"Растим здоровых детей" (физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ)
статья по теме

Котова Людмила Ивановна

Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаем невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется создание здоровьесохраняющей среды в условиях детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rastim_zdorovyh_detey.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

"Растим здоровых детей" (физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ)

В настоящее вемя одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. 

Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Система физкультурно-оздоровительной работы включает лечебно-профилактические и физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Ежегодно в начале учебного года составляется план оздоровительных занятий на год:

  1. Утренняя гимнастика /ежедневно в течении года/
  2. Гимнастика после сна /ежедневно в течении года/
  3. Дыхательная гимнастика /2 раза в неделю/
  4. Точечный массаж /в период эпидемий ОРЗ/
  5. Воздушные ванны /перед сном, после сна/
  6. Физкультурные занятия /3 раза в неделю/
  7. Проветривание  /перед, после сна/
  8. Пальчиковая гимнастика /3 раза в неделю/
  9. Витаминизация: соки, напитки, сиропы, витамины /ежедневно
  10. Профилактические прививки
  11. Закаливание солнцем, водой /в летний период/
  12. Профилактика плоскостопия /ежедневно/
  13. Профилактика осанки детей /ежедневно/
  14. Физкультминутки /ежедневно/
  15. Подвижные игры /ежедневно/
  16. Прогулки
  17. Проводить работу с родителя по профилактике оздоровительных мероприятий в течении года

Уровень социализации личности дошкольника во многом зависит от полноценного физического воспитания. По мнению академика Н.М. Амосова, ребенок конца 20 – начала 21 веков сталкивается с тремя основными пороками цивилизации: накоплением отрицательных эмоций без физической разрядки, перееданием, гиподинамией.

Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаем невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется создание здоровьесохраняющей среды в условиях детского сада.

Для полноценного физического развития детей и удовлетворения их потребностей в движении в ДОУ созданы следующие условия:

  • спортивный зал, оснащенный спортивными комплексами и спортивным инвентарем;
  • спортивная площадка для подвижных и спортивных игр;
  • имеется музыкальный зал;
  • существует кабинет медицинского работника.

Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении во многом зависит от взаимодействия воспитателей с медицинской сестрой, музыкальным руководителем, психологом. Предварительно составляется план работы совместной деятельности на год, включающий в себя консультации для воспитателей, выступления на педагогических советах. Планируются медико-педагогические совещания.

Планирование медико-педагогических совещаний “Эффективность физкультурно-оздоровительной работы”, “Итоги оздоровительной работы”.

В своей работе воспитатели детского сада используют различные виды НОД, среди которых преобладают:

  • сюжетно-игровые , состоящие из подвижных игр разной степени интенсивности;
  • занятия-соревнования: дети разбиваются на команды и в ходе различных эстафет выявляют победителей;
  • занятия-тренировки основных видов движений;
  • занятия по традиционной схеме: водно-подготовительная часть, общеразвивающие упражнения, подвижные игры;
  • занятия-зачеты, на которых дети сдают физические нормативы на время.

Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья. Хорошо что в детском саду есть инструктор по физической культуре, который бы помогает воспитателям, подбирать упражнения и занятия по различным видам физического совершенствования детей. Основными из них являются:

  • подбор упражнений для физкультминуток, для бодрящей гимнастики, для организации игр между занятиями;
  • оборудование физкультурного уголка;
  • организация самостоятельной двигательной активности детей в группе и на прогулке;
  • оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности в семье.

Основными проблемами, требующими совместной деятельности педагогов и медицинской сестры являются:

  1. Физическое состояние детей, посещающих дошкольное учреждение.
  2. Оптимизация двигательного режима детей в ДОУ.
  3. Профилактика заболеваний.
  4. Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.

В систему оздоровительной работы, проводимой в нашем детском саду, включены следующие мероприятия: дыхательная гимнастика, профилактический массаж ног, профилактика нарушений осанки и плоскостопия.

Ежедневно во всех возрастных группах реализуется несколько форм физкультурно-оздоровительной деятельности: утренняя гимнастика в зале и в летний период времени на открытом воздухе, разнообразные подвижные игры в течение всего дня, занятия по физической культуре в зале и на воздухе. Все вместе эти формы деятельности позволяют обеспечить двигательную активность детей на протяжении всего дня, рационально распределить интеллектуальную и физическую нагрузку детей.

