Мастер-Класс"Прием-пальчиковая гимнастика"
методическая разработка (младшая группа)
Роль пальчиковой гимнастики на развитие речи малышей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovaya_gimnastika.docx | 15.75 КБ |
palchikovaya_gimnastika.docx | 71.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс «Прием-пальчиковая гимнастика»
В первой младшей группе у большинства детей заметна недостаточно развитая речь. Развивать речь помогает прием-пальчиковой гимнастики. Я провожу этот прием в первую, во вторую половину дня, а также во время ООД и на прогулке. Короткие эмоциональные стишки легко разучиваются и запоминаются путем выполнения упражнений и ритмических движений пальцами.
Сейчас проведу небольшой показ примера, как я использую этот прием в занятиях по развитию речи:
Кошка-пальч.гимнастика.
А у кошки ушки
Ушки на макушке
Чтобы лучше слышать
Мышь в ее норушке.
Как кошечка мяукает?( МЯУ)
А как мышка говорит?(Пи-пи-пи).
Кошечка большая, она громко мяукает, давайте и мы громко повторим песенку кошечки.
А мышка маленькая, она тихо говорит, давайте и мы тихо.
Видно из этого фрагмента, что пальчиковая гимнастика плавно перетекла в игру на развитие силы голоса «Громко-тихо». Дети с удовольствием повторяют движения и имитируют звуки животных.
А можно после пальчиковой гимнастики включить и физ-минутку. Потянемся или подвигаемся как кошечки и побегаем как мышки. Можно вспомнить потешку про котика или стишок.
Вывод: Считаю, что если не будут развиты пальчики, то не будет и четкой внятной речи. Также пальчиковая гимнастика способствует улучшению произношения многих звуков, а также развитию мелкой и крупной моторики руки.
В течении года буду следить за правильным выполнением гимнастики маленьких детей 1 младшей группы. По этой теме составила картотеку пальчиковой гимнастики, которая соответствует темам недели за год.
Предварительный просмотр:
Картотека пальчиковой гимнастики по темам недели
для детей раннего возраста
1-2 неделя Сентябрь-Адаптация «Детский сад наш так хорош!»
Мы пришли в детский сад. «Солнце»
Пальцы широко раздвину. (Перекрещенные ладони прижать друг к другу,
Руки так соединю. (пальцы раздвинуты в стороны),
Это солнышко с лучами. (пошевелить пальцами)
Рады все его теплу.
ДЕТСКИЙ САД» (пальчиковая гимнастика )
Детский сад, детский сад,
Он всегда ребятам рад. (хлопки на каждое слово)
Буду в садике играть (показ жеста «ку-ку» - спрятаться)
И конструктор собирать, (пальцы кистей соприкасаются)
И игрушки за собой убирать. (руки движутся вправо-влево)
Буду бойко танцевать (приседание)
И лепить, и рисовать, (имитировать лепку, рисование)
Буду песни каждый день напевать. (руки сложить "замком" перед собой)
3 неделя Сентябрь «Вкусные дары осени»
Овощи – фрукты
В огороде много гряд, (Сжимают и разжимают пальцы.)
Тут и репа, и салат, (Загибают пальцы поочерёдно.)
Тут и свёкла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород (Хлопают в ладоши.)
Нас прокормит целый год.
Пальчиковая гимнастика «Ягоды»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
С ветки ягодки снимаю, (Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладит каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.)
И в лукошко собираю. (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)
Будет полное лукошко, (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной ладошкой.)
Я попробую немножко. (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой
Я поем ещё чуть-чуть, достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.)
Лёгким будет к дому путь! (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.)
Пальчиковая гимнастика «Грибы»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Красный-красный мухомор- (Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.)
Белых крапинок узор. (Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой рука показываем «крапинки».)
Ты красивый, но не рвём! (Погрозили пальчиком.)
И в корзинку не берём! (Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)
Пальчиковая гимнастика «Овощи»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Я – зелёная капуста, (Руки перед собой образуют круг.)
Без меня в кастрюле пусто. (Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».)
Листья снимете с меня, (Разводим руки в стороны.)
И останусь только я!
Овощи» (пальчиковая гимнастика)
В огород пойдем, маршировать на месте
Урожай соберем.
Мы морковки натаскаем, имитировать, как таскают
И картошки накопаем, копают
Срежем мы кочан капусты срезают
Круглый, сочный, очень вкусный. показать руками
Щавеля нарвем немножко «рвут»
И вернемся по дорожке. идти по кругу, взявшись за руки
Пальчиковая гимнастика «Фрукты»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Жёлтый-жёлтый наш лимон, (Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.)
Кислым соком брызжет он. (Пальцы резко разводим в стороны.)
В чай его положим (Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и «опускаем лимон в чай».)
Вместе с жёлтой кожей. (Пальцы в том же положении, делаем вращательные движение «помешиваем чай».
Апельсин
(Рука сжата в кулачок)
Мы делили апельсин.
(Крутим кулачком вправо-влево)
Много нас, а он один!
(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)
Эта долька для ежа,
(Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для чижа,
(Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для утят,
(Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для котят,
(Разгибаем мизинчик)
Эта долька для бобра,
(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Ну, а волку - кожура.
(Двумя руками показываем волчью пасть)
Он сердит на нас - беда!
(Складываем руки домиком)
В домик прячемся – сюда.
