Программа по сохранению и укреплению здоровья дошкольников под названием "Движение"
рабочая программа на тему

Кобцова Светлана Анатольевна

Выступление на конференции по здоровьесбережению с программой "Движение"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад № 2 «Искорка»

Московская обл., г. Протвино, ул. Московская, д. 8, тел.8 (4967) 74-65-40

Сайт: www.dsiskorka.ru       E – mail dsiskorka2@yandex.ru

 Программа по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возрастания

 «Движение».

                                                   

                                                     

2014 г.

I. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОМ САДУ

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально – волевые и поведенческие качества.

В детском саду успешно применяется  «Технология здоровьесбережения», задачами которой являются:

  • сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе;
  • обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни;
  • конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.

Здоровьесберегающая деятельность в нашем детском саду осуществляется в следующих формах:

1. Медико-профилактическая технология.

2. Физкультурно-оздоровительная технология.

3. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.

4. Технологии здоровье сбережения и здоровье обогащения педагогов.

5. Технологии валеологического просвещения родителей.

6. Здоровье сберегающие образовательные технологии.

В нашем дошкольном учреждении ежедневно во всех возрастных группах предусмотрено несколько форм физического воспитания детей, что способствует укреплению здоровья и позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня.

Закаливание.

Особое внимание в режиме дня мы уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.

При работе с детьми обязательно соблюдаются основные принципы закаливания:

  • осуществление закаливание при условии, что ребёнок здоров;
  • недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства);
  • тщательный учёт индивидуальных особенностей ребёнка, его возраста, возможности повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям;

Прогулка.

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того, чтобы прогулка давала эффект, нами меняется последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры; в тёплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр.

Подвижные игры и физические упражнения на улице.

    Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка-дошкольника.

Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.

Утренняя гимнастика.

 Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака, в течение 10–12 минут на воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий).  Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные программой для данной возрастной группы, разученные предварительно на физкультурном занятии и хорошо знакомые детям.

Двигательная разминка.

В перерывах между занятиями, особенно в старших группах детского сада, проводится двигательная разминка. Её цель – предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала. Игровые упражнения, используемые в разминке, хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительны по времени      (не более 10-12 минут), доступны детям с разным уровнем двигательной активности.

Физкультминутки.

Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение. Физкультминутки проводятся воспитателем по мере необходимости во время занятий. Длительность составляет 3-5 минут.

Гимнастика после дневного сна.

Наряду с различными оздоровительными мероприятиями в нашем детском   проводится  гимнастика после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы.

Разминка в постели.

Гимнастика игрового характера

 Дети подражают движениям птиц, животных, растений, создают различные образы («лыжник», «конькобежец», «петрушка», «цветок»):

  • пробежки по массажным дорожкам.
  • дыхательная гимнастика.

Фитобар.

В нашем детском саду функционирует  фитобар, где воспитанники получают  кислородный коктейль - это очень полезный продукт. Он помогает сконцентрироваться и улучшает память, улучшает зрение. Его применяют для устранения гипоксии, повышения работоспособности, устранения хронической усталости, нормализации сна, повышения иммунитета.

Также в нашем саду используются дополнительные физкультурные занятия - это

1. Игры, которые лечат – для младшего дошкольного возраста (3 – 4 года).

2. Занятия по единому сюжету – для среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет).

3. Игры – эстафеты – для старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет).

4. Ритмическая гимнастика  для подготовительного к школе возраста (6 – 7 лет).

1. Игры, которые лечат – для младшего дошкольного возраста (3 – 4 года).

Психика ребёнка в младшем дошкольном  возрасте устроена так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие – либо, даже самые полезные упражнения. Ребёнку должно быть интересно это делать не потому, что «надо» и «полезно», а потому, что ему это нравится. Именно поэтому мы представляем для младшего дошкольного возраста адаптированные, изменённые в  виде игры упражнения по оздоровлению и профилактике заболеваний.

Существует ряд игр по каждому виду заболеваний.

При заболевании верхних дыхательных путей используются игры, при которых необходимо восстановить носовое дыхание.

При частых общих бронхолёгочных заболеваниях  используются игры для поддержания эластичности лёгочной ткани, улучшения бронхиальной проходимости, дренажной функции бронхов, профилактики нарушения осанки,  Используются игры с произношением во время выдоха различных звуков, стихотворных строк, пение песенок в такт ходьбе. Это -  звукоречевая  гимнастика, которая является вибромассажем, способствующим уменьшению  бронхоспазмов.Очень полезны игры при коррекции плоскостопия. Специально подбираются   упражнения, которые укрепляют связочно-мышечный аппарат голени и стопы, способствуют общему оздоровлению организма и воспитанию навыка правильной ходьбы.