Много профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний в осеннее-зимний период проводит и медицинская сестра детского сада. Сюда входит поддержание чистоты, кварцевание групп, дезинфекция в период вспышки ОРВИ, проветривание спален перед сном и проветривание групп.

Детям проводятся следующие профилактические мероприятия:

  • вакцинация по возрасту противогриппозной сывороткой и закладывание мази (оксолиновой ) в нос;
  • витаминизация;
  • полоскание рта и горла настоем трав (ромашка, шалфей, календула;
  • дыхательная гимнастика.
  • Закаливающие процедуры:
    утренняя гимнастика, физкультурные занятия
    прогулки на свежем воздухе (-20)
    хождение по группе босиком
    воздушные ванны без маек (+16,+18оС)

Такие же мероприятия проводятся и в весеннее-летний период, только закаливающие процедуры:

  • ежедневные прогулки на свежем воздухе
  • воздушно-солнечные ванны
  • хождение босиком по песку.

Профилактические упражнения для верхних дыхательных путей.

Цель: Научить детей дышать через нос, подготовить их к выполнению более сложных дыхательных упражнений.

Задачи: 

  1. Повысить жизненный тонус и сопротивляемость, закаленность, устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы.
  2. Развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки, улучшать лимфо - и кровообращение в легких.

Основные правила. 

  1. Дышать с удовольствием: положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект.
  2. Концентрировать внимание на дыхательном упражнении – это увеличивает его положительное действие.
  3. Дышать медленно для насыщения организма кислородом.
  4. Дышать носом.

Массаж рук

Цель: воздействовать через биоактивные точки пальцев на внутренние органы, вызвать ощущения легкости, радости.

  1. “Мыть” кисти рук, активно тереть ладошки до ощущения сильного тепла.
  2. Вытягивать каждый пальчик, надавливать на него.
  3. Фалангами пальцев одной руки тереть по ногтям другой, как по стиральной доске.
  4. Растирать “мочалкой” всю руку до плеча, с силой нажимать на мышцы плеча и предплечья; “смывать водичкой мыло”: одной рукой вести вверх, затем ладошкой – вниз и “стряхнуть воду”.

Массаж ушных раковин

Цель: вызвать образ любимой игрушки и в процессе игры воздействовать на слуховой аппарат и активные точки кишечника, которые находятся на ушных раковинах.

Ребенок, сидя по-турецки, “лепит” ушки для Чебурашки или для доброго, милого слона:

  1. поглаживает ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри, за ушами;
  2. ласково оттягивает ушные раковины вверх, вниз, в стороны (по 5-6 раз);
  3. нажимает на мочки ушей (“вешает на них красивые сережки”);
  4. лепит ушки изнутри (пальцами внутри раковины делает 7-8 вращательных движений сначала по часовой, затем против часовой стрелки – ушки будут чистыми и всеслышащими);
  5. с усилием “примазывает глину” вокруг ушных раковин – проверяет прочность, заглаживает поверхность вокруг ушных раковин на расстоянии 1- 1,5 см.

Массаж головы

Цель: Воздействовать на активные точки на голове, которые улучшают ток крови.

  1. Сильным нажатием пальцев ребенок имитирует мытье головы.
  2. Пальцами, словно граблями, ведет от затылка, висков, лба к середине головы, словно сгребает сено в стог.
  3. Совершает спиралевидные движения пальцами от висков к затылку.
  4. “Догонялки”. Сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавиатуре, “бегает” по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то убегают друг от друга, то догоняют.
  5. С любовью и лаской водит пальцами по волосам, словно расческой, представляя, что его “прическа самая красивая на конкурсе причесок”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Растим здоровых детей" (физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ)

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов. По...

«Растим здоровых детей» - физкультурно-оздоровительная работа в условиях малокомплектного детского сада

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов. По...

Деловая игра с педагогами «Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»

1.Уточнить знания педагогов по физическому воспитанию и развитию двигательной активности в ДОУ.2.Активизировать мыслительную деятельность педагогов, развить их творческий потенциал. 3. Познакомить пед...

"Растим здоровых детей" (физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ)

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских сад...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении»...