Опыт работы
материал (старшая группа) на тему

Ягафарова Лилия Нурулловна

Использование нетрадиционного оборудования в профилактике плоскостопия в старшей группе детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыт работы75.32 КБ

Предварительный просмотр:

Введение.
        Актуальность.        Актуальными задачами физического воспитания в дошкольном возрасте являются правильное формирование опорно-двигательного аппарата, а также профилактика возможных нарушений. Это обусловлено тем, что среди функциональных отклонений, выявляемых у детей дошкольного возраста, наибольший удельный вес составляют отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата, в частности нарушение осанки и уплощение стоп. Стопа является своеобразным опорным инструментом при ходьбе человека, и ее своды выполняют рессорную функцию. И поэтому здоровье стоп играет немаловажную роль в нашей жизнедеятельности.                                                                                Изучению заболевания плоскостопием, в том числе и у детей дошкольного возраста  посвящены труды многих авторов. Среди них: Г. Былича, М. Сапина, И. Ловейко, В. Страковская, И. Сергеня, М. Никитина, А. Васильева, С. Устелимова и многие другие.                                                                        Важнейшие факторы оздоровления - положительные эмоции, творчество, которые дети получают в процессе игр. Игра – естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка, – неуемной потребности его в жизнерадостных движениях.                                                                        Еще П. Ф. Лесгафт писал: «В играх применяется все то, что усваивается при систематических занятиях, поэтому все производимые здесь движения и действия вполне должны соответствовать силам и умению занимающихся и производиться с возможно большей точностью и ловкостью».                        Это  положение  подтверждается  работами  отечественных  педагогов (М.М.  Конторович, Л.И. Михайлова, А.И. Быкова, Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева,  Н.Н. Кильпио, Н. В. Потехина, Э.Я. Степаненкова, С.Я. Лайзанеидр.), которые внесли значительный вклад в разработку методики проведения и использования  игр на физкультурных занятиях в детском саду.        Успешная профилактика плоскостопия у детей возможны на основе комплексного подхода, который заключается, с одной стороны, в использовании всех средств физического воспитания (гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических игр и упражнений), с другой стороны - в преемственности различных его видов и форм.                        Высокий уровень заболеваемости плоскостопием, отмеченный в основном у лиц молодого возраста и имеющий в настоящее время тенденцию к росту, определяет не только медицинскую, но и высокую социальную значимость этой проблемы. Решение задачи по проведению своевременной профилактики, снижению негативных последствий данного заболевания, является важным элементом как сохранения функций стопы, так и всего опорно-двигательного аппарата в целом и о важности проведении профилактики плоскостопия в дошкольном возрасте.                                        Цель –профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста через организацию подвижных игр с использованием нетрадиционного физкультурного оборудования.                                                                        Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:                                                                                        

  • Провести анализ литературы по теме исследования;                        
  • Выделить авторов, занимавшихся проблемой плоскостопия;
  • Рассмотреть формирование опорно-двигательного аппарата стопы у детей дошкольного возраста;                                                
  • Рассмотреть причины и виды плоскостопия;                                
  • Выделить методы диагностики плоскостопия;
  • Изучить особенности профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста через организацию подвижных игр с использованием нетрадиционного физического оборудования.                                             Для решения поставленных задач использовались следующие методы:  теоретический анализ работ педагогов, психологов, методистов, посвященных данной теме, наблюдения, беседы, анкетирование.

I.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Глава 1.Проблема профилактики плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста.

1.1. Формирование опорно-двигательного аппарата стопы у детей дошкольного возраста.

