Доклад на тему: «К здоровью через сотрудничество»
статья на тему
ознакомление общественности с деятельностью образовательного учреждения в вопросе приобщения к здоровому образу жизни участников образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_temu_k_zdorovyu_cherez_sotrudnichestvo.docx | 34.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: «К здоровью через сотрудничество»
Цель: ознакомление общественности с деятельностью образовательного учреждения в вопросе приобщения к здоровому образу жизни участников образовательного процесса.
Условия жизни, нравственная и эмоциональная сфера, в которой развивается ребенок, зависит от взрослых, отвечающих за его счастье и здоровье. Сегодня на первый план выдвигаются задачи укрепления здоровья дошкольников и формирования у них ориентации на здоровый образ жизни. При этом в центре внимания оказываются вопросы готовности семьи к взаимодействию с педагогами, создания и эффективного использования здоровьесберегающей среды в ДОУ как одного из условий полноценного развития ребенка.
Укрепление здоровья подрастающего поколения не столько медицинская, сколько психолого-педагогическая задача. Очевидно, что в первую очередь у детей необходимо формировать потребность в сохранении и укреплении здоровья.
Анализ педагогами форм и методов работы с детьми в сфере физического воспитания и обучения в целом, организации режима, лечебно-профилактической, индивидуальной и групповой коррекционной работы, использования личностно-ориентированного подхода, организации предметно-развивающей среды в ДОУ способствовал разработке программы «Здоровье».
Работа в нашем дошкольном учреждении по приобщению к ценностям здорового образа жизни осуществляется в нескольких направлениях: с детьми, родителями и педагогами дошкольного учреждения.
Рассмотрим каждое направление подробно.
Направление «Работа с детьми»
Диагностика – комплекс мероприятий (наблюдение, анкетирование, тестирование, и др.), которые помогают глубоко узнать ребёнка «во всех отношениях», определить исходные показатели психического и физического здоровья, двигательной подготовленности, объективные и субъективные критерии здоровья.
В нашем дошкольном учреждении ведутся паспорта здоровья на каждого ребенка с первой младшей до подготовительной группы. Где педагоги, медики, узкие специалисты отражают индивидуальные особенности развития детей на всех возрастных этапах, уровень психологической готовности к школе. При выпуске детей из детского сада паспорта здоровья передаются родителями выпускников в школу.
Полноценное питание
Проводя ежедневный контроль за питанием детей в детском саду, мы пришли к выводу, что каждый ребенок имеет свои приоритеты в выборе пищи. Для улучшения питания детей было введено так называемое «Меню по заказу». Детям предлагается по два варианта завтрака, обеда, полдника и они самостоятельно выбирают наиболее понравившиеся им блюда. Возможность выбора блюд позитивно сказывается на настроении детей.
Дети старшего дошкольного возраста кушают в ресторане, где звучит спокойная музыка.
Чтобы дети получили удовольствие не только от еды, но и от общения со сверстниками и взрослыми, мы используем технологию семейного стола, заключающуюся в следующем:
- воспитатели кушают вместе с детьми (таким образом, создается дружеская атмосфера, дети приучаются к хорошим манерам, дети учатся расслабляться);
- дети учатся правильно пользоваться столовыми предметами (ножом, вилкой).
Система эффективного закаливания
Особое внимание в системе сохранения и укрепления здоровья детей уделяется проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. В начале каждого года соответственно возрасту детей при взаимодействии администрации, медицинского работника и педагогов составляется и утверждается план закаливающих мероприятий. В него входят традиционные и нетрадиционные методики и технологии.
К традиционным относятся: четкая организация теплового и воздушного режима помещения, рациональная одежда для детей, соблюдение режима прогулок, гигиенические процедуры (умывание, полоскания горла водой комнатной температуры, туалет носа), сухие и влажные обтирания, воздушные и солнечные ванны, босохождение по солевым дорожкам после дневного сна в сочетании с музыкотерапией.
К нетрадиционным методикам оздоровления относятся: профилактика плоскостопия, укрепление мышечного корсета, пальчиковая и дыхательная гимнастика, самомассаж и точечный массаж.
