Картотека игр развивающих коммуникативные способности детей.
картотека на тему
Игры помогут развить коммуникативные и графические навыки,эмпатийные способности детей,помогут прелдолеть боязнь тактильного контакта,научат взаимодействовать в парах.Способствуют развитию слухового внимания ,наблюдательности,выразительности движений,моторной ловкости,словарного запаса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_kamunikatsiya_1.docx | 33.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Интервью
Цель: развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: 3 и более человек.
Необходимые приспособления: стул.
Описание игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они — взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.
Комментарий: на первых этапах игры дети часто затрудняются подборе вопросов. В этом случае взрослый роль ведущего берет на себя, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым».
Эта игра помогает познакомиться с детьми, которые только что пришли в группу, а также вовлечь в общение стеснительных детей. Если же дети еще совсем плохо знакомы, правило можно немного изменить: ребенок, поймавший мяч, называет имя предыдущего игрока, затем свое, а далее (если знает) имя ребенка, которому будет кидать мяч.
Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.
Возраст: 3-4 года.
Количество играющих: 2 или более человек.
Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.
«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».
«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним ».
«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».
На мостике
Цель: развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости.
Возраст: 5-6 лет.
Количество играющих: 2 команды.
Описание игры: взрослый предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик — полоска шириной 30-40 см. По условию, по «мостику» должны с двух сторон навстречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется. Также важно не переступать черту, иначе играющий считается свалившимся в пропасть и выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что, когда он остался один, мостик перевернулся). Пока два ребенка идут по «мостику», остальные за них активно «болеют».
Комментарий: приступив к игре, дети должны договориться о темпе движения, следить за синхронностью, а при встрече на середине мостика — аккуратно поменяться местами и дойти до конца.
Обзывалки
Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: не менее двух человек.
Необходимые приспособления: мячик.
Описание игры: детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать другдруга необидными словами, например названиями овощей или фруктов, при этом
обязательно называть имя того, кому
передается мячик: «А ты, Лешка —картошка», «А ты, Иришка — редиска», «А ты, Вовка — морковка»и т.д.
Обязательно предупредить детей, что на эти обзывалки нельзя обижаться,
ведь этоигра. Завершать игру обязательно хорошими словами: «А ты, Маринка — картинка», «А ты, Антошка — солнышко» и т.д.
Мячик передавать нужно быстро, нельзя
долго задумываться.
Комментарий: перед началом игры можно
провести с детьми беседу об обидных
словах, о том, после чего люди обычно
обижаются и начинают обзываться.
Охота на тигров
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: не менее 4 человек.
Необходимые приспособления: маленькая
игрушка (тигр).
Описание игры: дети встают в круг, водящий отворачивается к стене и громкосчитает до 10. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать,
ребенок,у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает вперед руки.
Остальные дети делают точно так же. Водящий
должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.
Комментарий: трудности могут возникнуть
во время игры у аутичных детей, потому
им можно разрешить сначала присмотреться
к тому ,как играют другие дети.
Можно потренировать детей в умении сдерживать эмоции, не проявлять их внешне. Это достаточно трудно для детей-дошкольников. Но в игровой форме этому можно научить (игры, подобные «Море волнуется ...», « Царевна-Несмеяна .
Сиамские близнецы
Цель: развитие коммуникативных навыков,
умения согласовывать свои действия,развитие
графических навыков.
Возраст: 6-7 лет.
Количество играющих: кратное двум.
Необходимые приспособления: перевязочный бинт, большой лист бумаги, восковые мелки.
Описание игры: дети разбиваются на пары,
Садятся за стол очень близко друг к другу,
затем связывают правую руку одного ребенка и
левую другого от локтя докисти. Каждому в руку дают мелок. Мелки должны быть разного цвета.
До начала рисования дети могут договориться
между собой, что они будут рисовать.
Время на рисование — 5-6 минут. Чтобы
усложнить задание, одному из игроков можно
завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен
руководить движениями «незрячего».
Комментарий: на первых этапах игры
временные ограничения можно снять, чтобы
игроки могли получить опыт взаимодействия в
паре без посторонних помех. В процессе игры
взрослый может сопровождать действия
участников комментариями по поводу
необходимости договора в паре для достижения
лучшего результата. После игры с детьми
проводится беседа об их ощущениях, возникших
в процессе рисования, было ли им комфортно, что им мешало, а что помогало.
Давай поговорим
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Возраст: любой.
Количество играющих: 2 или больше
человек.
Описание игры: играют взрослый и ребенок
(или дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать ... (волшебником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок
высказывает предположение и завязывается
беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел
стать ребенок, но нельзя давать оценок
его желанию и нельзя настаивать на ответе,
если он не хочет по каким либо причинам
признаться.
