Картотека физкультминуток
материал на тему
В материале отмечается значение физкультминуток для здоровьесбережения дошкольников, а также собраны различные физкультминутки , которые можно использовать во время НООД с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_fizkultminutok.docx | 43.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека физкультминуток во время непосредственно-организованной образовательной деятельности с детьми.
Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей дошкольного возраста необходим особый двигательный режим, отличающийся разнообразием форм физического воспитания. Одной из таких форм являются физкультурные минутки. Они проводятся с целью снижения утомления и снятия статического напряжения у детей дошкольного возраста. Умственное утомление распознается, прежде всего, по снижению внимания. В результате длительного статического напряжения у ребенка сутулится спина, опускаются плечи, замедляется кровообращение, что приводит к нарушению осанки, отрицательно сказывается на работе жизненно важных функций организма, в итоге негативно отражается на здоровье дошкольника.
Физкультурные минутки для занятий по развитию математических представлений
«Раз-два-три-четыре-пять»
Чтоб получше нам размяться,
Будем глубже наклонятся.
Наклоняемся вперед,
А потом наоборот.
(Наклоны вперед и назад.)
Вот еще одно заданье-
Выполняем приседанья.
Не ленитесь приседать!
Раз-два-три-четыре-пять.
(Приседания.)
Мы шагаем дружно, бодро,
Но пора закончить отдых.
(Ходьба на месте.)
«Раз подняться, потянуться»
Раз подняться, потянуться.
Два согнуться, разогнуться.
Три- в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре-руки шире.
Пять-руками помахать.
Шесть-за столик тихо сесть.
(Выполняются движения по тексту.)
Физкультурные минутки для занятий развития речи детей
«Мы на лыжах в лес идем»
Мы на лыжах в лес идем,
Мы взбираемся на холм.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
(Дети машут руками, словно работают лыжными палками.)
Вдруг поднялся сильный ветер,
Он деревья крутит, вертит
И среди ветвей шумит.
Снег летит, летит, летит.
(Вращение туловищем вправо и влево.)
По опушке зайчик скачет,
Словно белый мягкий мячик.
Раз прыжок и два прыжок-
Вот и скрылся наш дружок!
(Прыжки.)
Хоть приятно здесь кататься,
Надо снова заниматься.
(Дети садятся за парты.)
Головою мы вращаем,
Будто твердо отвечаем:
«Нет, не буду, не хочу!»
Это детям по плечу.
(Вращение головой вправо и влево.)
«Мы летим под облаками»
Мы летим под облаками,
А земля плывет под нами:
Роща, поле, сад и речка,
И дома, и человечки.
(Махать руками, словно крыльями.)
Мы летать устали что-то,
Приземлились на болото.
(Несколько глубоких приседаний.)
Физкультурные минутки для занятий по изобразительной деятельности
«Разотру ладошки сильно»
Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно, и вытягивать начну,
Затем ручки я помою, пальчик в пальчик я вложу,
На замочек я закрою и тепло поберегу.
Выпущу я пальчики, пусть бегут, как зайчики.
(Выполняются движения по тексту.
После разминки встряхиваем кистями рук.)
«Мою руки»
Мыло бывает
(Дети намыливают руки.)
Разным-преразным:
(Соединяют подушечки указательных пальцев.)
Синим,
(Соединяют подушечки средних пальцев.)
Зеленым,
(Соединяют подушечки безымянных пальцев.)
Оранжевым,
(Соединяют подушечки мизинцев.)
Красным…,
(Отображают эмоцию удивления: поднимают вверх брови, округляют глаза.)
Но не пойму,
(Приподнимают плечи, разводят в стороны руки.)
Отчего же всегда
(После окончания упражнения расслабляют мышцы тела.)
Черной-пречерной
(Свободно свесив руки, слегка согнув колени и наклонив голову вперед.)
Бывает вода?
Физкультурные минутки
Гимнастика для глаз,
- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно секунд 5.
- Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами замедленными движениями указательного пальца: влево – вправо, вверх – вниз.
- В среднем темпе сделать 3 – 4 раза круговые движения глазами вправо, затем влево.
- Сидя, поставить руки на пояс, повернуть голову вправо и посмотреть на локоть левой руки, и наоборот.
- Указательными пальцами поделать легкие точечные массирующие движения верхних и нижних век.
Физкультурные минутки
Гимнастика для улучшения слуха.
- Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать теплыми.
- Найдите ямочку возле козелка. Нажали на ямочку сразу обеих ушек – отпустили, нажали, отпустили.
- Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили.