4 неделя Сентябрь «Мои любимые игрушки»
«ЮЛА» (пальчиковая гимнастика)
Я юлу кручу, верчу,
И тебя я научу.
Большим пальцем проводить по кончикам других пальцев, от указательного до мизинца и наоборот. Выполнять как правой, так и левой рукой.
МОИ ИГРУШКИ» (пальчиковая гимнастика )
Покажу я вам игрушки:
Это курочки пеструшки,
Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв), остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок).
Это зайка,
Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца), остальные прижать к ладони.
Это пёс.
Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец направлен вверх (ушко).
Вот машинка без колёс.
Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки.
Это книжки-раскладушки.
Вот и все мои игрушки.
Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть
Игрушки
У Антошки есть игрушки:
Вот веселая лягушка.
Вот железная машина.
Это мяч. Он из резины.
Разноцветная матрешка
И с хвостом пушистым кошка.
Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого.
5 неделя Сентябрь ««Наша дружная семья»
Пальчиковая гимнастика : «Дедушка и бабушка»
Здесь бабушкины очки (соединить большие и указательные пальцы обеих рук в колечки и приложить к глазам),
А вот ее чашка (сложить руки чашкой).
Любит она руки вместе сложить (положить одну ладонь на другую)
И на колени положить (затем положить руки на колени).
Здесь у дедушки очки (аналогично предыдущему действию, только очки сделать большего размера),
А там его палка (одну прямую руку опустить вниз и сжать кулак).
Любит он почитать (согнуть руки перед собой, развернув раскрытыми ладонями вверх, изображая книжку),
А затем немного поспать (сложить ладошки под щечкой и закрыть глаза).
Наша семья
(По очереди разгибайте пальчики, начиная с большого)
Этот пальчик большой -
Это папа дорогой.
Рядом с папой - наша мама.
Рядом с мамой - брат старшой.
Вслед за ним сестренка -
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш -
Это славный наш малыш.
Семья
Этот пальчик - дедушка (большой),
Этот пальчик - бабушка (указательный),
Этот пальчик - папочка (средний),
Этот пальчик - мамочка (безымянный),
Этот пальчик - я (мизинец).
Вот и вся моя семья.
Хлопать в ладоши
1 неделя Октябрь «Домашние птицы»
Гуси
Гуси песню распевали — гагага, гагага.
(смыкаем большой с остальными пальцами на руке — изображаем клюв гуся)
Посидели
(кулачки сжали и положили на коленки)
Поклевали
(пальцы собираем в щепотку и стучим (тыкаем) ими по коленкам)
Маму с Димой пощипали — гагага, гагага
(щипаем ножки)
Но от них мы убежали.
(пальчики бегут по ножкам)
Гусята
Вышли гусятки
(руки согнуты в локтях, держим на уровне груди)
Утром на зарядку.
(разводим руки в стороны)
Наклонялись, приседали,
(наклоны и приседания)
Раз-два, раз-два,
По тропинке пробежали
(бег на месте или по кругу)
Туда-сюда.
Так они старались
(проводим рукой по лбу, вытирая пот)
Даже запыхались.
Загрустили наши гуси,
Видно, кушать захотели.
Поскорее подбегите,
И гусяток накормите.
(«щиплем» травку)
Две курицы
В сарае две курицы жили,
(большие пальцы поднимаем, сгибаем-разгибаем в ритме текста)
Цыплят на прогулку водили
(постепенно разгибаем остальные пальцы)
За каждой ходили четыре ребёнка,
Четыре красивых послушных цыплёнка.
(дотрагиваемся подушечкой большого пальца до кончиков остальных в ритме текста)
Цыплята любили все вместе гулять,
Толкаться, пищать, червячков искать.
(пальцы переплетаем и быстро ими шевелим)
Как только стемнеет — все к мамам бегут,
(сжимаем кулачок)
Прижмутся друг к другу и сразу заснут.
(ритмично загибаем пальцы, возвращая руки в исходное положение)
Красавец петушок
Ах, красавец-петушок.
На головке — гребешок.
(ладонь вверх, указательный палец опирается на большой, остальные расставлены вверх)
Лапы кверху поднимает,
(поднять руки вверх поочерёдно и опустить плавно вниз)
Важно головой качает.
(наклонить голову вниз и затем вверх поднять)
Раньше всех петух встаёт,
Громко на заре поёт:
(разводить и сводить указательный и большой палец)
Кукареку! Хватит спать!
Всем давно пора вставать.
(поднять руки резко вверх)
Курочка
Вышла курочка гулять,
(шагают указательным и средним пальцами каждой руки)
Свежей травки пощипать,
(щиплющие движения всеми пальцами каждой руки)
А за ней ребятки — желтые цыплятки.
(бегут всеми пальцами обеих рук)
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
(хлопают в ладоши)
Не ходите далеко,
(грозят пальцем ведущей руки)
Лапками гребите,
(гребущие движения пальцами обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола)
Зернышки ищите»
(дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой-указательный, большой-средний и т.д.)
Петушок
Петушок наш вдруг проснулся,
(ладонь вверх, указательный палец опирается на большой, остальные расставлены вверх)
Прямо к солнцу повернулся.
(повертеть кистью руки в разные стороны)
Кукарекнул раз, два, три!
(разводить и сводить указательный и большой палец)
Ты сегодня не проспи.
2 неделя Октябрь «Домашние животные»
Котик.
Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.
Черепаха.
(Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.)
Вот моя черепаха, она живет в панцире.
Она очень любит свой дом.
Когда она хочет есть, то высовывает голову.
Когда хочет спать, то прячет её обратно.
Домашние животные
Вот, убрав царапки, кошка моет лапки. («Моем руки».)
Мордочку и ушки (Круговые движения ладонью по лицу.)
На своей макушке. (Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем,
как кошка моет ушки.)
Побежали вдоль реки (Двигают указательными и средними пальцами по
поверхности стола от себя к краю. Повторяют несколько раз.)
Котята наперегонки.
«Кот Мурлыка»
Вот кот Мурлыка ходит, Лёгкими, свободными кистями рук выполнять движение
Он всё за мышкой бродит. «кошечка».
Мышка, мышка, берегись, Погрозить пальчиком левой руки, затем правой.
Смотри коту не попадись.
«А-а-а-ам!» Сделать резкое движение пальцами обеих рук («кошечка») и
Сжать пальцы в кулаки.
Овечки»
На лугу стоят овечки, Указательные пальчики приложить к голове в области виска
(сделать маленькие ушки) и покачать слегка головой.
Шерсть закручена в колечки. Поочерёдно соединять с большим пальчиком указательный,
средний и безымянный и мизинец (выполнять сразу двумя руками).
А играет для овечек Имитировать игру на дудочке.
На свирели человечек.
СОБАКА» (пальчиковая игра)
У собаки острый носик,
Есть и шейка,
Есть и хвостик.
Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх, указательный, средний, безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается («лает собака»).
3неделя Октябрь ««Яркие осенние листья золотой осенью»
Осень
Если листья пожелтели, (Сжимаем и разжимаем кулачки)
Дождь холодный моросит, (Стучим пальцем)
Птицы к югу полетели, - (Изображаем крылья)
Значит, осень к нам спешит. (Хлопаем в ладоши)
Пальчиковая гимнастика : «Осенние листочки»
Раз, два, три, четыре, пять(начинаем загибать пальчики под счет)
Пойдем листья собирать (сжимать и разжимать кулачки)
Листья березы, листья осины (загибать поочередно пальчики)
Листья тополя и рябины,
Листики дуба мы соберем
И букет домой принесем (вытянуть руки вперед, сжав пальчики в кулачки).
Пальчиковая гимнастика «Осень»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Вышла осень погулять, («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)
Стала листья собирать. (Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.)
Деревья осенью».
«Осень, осень» (пальчиковая гимнастика)
Осень, осень, трем ладошки друг о друга
Приходи! зажимаем кулаки по очереди
Осень, осень, трем ладошки друг о друга
Погляди! ладони на щеки
Листья желтые кружатся, плавное движение ладонями
Тихо на землю ложатся. ладони гладят по коленям
Солнце нас уже не греет, сжимаем и разжимаем кулаки по очереди
Ветер дует все сильнее, синхронно наклоняем руки в разные стороны
К югу полетели птицы, «птица» из двух скрещенных рук
Дождик к нам в окно стучится. барабанить пальцами по ладоням
Шапки, куртки надеваем имитируем
И ботинки обуваем. топаем ногами
«ОСЕНЬЮ» (пальчиковая гимнастика)
Ветры яблони качают.
Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы), пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками.
Листья с веток облетают.
Кисти рук расслабленны, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают).
Листья падают в саду,
Их граблями я гребу.
Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями.
4 неделя Октябрь ««Кукла»
Куклы хлопать все умеют,
Своих ручек не жалеют.
Вот так, вот так
Своих ручек не жалеют.
Хлопают в ладоши
(хлопают руками куклы)
Куклы топать все умеют,
Своих ножек не жалеют.
Вот так, вот так
Своих ножек не жалеют.
Топают (куклы пляшут на коленях)
А теперь и мы пойдем,
С куклами плясать начнем.
Вот так, вот так,
Пляшет куколка вот так!
Руки на поясе, попеременно выставляют вперед
ножку (пляшут с куколками в руках)
1 неделя ноябрь «Дикие животные»
Зайка Зайка серенький сидит И ушами шевелит. Надо лапочки погреть, Зайке холодно сидеть. | Руки сжаты в кулаки. Разгибают и сгибают пальцы. Растирают пальцы и кисти рук. |
Серый волк Волк серый, зубастый, По полю рыщет, Добычу себе ищет. Как найдет, Волчатам отдает. | Сгибают и разгибают согнутые пальцы. «Ходят» пальцами по столу. Зажимают пальцы в кулаки. |
Лиса Лиса, лисонька, красавица, Всем она очень нравится. Хвост пушистый, Мех золотистый. По лесу важно бродит, Страх на зайцев наводит. | Потирают руки. Показывают всем свои кисти с растопыренными пальцами, поворачивая их, поглаживают пальчики. «Ходят» пальцами по столу. Стучат пальцами по столу. |
Зайчик Жил-был зайчик, Длинные ушки, Отморозил зайчик Носик на опушке. Отморозил носик, Отморозил хвостик И поехал греться К ребятишкам в гости. Там тепло и славно, волка нет. И дают морковку на обед! | Пальцы в кулаке, выставляют два пальца – «ушки». Поглаживают указательный и средний пальцы. Поглаживают безымянный палец и мизинец. Растирают ладони. Сжимают и разжимают кулаки. Стучат пальцами по столу. |
Белка Скачет белка-шалунишка, Рвет с сосновых веток шишки. Лапками сжимает ловко И несет в свою кладовку. | «Бегают» пальчиками по столу. Сжимают поочередно пальцы в пучок на правой и левой руках. Поочередное сжимание в кулак пальцев на правой и левой руках. «Бегают» пальчиками по столу. |
2 неделя ноябрь ««В гостях у сказки»
Колобок
Колобок - румяный бок, (Левая кисть лежит на столе ладонью вверх.
