Психогимнастика. Методические рекомендации.
методическая разработка
В нашем ДОУ применяется один из видов здоровьесберегающей технологии – психогимнастика. Психогимнастика для детей представляет собой курс занятий, направленный на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы. Главной целью психогимнастики можно назвать сохранение детского психического здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Психогимнастика - как метод здоровьесберегающей технологии
Усилия работников ДОУ сегодня полностью нацелены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование его здорового образа жизни. Именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
В настоящее время в дошкольных учреждениях широко применяются различные здоровьесберегающие технологии – медико-профилактические, физкультурно-оздоровительные, коррекционные и.т.д.
В нашем ДОУ применяется один из видов здоровьесберегающей технологии – психогимнастика. Психогимнастика для детей представляет собой курс занятий, направленный на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы. Главной целью психогимнастики можно назвать сохранение детского психического здоровья, а также предотвращение расстройств психики. Психогимнастика наиболее доступна в применении для воспитателей и педагогов-психологов ДОУ, так как в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника.
Задачи психогимнастики:
- дети приобретают навыки ауторелаксации;
- тренируют психомоторные функции;
- воспитывают в себе высшие эмоции и чувства;
- корректируют свое поведение при помощи ролевых игр;
- избавляются от эмоционального напряжения;
- развиваются навыки концентрации, пластика, координация движений.
В нашем ДОУ психогимнастика проводится один раз в неделю, длительностью 30 минут. В подгруппе обычно 6-7 детей. Ниже приведены несколько упражнений, направленных на развитие психофизической регуляции; развитие двигательной координации; развитие выразительности мимики и жестикуляции; релаксации и другие.
Дыхательная гимнастика:
- Упражнение «Мы срываем цветы»
Дети в группе наклоняются – «срывают» цветы – и вдыхают их запах (глубокий вдох и сильный быстрый выдох). Потом повторяют это действие еще несколько раз.
- Упражнение «Пузырик»
Ребенок делает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.
Упражнения, направленные на развитие координации движений:
- Упражнение «Шалтай - Болтай»
Педагог-психолог читает стихотворение о Шалтае - Болтае, а каждый ребенок повторяет движение.
Шалтай -Болтай
Сидел на стене (ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки расслаблены, вдоль туловища)
Шалтай -Болтай
Свалился во сне (корпус тела наклоняется резко вниз).
- Упражнение «Ходьба»
Педагог-психолог читает текст, дети выполняют соответствующие движения.
-Мы проверили осанку (дети становятся прямо, ноги вместе, голова немного поднята).
-И свели лопатки (дети отводят плечи назад).
-Мы ходим на носках (дети идут на носочках).
-Мы идем на пятках (идут на пятках).
-Мы идем как все ребята (шагают маршеобразно).
-И как мишка косолапый (идут размашисто, вразвалку).
- Упражнение «Прогулка в лес»
Педагог-психолог читает текст, дети выполняют соответствующие движения.
- Перешагиваем через высокую траву (ходьба с высоким подниманием колен).
- Перепрыгиваем через лужу (прыжки на 2 ногах).
- Посмотрите. Какая красота! Выразим восхищение: О-о-о!
- Прислушаемся к шуму листьев. Вдруг подул ветерок (легкий выдох с округлением губ, имитация сильного ветра и ветра во время бури).
- Ветер утих. Будем собирать грибы. Мы по лесу шли, шли, подосиновик нашли (дети наклоняются вниз).
- Теперь пойдем домой. Снова шагаем через высокую траву (ходьба с высоким подниманием колен). Бежим по узкой тропинке (бег на месте). Мы дома.
Упражнения на развитие выразительности мимики и жестикуляции:
- Игра «Пиктограмма»
Ребенок берет одну из пиктограмм и изображает ту эмоцию, которую символизирует пиктограмма. Остальные дети должны угадать, какую эмоцию он показывает. Если ребенок хорошо показал данное эмоциональное состояние, то ему вручается соответствующая пиктограмма. Затем очередь переходит к следующему участнику.
- Упражнение «Конфета»
У ребенка в руках воображаемая коробка с конфетами. Он протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят его, потом разворачивают бумажки и кладут в рот. По лицам детей видно, что угощение вкусное (улыбка).
- Игра «Животные»
Педагог-психолог называет животного (заяц, волк, лиса, медведь и др), а дети изображают его движением, мимикой и жестами.
Упражнения, направленные на снятие мышечных зажимов:
- Игра с песком
Дети набирают в руку воображаемый песок, сжимают в кулак, «чтобы не высыпалось ни песчинки», затем потихоньку высыпают песок на колени. Стряхивают последние песчинки с кистей, опускают расслабленные руки.
- Игра с муравьём
Дети представляют, что на пальцы ног залез муравей и бегает по ним. Необходимо с силой натянуть носки ног на себя, ноги напряжены (на вдохе). Оставить носки в этом положении, прислушаться, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Затем сбросить муравья с пальцев ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, ноги расслабляются, отдыхают.
- Упражнение «Штангист»
Упражнения, направленные на релаксацию:
- Упражнение «Колокольчик»
Дети ложатся на спину. Закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной. «Пробуждение» происходит под звучание колокольчика.
- Упражнение «Шум моря»
Дети ложатся на пол и слушают шум моря. Воспитатель спокойным, негромким голосом рассказывает о том, что всем снится один и тот же сон. В этом сне они видят море с прозрачной голубой водой, через толщу которого можно рассмотреть подводный мир: необыкновенной красоты водоросли, необычных диковинных рыб, большую морскую черепаху и радостных, добродушных дельфинов. Затем пауза. На счет воспитателя (1, 2, 3) дети «просыпаются» и встают.
Ребенок поднимает воображаемую «тяжелую штангу» потом бросает ее и отдыхает. Упражнение повторяется 3 раза.
Таким образом, очень важно, чтобы каждое из рассмотренных упражнений применялось совместно с другими, имело оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в ДОУ, в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).
Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст относится к критическим периодам онтогенеза ...

Методическая разработка.Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников.
Данные методические рекомендации помогут воспитателям и музыкальным руководителям в развитии музыкальных способностей детей....

Методическая разработка по теме: "Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по ИЗО-деятельности"
Методическая разработка по теме:«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство – очень ва...
Методические рекомендации "Образовательные результаты и образовательные ресурсы как необходимое условие повышения качества дошкольного образования (в контексте ФГОС) (методические рекомендации)
Методические рекомендации...

Методические рекомендации для воспитателей "Формирование элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет «Малыш в мире природы» Методические рекомендации
Методический материал содержит рекомендации по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет. Раскрываю...

Положение о смотре-конкурсе «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ» и методические рекомендации к созданию учебно-методического пособия
Положение о...
Методическая рекомендация для педагогов на тему "Психогимнастика для детей дошкольного возраста"
Методическая рекомендация, направленная на освоение знаний материала по психогимнастике, а также приложение большой картотеки занятий с детьми....