- Массируем круговыми движениями всё ухо в одну сторону, в другую. Массировать нужно сразу оба уха.
- Начинаем дергать себя за ушки – сначала 20 раз вниз, а потом беремся за серединку и дергаем тоже 20 раз.
- Снова возьмитесь за мочку уха и хорошенько её помассируйте.
- Потяните ушки в сторону – снова 20 раз.
- Теперь выгибаем их вперед, а затем в обратную сторону (20 раз).
Физкультурные минутки для улучшения мозгового кровообращения
- Исходное положение – сидя на стуле. 1 – голову наклонить вправо; 2 – исходное положение; 3 – голову наклонить влево; 4 – исходное положение; 5 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 – исходное положение. Повторить 3 – 4 раза. Темп медленный.
- Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо; 2 – исходное положение; 3 – поворот головы налево; 4 – исходное положение. Повторить 4 – 5 раз. Темп медленный.
Физкультурные минутки для снятия утомления с плечевого пояса
- Исходное положение – стоя, руки на поясе. 1 – правую руку вперед, левую вверх; 2 – переменить положение рук. Повторить 3 – 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Затем повторить еще 3 – 4 раза. Темп средний.
- Исходное положение – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 – 2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед; 3 – 4 – локти назад, прогнуться. Повторить 5 – 6 раз, затем руки вниз потрясти или расслабленно. Темп медленный.
Физкультурные минутки для снятия напряжения с мышц туловища
- Исходное положение – стойка, ноги врозь, руки за голову. 1 – 3 – круговые движения тазом в одну сторону; 4 – 6 – то же в другую сторону; 7 – 8 – руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.
- Исходное положение – стойка ноги врозь. 1 – 2 – наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая согнутая – вдоль тела вверх; 3 – 4 – исходное положение; 5 – 8 – то же в другую сторону. Повторить 5 – 6 раз. Темп средний.
Следует отметить, что вышеперечисленные физкультурные минутки проводятся без использования специальных материалов и оборудования. Также детям можно предложить упражнения с такими пособиями, как флажки, погремушки, кубики. Интересны воспитанникам упражнения с ленточками, палками, круговой веревкой, обручами.
В заключении можно сделать следующие выводы: детям дошкольного возраста на протяжении одного и нескольких занятий трудно постоянно удерживать активное внимание. Все родители и педагоги должны понимать, как нелегко малышам находиться в абсолютном покое. Снижение внимания проявляется в «двигательном беспокойстве». Это поведение физиологически оправдано, так как различные движения руками, ногами, туловищем, головой препятствуют чрезмерному напряжению мышц. Излишняя подвижность может затем смениться вялостью, пассивностью, а главное – безразличием к учебному процессу. Проявление «двигательного беспокойства» одновременно служит сигналом для воспитателя, что ребята утомлены.
Для предупреждения утомления детям необходим отдых в виде физических упражнений, в физкультминутки являются непродолжительным активным отдыхом.
Значение физкультминутки заключается в смене характера деятельности и позы ребенка путем двигательной активности, снимающей утомление, восстанавливающей эмоционально-положительное состояние. Изучение влияния упражнений разного характера и интенсивности на физическое состояние и умственную работоспособность детей показало, что упражнения, включаемые в физкультминутки, должны вызывать у детей эмоциональность, быть интенсивными.
Выбор времени проведения физкультминутки на занятии зависит от физической подготовленности детей, их возраста, индивидуальных различий в пределах одного и того же возраста. Поэтому одним из важных критериев является наблюдение воспитателя не только за поведением детей и их двигательными неадекватными действиями, но и снижением внимания в процессе обучения.
Список вспомогательной литературы:
- Алямовская В.Г. Материалы курса «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении». – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005.
- Коваль В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. – М.: ВАКО, 2005.
- Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
Сивачева Л.Н. Физкультура – это радость! – СПб.: Детство-пресс, 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека физкультминуток
Карточки с описанием движений в соответствии с текстом физкультминуток....
Картотека физкультминуток и гимнастики для глаз
Комплекс физкультминуток и гимнастики для глаз предназначен для детей дошкольного возраста с целью предупреждения утомляемости и профилактики нарушений зрения...
Картотека физкультминуток во 2-ой младшей группе.
Картотека Физкультминуток...
Картотека физкультминуток
Физкультминутки для занятий...
картотека физкультминуток
веселые физкультминутки...
Картотека Физкультминуток
Картотека физкультминуток будет полезна воспитателям, а также и родителям...
Комментарии
Полезный практический
Полезный практический материал для педагогов. Передам своим воспитателям для работы.