Укатился за порог! Правой раскрытой ладонью
круговыми движениями, как
катаем пластилиновый шарик,
водим поверх левой ладошки)
Скок-поскок, скок-поскок (Правую ладонь сжать в кулачок,
Укатился за порог! и послогово с небольшим надавливанием
"пройтись" кулачком, как молоточком,
по подушечкам пальцев левой руки. На
шестой слог – кулачком «стукнуть»
в середину ладони, и закончить
круговыми движениями)
Покатился Колобок (поменять руки и
По тропинке во лесок! выполнять движения
из предыдущей части)
Скок-поскок, скок-поскок,
По тропинке во лесок!
Встретил он в лесу Зайчонка, (Двумя пальчиками
каждой руки изображаем
"ушки" зайчика, слегка
сгибая и разгибая -
указательный и средний
подняты вверх, остальные
прижаты к ладони)
И зубастого Волчонка, ("устрашающе" сжимаем и
разжимаем все пальцы на двух руках)
Мишку косолапого. (Кулачки сжать и послогово
"потопать" по столу)
А Лисичка Колобка
Хвать! Взяла и сцапала! (Пальцы обеих рук быстро
соединить в замок)
3 неделя ноябрь «Посуда, продукты питания»
Пальчиковая гимнастика «Посуда»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Из тарелок, как один, (Ладони вместе перед собой «тарелка».)
Суп мы ложками едим. (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)
Вилкой кушаем котлеты, (Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку».)
Ножик режет нам омлеты. («Режем» прямой ладонью взад-вперёд.)
Пальчиковая гимнастика «Продукты питания»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают пальцы.)
А из теста мы слепили (Прихлопывают ладонями, «лепят».)
Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца.)
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи – (Обе ладони разворачивают вверх.)
Всё мы испечем в печи.
Очень вкусно! (Гладят животы.)
Пальчиковая гимнастика : «Угощение»
Сушки, сушки, сушки, сушки (поочередно соединяем колечком большой пальчик с остальными, начиная с указательного, можно одновременно на двух руках),
Пироги (сложить ладошки вместе, слегка округлив их, в форме пирожка),
Блины (хлопнуть правой ладошкой по левой руке, потом – наоборот),
Ватрушки (протянуть вперед обе раскрытые ладони).
Гости:
Стала Маша гостей созывать:
И Иван приди, и Степан приди,
И Матвей приди, и Сергей приди,
А Никитушка - ну, пожалуйста.
(вращение кистей рук к себе. Поочередный массаж пальцев на обеих руках)
Гости.
(Русская игра. Ладони сомкнуты перед грудью, пальцы левой руки плотно прижаты к пальцам правой руки.)
(Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга.)
- Мама, мама!
(Три раза постукивают друг о друга указательные пальцы.)
- Что, что, что?
(Постукивают мизинцы.)
- Гости едут!
(Постукивают указательные пальцы.)
- Ну и что?
(Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева.)
- Здрасьте, здрастье!
(Гости целуются: средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки.)
- Чмок, чмок, чмок!
4 неделя ноябрь «Мир одежды, обуви и головных уборов»
Рубашка.
У рубашки два манжета, (Ребенок показывает манжеты на двух руках)
Воротник (Показывает воротник)
И рукава, (Проводит ладонными по рукавам).
И застежка есть, чтоб легче (Показывает застежку сверху вниз).
Проходила голова.
Пуговицы застегнем, (Имитирует движения).
А потом гулять пойдем. (Марширует).
Обувь.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем обувь мы считать:
Раз – туфли, (Ребенок загибает пальцы на руке)
Два – сапожки,
Три ботинки,
Четыре – босоножки
И, конечно, тапки – пять.
Ножкам надо отдыхать.
Обновки.
Танечка, бери иголку,
Сошьем рубашку и футболку,
Брюки, кофточку и платье,
И оденем куклу Катю.
(Показывают указательный палец правой руки – иголку. Вращают указательным пальцем вокруг каждого пальца левой руки. Повторяют другой рукой.).
Магазин одежды.
Открываем магази , (соединить ладони, круговые движения в противоположные стороны)
Протираем пыль с витрин. (ладонь 1 руки массажирует тыльную сторону другой и наоборот)
В магазин заходят люди, (подушечки 4 пальцев одной руки двигаются по тыльной стороне другой)
Продавать одежду будем. (костяшки сжатых в кулак пальцев двигать вверх- вниз по ладони другой руки дети называют различную одежду
Магазин теперь закроем, (фаланги сжатых в кулак пальцев вращать по центру другой ладони)
Каждый пальчик мы помоем. (массаж каждого пальца между фалангами указательного и среднего пальцев другой руки)
Потрудились мы на «пять» (потираем ладони)
Пальцы могут отдыхать. (поглаживаем каждый палец)
Маша варежку надела:
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал».( Сжать пальцы в кулачок.)
Маша варежку сняла: (Все пальцы разжать, кроме большого).
