Мастер-класс «Пальчиковая гимнастика»
учебно-методический материал на тему

Гоч Екатерина Сергеевна

Мастер-класс «Пальчиковая гимнастика»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл goch_e.s._master-klass_palchikovaya_gimnastika.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Пальчиковая гимнастика»

"Ум ребенка находится на кончиках пальцев". В. А. Сухомлинский

Одним из видов здоровьесберегающей технологии является пальчиковая гимнастика. Как вы помните, у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Малыша даже можно немного приподнять. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения.

Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1) выполнение упражнений ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что стимулирует развитие речи;

2) игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка;

3) малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять;

4) если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, усилится контроль за выполняемыми движениями;

5) развивается память ребенка, т. к. он учится запоминать определенное положение рук и последовательность движений;

6) у малыша развиваются воображение и фантазия;

7) в результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцев приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, помогайте ребенку координированно и ловко ими манипулировать. Обращайте внимание на овладение ребенком простыми, но в то же время жизненно важными умениями - держать чашку, ложку, карандаши, умываться. Например, если в четыре года он не умеет доносить в пригоршне воду до лица - значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура.

Обнаружив отставание у ребенка, не огорчайтесь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой.

Упражнения для пальчиковой гимнастики

1. «Моя семья»

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

 Вот и вся семья.

(Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов "Вот и вся семья" второй рукой охватывать весь кулачок).

2. «Утята»

Раз-два – шли утятя,

Три-четыре - за водой.

А за ними плелся пятый,

Позади бежал шестой.

А седьмой от них отстал.

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал.

А десятый испугался –

Громко-громко запищал:

- Пи-пи-пи - не пищи!

- Мы тут рядом, поищи!

(Поочередно сгибать все пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого, а со звуков "Пи-пи-пи. " - ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук) .

3. «Жук»

Я веселый майский жук.

Знаю все сады вокруг,

Над лужайками кружу,

А зовут меня Жу-жу.

(Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны ("усы"). Шевелить "усами").

4. «Дождик»

Дождик-дождик,

Полно лить,

Малых детушек мочить!

(Подушечки правой (левой) руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола (как играть на пианино).

5. «Шарик»

Надувайся, шарик, больше!

Лучше щечки раздувай!

Поиграй ты с нами дольше:

Катись, прыгай и летай!

(Кончики пальцев обеих рук прижать друг к другу, ладошками образовать маленький, а затем – большой «шарик». Когда воздух «выходит», принять ладонями и. п) .

Игры в адаптационный период с детьми двух-трех лет.

Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в ДОУ. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в саду приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.

Поэтому, чтобы малыши легче и быстрее прошли период адаптации, необходимо им в этом помочь, попробовать увлечь и заинтересовать их совместными с воспитателем играми. Например, играми, проведенными ниже.

Иди ко мне. 

Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает:

«Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!»

Игра повторяется.

Пришел Петрушка.

Ход игры. Воспитатель приносит Петрушку (игрушку, рассматривает его с детьми.

Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям.

Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются.

Выдувание мыльных пузырей.

Ход игры. Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри.

Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, а не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержатся на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись

Земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать мыльные пузыри. Напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи.

Хоровод.

Ход игры. Воспитатель держит ребенка за руки и ходит по кругу,

приговаривая:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Кружим, кружим хоровод.

До того мы закружились,

Что на землю повалились.

БУХ!

При произнесении последней фразы оба «падают» на землю.

Вариант игры: Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Водим, водим хоровод.

Как заканчиваем круг,

Дружно прыгаем мы вдруг.

Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.

Прячем мишку.

Ход игры. Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говоря: «Где мишка?», ищет его вместе с ребенком. Когда малыш

найдет игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося «ку-ку». Когда ребенок найдет воспитателя, он перебегает и прячется в другом месте. В конце игры взрослый предлагает спрятаться ребенку.

Поезд.

Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я- паровоз, а вы – вагончики». Дети встают в колонну друг за другом. держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу».

Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка».

Через некоторое время «поезд» опять отправляется в путь.

Эта игра способствует отработке основных движений- бега и ходьбы.

Хоровод с куклой.

(проводится с двумя-тремя детьми)

Ход игры. Воспитатель приносит новую куклу. Она «здоровается» с детьми, гладит каждого по голове. Взрослый просит детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла «предлагает» потанцевать». Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребенку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую мелодию.

Вариант: игра проводится с мишкой.

Догонялки.

(проводится с двумя-тремя детьми)

Ход игры. Кукла, знакомая детям по игре «Хоровод с куклой», говорит, что хочет поиграть в догонялки. Воспитатель побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму; кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает: «Вот мои ребятки».

Вариант: игра проводится с мишкой.

Собирание «сокровищ»

Ход игры. На прогулке воспитатель собирает вместе с ребенком «сокровища» (камешки, стручки, веточки, листья, раковины) и складывает их в корзину. Выясняет, какие «сокровища» вызывают у малыша наибольший интерес (это подскажет дальнейшие пути общения). Затем называет какое-либо «сокровище» и просит достать его из корзины.

ребенку.

Покатаемся на лошадке.

Ход игры. Воспитатель сажает ребенка на лошадку- качалку и говорит: «Маша едет на лошадке. (Далее произносит тихим голосом.) Нно-нно». Ребенок повторяет тихо:» Нно-нно».

Взрослый: «Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей:

«Нно-нно, беги, лошадка». (При этих словах взрослый сильнее

раскачивает ребенка)

Малыш повторяет фразу вместе с воспитателем, затем самостоятельно. Взрослый добивается, чтобы ребенок произносил звук /н / протяжно, а все звукосочетание- громко и четко.

Игра развивает речевую активность.

Дуть во что-нибудь и на что-нибудь.

Ход игры. Воспитатель дует на маленький воздушный шарик через

соломинку, заставляя его перемещаться по комнате. Дует на все пальцы, затем на каждый отдельно. Сдувает листочек с ладони ребенка. Дует на цветок или травинку. Ребенок повторяет действия взрослого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Мир пальчиковых игр"

Исследования ученых показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша,...

Мастер-класс по пальчиковой гимнастике для детей и родителей второй младшей группы "Семья".

Данное мероприятие  направлено  на реализацию системы занятий по развитию речи с использованием разнообразных форм пальчиковых игр.Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра...

Мастер-класс по пальчиковому театру

Знакомство детей с пальчиковым театром. Конспект занятия по театрализованной деятельности «Теремок» в старшей группе.Цель:создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной ...

Мастер-класс "Нетрадиционная пальчиковая гимнастика"

Цель: Познакомить с методами и приемами проведения нетрадиционной пальчиковой гимнастики;раскрыть актуальность пальчиковой гимнастики в логопедической работе;расширять взаимосвязь ...

Мастер класс по зрительной гимнастике. Виды зрительной гимнастики.

Зачем нужна зрительная гимнастика? И когда ее проводить? Здесь вы узнаете о ее разнообразии и правилах применения зрительной гимнатсики....

Мастер-Класс"Прием-пальчиковая гимнастика"

Роль  пальчиковой гимнастики  на развитие речи малышей....