадай, кто тебя позвал?» Один ребенок отворачивается, а остальные по очереди называют его имя. Ребенок-водящий угадывает голоса товарищей.
Воспитатель: -Кто, Саша, тебе подсказал, что это был голос Сережи?
Сережа: - Память.
Воспитатель: -При помощи чего ты узнал его голос?
Сережа : - Ушей.
Воспитатель: -Это первый наш помощник. Слух для человека - это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их .
3. Игровое упражнение «Определи на вкус».
Воспитатель предлагает детям попробовать прозрачную воду из трех стаканов, приглашая три человека одновременно.
Воспитатель: -Что же ваша память вам подсказывает? (В первом стакане вода кислая, во втором - соленая, в третьем - сладкая). От кого вашему «командиру» - мозгу пришло такое сообщение? (От языка). Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Скажите, какими бывают продукты на вкус? (Горькими, сладкими, кислыми, солеными). Это второй помощник .
4. Игровое упражнение «Узнай по запаху».
Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится на тарелке (апельсин, чеснок, хлеб).
Воспитатель: - Ребята, под этой салфеткой кое - что спрятано. Давайте попробуем угадать по запаху, что там находится. А наши помощники-носики нам в этом помогут. Нос – третий помощник. (Дети поочередно выполняют задание)
- Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику.
5. Дыхательная гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже -
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко - легко подышим.
(Глубокий вдох, через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком ААААА, руки в такт выдоху опускаются вниз).
6. Игровое упражнение «Узнай друга».
Из группы детей выбираются два человека. С закрытыми глазами они «исследуют» других детей, касаясь руками головы, волос, одежды.
Воспитатель : -Кто же тебе подсказал, что это был Саша? (Память). А от кого мозг принял донесение, что это был Саша? Это наши руки – четвертый помощник
7. Игровое упражнение «Зрительный диктант».
Дети садятся за столы. Воспитатель несколько секунд показывает рисунок с корабликом. Дети должны нарисовать увиденное изображение на листе. (Дети выполняют задание).
Воспитатель: -Кто передал мозгу эти сведения?
Дети: -Глаза.
Воспитатель: --Кто подсказал, что это кораблик?
Дети: -Память.
Воспитатель: - -От кого мозг принял сигнал?
Дети: - От глаз
Воспитатель: - Это пятый помощник. Давайте сделаем гимнастику для глаз.
8. Гимнастика для глаз «Белка».
Белка дятла поджидала, (Резко перемещать взгляд вправо - влево)
Гостя вкусно угощала:
- Ну-ка, дятел, посмотри (Перемещать взгляд вверх - вниз)
Вот орехи: раз, два, три!
Пообедал дятел с белкой (Помигать глазами)
И пошел играть в горелки. (Закрыть глаза и открыть).
Воспитатель: - Мы узнали, что у нашего мозга есть память. А помогают ему запоминать наши (органы чувств). Давайте рассмотрим с вами схему «Цветовые центры мозга»: зрительный слуховой, тактильный, обонятельный, вкусовой. (Воспитатель показывает схему). Теперь вы знаете, почему я наш мозг все время называю «командиром»? (Ответы детей). Мозг в считанные секунды принимает сигналы, поступающие из различных органов тела, сортирует их, а затем посылает команды всем частям тела (пальцам, векам, ногам, носу, плечам) выполнить то или иное действие. Все эти центры мозга умеют работать вместе, вот как мы с вами.
III. Итог занятия.
Воспитатель: - А как сохранить мозг здоровым? Что для этого необходимо делать?
Дети: - Делать зарядку; соблюдать режим; правильно питаться; быть на свежем воздухе;
Литература:
1. Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-N1.-С.114-117.
2.Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист.-2005.-N4.-С.61-65.
3.Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.-N2.-С.171-187.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Командир моего организма – мозг».
Конспект открытого занятия в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих технологий...
Презентация к конспекту игре - занятию в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих технологий Тема: «Командир моего организма – МОЗГ».
Цель:· Дать детям представление о том, что мозг - важный орган человеческого организма, без которого человек не может жить....
Занятие по валеологии на тему «Витамины для моего организма»
Данное занятие поможет сформировать у детей представление о правильном режиме дня и правильном питании, учить осознанно относиться к своему питанию, отличать полезные для здоровья продукты от вредных,...
Проект: «Витамины-друзья моего организма»
Приобщение детей дошкольного возраста к здоровой пище, содержащей витамины....
Открытое занятие "Витамины для моего организма"
На открытом занятии мы сформировали у детей потребность к здоровому образу жизни, научили детей определять свое настроение и выражать его мимикой и жестами, закрепили знания детей о пользе овощей и фр...
НОД "Командир моего организма"
НОД по валеологии...
Конспект занятия по валеологии Тема: «Командир моего организма – мозг».
Цель: Дать детям представление о том, что мозг - важный орган человеческого организма, без которого человек не может жить.Задачи:Образовательные: формировать знания о том, что мозг является своеобразн...