«Поглядите – ка, нашла! (Разогнуть большой палец.)
Ищешь, ищешь и найдёшь,(Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец.)
Здравствуй, пальчик, как живёшь?»
Шапочки.
В шапочках желтых мы стали цыплята, (Ребенок машет руками, как цыпленок крылышками)
В шапочках белых мы стали зайчата, (Показывает заячьи ушки)
В шапочках красных мы стали грибочки, (Соединяет руки над головой.)
В шапочках черных – черника на кочках, (Присаживается на корточки.)
В шапочках синих дождинками стали( Встает, ставит руки на поя)с.
И по дорожкам легко поскакали. (Прыгает вперед на двух ногах).
Как у нашей кошки.
Как у нашей кошки (Загибают по одному пальчику, начиная с больших)
На ногах сапожки. (на обеих руках на каждое название обуви.)
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
Как у пса на лапках
Голубые тапки.
А козленок маленький
Надевает валенки.
А сыночек Вовка —
Новые кроссовки.
Вот так. Вот так.(Ритмично выполняют хлопки ладонями и удары кулачками.)
Новые кроссовки.
Не плачь, куколка моя.
Не плачь, куколка моя, остаешься ты одна.
Не могу с тобой играть,
Нужно мне перестирать:
Твои платья и носки, твои юбки и чулки,
Свитер, варежки, жакет,
Шапочку, цветной берет.
Я налью воды чуток,
В таз насыплю порошок.
Пену снежную взобью, постираю и пойду.
Пока светит солнышко,
Натяну веревочку.
К ней одежду прикреплю,
Ветерком все просушу.
Поработали вдвоем,
А теперь мы отдохнем.
(Имитация укачивания куклы.Загибание пальчиков.Имитация по описанию в стихотворения.
Положить руки на колени)
Пальчиковые игры по теме: «Обувь»
Считаем обувь.
Посчитаем в первый раз,
Сколько обуви у нас.(попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу)
Туфли, тапочки, сапожки
Для Наташки и Серёжки,
Да ещё ботинки
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.(на каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого)
Новые кроссовки.
Как у нашей кошки
На ногах сапожки.
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козлёнок маленький
Обувает валенки.
А сыночек Вовка -
Новые кроссовки.(загибают на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших)
Вот так,
Вот так,
Новые кроссовки.(шагают по столу указательным и средним пальцами обеих рук)
Ботинки.
Всюду, всюду мы вдвоём
Неразлучные идём. (средний и указательный пальчики «шагают» по столу)
Мы гуляем по лугам,
По зелёным берегам,
Вниз по лестнице сбегали,
Вдоль по улице шагали,
После лезем под кровать, (загибают по одному пальчику, начиная с большого)
Будем там тихонько спать.(укладывают ладони на стол
1 неделя Декабрь «В гостях у Мойдодыра»
Моем руки
Ах, водичка, вода. Будем чистенькими всегда.
(Изображаем как надо мыть руки: размеренно вкруговую потирая ладошки одну другой).
Брызги — вправо, брызги — влево!
(пальчики сжимаем, а затем резко их выпрямляем, изображая стряхивание).
Чистым будет наше тело.
(как бы вытираем руки о полотенце).
Мыло, шампунь, зубная паста
Расческа, полотенце и зубная щетка непременно
Это наша пальчиковая гимнастика – предметы гигиены.
2 неделя декабрь «Здравствуй гостья зима»
Зима
Снег ложится на дома, (Руки разводим в стороны, ладонями вниз.)
Улицы и крыши. (Руки «домиком».)
Тихо к нам идёт зима, (Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами
одной руки.)
Мы её не слышим… (Рука за ухом.)
Что зимой мы любим делать? (Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.)
В снежки играть,
На лыжах бегать,
На коньках по льду кататься,
Вниз с горы на санках мчаться.
"Снежок".
Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики).
Мы с тобой снежок лепили. ("Лепят снежок").
Круглый, крепкий, очень гладкий вместе, (Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую).
И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальником).
Раз — подбросим. ("Подбрасывают").
Два — поймаем. (Приседают, "ловят").
Три — уроним. (Встают, "роняют").
И... сломаем. (Топают)
3 неделя декабрь «Человек и семья»
Наша семья
Этот пальчик большой –
Это папа дорогой.
Рядом с папой - наша мама.
Рядом с мамой – старший брат.
Вслед за ним сестренка -
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш -
Это славный наш малыш.
(По очереди разгибайте пальчики , начиная с большого)
4неделя
декабрь «Мир профессий»
ПОЧТАЛЬОН
ХЛЕБУШЕК
ПЕКАРЬ
ПОВАР
ВОДИТЕЛЬ И ЛЁТЧИК
(выполняется стоя)
5 неделя декабрь «Новогоднее настроение»
Новый год
- Здравствуй, Дедушка Мороз! (Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда
Мороза.)
Что в подарок нам принёс? (Руки вперёд ладонями вверх.)
- Громкие хлопушки, (Хлопнуть в ладоши.)
Сладости, игрушки. (Вертим кистями.)
4 неделя Декабрь «Ёлка в гостях у ребят»
Елка».
Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.
Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.
Шарики»
Руки согните в локтях и, подняв их вверх, соедините пальцы. Повращайте кистями рук
На глазах у детворы
Елка наряжается.
Разноцветные шары
На ветвях качаются
Елочка, елочка,»
Яркие огни!