Стопу образуют 26 костей, не считая сесамовидных, соединенные друг с другом при помощи суставов и связок.                                                Последние придают стопе довольно сложную форму, напоминающую спираль или лопасть пропеллера и обеспечивающих подвижность в трех плоскостях. Поддержанию формы и выполнению функций стопы способствует активность 42 мышц стопы и мышц голени.                                                Стопы претерпевают изменения на протяжении всей жизни человека, но наиболее интенсивно формирование сводов стоп идет в первые 7 лет. Далее критическими для сохранения формы и функции стоп будут периоды быстрого роста ребенка, приходящиеся на школьные годы, периоды гормональной перестройки.                                                                                        Стопа в теле человека выполняет три биомеханических функции: рессорную, балансировочную и толчковую. При плоскостопии страдают все функции стопы. Рессорная функция - смягчение толчков при ходьбе, беге, прыжках. Она возможна благодаря способности стопы упруго распластываться под действием нагрузки с последующим обретением первоначальной формы.        Балансировочная функция - регуляция позы человека при движениях. Она выполняется благодаря возможности движения в суставах стопы в трех плоскостях и обилию рецепторов в сумочно-связочном аппарате. Здоровая стопа скульптурно охватывает неровности опоры. Человек осязает площадь, по которой проходит. При плоскостопии положение костей и суставов изменяется, связочный аппарат деформируется. В результате у детей страдает координация движений, устойчивость.                                                                        Толчковая функция - сообщение ускорения телу человека при движениях. Это самая сложная функция стопы, так как в ней используются и рессорность и способность к балансировке. Ослабление этой функции наиболее наглядно проявляется при беге, прыжках.                                                                        С глубокой древности известна еще одна функция стопы, не имеющая прямого отношения к биомеханике. Стопа - это область, богатейшая нервными рецепторами и являющаяся «энергетическим окном» организма. Известно, что охлаждение стоп вызывает рефлекторное сужение сосудов слизистой оболочки верхних дыхательных путей, наиболее ярко выраженное у незакаленного человека. В традиционной восточной медицине считают, что через стопу можно получить доступ к любой части тела.                                                         Стопа является дистальным (дальним) сегментом нижней конечности, при стоянии и ходьбе выполняет опорную или толчковую, рессорную, балансировочную функцию.                                                                                В обеспечении рессорной функции кроме стопы участвуют суставы, подвздошно - крестцовые сочленения, позвоночник и межпозвоночные диски. Снижение функции одной из названных структур повышает нагрузку на другие составные части рессорной системы.                                                         Например, при выраженном плоскостопии у детей увеличивается поясничный лордоз (лордотическая осанка), которой компенсаторно сохраняет рессорную функцию позвоночника. С точки зрения биомеханики здоровая стопа имеет функционально целесообразное анатомо - физиологическое строение и от её состояния зависят плавность, лёгкость ходьбы и экономичность энергозатрат.        По мнению Страковской В. Л. стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы не только вызывает снижение ее функциональных возможностей, но и, что особенно важно, изменяет положение таза, позвоночника. Это отрицательно влияет на функции последнего и, следовательно, на осанку и общее состояние ребенка. Так Сергеев И. отмечает, что недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта.                                                                         По словам Ловейко И. кости стоп почти целиком состоят из хрящевой ткани, поэтому они более мягкие, эластичные, легко поддаются деформациям. Суставно-связочный аппарат стоп еще не сформирован, суставы в сравнении с суставами взрослых более подвижны, а связки, укрепляющие своды стопы, менее прочны и более эластичны. Объем движений детской стопы больше, чем взрослой, поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам: прыжкам, соскокам с высоких снарядов. При нагрузке своды стопы несколько уплощаются, но по ее окончании тотчас же, с помощью активного сокращения мышц, возвращаются в исходное положение. Длительная и чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению мышц и стойкому опущению сводов.                                По мнению Билич Г. Л., Сапина М. Р.стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому, естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы вызывает не только снижение ее функциональных возможностей, но, что особенно важно, изменяется положение позвоночника. Это отрицательно влияет на функции последнего  и, следовательно, на осанку и общее состояние ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к занятиям спортом.                Нормальная здоровая стопа имеет один поперечный и два продольных опорно-двигательного аппарата.                                                        Поперечный свод стопы образован тремя клиновидными костями, кубовидной костью и основаниями плюсневых костей, которые принимают участие в образовании опорно-двигательного аппарата стопы, его выпуклая часть обращена кверху, вогнутая книзу. Поперечный свод расположен от подошвенной поверхности 1 - й плюсневой кости.                                Продольные своды. Внутренний (медиальный) свод образован таранной, ладьевидной, тремя клиновидными и первыми тремя плюсневыми костями. Расположен от подошвенной поверхности и пяточной кости до подошвенной поверхности 1 - й плюсневой кости.                                                        Высота опорно-двигательного аппарата составляет 5 - 7 см. внутренний продольный свод стопы выполняет рессорную функцию.                        Наружный (латеральный) свод образован пяточной, кубовидной и двумя наружными плюсневыми костями. Расположен между подошвенными поверхностями пяточной кости и 5 - й плюсневой кости. Высота опорно-двигательного аппарата около 2 см. наружный продольный свод стопы выполняет опорную функцию. Стопу образуют кости, мелкие суставы и мышечно - связочный аппарат. Основными мышцами, формирующими свод стопы, являются передняя и задняя большеберцовые мышцы, общий сгибатель пальцев и длинный сгибатель большого пальца.                                Возрастные особенности детской стопы по сравнению со взрослой стопой: стопа более короткая; в пяточной области стопа сужена; пальцы расходятся(у взрослого плотно налегают друг на друга); на подошве сильно развита подошвенная клетчатка, заполняющая внутренний свод стопы; объём движений детской стопы больше вследствие большей эластичности мышечно - связочного аппарата.                                                                                                        В и. п. стоя разгибание стопы составляет 15 - 25 градусов, сгибание - 45 - 50 градусов, отведение и приведение - по 12 градусов, пронация (вращение стопы, при котором внутренний край опускается, а наружный поднимается) и супинация (вращение стопы, при котором наружный край опускается, а внутренний поднимается) в пределах 13 градусов.                                                У детей, особенно новорождённых, отмечается большая подвижность в стороны тыльной поверхности стопы, у взрослых уже большая подвижность в сторону подошвенной поверхности.                                                        Стопа ребёнка, особенно первого опорно-двигательного аппарата жизни, имеет более выраженное супинаторное положение. При ходьбе дети часто ставят ногу не на всю подошвенную поверхность, а на её наружный край. С возрастом отмечается пронация стопы.                                                                Детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам (прыжкам, соскокам). При указанных нагрузках свод стопы несколько уплощается после нагрузки, под действием активного сокращения мышц возвращается в исходное положение. У ослабленных, физически плохо развитых детей связки и мышцы стопы систематически перенапрягаются, растягиваются и теряют пружинящие свойства, поэтому бег, прыжки, подскоки противопоказаны, так как стопа расплющивается, опускается её внутренний свод и развивается плоскостопие.

