Влияние мультфильмов на развитие ребенка
консультация (старшая группа) по теме
С 1 сентября 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Его действие направлено на защиту детей от влияния потока негативной информации, разрушающей еще неокрепшую психику и развивающей порочные наклонности. На экранах телевизоров в нижнем углу появился знак, ограничивающий просмотр по возрасту, но содержание мультфильмов не изменилось. Какие бы ярлыки ни клеились, закон ежедневно нарушается, поскольку у культуры – свои законы. Остается открытым вопрос: какие цели и задачи ставит современная мультиндустрия?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
multiki.docx | 21.97 КБ |
Предварительный просмотр:
С 1 сентября 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Его действие направлено на защиту детей от влияния потока негативной информации, разрушающей еще неокрепшую психику и развивающей порочные наклонности. На экранах телевизоров в нижнем углу появился знак, ограничивающий просмотр по возрасту, но содержание мультфильмов не изменилось. Какие бы ярлыки ни клеились, закон ежедневно нарушается, поскольку у культуры – свои законы. Остается открытым вопрос: какие цели и задачи ставит современная мультиндустрия?
Детям нужна сказка
Рассказывание историй – это существенный вклад в развитие малыша, и их влияние сложно переоценить. Раньше детишек воспитывали бабушки на сказках, сейчас их место заняли мультфильмы, освобождая родителям время. Сказка – это тот инструмент, который формирует у ребенка модель окружающего мира, образ друга, героя, врага. Будет ли ребенок заботиться о вас в старости или отдаст в дом престарелых, также зависит от воспитания, в том числе от сказок и от мультфильмов, которые для него приготовили. Вместе с любимыми героями дети переживают, учатся отличать добро от зла, примеряют на себя разные роли и формируют образы для подражания. Так устроена наша психика – человек бессознательно подражает тому, кто ему нравится. Для детей же подражательная манера – один из основных способов освоения социальных ролей.
Психологическая экспертиза: каково влияние мультфильмов на развитие ребенка
По оценкам исследователей Института современного детства большинство современных мультфильмов не развивают истинные человеческие ценности, а, наоборот, сказывается негативное влияние – формируется искаженная картина мира. На российский мультобразах сказывается влияние американской мультиндустрии. Женские образы обладают ярко выраженной физиологичностью, несвойственными для людей чертами лица: огромные в пол-лица глаза, узкая талия, длинные ноги. Влияние западных мультфильмов на развитие детей сказывается в том, в частности, что у мальчиков формируется стереотип именно такой женщины, на которой он захочет жениться, у девочек – искаженное представление об эталоне женской красоты, к которому они подсознательно будут стремиться, недооценивая свою внешность.
Образы таких героинь влияют на развитие у девочек принципов сексуального поведения,
они стремятся к тому, чего не бывает, а мальчики ищут того, чего нет. Найдут ли они друг друга? Девушки в мультфильмах прекрасны, независимы и не имеют детей. Влияние таких мультфильмов также сказывается и на образе матери. Среди персонажей зачастую отсутствует позитивный образ матери. Поэзия материнства, первозданная нежность и забота проявляются в основном у героев-животных. Если же на экране промелькнет многодетная мать, то зачастую она выглядит как толстая, неухоженная, сварливая тетка. Женщина лишена романтики и наделена жестокостью.
Высмеиваются такие женские качества, как застенчивость, скромность, непорочность,
неторопливость, мудрость. Регулярный просмотр мультфильмов с участием свободных и
раскованных женщин косвенно влияет на детородные функции, ведет к их угасанию.
Герои американских мультфильмов – на одно лицо. Одно из средств подмены образов – картинки,
раскрашенные в яркие краски. Это способ заставить ребенка реагировать на все яркое. Из-за постоянного мелькания на экране это лицо становится эстетическим эталоном. Унифицированный образ красавицы влияет на сознание ребенка, как нечто доброе, он понимает, что всему доброму надо подражать, но потом к этому образу незаметно приклеиваются различные черты типа распущенности, жестокости и пренебрежения к людям. Негативное влияние в этом случае сказывается на том, что неосознанно эти сюжеты запечатлевает детская душа и будет им следовать.Полюбившиеся героини вдруг скалят зубы, дерутся как обученные солдаты (Фиона из «Шрека»).
В советских мультиках Аленушки никогда себе этого не позволяли и оставались положительными до конца, и влияние таких мультфильмов не содержало негативного оттенка. Сейчас в популярном мультфильме «Маша и медведь», например, главная героиня, на первый взгляд милая и добрая девочка, несет в себе черты разрушительности, нетерпимости, а иногда и жестокости. Подвергаясь влиянию «идеала», дети могут усвоить модель поведения непоседливого, избалованного человечка, который заставляет других действовать лишь в его интересах.