Золотыми бусами,
Елочка, звени!
2 НЕДЕЛЯ ЯНВАРЬ
Дом, в котором мы живём»
Дом и ворота
На поляне дом стоит,
Пальцы обеих рук делают "крышу".
Ну, а к дому путь закрыт.
Руки повернуты ладонями к груди,
средние пальцы соприкасаются, большие - вверх - "ворота".
Мы ворота открываем,
Ладони разворачиваются.
В этот домик приглашаем.
"Крыша".
Строим дом
Целый день тук да тук -
Раздается звонкий стук.
Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам.
Молоточки стучат,
Стучать кулаком о кулак.
Строим домик для ребят (зайчат, бельчат).
Пальцы соединить, показать "крышу".
Вот какой хороший дом,
Сжимать-разжимать пальцы.
Как мы славно заживем.
Вращать кисти рук.
На двери висит замок
На двери висит замок, (взрослый складывает ручки ребенка в «замок» и придерживает их)
Кто его открыть бы мог?
Покачали, (взрослый качает ручки ребенка из стороны в сторону)
Покрутили, (взрослый совершает круговое движение ручками малыша)
Постучали, (взрослый стучит руками малыша о коленки)
И открыли! («замочек» открывается, ручки ребенка разводятся в стороны)
Домик"
Это домик.
(Обе ладони приставьте друг к другу.)
Это крыша.
(Соедините ладони и переплетите пальцы.)
А труба ещё повыше.
(Поднимите все пальцы вверх, не расцепляя их.)
3 неделя январь «Хочу все знать (цвет, форма, величина, размер).
Цвет и форма
Мой весёлый круглый мяч, (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)
Щёки круглые не прячь! (Смена рук.)
Я тебя поймаю, (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.)
В ручках покатаю! (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)
4неделя январь ««Кто живет в аквариуме?»
Рыбки
Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.
Рыбки плавали, ныряли
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся,
На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.
Разожмутся,
Пальчики сильно растопыриваются в стороны.
То зароются в песке.
Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто зарываете их в песок.
1 неделя февраль «Волшебница вода»
«Водичка, водичка»
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок. (Потешка)
Волнообразные движения кистей
Рук сверху вниз.
Трём ладонями лицо.
Показываем глаза.
Показываем щёки.
Показываем рот.
Показываем и стучим зубами.
2 неделя февраль «Матрешкины сказки»
РЕПКА
Тянут, тянут бабка с дедкой, Дети вытягивают большие пальцы.
Из земли большую репку. Указательные.
К ним пришла тут внучка, Средние.
Подбежала Жучка, Безымянные.
Кошка тоже потянула. Мизинцы.
Хоть держалась крепко, Берут репку.
Вытянута репка! Поднимают руки вместе с репкой.
ТЕРЕМОК
Стоит в поле теремок, теремок.
(Дети соединяют кончики пальцев рук над головой.)
Он не низок не высок, не высок.
(Приседают, опуская руки вниз, встают, поднимая руки вверх)
На двери висит замок, да замок
(Руки сомкнуты ладонями и пальцами.)
Кто его открыть бы смог?
(Поднимают плечи вверх, опускают.)
Слева зайка, справа мышка,
(Повороты влево, вправо.)
Отодвиньте-ка задвижку.
(Тянут руки в разные стороны, но пальцы в «замке»).
А лягушка, и медведь
(Повороты влево, вправо.)
Тоже терем хотят отпереть .
(Сильно сжимают пальцы.)
А лисичка и волчок открывают теремок!
(Открывают «замок» — рассоединяют пальцы по одному и разводят руки в
стороны).
ЛЮБИМЫЕ СКАЗКИ
Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку
хлопают в ладоши.
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть:
Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.
Эта сказка - «Теремок».
Эта сказка - «Колобок».
Эта сказка - «Репка»:
Про внучку, бабку, дедку.
Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного.
«Волк и семеро козлят» -
Этим сказкам каждый рад!
Показывают большой палец
3 неделя февраль «Мы на транспорте поедем»
Транспорт
По шоссе идут машины, (Крутим воображаемый руль.)
По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно
друг другу.)
По дороге не беги, (Погрозили пальцем.)
Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)
Паровоз
Ехал, ехал паровоз
(руки в «замок», большие пальцы вращаются)
Прицепил вагон, повез. (сцепить указательные пальцы)
Ехал, ехал паровоз
Прицепил вагон, повез…
Кораблик
Вот плывет кораблик мой, (руки – «полочка» покачиваются)
Он плывет ко мне домой. (руки вперед, ладони сомкнуть углом)
Крепко я держу штурвал - («держать штурвал»)
Я ведь главный капитан
(4 хлопка)
4 неделя Февраль «Папин праздник»
«Семья»
Раз, два, три, четыре! (хлопают в ладоши)
Кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять! (хлопают в ладоши)
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка,
два котенка, мой щегол, сверчок и я (поочередное поглаживание- массаж всех десяти пальцев).
Вот и вся моя семья!
Праздник
«Солдаты»
Мы солдаты, мы солдаты,
Бодрым шагом мы идём. (Пальцы маршируют по столу.)
В нашу армию, ребята,
Просто так не попадёшь. (Пальцы сжаты в кулак, указательный палец поднят вверх и
покачивается вправо-влево.)