1.2. Причины развития, методы диагностики и виды плоскостопия.        Плоскостопие - это деформация стопы, вызванная уменьшением высоты опорно-двигательного аппарата, в сочетании с пронацией пятки и супинацией переднего отдела стопы.                                                                Уплощение опорно-двигательного аппарата стопы вызывает болезненные симптомы: быструю утомляемость и боли в ногах при ходьбе и стоянии.
Проблемами плоскостопия занимались многие авторы.
Так по мнению Сапина М. Р. и Билич Г. Л. плоскостопие, рассматривается как нарушение функций стопы, которое внешне проявляется в опущении сводов стопы, что вызвано ослаблением мышц и растяжением ее связок. Другие авторы такие, как Фонарев М. И., и Фонарева Т. А. под плоскостопием понимают деформацию стопы, заключающуюся в уменьшении высоты ее сводов в сочетании с пронацией пятки и супинационной контрактурой переднего отдела стопы. В результате опускается медиальный край стопы, патологически растягивается ее связочный аппарат, изменяется положение костей; мышцы-супинаторы, играющие важную роль в поддержании опорно-двигательного аппарата стопы, ослабевают и атрофируются.                                         Плоскостопие чаще всего появляется вследствие ослабления, переутомления или перегрузки мышц стопы и голени, которые обуславливают нормальный свод стопы. При деформации опорно-двигательного аппарата стопы постепенно утрачивается рессорная функция и амортизационная роль опорно-двигательного аппарата, и внутренние органы подвергаются резким толчкам при различных движениях (например, ходьбе, беге).                                Снижению сводов стопы (продольного или поперечного) предшествуют изменения со стороны связочно-мышечного аппарата стопы, обусловленные их функциональной недостаточностью. Уплощение опорно-двигательного аппарата стопы вызывает болезненные симптомы: быструю утомляемость и тяжесть в ногах, боли в икроножных мышцах и стопе при ходьбе и стоячем положении. В стопах боли локализуются чаще всего в области опорно-двигательного аппарата стопы.                                                                                        Плоскостопие достаточно серьезное ортопедическое заболевание, которое значительно нарушает функцию всего опорно-двигательного аппарата ребенка, негативно влияет на его общее самочувствие, снижает выносливость к физическим нагрузкам, ухудшает работоспособность и настроение.
При плоскостопии, в результате снижения высоты опорно-двигательного аппарата стопы и некоторого отклонения ее кнаружи теряется способность стопы противостоять нагрузкам, то есть нарушается ее рессорная функция.        Основной причиной развития плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержание опорно-двигательного аппарата.                                                                        Тяжелый изнурительный труд, неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, болезни способствовали тому, что плоскостопие, как деформация опорно - двигательного аппарата, наряду с искривлениями позвоночника стало принимать катастрофические размеры. Это отмечали ряд исследователей (Р. Р. Вредер, Я. Б. Рывлин и др.), утверждавшие, что плоскостопие – это страдание преимущественно лиц тяжелого физического труда и что по обширности распространения его можно отнести к разряду социальных заболеваний.
Рывлин Я. Б., В. Н. Мошков и другие авторы указывали, что плоскостопие является одной из наиболее частых деформаций нижних конечностей.                         Причиной может стать и тесная обувь, особенно с узким носом и высоким каблуком, с толстой подошвой, так как она лишает стопу ее естественной гибкости.                                                                                                        В раннем детском возрасте малоподвижная форма плоскостопия обычно безболезненна. В дальнейшем, по мере роста ребенка, этот недостаток может увеличиваться. При этом ноги ребенка принимают "0"-образную форму, ограничивается их подвижность, опора на подошву одностороння и неполноценная, в результате чего ухудшается функционирование некоторых рефлекторных механизмов и точек стопы. Дети быстро устают, жалуются на боль в области голеностопного сустава и позвоночника. Поэтому важно предупредить плоскостопие, а если оно все-таки появилось, своевременно проводить лечение.                                                                        Распространенным видом деформации стопы является и косолапость. Вследствие этого нарушается ходьба и осанка, координация между движениями рук и ног, ухудшается устойчивость в равновесии. Тяжесть тела у косолапых детей больше всего приходится на пятку и наружный край стопы, ограничивается подвижность ног, затрудняется ходьба. Такие дети быстро устают, при ходьбе поворачивают туловище направо и налево, им свойственна "гусиная ходьба".                                                                                                По происхождению различают врождённое и приобретённое плоскостопие. В свою очередь, приобретённое плоскостопие бывает рахитическим, паралитическим, травматическим и статическим.
Врождённая деформация стопы встречается у 3 % детей.
Причины: аномалии развития эмбриона, недоразвитие или отсутствие малоберцовых мышц и т. д. Одним из ранних клинических признаков плоскостопия можно считать отклонение пятки кнаружи, так как врождённое плоскостопие часто сочетается с вальгусной деформацией стопы. Последними исследованиями учёных доказано: утверждение, что человек рождается плоскостопым и лишь впоследствии формируется свод стопы, оказалось несостоятельным.                                                                                        В результате исследования сводов стопы у эмбрионов, плодов и детей грудного и раннего возраста были сделаны следующие выводы:
Признаки формирования одчатости стопы выявляются у эмбрионов в 9 - 10 недель;                                                                                                 Значительное увеличение угла опорно-двигательного аппарата стопы происходит в 17 - 20 недель;                                                                                Величина опорно-двигательного аппарата стопы у опорно-двигательного аппарата превышает подобные значения у детей грудного и раннего возраста. Преобладание повышенного тонуса мышц сгибателей у плодов до рождения играет определённую роль в значительной выраженности сводов стопы на этом этапе развития;                                                                                                У детей раннего возраста несформированный мягкий свод стопы симулирует плоскостопие при плантографии. Заполнение подсводного пространства жировой клетчаткой увеличивает площадь опоры конечностей, что является важным элементом опорно-двигательного аппарата ребёнка из горизонтального в вертикальное положение; - и у мальчиков, и у девочек в 2 - 3 опорно-двигательного аппарата отмечено физиологическое снижение сводчатости стопы, стабилизация которой выявлена в возрасте 4,5 - 5 лет.                Таким образом, до 4,5 - 5 - летнего возраста у большинства детей отмечается функциональное плоскостопие. У детей старше указанного возраста наличие плоской стопы в сочетании с отклонением пятки внутрь или наружу является патологией.                                                                        Рассмотрим виды приобретённого плоскостопия:

Рахитическое плоскостопие. Развивается у детей дошкольного возраста на фоне остаточных явлений 2 - 3 степеней рахита при снижении плотности костной ткани и слабости мышечно - связочного аппарата.                        Паралитическое плоскостопие. Развивается при парезах или параличах большеберцовых мышц на фоне перенесённого полиомиелита, поражения спинного и головного мозга - при детском церебральном параличе. При этом функция других мышц голени может оставаться удовлетворительной.                Травматическое плоскостопие. Формируется вследствие переломов различных костей стопы, при неправильно сросшихся переломов лодыжек. Для профилактики посттравматического плоскостопия после переломов и вывихов костей стопы, за исключением повреждения пальцев, назначают ношение супинаторов в течение опорно-двигательного аппарата после травмы.                Статическое плоскостопие. Самый распространённый вид плоскостопия составляет 82 - 90 % среди всех форм плоскостопия. Развивается в результате гипотонии мышц нижних конечностей, увеличения массы тела в течение короткого отрезка времени, длительного пребывания в статическом положении при некоторых профессиях.                                                                                Если ребенок стоит, то область внутреннего опорно-двигательного аппарата касается поверхности опоры и на него падает общий вес тела. Расположенные на уровне опорно-двигательного аппарата мышцы, сосуды, нервы растягиваются, вследствие чего возникают неприятные ощущения в стопах и мышцах голени: чувство усталости, онемения и даже боли.                Ребенок, страдающий плоскостопием, быстро устает от ходьбы и бега, плохо переносит статические нагрузки. Такой ребенок не может полноценно участвовать в подвижных играх, соревнованиях, ходить в длительные прогулки, походы и т. д. Это в свою очередь отрицательно сказывается на его общефизическом развитии, способности находить общий язык со сверстниками, снижает самооценку.                                                                                        При движении ударяя стоп о поверхность земли передаются вверх почти без изменений и, достигая головного мозга, приводят к его микротравмам. Дети, страдающие плоскостопием, могут жаловаться на головные боли; они часто нервозны, рассеяны, быстро утомляются.                                                        Общий результат всего этого - нарушение сна. Наиболее распространено продольное плоскостопие, которое составляет более 55% всех деформаций стопы. Поперечное плоскостопие встречается реже и у детей является следствием относительной слабости и недостаточности мышечно - связочного аппарата стопы и голени.                                                                Существующие методы определения плоскостопия можно подразделить на три основные группы.                                                                                К первой группе относятся методы, в основе которых лежат отпечатки стоп (метод плантографии), получаемые различными способами, для чего применяют различные химические красители, которыми смазывают стопы.                В настоящее время существует несколько взаимодополняющих друг друга методик определения плоскостопия по плантограмме.                                Первая методика В. А. Яралава – Яралянца с соавторами, удобная для массовых обследований детей школьного возраста. Как я упоминала выше, этот метод мы применяем у нас в школе.                                                                Ко второй группе относятся методы определения степени плоскостопия. Наиболее приемлемы из этой группы два метопорно-двигательного аппарата: метод Яралова – Яралянца и метод Фридланда М. Ф.                                        Например по её отпечатку:                                                                Смазать стопы подсолнечным маслом (или зелёнкой, или просто мокрой ногой), встать на лист белой бумаги, хорошо впитывающей масло. Через 1-1,5 минуты сойти с бумаги и внимательно рассмотреть отпечатки стоп.                        Если следы имеют форму боба, то это свидетельствует о нормальных стопах: своды стоп приподняты и при ходьбе выполняют рессорную функцию. Если же отпечаталась вся стопа, следует заподозрить имеющееся или начинающееся плоскостопие, а если дошкольник при длительной ходьбе жалуется на боль в ногах, то здесь уже нужна консультация и помощь ортопеда. По соотношению самой широкой и самой узкой части следа считается свод нормальным 1:4, уплощённым 2:4, плоским 3:4.(См. Приложение 1.)                        Внешний контур непрерывный, а внутренний имеет изгиб, т. е. только узкая полоска соединяет носок и пятку на отпечатке – стопа нормальная. Если полоса больше половины ширины отпечатка, значит, имеется плоскостопие. Для определения формы стопы при врачебно-педагогических наблюдениях широкое распространение получили методы анализа отпечатков (плантограмм).                        Тест проводится при помощи плантографа. Плантограф – это деревянная рамка (высота 2 см и размером 40 х 40 см), на которую натянуто полотно (или мешковина) и сверху него полиэтиленовая плёнка. Полотно смачивается штемпельной краской или зелёнкой. На окрашенную сторону кладётся лист бумаги, на котором написаны: Ф. И. ребёнка, класс, дата обследования. Ребёнок становится обеими ногами на середину рамки (на бумагу), при этом на бумаге остаются отпечатки стопы – плантограмма. Оценка плантограммы: заключение о состоянии опорно-двигательного аппарата стопы делается на основании расположения двух линий, проведённых на отпечатке.                                 Первая линия соединяет середину пятки со вторым межпальцевым промежутком. Вторая линия проводится от середины пятки до середины основания большого пальца. Если контур отпечатка стопы в срединной части не перекрывает эти линии – стопа нормальная. Если первая линия проходит внутри отпечатка – уплощение опорно-двигательного аппарата стопы. Если обе линии расположены внутри контура отпечатка – стопа плоская. Дети с неправильно сформированной стопой направляются на консультацию к хирургу-ортопеду. Плантограмму можно получить различными способами, самый простой из которых отпечаток на чистом листе бумаги. Картонная или деревянная поверхность пропитывается краской, сверху располагают чистый лист бумаги, на который встают голой ступнёй, тем самым получают отпечаток стопы с внутренней стороны бумаги. Высушенный отпечаток обводится фломастером и строится рабочий рисунок.                                                                                При использовании плантографического метопорно-двигательного аппарата о характере опорно-двигательного аппарата стопы судят по ширине её отпечатка. Обработка осуществляется по методу Штритер, с проведением следующих операций:

1. На полученном отпечатке проводят касательную к наиболее выступающим точкам внутреннего края стопы – АВ.

2. Делят касательную пополам (АВ:2) и отмечают точкой – С.

3. Из середины касательной в точке С восстанавливают перпендикуляр до наружного края стопы – СD.

4. Измеряют длину отрезка – СD.

5. На основании процентного соотношения делают вывод:

а) если отрезок перпендикуляра ЕD составляет до 50 % длины перпендикуляра СD – стопа нормальная;

б) если это соотношение составляет 50 – 60 % – стопа уплощённая;

в) соотношение свыше 60 % – стопа плоская.

Таким образом, укрепление опорно-двигательного аппарата, и в частности стопы, имеет большое значение.

1.3. Профилактика плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
         Основными задачами детского сада по физическому воспитанию являются:
охрана и укрепление здоровья детей; формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями; развитие физических качеств; создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности.                                        Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Обеспечение физического и психического благополучия.
Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания. Рациональное распределение регламентированной по формам и интенсивности физической нагрузки позволяет полностью удовлетворить биологическую потребность в движениях, соответствующую функциональным возможностям растущего организма, одновременно укрепив мускулатуру и сумочно-связочный аппарат нижних конечностей.                                                                Система мероприятий заключается в использовании всех средств физического воспитания (гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений) и в преемственности различных его видов и форм:

  • Ежегодная диагностика состояния опорно-двигательного аппарата стопы у воспитанников. Осуществляется медицинским персоналом с использованием объективных методов исследования (плантография).
  • Создание полноценной физкультурно-оздоровительной среды предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующих укреплению мышц стопы и голени ( ребристые и наклонные доски, гимнастическая стенка, обручи, мячи, массажные коврики, гимнастические палки и т. д.). 
  • Гигиена обуви и правильный ее подбор. Воспитатели обращают внимание на обувь, в которой дети находятся в помещении, на улице, занятиях физическими упражнениями и дают соответствующие рекомендации родителям.
  • Индивидуальная работа с воспитанниками, у которых выявлена функциональная недостаточность стоп, плоскостопие, косолапость.
  • Совместная деятельность педагогического коллектива и семьи.

