Консультация для родителей "Взаимодействие ДОО и семьи дошкольника по вопросам здоровьесбережения "
статья
зож
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_doo_i_semi_doshkolnika_po_voprosam_zdorovesberezheniya.docx | 22.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие ДОО и семьи дошкольника по вопросам здоровьесбережения .
Важным в формировании здорового образа жизни является взаимодействие дошкольного учреждения и семьи.
Детский сад и семья - важнейшие институты первичной социализации дошкольника. В философской, психолого-педагогической литературе (К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Аверьянов, Б.Г. Ананьев, М.С. Каган, Н.Ф. Радионова. В.П. Слободчиков и др.) взаимодействие рассматривается как особый вид субъектов совместной деятельности и общения.
Взаимодействие, построенное на основе общечеловеческих ценностей, взаимном принятии его участников, обеспечивает достижение общих целей, результативность сотрудничества .
Исходя из исследований по работе детского сада с родителями
(II.I I. Арнаутова, Г.Л. Данилина, В.И. Дуброва, O.JI. Зверева,
О.В. Огороднова, З.И. Теплова и др.), видно, что основой взаимодействия взрослых является педагогическая компетентность педагогов и педагогическая культура родителей через поиск наиболее эффективных способов сотрудничества взрослых, разработку и реализацию соответствующей педагогической технологии взаимодействия .
Проблему взаимодействия детского сада и семьи следует рассматривать как процесс двусторонний: с одной стороны - это «Детский сад - семье» - процесс направлен на то, чтобы оптимизировать влияние семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказание им помощи. Для реализации этого процесса в детском саду организуются такие формы работы, как родительские собрания, школы для родителей, консультации и т.д. (Д.В. Загик, Т.А. Маркова, O.JI. Зверева); с другой стороны - это «Семья - детскому саду» - процесс характеризуется включением родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада. Это налаживание работы кружков, коллективные мероприятия, например экскурсии, походы, праздники, развлечения (Г.Н. Гришина, В.П. Дуброва, Е.II. Арнаутова,
E.I1. Милашевич) .
Основная цель всех форм и видов взаимодействия учреждения дошкольного образования с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать .
Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:
- приобщение родителей к педагогическому процессу;
- расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения
- пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
- создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
- информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, знакомят их с воспитывающей и развивающей средой;
- разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
- объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка:
эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
- проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
- уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения .
Детский сад и семья - вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети - родители - педагоги).
Поэтому, организуя сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка, необходимо уделять особое внимание следующим положениям:
- Единство ДОУ и семьи в вопросах сохранения здоровья детей, которое
достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания,
- Систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду .
3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей,
4.Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.
В соответствии с этими основными положениями система работы с семьей должна включать:
- ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
- участие в составлении индивидуальных программ оздоровления детей;
- целенаправленную просветительскую работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима
- ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка; обучение конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК. дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания и т.д.);
- ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями,
проводимыми в ДОО, обучение отдельным нетрадиционным методам
оздоровления детского организма (фитотерапии, ароматерапии и т.д.).
Работа с семьей осуществляется комплексно и включает:
- работу воспитателей с родителями. Это индивидуальные беседы,
консультации, памятки, приглашение на экскурсии, праздники и т.д.,
- работа с семьей педагогов-психологов: информационные листы,
тренинги, индивидуальные консультации, беседы и т.д.,
- работа с семьей воспитателя по физической культуре: показ открытых физкультурных занятий, спортивные праздники «Мама, папа, я - спортивная семья» и т.д.,
- работа с семьей учителя-логопеда: формирование правильного речевого дыхания, aртикуляционная гимнастика,
- работа медперсонала . Это семинары- практикумы по укреплению детского здоровья, обучение приемам массажа.
Наиболее интересной и эффективной формой работы с родителями в ДОУ являются занятия в семейных клубах. Примерные темы :
- «Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей одна из основных задач детского сада и семьи».