Создание условий организации оздоровительных режимов для детей
Центральное место в оздоровительной работе занимает режим дня, организация которого складывается в соответствии с возрастом, сезонными особенностями.
Режим дня предусматривает максимальное пребывание детей на свежем воздухе, соответствующую возрасту продолжительность сна и других видов отдыха.
Организация рациональной двигательной активности
С целью укрепления здоровья ребенка и совершенствования организма средствами физической культуры особое внимание в нашем детском саду уделяется физкультурно-оздоровительной работе с детьми.
В образовательной деятельности педагоги используют разнообразные формы организации физической активности детей. Хочется остановиться на утренней гимнастике – это один из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка.
Утренняя гимнастика в любой возрастной группе длиться не менее получаса, т.к. исследованиями установлено, что только на 20-й минуте начинаются наблюдаться положительные явления функционирования организма.
Большую роль в оздоровлении детей играют прогулки, на которых дети в полном объеме реализуют свои двигательные потребности. Утренняя прогулка проводится в два этапа: после завтрака (без двигательной активности), после занятий (с высокой двигательной активностью). В начале и конце второй прогулки дети выполняют пробежку вокруг здания детского сада, после чего переходят на ходьбу с выполнением упражнения на дыхание, после этого в течение 2 – 3 минут выполняются упражнения на расслабление.
Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма, содействуют овладению необходимыми движениями.
Оснащение предметно-развивающей среды
В ходе реализации программы «Здоровье» составлен план работы по организации предметно-развивающей среды по направлению «Здоровье и физическое развитие».
На сегодняшний день организация предметно-развивающей среды строится на основе интеграции содержания и видов деятельности. Согласно намеченным задачам программы «Здоровье» в дошкольном учреждении созданы соответствующие условия.
В ДОУ оборудован физкультурный зал со спортивным комплексом, представлено разнообразное физкультурное оборудование, а так же пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре, увеличивают эффективность занятий.
Спортивная площадка для занятий на воздухе оснащена необходимым инвентарем и оборудованием. На площадке проводятся физкультурные занятия, праздники, «Дни здоровья», к активному участию которых привлекаются родители воспитанников.
Для укрепления здоровья детей в летний период с использованием естественных, природных, целительных факторов на территории детского сада была организована «Тропа здоровья», которая позволяет:
- улучшить координацию движений, функции сердечно-сосудистой и дыхательной системы, эмоционально-психического состояния;
- повысить сопротивляемость заболеваемости к инфекционным заболеваниям;
- провести профилактику плоскостопия.
В каждой группе созданы спортивные уголки, имеются пособия для профилактики плоскостопия, картотеки подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия. Воспитатели проявляют творчество и изобретательность в изготовлении пособий из бросового материала для пополнения физкультурных уголков.
Кроме того в группах созданы уголки уединения для снятия эмоционального напряжения. Палатка, «шатёр» из прозрачной ткани, домик, уголок отделенный ширмой.
Таким образом, можно сказать, предметно-развивающая среда нашего ДОУ является естественной комфортабельной, рационально организованной обстановкой, насыщенной разнообразным оборудованием и материалами.
Создание представлений и здоровом образе жизни
Обучение ЗОЖ предполагает проведение игровых, практических интегрированных занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, функционирования организма и правилах заботы о нем (слайды с фото и подписанными мероприятиями).
Основываясь на программу «Детство», нами было разработано планирование по валеологии и ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста (слайд «Азбука здорового человека»).
Желательно, чтобы здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, находил каждодневную поддержку дома.
Коррекционная работа
Коррекционно-развивающая деятельность представляет собой целостную систему работы с детьми, имеющими общие и речевые нарушения, которая опирается на взаимодействие всех участников коррекционно-развивающего пространства ДОУ, что в свою очередь обеспечивает высокий, надежный уровень развития ребенка.
Команда специалистов сопровождения выявляет характер трудностей, возникающих у ребенка, устанавливает их причины и определяет ведущего специалиста в коррекционно – развивающей деятельности в зависимости от проблем в развитии. Если проблема связана с развитием речи, ведущий специалист – логопед, если проблемы психологического плана – психолог, если проблемы в двигательной активности – инструктор по ФизО. Ведущий специалист организует и координирует деятельность всех специалистов в процессе реализации программ, несет ответственность за эффективность сопровождения.