             Главным средством профилактики плоскостопия и косолапости является специальная гимнастика, направленная на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и голени. Это могут быть специально организованные занятия по типу физкультурных.                                                                                      Занятие состоит из трех частей: вводная, основная и заключительная. Во вводной части выполняются упражнения в различных видах ходьбы, бега, прыжков, подражательные движения. На втором этапе дети выполняют упражнения с предметами: захватывание пальцами ног мелких предметов, удерживание и выбрасывание их: камушки, прутья, шарики. На третьем этапе усложняются двигательные действия ребенка, используется различное оборудование: дорожки с отпечатками стоп, ребристые и наклонные доски, гимнастическая стенка и т. д. Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от 4-5 раз на этапе разучивания упражнений и до 10-12 раз на этапе закрепления и разучивания комплексов.                                                                                                Успешное решение оздоровительных задач физического воспитания возможно на основе совместной деятельности педагогического коллектива образовательных учреждений и родителей. Для привлечения родителей к активному участию в работе профилактической и коррекционной направленности можно использовать различные формы общения с семьей: родительские собрания, тематические консультации, педагогические беседы, дни открытых дверей, открытые занятия по физической культуре, стенды (уголки) для родителей, папки-передвижки и т. п. Это позволит обеспечить преемственность в развитии и обучении ребенка в условиях ДОУ и семьи, а также повысить осведомленность родителей в коррекционно-профилактических вопросах воспитания детей.                                                                                Представленная методика организации работы по профилактике и коррекции плоскостопия, предусматривающая комплексное использование средств физического воспитания, достаточно эффективна и позволяет добиться значительного снижения числа воспитанников, имеющих деформацию стоп.
Они могут применяться в различных частях занятия по физической культуре, а также в других формах работы по физическому воспитанию - в процессе утренней зарядки, гимнастики после дневного сна, в качестве домашних заданий и т. п. Наибольший эффект достигается тогда, когда упражнения выполняются босиком.                                                                                                Эффективность профилактических процедур будет еще выше, если в комплекс включить закаливание. Закаливание стоп позволяет не только улучшить региональное кровоснабжение, но и оздоровить организм в целом.        Иногда для закаливания стоп используют босохождение по водяной дорожке, траве, земле. При ходьбе в помещении температура пола не желательна ниже 18 градусов. Ослабленным детям рекомендуют начинать хождение в носках, а через неделю - босиком. Начинают процедуры с 3-5 минут, постепенно увеличивая по 1 минуте в день. Перед обуванием моют ноги прохладной водой, начальная температура воды 36-35, с последующим снижением на 1градус в день до 20 градусов. Босохождение полезно не только как профилактика плоскостопия и элемент закаливания к холоду. Ходьба босиком по горячему песку, холодной гальке, хвойным иглам тонизирует, а по теплому песку, дорожной пыли, траве - успокаивает. Ходьба босиком по колючим поверхностям : стерне, шишкам и другим колючим материалам желательно природного происхождения запускает «рефлекс избегания», связанный с повышением тонуса и уменьшением длины сводообразующих мышц, увеличением свода стопы и удаления мягких тканей в области свода от колющих поверхностей.                                                                                В Спарте, известной сводом правил по воспитанию здоровых людей, дети до 10 лет ходили только босиком. Приверженцем такого хождения был и Сократ. Зная о пользе босохождения необходимо помнить, что длительная ходьба босиком по твердым ровным поверхностям (по полу) способствует уплощению стоп.                                                                                                Наряду с занятием физической культурой педагогами ДОУ широко используется нетрадиционное физкультурное оборудование для профилактики плоскостопия.                                                                                                Педагогическая цель использования нетрадиционного оборудования –развитие у воспитанников дошкольного возраста устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья, формирование и укрепление стопы, массаж стоп, корректировки осанки. Чтобы суметь заинтересовать воспитанников, воспитать стойкий интерес к профилактическим упражнениям, желание заниматься физической культурой, взрослому необходимо в совершенстве научиться самому владеть оборудованием, разнообразить предметную среду.         Оборудование изготавливается из искусственной кожи ярких расцветок и бусинок разного цвета и размера, изготовленных из разного материала(пластик, дерево).                                                                                                 Основные принципы использования нестандартного оборудования:

•        Оборудование используется во время утренней гимнастики, бодрящей гимнастики после сна и в самостоятельной двигательной деятельности с учетом индивидуальных возможностей детей и уровня их физической подготовки.

•        Упражнения выполнять от простых к сложным, добавлять новые движения. Полезно использовать дыхательные упражнения на расслабления мышц.

•        Развитие основных функций стоп; обучение правильной постановке стопы при ходьбе; повышение тонуса, уменьшение длины передней большеберцовой, длинного разгибателя пальцев, длинного разгибателя 1 пальца, коротких мышц стоп;  увеличение длины, устранение гипертонусов трехглавой мышцы голени; укрепление сумочно-связочного аппарата и увеличение подвижности суставов стоп; улучшение кровообращения стоп; улучшение координации движений.

•        С целью развития воображения, памяти и речи необходимо предлагать детям самим придумывать упражнения и игры с нестандартным оборудованием.        Упражнения с нестандартным оборудованием создают положительный настрой, повышают настроение, дают заряд бодрости и энергии.                                Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможны на основе комплексного использования всех средств физического воспитания: гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений. Применение общеукрепляющих и коррегирующих упражнений в период формирования опорно-двигательного аппарата в процессе роста имеет особенно важное значение, так как в силу больших пластических возможностей детского организма исправление недостаточности доступнее, а эффективность коррегирования большая.

 II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Глава 2. Содержание практической работы по профилактике плоскостопия в старшей группе.
2.1 Упражнения с нетрадиционным оборудованием.