Нужно быть умелыми,
Сильными и смелыми (Ладонь вверх, пальцы растопырены, сжимаются и
разжимаются.)
1 НЕДЕЛЯ МАРТ «Наши мамочки»
Мама – солнышко мое
Мамочка хорошая, (Воздушный поцелуй над ладонью.)
Мамочка любимая! (Поцелуй над другой ладонью.)
Очень я её люблю, (Сдуваем с ладони поцелуй.)
Поцелуи ей дарю! (Сдуваем поцелуй с другой ладони)
Наступила весна
Вот уж две недели (Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.)
Капают капели.
Снег на солнце тает (Руки ладонями вниз разведены в стороны.)
И ручьём стекает. (Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.)
ВЕСНА
«Кап-кап-кап»,- капель звенит, (Хлопаем в ладоши)
Словно с нами говорит. (Хлопаем ладонями по ногам)
Плачут от тепла сосульки (собираем слезы в ладошку)
И на крышах талый снег. (Гладим себя по голове)
А у всех людей весною
Это вызывает смех! (Покружимся вокруг себя и улыбнемся)
2 неделя март «Путешествие в страну хороших манер»
Лисенок проснулся и вышел умыться
Вдруг видит, а в луже-другая лисица
Он вежливым был, извинился к тому же
Пойду поищу- ка свободные лужи!(действия по тексту)
СМЕШНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ
1. Бежали мимо речки смешные человечки («человечки-пальчики бегут по «дорожкам»-рукам детей, стоящих напротив друг друга).
2. Прыгали-скакали (пальчиками «попрыгать» по плечам друг друга).
3. Солнышко встречали (ласково положить руки на щеки друга).
4. Забрались на мостик (сложить мостик из рук).
5. И забили гвоздик (постучать кулачками).
6. Потом - бултых в речку (наклониться и свободно покачать руками).
7. Где же человечки? (Спрятать пальчики подмышки друг друга?)
3 неделя март «Прилет птиц»
Вдоль по реченьке Лебедушка плывет, Выше бережка Головушку несет, Белым крылышком Помахивает, На цветы водичку Стряхивает. | Изобразить руками ровную поверхность. Поднять согнутую руку, локоть выставить вперед, кисть руки с сомкнутыми пальцами сильно наклонить к локтю. Помахать руками. Потрясти кистями рук. |
Как на нашем на лугу (ладошки вверх)
Стоит чашка творогу(мисочка из ладошек)
2 тетери прилетели(кисти крыльями сложить)
Поклевали, улетели( клювики, кисти крыльями сложить)
4 неделя март «Этот удивительный писатель С.Я Маршак»
Вышла мышка как-то раз | Пальцы обеих рук «бегут» по столу |
Поглядеть, который час. | Поворачивают руки ладонями вверх-вниз |
Раз, два, три четыре | Сжимают пальцы в кулак |
Мышка дернула за гири. | Выбрасывают пальцы из кулаков |
Вдруг раздался страшный звон, | Соединяют пальцы рук, слегка нажимая кончиками друг на друга |
Убежала мышка вон. | Прячут руки за спину (руки-«хвостики») |
5 неделя март «Я одеваюсь сам»
Пальчиковая гимнастика «Одежда»
Я надену сапоги, (Показываем на ноги, туловище, голову.)
Курточку и шапку.
И на руку каждую (Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания перчаток.)
Натяну перчатку. (Смена рук.)
Пальчиковая гимнастика «Обувь»
Обуваем ножки бегать по дорожке. (Двумя пальцами «шагают» по столу.)
Повторяй за мной слова: (Сжимают и разжимают пальцы.)
Ножка – раз, ножка – два! (Ставят два пальца на стол и поднимают по одному.)
В магазине покупают (Сжимают и разжимают пальцы.)
И на ножки надевают
Папа, мама, брат и я – (Загибают пальцы на руках.)
Любит обувь вся семья. («Шагают» пальцами по столу.)
1 неделя апрель «Постираем кукле платье»
Мы платочки постираем Пальцы сжать в кулачки, тереть кулачком по кулачку.
Крепко, крепко их потрём,
А потом повыжимаем, Выполнять движение «выжимаем бельё».
Мы платочки отожмём.
А теперь мы все платочки Пальцы свободные, выполнять лёгкие движения кистями вверх-
Так встряхнём, так встряхнём. вниз.
А теперь платки погладим, Выполнять движение «гладим бельё» кулачком одной руки по
Мы погладим утюгом. ладони другой.
А теперь платочки сложим Хлопки одной ладошкой по другой.
И все дружно в шкаф положим. Положить руки на колени.
2 неделя апрель» Мои любимые книжки»
РЕПКА
Тянут, тянут бабка с дедкой, Дети вытягивают большие пальцы.
Из земли большую репку. Указательные.
К ним пришла тут внучка, Средние.
Подбежала Жучка, Безымянные.
Кошка тоже потянула. Мизинцы.
Хоть держалась крепко, Берут репку.
Вытянута репка! Поднимают руки вместе с репкой.
ТЕРЕМОК
Стоит в поле теремок, теремок.
(Дети соединяют кончики пальцев рук над головой.)
Он не низок не высок, не высок.
(Приседают, опуская руки вниз, встают, поднимая руки вверх)
На двери висит замок, да замок
(Руки сомкнуты ладонями и пальцами.)
Кто его открыть бы смог?
(Поднимают плечи вверх, опускают.)