Комментарий: эта игра полезна для замкнутых и застенчивых, так как в игровой форме учит ребенка не бояться общения,
ставит в ситуацию необходимости
вступления в контакт. На начальных
этапах дети могут отказываться задавать вопросы или вступать в игру. Тогда инициативу на себя должен взять взрослый.
Важный момент! В игре взрослый должен
находиться на одном уровне с ребенком, а в случае трудностей — ниже него.
Клубочек
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Возраст: от 4 лет.
Количество играющих: группа детей.
Необходимые приспособления: клубок
ниток.
Описание игры: дети садятся в полукруг.
Взрослый становится в центре и, намотав на
палец нитку, бросает ребенку клубочек,
спрашивая при этом о чем нибудь (как тебя
зовут, что ты любишь, чего ты боишься).
Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на
палец, отвечает на вопрос и задает
вопрос, передавая клубок следующему игроку.
Если ребенок затрудняется с ответом, он
возвращает клубок ведущему.
Комментарий: эта игра помогает детям увидеть
общие связи между ними, а взрослому помогает
определить, у кого из детей есть трудности
в общении. Она будет полезна
малообщительным детям, также ее можно
использовать в группах малознакомых
участников. Ведущим может быть выбран
и ребенок. Когда все участники соединились
ниточкой, взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи
и это сходство найти достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья.
Зеркала
Цель: развитие наблюдательности и коммуникативных навыков.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: группа детей.
Описание игры: выбирается ведущий. Он становится в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может
показывать любые движения,
играющие должны повторить их.
Если ребенок ошибается,он выбывает.
Победивший ребенок становится ведущим.
Комментарий: необходимо напомнить детям, что они — «зеркало» ведущего,
т. е. должны выполнять движения той же рукой (ногой), что и он.
Поварята
Цель: развитие коммуникативных навыков, чувства принадлежности к группе.
Возраст: старше 4 лет.
Количество играющих: группа детей.
Описание игры: все дети встают в круг —
это «кастрюля» или «миска». Затем дети договариваются, что они будут «готовить» — суп, компот, салат и т. д. Каждый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь еще. Ведущий — взрослый, он выкрикивает названия ингредиентов. Названный впрыгивает в круг, следующий компонент берет за руку его и
т. д. Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно
приступить к приготовлению нового «блюда».
Комментарий: хорошо, если ведущий будет выполнять какие-либо действия с «продуктами»: резать, крошить, солить, поливать и т. д. Можно имитировать закипание, перемешивание.
Эта игра помогает снять мышечные зажимы, скованность через легкий имитационный массаж.
Газета
Цель: развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: четверо, или кратное
четырем.
Необходимые приспособления: газета.
Описание игры: на пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны
снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны
понять, что для победы им нужно обняться — тогда расстояние между ними максимально сократится.
Комментарий: эта игра помогает детям преодолеть робость перед телесным контактом, снимает «мышечный панцирь», делает их более открытыми. Особенно это важно для замкнутых и робких детей, а также для детей, перенесших какие-то травмы. Игра будет проходить
интереснее, если дети будут действовать по команде. Другими словами, на газету они должны
стать после определенного сигнала, а между ними они могут свободно двигаться по комнате. После того как дети станут на газету, взрослый должен
зафиксировать их расположение, дать детям возможность почувствовать поддержку соседа.
Живая картина
Цель: развитие выразительности движений, произвольности, коммуникативных навыков.
Возраст: 5-6 лет.
Количество играющих: любое.
Описание игры: дети создают сюжетную сценку и замирают. Изменить позу они могут лишь после того, как водящий угадает название «картины».
Комментарий: несмотря на то, что основная цель игры — создание «живой картины», акцент в ней делается на развитие умения договариваться, находить общий язык. Эта игра будет особенно полезна детям, испытывающим трудности в общении (конфликтным, агрессивным, застенчивым, замкнутым). Взрослому лучше занимать позицию наблюдателя. Его вмешательство требуется только в случае ссоры детей.
Ладонь в ладонь
Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.
Возраст: любой.
Количество играющих: 2 или больше человек.
Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.
Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде
разложенного полотенца или детской
железной дороги) и т. д.
Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста
Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя. Игра будет полезна
детям, испытывающим трудности в процессе общения.
Сотворение чуда
Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпатийных способностей.
Возраст: 5-6 лет.
Количество играющих: любое четное.
Необходимые приспособления: «волшебные палочки» — карандаши, веточки или любой другой предмет.
Описание игры: дети разбиваются на пары, у одного из них в руках«волшебная палочка». Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могут тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?» Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке)» или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).
Комментарий: эгоцентризм — одна из характерологических особенностей детей-дошкольников. Им несвойственно сильно переживать по поводу чувств другого. Поэтому развитие эмпатии и децентрации, умения понять чувства другого, посочувствовать ему — одна из основных задач в воспитании дошкольников.