Мультфильмы как образ жизни
По результатам соцопросов дети смотрят мультики с самого раннего детства. 60% родителей
утверждают, что их дети не сводят глаз с экрана с 1 года. 27% – активно смотрят телевизор уже
до года. После трех лет, как рекомендуют специалисты, не начал смотреть ни один ребенок. Не
обращая внимания на рекомендации Всемирной ассоциации здравоохранения смотреть телевизор не более 30 минут в день, дети уже до 3 лет смотрят на порядок дольше. Лишь 15% родителей сказали, что просмотр телепередач занимает у малыша менее 30 минут. 50% тратят на это развлечение час в день, а 30% даже полтора.
Воздействие, которое оказывают медиапродукты на совсем маленьких детей, до конца еще не
изучено, но уже сегодня психологи бьют тревогу, отмечая у малышей перевозбуждение, агрессию, утомление, нарушение речи, зрения, обмена веществ, дефицит движения, недоразвитие высших корковых функций, торможение собственной активности, гиперактивность и аутизацию. В последнее время появилось такое явление как «экранная аддикция», когда ребенок готов смотреть мультики день и ночь, его сложно оторвать от экрана, он закатывает истерики. Это опасное явление, парализующее волю ребенка, лишает его основной развивающей деятельности: игры, конструирования, рисования. ТВ-картинка подсказывает малышу уже готовое решение, навязывает свое представление, мешая делать открытие самому. Часто мультфильмы используют, как средство успокоить гиперактивного ребенка, но на самом деле, это не развивает усидчивость, а , наоборот, говорит о том, что он не может самостоятельно сосредоточиться и сконцентрировать внимание, ему нужен внешний стимул. Так называемое «мультипликационное опустошение» приводит к апатии, снижению общего тонуса, депрессии. По сути, младенец – беспомощное существо, ничего не умеющий и находящийся во власти своего окружения. Его основная задача – установить контакт с этим окружением, тогда, когда он еще не умет говорить. Научиться устанавливать контакты с людьми невозможно при помощи экрана. Через телевизор ребенок может лишь научиться решать задачи взрослого, поскольку даже детские телепередачи зачатую транслируют взрослые проблемы в детскую жизнь. Находясь в состоянии постоянного цейтнота и страха не «успеть», взрослый передает это состояние ребенку: «учись быстрее, а то будешь неудачником». В результате, дети с момента рождения вместо того, чтобы
играть, все время чему-то учатся, надеясь потом стать успешными. Такая ошибочная позиция
впоследствии становится образом жизни, который, на самом деле, не является жизнью.
Нарушение психики
Кроме копирования стереотипов поведения, маленькие дети при просмотре современных мультфильмов подвергают свою нервную систему постоянной атаке посредством быстро мелькающих картинок и искаженному аудиоряду. Даже классическая музыка подается в компьютерной обработке, звук получается нечистым, что отражается на формировании
музыкального слуха. Кроме того, на протяжении фильма детям предоставлено 40-50 музыкальных тем для прослушивания. Это сильнейшая перегрузка аудиальной системы, вследствие которой возникает рассогласование слышимого и видимого, что грозит не только потерей музыкального слуха, но и отключением слухового канала вообще.
В красочных мультфильмах за 20 минут сменяются 165 эпизодов, 70 тем, 30 видов деятельности, один эпизод в среднем длится 3-4 секунды. Ни один взрослый не сможет представить ребенку за 20 минут 165 предметов и 30 действий. Этой нечеловеческой возможностью обладает только телевидение. В итоге, у младенца возникает перегруженность всех систем восприятия и головного мозга в целом. Фокусировка глаз нормального человека постоянно меняется с близкого расстояния на дальнее и обратно. Во время просмотра телевизора глаз лишен такой возможности,
поскольку сфокусирован лишь на одной плоскости. Мышцы перенапрягаются, что ведет к
искривлению хрусталика. Также происходит деградация сетчатки, поскольку изображение на экране состоит из множества точек. Изменение яркости объектов на экране – 180 дБ ( в норме 60 дБ), приводит к утомлению глаза. А непрерывность просмотра приводит не столько к инерции глаза, сколько к инерции сознания. Мозгу приходится непрерывно синтезировать отрывки кадров, что значительно напрягает нервную систему. Именно эти данные послужили основание запрета просмотра телепродукции детям до 3 лет. Поэтому маркировка «0+» на видеопродуктах является грубым нарушением возрастных норм.