Слева зайка, справа мышка,
(Повороты влево, вправо.)
Отодвиньте-ка задвижку.
(Тянут руки в разные стороны, но пальцы в «замке»).
А лягушка, и медведь
(Повороты влево, вправо.)
Тоже терем хотят отпереть .
(Сильно сжимают пальцы.)
А лисичка и волчок открывают теремок!
(Открывают «замок» — рассоединяют пальцы по одному и разводят руки в
стороны).
ЛЮБИМЫЕ СКАЗКИ
Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку
хлопают в ладоши.
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
3 неделя апрель «Укрепление организма»
Безопасность и здоровье
Айболит зверей лечил,
Всех зверюшек угостил:
Белочке – орешки,
Морковку – зайчишке,
Мишке – медок,
Ежику – грибок,
Ну, а лисоньке – цветок!
Каждый зверь благодарит:
- Вот спасибо, Айболит!
4неделя апрель «Цветы»
Ромашки белые цветки – (Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть – это «ромашка».)
Как пальцы маленькой руки.
И вот слетаются жуки (Перебираем пальцы «руки-ромашки» по одному.)
Считать ромашки лепестки.
1 неделя май «Начинается семья- с мамы папы и меня»
Этот пальчик большой -
Это папа дорогой.
Рядом с папой - наша мама.
Рядом с мамой – старший брат.
Вслед за ним сестренка -
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш -
Это славный наш малыш.
(По очереди разгибайте пальчики , начиная с большого)
2 неделя май «Насекомые»
Прилетела к нам вчера
(загибать пальцы по одному)
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелёк
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.
(делать кольца из пальчиков, поднести к глазам)
Пожужжали, полетали,
(машут ладошками)
От усталости упали.
(уронить ладони на стол)
***
На ромашке – две букашки,
(руки вместе, ладони раскрыты, поочередно соединять пальцы рук)
А на лютике – жучок,
В колокольчике – кузнечик,
На гвоздике – паучок.
А на маке-то – пчела,
(пальцы одной руки в кулаке, круговые движения указат. пальца – пчела жужжит)
Собирает мед она.
***
Божья коровушка,
(пальцы в кулак, круговые движения большим пальцем)
Полети на облышко.
Принеси нам к осени,
Мы тебя попросим:
В огород – бобы,
(раскрывать пальцы, начиная с указательного)
В лес – ягоды, грибы,
В родник – водицу,
В поле – пшеницу.
***
В избушке из ватрушки
(поочередно соединяют пальцы с большим одновременно на двух руках – на каждые две строчки)
Живут подружки-мушки.
А в пряничном домишке —
Сластёны-муравьишки.
Оса ночует в хатке
Из сладкой мармеладки,
А паучок в холупке
Из треснутой скорлупки.
3 неделя май «Мои любимые игрушки»
Горит на солнышке
Флажок,
Как будто я Огонь зажег.
(Четыре прямых пальца правой руки (кроме большого) плотно прижать друг к другу. Отвести правую руку в сторону. Развернуть ее так, чтобы большой палец, оттянутый до отказа, оказался внизу.)
МЯЧ
Мой веселый звонкий мяч,
Щечки круглые не прячь
Я тебя поймаю
В ручках покатаю (действия по тексту)
4 неделя май «Безопасное лето»
Скоро лето
Солнцем ласковым согрето, («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)
За весной приходит лето.
Будем в озере нырять («Ныряем» соединёнными вместе ладонями от груди
вперёд.)
И цветочки собирать. («Срываем» одной рукой и «собираем» в другую.)
СОЛНЫШКО – Русская народная закличка
Солнышко, солнышко, (Руки вверх, и поворачиваем кисти рук вправо-влево.)
Выгляни в окошечко. (Приставляем ладонь к глазам)
Где твои детки? (Вытягиваем руки вперед, развернув ладони вверх, и
пожимаем плечами.)
Где малолетки?
Сидят на поветке (Ставим руки «полочкой» перед грудью.)
В соломенной клетке.(Закрываем глаза ладонями, широко раздвинув пальцы.)
Камушки катают, («Катаем» в ладошках)
Собачкам бросают. (Имитируем бросок рукой.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей: артикуляционная гимнастика. Как правильно?
Помочь родителям овладеть основными приемами артикуляционной гимнастики - залог успеха логопедических занятий с детьми. Сделать это поможет такой вид работы с родителями, как ...
Мастер-класс для родителей "Артикуляционная гимнастика"
Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно - важнейшие цели, которые стоят перед педагогами и родителями. Формирование правильного звукопроизношения, чёткой дикции прои...
Мастер-класс для родителей "Артикуляционная гимнастика"
Мастер-класс...
Методическая разработка.Мастер-класс для педагогов "Дыхательная гимнастика с детьми дошкольного возраста"
Чтобы научить ребенка владеть голосом, надо прежде всего научить его правильно дышать. Без правильного дыхания, невозможна хорошо звучащая речь....
Мастер-класс "КОМПЛЕКСЫ ИГРОВОЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА"
Коррекционная гимнастика после сна - это одна из форм оздоровительной работы, включающая в себя сочетание комплексов упражнений дыхательной гимнастики, упражнений на профилактику и коррекцию нарушения...
Методическая разработка мастер-класса на тему "Дыхательная гимнастика в игровой форме"
Вашему вниманию предлагается ряд игр на развитие длительного выдоха и тренировки носового дыхания....