     Всем известно, что стопа является опорой фундамента всего организма. А деформация стоп, может приводить к нарушению осанки воспитанника. Это отрицательно сказывается на общем состояний ребенка и может приводить к различным тяжелым заболеваниям, таким как остеохондроз. В период дошкольного возраста стопа находится на стадии интенсивного развития, ее формирование не завершено, поэтому любые неблагоприятные воздействия могут приводить к возникновению функционального отклонения.                        Проведенный в начале 2014  учебного года анализ здоровья воспитанников посещающих старшую группу №7 показал, что более 25% детей имеют проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Понимая, выше обозначенную проблему по профилактике плоскостопия необходимо начинать как можно раньше и вести работу по профилактике плоскостопия регулярно.        Наблюдения за двигательной активностью воспитанников старшей группы показали, что именно подвижная игра вызывает большой интерес у детей. Поэтому мы решили акцентировать внимание именно на организации детских подвижных игр с использованием нетрадиционного физкультурного оборудования для профилактики плоскостопия.                                                С этой целью нами было поставлено следующие задачи:

  • Проводить мониторинг состояния своды стопы у дошкольников посещающих группу №7.
  • Определить основные формы работы с воспитанниками , направленный на профилактику плоскостопия.
  • Разработать перспективный план на учебный год по профилактике плоскостопия в старшей  группе.
  • Изготовить нетрадиционное физкультурное оборудование.
  • Составить картотеку подвижных игр для профилактики плоскостопия.
  • Укреплять физическое и психическое здоровье воспитанников.
  • В процессе работы с воспитанниками развивать у них мышечно-связочный аппарат голени и стопы.
  • Формировать навыки правильной ходьбы и осанку.
  • Ознакомить родителей и педагогов с упражнениями, играми и правилами профилактики плоскостопия.
  • Расширять совместный двигательный опыт педагогов родителей и воспитанников.                                                                                         Совместно с медицинским работником в начале2014 учебного года мы измеряли ширину самой широкой и самой узкой части следа и по соотношению их размеров оценивали свод стопы.                                        Было продиогностировано 30 воспитанников старшей группы. Выявлено, что 15 воспитанников имеют нормальный свод стопы (50%). 7 воспитанников имеют уплощенный свод стопы(24%), 8 воспитанников имеют плоский свод стопы (26%).        Рис.1

   Рис.1   Данные диагностики в начале 2014 года.                                                        Известно, что всякая воспитательная работа будет иметь успех, если она проводиться в тесном контакте с родителями. Поэтому в группе совместно с родителями обновили спортивный уголок. Родители проявили творчество и изобретательность в изготовлении пособии из бросового материала для пополнения физкультурного уголка. Физкультурное оборудование размещено так, что оно доступно для воспитанников. Так же родители помогли нам в изготовлении дорожек здоровья. Изготовили оборудование из различного материала: деревянные палки, массажные дорожки с пуговицами, массажные дорожки наполненные песком, разными крупами (гречка, горох), массажные дорожки с карандашами.        Массажные дорожки с разными материалами: губка, кожа шершавая, гладкая и др. После того, как в группе была создана предметно-пространственная  развивающая среда, изготовлено нетрадиционное физкультурное оборудование, нами был составлен перспективный план работы с воспитанниками старшей группы №7 по профилактике плоскостопия, составлена картотека подвижных игр с использованием нетрадиционного физкультурного оборудования. Реализуя составленный нами план, в системе проводилась работа, направленная на профилактику плоскостопия.                                                                                         Мы использовали ребристые дорожки, веревочки. После сна проводили бодрящую гимнастику с массажными ковриками. Воспитанники с удовольствием выполняли упражнения с мячом су-джок. Его можно сопровождать музыкой и словами. Воспитанник любят играть  в игры «Собери в карандаши», «Нарисуй картинку», «Загрузи машину».Эти упражнения выполнялись босиком. Наибольший эффект достигается тогда, когда упражнения выполняется босиком. Ходьба босиком по горячему песку, холодной гальке, хвойным иглам- тонизирует, а по теплому песку, траве- успокаивает. Ходьба босиком по колючим поверхностям (шишки, другие колючие материалы природного происхождения) запускает рефлекс избегания», связанный с повышением тонуса и уменьшением длины сводообразующих мышц стопы, удаления мягких тканей в области свода от колющих поверхностей,  способствует развитию тактильных ощущений, массажу стопы, укреплению нервной системы ребенка. связанный с повышением тонуса и уменьшением                Так как у воспитанников большой интерес вызывают подвижные игры с использованием нетрадиционного физкультурного оборудования, нами были организованы такие подвижные игры, как «Каракатица» где используется нетрадиционное физкультурное оборудование- деревянные палки. Участники делятся на две команды, каждый участник принимает положение: сидя на ягодицах, ноги вперед, ноги согнуты в коленях, руки в упоре сзади. Воспитанник должен быстро пробежать этап, перекатывая стопами гимнастическую палку.                                                                 Игра «Каракатица» укрепляет связачно-мышечный аппарат стоп. В подвижной игре «Птички на ветках» тоже использовали деревянные  палки. Воспитанники превращаются в птичек и занимают свою палку так, чтобы она оказалась как раз посередине стопы. Игра укрепляет связочно-мышечный свод стопы, способствует профилактике плоскостопия.                 В подвижной игре «Гуси-лебеди»         использовали ребристые дорожки, коврики, камни. Пастух стоит на массажной дорожке из камней; хозяин стоит на массажной дорожке из пуговиц; «Гуси-лебеди» перебигают через ребристые дорожки домой. Игра способствует профилактике        плоскостопия, укрепляет мышцы и связки стоп.                 В подвижной игре «Карусель» мы использовали коврики с карандашами. Воспитанники встают на коврик, хором произносят слова игры, при этом медленно шагают или в быстром темпе идут, взявшись за руки, по коврику с карандашами. Эта игра способствует профилактике плоскостопия, развивает координацию движении, укрепляет связочно-мышечный аппарат стоп.                                                                         В подвижной игре «Уголки» использовали геометрические фигуры сшитые из искусственной кожи и наполненные песком, гречкой, горохом, бусинками. Во время игры перебегают из угла в угол, то есть с одной геометрической фигуры на другую. Игра способствует укреплению связочно-мышечного аппарата стоп, способствует профилактике плоскостопия, вызвать радостное настроение, запускает «рефлекс избегания» связанный с повышением тонуса и уменьшением длины сводообразующих мышц стопы.         Представленные игры решают следующие задачи:

  • Укрепление мышц и связки стоп.                
  • Формирование правильной осанки.
  • Воспитание интереса к подвижным играм, через включение в игры уже знакомые нетрадиционные физкультурные оборудования.                                Проводим консультации для родителей «Растим малышам здоровье». Были даны рекомендации родителям воспитанников у которых имелись проблемы со стопой. Были показаны различные упражнения и виды массажа и самомассажа для профилактики плоскостопия и укрепления иммунитета, по нашему примеру родители занимались со своими детьми дома. Родителям вместе с детьми предложили пройтись по «Дорожке здоровья». Для того, чтобы родители не забывали полученные знания, раздали домой памятки «Правила для детей», «Веселые ножки». По этим правилам родители вместе с детьми занимаются дома, так как примером для своего ребенка, конечно же, являются мама и папа.                В результате работы по профилактике плоскостопия проведенная в течении 2014-2015 учебного года, нами было отмечена положительная динамика в изменении свода стопы у некоторых детей. Результаты диагностики проведенной в мае 2015 учебного года, показали, что у 21 воспитанника нормальный свод стопы (70%), 4 воспитанника имеют уплощенный свод стопы (13%), 5 воспитанников имеют плоский свод стопы (17%).                                                                                        При сравнении полученных показателей (сентябрь- май, мы видим положительную динамику у детей. Рис. 2

                    Рис.2 Показатели диагностики к концу 2015г.

                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ.                                                         В дошкольном возрасте организм отличается большой пластичностью, поэтому можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия. Вылечить плоскостопие невозможно, но при целенаправленном педагогическом воздействии можно подкорректировать и воспитанники будут чувствовать себя хорошо.         Таким образом, игры и упражнения с нетрадиционным физкультурным оборудованием позволяют решать задачи формирования двигательных навыков в основных видах движений: обогащать двигательный опыт воспитанников, вызывать эмоциональный подъем, развивать творчество и фантазию. Использование нетрадиционного физкультурного оборудования в подвижных играх и упражнениях являются очень интересным, привлекательным для воспитанников и положительным образом сказывается на здоровье детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.        Алексеев М. А. и др. О механизме регуляции вертикальной позы человека при движениях стопы.//Физиология человека.-2005, т.3, №5.- С.644-6        2.  Александровская М. Пальчиковая зарядка для ног  «Обруч», 1998г. №5, 32стр.

3. Бернштейн Н. А. О построении движений. - М,: Медицина, 2006. - 255 с.        4. Боген М. М. Физическое совершенство как основное понятие теории физической культуры // Теория и практика физической культуры — 1997. - №5. - С. 18-21.                                                                                                        5. Бондин В. И. Концептуальные основы валеологического образования //Валеология. 1997, № 1, с. 7-8.                                                                        6. Бондаревский Е. Я. Возрастные особенности развития функций равновесия у детей дошкольного возраста. М., Просвещение 2000 г.                        7. ДороноваТ.Н., Якобсон С.Г., Соловьева Е.В., Гербрва В.В. Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей в условиях детского сада. – м.: Просвещение 2004 – 77с.                                                                        8. Методические и организационные подходы к формированию здоровьесберегающей среды в системе дошкольного образования: Метод. Пособие. – Кемерово: Кузбассвузиздаст, 2002. – 270с.                                        9. Козырева О.В. лечебная физкультура для дошкольников (при нарушениях опорно-двигательного аппарата): пособие для инструкторов лечебной физкультуры, воспитателей и родителей \О.В.Козырева. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 112с.                                                                10.Лосева В.С. Плоскостопие у детей 6-7 лет. – Москва , 2004г.                           11. Попов С.Н. Лечебная физическая культура. – Москва , 2010г.

         12. Саркисян А., Овакимян Г. Детское плоскостопие и косолапость, ж.«Дошкольное воспитание» 1991г. №7, 19-25 стр.                                                13. Селиверстов В.И. Современные приоритетные направления развития коррекционно-педагогической работы в дошкольном образовании //Дошкольное воспитание. 1997, № 12, с. 2-6.                                                         14.Сергеев И. Профилактика плоскостопия //Дошкольное воспитание. 1985, № 6, с. 58-60.

         15. Стеркина Р.Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения //Дошкольное воспитание. 1996, № 6, с. 2-

          16.Стеркина P.Б., Коркина Ю.В. Итоги первого заседания Научно-методического совета по коррекционно-педагогическим проблемам дошкольного образования МОПО РФ //Дошкольное воспитание. 1997, № 10, с. 2-5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...