Каковы задачи современной мультипликации?
Во многих сегодняшних мультиках видны следы ремесленничества и штампа. Прослеживается тенденция к упрощению и обобщению. Многие штампованные мультики, такие как «Лунтик», выполняют лишь дидактическую функцию, например, учат ребенка чистить зубы, делать зарядку, наводить порядок. В плане же обогащения духовного мира этот мультфильм страдает. Кто такой Лунтик? Это существо, свалившееся с Луны, без роду и племени, у него нет родителей, а значит – нет корней. Впрочем, их нет и у остальных персонажей, у бабы Капы и генерала Шера нет ни детей, ни внуков. Не значит ли это, что детей готовят к безоблачной и радостной жизни в одиночку? В «Лунтике» нет действия злых сил, главный герой со всеми обходителен и добр, но нельзя быть добрым со всеми. В реальной жизни нужно вести борьбу за выживание, чтобы понять, кто ты есть. Быть хорошим для всех невозможно, а добро часто познается через зло. Сегодняшние мультфильмы,
точные по своей дидактической задаче, абсолютно лишены нравственно-эстетической ценности.
На экранах телевизоров оживают машины, тракторы, паровозы, те предметы, которые по природе своей не могут иметь родителей и детей. И почему-то не могут, как когда-то Паровозик из Ромашкова, радоваться простым вещам, забывая о ежедневной суете. Все-таки советские мультфильмы, по моему скромному мнению, ни с чем не сравнимы. Они в свое время создавались с особым
трепетом, проходили жесткую цензуру и способствовали формированию и развитию гуманной картины мира. Если вспомнить свои ощущения после просмотра «Трое из Простоквашино», «Кота Леопольда», «Трям, здравствуйте!», невольно возникает улыбка и какое-то счастье в груди.
Это ли не духовное воздействие, когда душа радуется. Красивая экранная жизнь, несомненно,
толкает среденестатистического ребенка к поиску такой же жизни. Повзрослев, он хочет все и сразу, но так не бывает. Современные мультфильмы часто не объясняют, что на роскошь надо сначала заработать. Широкая пропаганда шикарного образа жизни вызывает зависть и толкает на воровство, хулиганство, угон и насилие.С малых лет родители не разрешают детям совать пальцы в розетку, играть с острыми предметами, прикасаться к горячему утюгу, оберегая любимых чад от явной опасности. Почему же не уберегаем от опасности скрытой, от негативного влияния мультфильмов, которое не самым лучшим образом сказывается на развитии наших детей? Запретить смотреть мультфильмы, вообще, навряд ли получится, но можно подойти к выбору мультика правильно, который будет правильно влиять на
развитие. Действовать, исходя из возраста ребенка. По большому счету, малышей до двух лет и не тянет к телевизору, пока родители не покажут, как он работает. Мультфильмы желательно подбирать со смыслом и с более спокойной чередой эпизодов и музыкальных произведений.
Просмотр мультфильмов – хороший способ освободить свое время и отдохнуть от ребенка, но не надо забывать, что это может стать способом интеллектуального растления подрастающей личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Влияние мультфильмов на развитие речи ребенка"
Рекомендации для родителей на тему речевого развития детей посредством мультфильмов....
Буклет "Влияние мультфильмов на психику ребенка"
В буклете найдете советы для родителей по просмотру мультфильмов ребенком.Что полезного может извлечь ребенок из просмотра мультфильма?...
Влияние мультфильмов на психику ребенка
Консультация...
Консультация для родителей на тему: «Влияние мультфильмов на психику ребенка»
Любая информация, поступающая в головной мозг ребенка, обрабатывается в нем и преобразуется в знание об увиденном, услышанном. Зрение и слух — самые простые каналы для обучения, которыми могут в...
Стендовая информация для родителей от педагога-психолога. Влияние мультфильмов на психику ребенка.
Мультипликационные фильмы неслучайно любимы детьми самого разного возраста. Яркие, зрелищные, образные, с одной стороны, и простые, ненавязчивые, доступные – с другой, они близки по своим развив...
Консультация для родителей "Влияние мультфильмов на развитие ребенка"
Мультипликация является одним из популярных развлечений. Однако неконтролируемый просмотр мультфильмов может негативно отразиться не только на зрении и весе ребенка, но и на его психике. Родителям сле...
Влияние мультфильмов на психику ребенка
Специалисты исследовали влияние мультфильмов на психику детей и подтвердили их развивающую, познавательную и воспитательную роль.Однако, несмотря на очевидные плюсы, просмотр мультфильмов может оказат...