Лечебно – профилактическая работа
Одно из основных условий успешной реализации комплексно-оздоровительной работы – это постоянный и тесный контакт с медицинскими работниками детского сада. В лечебно-профилактическую работу, осуществляемую медицинской сестрой, входят:
- Массаж (общеукреляющий, лечебный).
- Профилактика нарушения осанки и плоскостопия.
- Фитотерапия.
- Витаминотерапия.
- Физиотерапия.
- Имунномодуляторы.
- Кислородный коктейль.
Данная работа проводится в системе и дает положительный результат.
Направление «Работа с родителями»
С целью повышения педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания здорового ребенка в домашних условиях разработана система взаимодействия с семьёй.
С родителями воспитанников организуется совместная с педагогами работа по укреплению здоровья детей, родительские собрания, консультации специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинской сестры), валеологическое образование родителей, информационные уголки специалистов с практическими рекомендациями, «Недели здоровья», итоговые занятия-практикумы, семейные спартакиады. Анкетирование, которое помогает наметить дифференцированный подход к разным категориям семей. Родители, имеющие положительный опыт в воспитании у детей здорового образа жизни, стали нашими помощниками.
Таким образом, можно надеяться, что со временем занятия физической культурой и спортом, здоровый образ жизни войдут в повседневную жизнь каждой семьи.
Направление «Работа с педагогами»
Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей.
Зная о том, что результаты работы ДОУ зависят от профессиональной подготовки кадров, мы продумываем всестороннюю методическую работу по совершенствованию мастерства воспитателей через:
- консультации, беседы;
- выставки методических пособий, статей и журналов;
- семинары-практикумы, мастер-классы;
- круглые столы;
- взаимодействие с педагогами МОУ Белая СОШ.
- тренинги.
Одно из важных направлений в работе детского сада – обеспечение психологического благополучия педагогов и воспитанников.
Педагог-психолог проводит тренинги, консультации, семинары – практикумы, которые помогают справиться с эмоциональным напряжением, снять накопившуюся усталость, повысить стрессоустойчивость.
Достигнутые результаты
Проблема оздоровления детей – целенаправленная, систематически спланированная работа на длительный период всех участников образовательного процесса.
В результате проведенной работы снизились показатели заболеваемости детей.
Мониторинг развития физических качеств у детей показал достаточный уровень развития основных движений.
Результаты работы мониторинга воспитанников показал эффективность работы с часто длительно болеющими детьми.
Результативность нашей работы прослеживается и в процессе сбора данных учителями МОУ Белая СОШ о выпускниках ДОУ.
Выпускники нашего детского сада жизнерадостны, подвижны, активно участвуют в соревнованиях, посещают спортивные секции, танцевальные кружки.
Таким образом, работа ДОУ по приобщению к здоровому образу жизни детей и родителей, повышает престиж детского сада, поднимает на более высокий уровень профессионализм педагогов, организует учебно-воспитательную деятельность, создает условия для сохранения и укрепления здоровья детей. А здоровье детей – это богатство нации. Так что будем думать о здоровье детей и укреплять его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«К здоровью через сотрудничество»
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового обра...
Доклад на тему "Развитие речи через театрализованную деятельность"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11222528","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
Доклад на тему "Развитие речи через математические занятия"
В развитии интеллекта и умственного воспитания ребенка большую роль играет математическое развитие. Математика уникальна, она обладает общеразвивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию...
Доклад на тему: "ДОУ - семья - пути сотрудничества"
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание. Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям....
Сообщение "Сохранение и укрепление здоровья, физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья через сотрудничество с родителями" (из опыта работы).
Адаптация в группе ребёнка с ОВЗ, начиная со второй младшей группы. Выпуск в общеобразовательную школу ребёнка с ОВЗ в тесном контакте с родителями и всеми специалистами ДОУ....
Доклад на тему: «Патриотическое воспитание через разнообразные виды детской деятельности»
Ключевые слова: дошкольники, патриотическое воспитание.Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чувство патриотизма многогранно по содержанию...
«К здоровью через сотрудничество»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение детский сад №29 «У Лукоморья»...