Войди в круг — выйди из круга
Цель: развитие эмпатии, отработка способов поведения в одиночестве, совершенствование навыков межличностной коммуникации.
Возраст: 6-7 лет.
Количество играющих: не больше 10 человек.
Описание игры: дети выбирают водящего и становятся в круг, очень тесно прижимаясь друг к другу (ногами, туловищами, плечами) и обхватывая друг друга за талию. Водящий остается за кругом. Он всеми силами пытается пробраться в круг — уговаривает, толкается, старается разорвать цепь. Если водящему удается пробиться в центр круга, все его поздравляют, а пропустивший становится водящим.
Комментарий: взрослый следит, чтобы дети не проявляли агрессию, помогает водящему, если ему приходится совсем туго. В такой игре ребенок получает бесценный опыт общения с разными людьми, когда нужно в одной ситуации проявить уступчивость, попытаться уговорить человека, а в другой, наоборот, проявить твердость и настоять на своем.
Зоопарк
Цель: развитие коммуникативных способностей, умение распознавать язык мимики и жестов, снятие телесных зажимов.
Возраст: 5-6 лет.
Количество играющих: две команды.
Описание игры: интереснее играть командами. Одна команда изображает разных животных, копируя их повадки, позы, походку. Вторая команда — зрители — они гуляют по «зверинцу», «фотографируют» животных, хвалят их и угадывают название. Когда все животные будут угаданы, команды меняются ролями.
Комментарий: нужно стимулировать детей к тому, чтобы они передавали повадки того или иного животного, а также по своему желанию наделяли его какими-либо чертами характера.
Старенькая бабушка
Цель: развитие коммуникативных навыков, доверия, эмпатии, развитие моторной ловкости.
Возраст: 5-6 лет.
Количество играющих: 8-10 человек.
Необходимые приспособления: платки для завязывания глаз.
Описание игры: дети разбиваются на две команды — бабушки (дедушки) и внуки (внучки). «Старичкам» завязывают глаза — они очень старенькие, поэтому ничего не видят и не слышат и их надо непременно отвести к врачу. Идти придется через улицу с сильным движением. Проводить бабушек и дедушек должны их внуки (внучки) постаравшись, чтобы их не сбила машина.
Затем мелом рисуют улицу, а несколько детей становятся «машинами», бегая по «улице» туда-сюда. Задача внуков — не только перевести «старичков» через дорогу, но и показать доктору (его роль играет кто-то из детей), и купить лекарство в аптеке, а затем привести домой.
Комментарий: перед началом игры можно побеседовать с детьми о необходимости оказания помощи пожилым людям, бабушкам и дедушкам. Нужно потренироваться в принятии характерной позы.В процессе игры взрослый регулирует
взаимоотношения между играющими. «Бабушки (дедушки)» должны довериться внукам, «машины» должны соблюдать правила.
Найди отличие
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Возраст: 3-4 года.
Количество играющих: взрослый и ребенок (группа детей).
Необходимые приспособления: лист бумаги, карандаши).
Описание игры: ребенок рисует все, что ему захочется, затем передает листок взрослому. Взрослый добавляет одну или несколько деталей и возвращает рисунок ребенку, который должен найти изменения. Затем взрослый рисует, а ребенок вносит изменения — они меняются ролями.
Комментарий: если в игре принимают участие несколько детей, их можно расположить по кругу и предложить меняться рисунками, пустив их по кругу, пока листок не вернется к хозяину.
В зависимости от особенностей детей игра может проходить как в быстром, так ив медленном темпе.
После завершения игры рисунки раскладываются на столе или на полу. Взрослый предлагает поговорить о них. Важно спросить ребенка, нравится ли ему рисунок, что именно нравится (или не нравится), что бы он хотел убрать (добавить) и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека коррекционно – развивающих игр для детей 2-го года жизни.
Картотекакоррекционно – развивающих игрдля детей 2-го года жизни....
Картотека коррекционно - развивающих игр для детей с ЗПР
Коррекционно - развивающие игры...
Картотека коррекционно-развивающих игр и упражнений для детей с ограниченными возможностями здоровья 5-7 лет.
Картотека коррекционно-развивающих игр и упражненийдля детей с ограниченными возможностями здоровья 5-7 лет....
Картотека коррекционно - развивающих игр и упражнений для детей 5-7 лет с ЗПР
Картотека коррекционно - развивающих игр и упражнений для детей 5-7 лет с ЗПР...
Картотека коррекционно-развивающих игр и упражнений для детей 5-7 лет с ЗПР
В помощь логопеду...
Картотека игр "Развивающие игры для детей 3-4 лет".
Картотека игр...
Картотека художественно-развивающих дидактических игр для детей второй младшей группы
В картотеке прдставлены 16 дидактических игр, направленных на художественно-эстетическое развитие детей второй младшей группы...