Систематическое проведение игр по коррекции способствует оздоровлению детей, их

гармоничному развитию.

Каждая игра  проводится с малышами ежедневно  в течение  одной  недели и включается в планирование воспитательно – образовательного процесса.    

Занятия по единому сюжету – для среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет).

Занятия по единому сюжету, построенному на сказочной или реальной основе.

     Беря за основу классическую структуру физкультурного занятия, содержание двигательной деятельности мы  согласуем  с сюжетом. Тематика таких занятий должна соответствовать возрастным возможностям детей, учитывать  уровень их компетентности: репортаж со стадиона, цирк, поездка на дачу; сказочные сюжеты «Теремок», «Колобок», «Буратино» и т.д.

 Сюжетные физкультурные занятия помогают обеспечить каждому ребенку постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний, воображения.

 Увлекательными и интересными занятия делает сюжет, «рассказывающий» о каких-либо конкретных событиях с участием взаимодействующих персонажей, хорошо знакомых детям. Их содержание позволяет вести занятия на эмоционально положительном контакте педагога с детьми удовлетворяет потребности ребенка в познании, активной деятельности, в общении со сверстниками, побуждает ребенка к творческой активности, самовыражению, снимают скованность, эмоциональное напряжение.

IV. «ИГРЫ – ЭСТАФЕТЫ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ».

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (5 – 6 ЛЕТ).

Игры – эстафеты относятся к командным подвижным играм с правилами. Участники в таких играх составляют отдельные коллективы – команды. Эти игры характеризуются совместной деятельностью команд, направленной на достижение общих целей, подчинением личных интересов интересам команды, а также тем, что от действий каждого игрока зависит победа всей команды.

        В каждой игре – эстафете одновременно решается ряд задач:

  • закрепляются и совершенствуются двигательные навыки;
  • формируется умение ориентироваться  в пространстве;
  • развиваются физические качества: ловкость, быстрота, выносливость, координация движений,  точность, быстрота реакции на сигнал;
  • воспитываются смелость, самостоятельность, решительность, дисциплинированность;
  • происходит комплексное развитие физических и морально – волевых качеств.

Игры – эстафеты должны обеспечить разностороннее развитие моторной сферы детей, а также способствовать формированию умений действовать в коллективе, выполнять действия в соответствии с правилами и ходом игры.

V. РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА – ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

Одна из эффективных форм повышения двигательной активности дошкольников – ритмическая гимнастика. Занятия ею повышают функциональные возможности сердечно – сосудистой, нервной и дыхательной  систем, развивают координацию и музыкальность, гибкость и пластику движений.

Цель: создание положительного психологического настроя, повышение эмоционального уровня.

Систематические занятия ритмической гимнастикой:

  • помогут естественному развитию организма ребёнка и привитию потребности заботиться о своём здоровье;
  • разовьют опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы детей;
  • увеличат жизненную ёмкость лёгких, улучшат физическую, интеллектуальную работоспособность;
  • укрепят осанку и свод стопы;
  • сформируют у дошкольников навыки самостоятельного выражения движений под музыку, разовьют инициативу, трудолюбие.

           Формой проведения итогов  являются:

  • выступление на спортивных праздниках в детском саду;
  • выступление перед родителями;
  • участие в городском конкурсе ритмической гимнастики.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по сохранению и укреплению здоровья дошкольников «Здоровый дошколёнок»

программа предназначена для детей дошкольного возраста...

Программа по сохранению и укреплению здоровья дошкольников на музыкальных занятиях.

Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание. Во всех существующих  программах вос...

Программа по сохранению и укреплению здоровья дошкольников «Здоровый дошколёнок»

Актуальность программы           Здоровье – необходимое условие для гармоничного развития личности. И если недостаток образования можн...

Мероприятия по сохранению и укреплению здоровья дошкольников в рамках программы летнего отдыха детей в дошкольных учреждениях

Воспитание здорового ребенка – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики. Как помочь подрастающему ребенку реализовать свое право на здоровье и счастливую жизнь? Одним из путей ре...

Программа по сохранению и укреплению здоровья дошкольников "Здоровый малыш"

Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируется здоровь...

Дополнительная программа для детей дошкольного возраста «Дыхательная гимнастика, как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников»

Выдающийся профессор, доктор Ранке в свое время сказал так: «Воздух есть хлеб для легких, с той лишь разницей, что его вдыхают, а не едят». Это действительно хлеб – то, без чего немы...

Рабочая программа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников «Здоровый ребёнок: как сохранить и укрепить здоровье»

В настоящее время проблема здоровья детей и его сохранения является одной из самых актуальных. Здоровье детей, его охрана и обогащение является приоритетным направлением не только медицинских учрежден...