- «Движение - это жизнь!» Пути активизации двигательной активности детей с учетом их индивидуальных особенностей и состояния здоровья.
- «Играем вместе». Игра - фактор развития двигательной активности детей
и повышения эмоционального настроя.
- «К здоровью без лекарств!»
- «Правильное питание - залог здоровья!»
- «Спорт и дошкольник».
- Использование нестандартного оборудования на занятиях по физической
культуре (с показом открытого занятия).
- «Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата».
- «Чрезмерный вес ребенка - угроза здоровью».
Задачи по формированию компетентности в здоровьссбережении и здоровьеформировании детей (для родителей)
- повышение педагогической грамотности родителей в вопросах формирования навыков здоровья;
- активизировать воспитательный потенциал родителей по формированию интереса к физкультуре и здоровью, корректировать их педагогическую деятельность;
- способствовать педагогической компетентности и рефлексии молодых
родителей (питание, закаливание, здоровьесберегающим,
здоровьеформирующим технологиям, активному отдыху и т.д.)
- обучение современным здоровьесбергающим технологиям не всех этапах развития детей.
Для решения задач оздоровительной направленности может быть использован перспективный план работы с учетом тематического принципа построения всей педагогической работы в группе . В основе работы лежит личностно-ориентированная модель взаимодействия с родителями. Эта работа проводится в несколько этапов.
- этап-знакомство с родителями (структурой семьи , характером взаимности и отношений с окружающими, уровнем их педагогических знаний, установление доверительных от ношений);
- этап - сотрудничество с родителями с помощью:
- анкетирования родителей с целью выявления знаний и умений по воспитанию здорового ребенка, беседа;
- ознакомление родителей с результатами обследований
- индивидуальных и групповых консультаций;
- рекомендаций: открытых занятий.
3 этап-организация открытых мероприятий, позволяет родителям получить не только теоретические знания, но и практическую подготовку:
- совместная спортивная деятельность родителей и детей;
- занятия, развлечения, праздники и т.д.;
- консультации, встречи с специалистами;
- составление индивидуальных планов оздоровления детей;
- нетрадиционные формы - телефон доверия ,посещение семьи , круглый стол с родителями , тренинг «Как я могу помочь своему ребенку»,тематические листовки, викторины и т.д.
Как показывает практика работы, традиционных форм взаимодействия с родителями недостаточно для установления доверительных отношений Бесспорно, эти отношения должны стать тендемом в вопросе воспитания и развития дошкольника. Более эффективной формой доверительных отношений - это использование нетрадиционных форм организации общения с родителями
Только такая комплексная, целенаправленная и многокомпонентная работа детского сада с семьями воспитанников может дать реальные эффективные результаты. Итак, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу. Одной из основных задач детского сада, педагогов и психологов является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах здоровьесбережения дошкольников
В статье раскрываются теоретические и практические аспекты вопроса о работе ДОУ с родителями воспитанников в решении общей задачи сохранения и укрепления детского здоровья....
Современные проблемы взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения дошкольников
Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет д...
Доклад «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам здоровьесбережения»
По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым «критическим» периодам жизни ребенка. В данном возрастном периоде происходит нарастание силы и подвижности нервных процессо...
Игра-практикум «Мы за здоровый образ жизни!» (Эффективные формы взаимодействия педагогов с семьей по вопросам здоровьесбережени)
Фундамент здоровья человека закладывается в дошкольном возрасте. Для его прочности необходима совместная работа дошкольного учреждения и семьи по охране и укреплению здоровья детей. Формирование у дош...
План по самообразованию Тема: «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам здоровьесбережения детей старшего дошкольного возраста»
В работе представлен план по самообразованию воспитателя «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам здоровьесбережения детей старшего дошкольного возраста»...
Доклад для воспитателей «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам здоровьесбережения»
Повышение профессиональной компетентности педагогов по теме "Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам здоровьесбережения"....