Статья на тему: "Ваш ребенок идет в детский сад"
статья (младшая группа) на тему
Статья предназначена для воспитателей и родителей детей дошкольного возраста. В ней рассказывается о необходимых условиях для эмоционального благополучия детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalnoe_blagopoluchie_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 20.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста
Составитель:
Педагог-психолог
Васильева
Жанна Николаевна
В наши дни уместно вспомнить феномен "засушенного сердца", открытый еще
Л.С. Выготским. Под этим термином понимается черствость, обедненность или даже полное отсутствие чувств во взаимоотношениях людей. Сложность нынешней ситуации состоит именно в том, что, помимо часто встречающихся недочетов в воспитании и образовании, "обесчувствованию" людей способствует сама современная жизнь, в которую напрямую включен ребенок. Например, подолгу находясь у телевизора или компьютера, мальчики и девочки стали меньше взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому дети и становятся более эгоистичными, эмоционально изолированными, переутомленными и менее отзывчивыми к чувствам других. Кроме того, со стороны взрослых также не всегда встречается должное внимание к настроениям и переживаниям ребенка. Родители нередко бывают слишком заняты, чтобы тратить время на "детские" проблемы.
Таким образом, сейчас особенно важно объединить усилия воспитателей и всех специалистов детского сада, направив их на развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата.
Условия обеспечения эмоционального благополучия детей
Для обеспечения эмоционального благополучия детей необходимо:
- безусловное принятие каждого ребенка взрослыми для развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в собственных силах;
- позитивность окружающей детей обстановки (создание поддерживающей, доброжелательной, искренней, домашней атмосферы в группах);
- равенство в отношениях между взрослым и ребенком (организация продуктивного пошагового сотрудничества, своевременное получение дошкольниками помощи, поддержки и защиты при возникновении потребности в ней); обеспечение детям возможности свободно перемещаться в пространстве группы, в других помещениях детского сада (например, в музыкальном и физкультурном залах), непосредственно общаться со сверстниками;
- гибкий, личностно ориентированный подход: отказ от любых "ярлыков", учет психических и личностных особенностей каждого ребенка, выражающийся, например, в дифференцированном подборе заданий и упражнений, а также индивидуального темпа их выполнения;
- тесное профессиональное сотрудничество педагога-психолога, воспитателей и других специалистов детского сада при планировании и организации взаимодействия с дошкольниками (в частности, при разработке индивидуальных образовательных маршрутов для детей с проблемами со здоровьем и развитием);
- создание условий для раскрытия личностной индивидуальности воспитанников, т. е. раннее выявление их творческих возможностей и способностей, своевременный мониторинг, поощрение даже небольших достижений каждого ребенка и его стремлений к самостоятельности;
- внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие детские проблемы, тревоги и страхи;
- тактичное общение с ребенком для совместной «переработки» чрезмерно волнующих его впечатлений (часто негативных) с целью их постепенного уменьшения и преодоления, а также повышения самооценки;
- конфиденциальность информации об участниках психолого-педагогического взаимодействия, осуществление профессиональной деятельности под девизом "Не навреди!"
На развитие эмоциональной сферы дошкольников позитивно влияет создание в группах уголков психологической разгрузки:
- для малышей - "домотека", в специально отведенном пространстве группы дети размещают предметы, принесенные из дома: фотографии, игрушки или другие вещи, напоминающие о доме. Это по-настоящему приближает обстановку детского сада к семейной, решает проблему адаптации и преодоления нередко возникающего чувства одиночества, способствует установлению в группе позитивного эмоционального микроклимата;
- для детей 4-5 лет - "дерево эмоций", на котором ребенок, приходя утром, размещает свою фотографию в соответствии с настроением - в центре или по краям, на темном или светлом фоне. В течение дня по своему желанию он может вносить изменения. Его внутреннее состояние становится таким образом более понятным, а помощь взрослого в случае необходимости - эффективной и своевременной;
- старшим дошкольникам для эмоциональной разрядки подходит уголок с мягкой мебелью или модулями с подобранными для данного возраста книгами, журналами, иллюстрациями, интересными настольными играми и игрушками. Возможность 5-7-летнему ребенку иногда побыть одному, ненадолго сменить обстановку и немного отдохнуть от стремительного потока событий и информации приобретает все большую актуальность, т. к. способствует профилактике эмоциональных срывов, перенапряжения, негативных настроений.
1.Антонова И. «Эмоциональное благополучие дошкольников и пути его достижения»,
Международный образовательный портал Маам, 2014.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-57008.
2.Филиппова Г.Г. "Психология материнства и ранний онтогенез", М., 1999 - с. 31 – 41.
3.Филиппова Г.Г. "Эмоциональное благополучие ребенка и его изучение в психологии",
«Детский практический психолог», М., 2001 - с. 195 - 203.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Ребенок идет в детский сад»
Выступление на всеобуче для родителей детей раннего возраста на тему: «Ребенок идет в детский сад»...
Консультация для родителей на тему "Ребенок идет в детский сад"
В консультации даны рекомендации по вопросам адаптации ребёнка к дошкольному учреждению, предлагается памятка для родителей: 15 признаков готовности ребенка к детскому саду....
Памятка для родителей на тему "Ребенок идет в детский сад"
В данной памятке собран ряд рекомендаций для родителей по теме "Ребенок идет в детский сад"...
Статья: “Адаптация родителей к тому, что ребенок идет в детский сад ”
Когда ребенок в возрасте до трех лет идет в детский сад, его эмоциональное состояние во многом зависит от настроя родителей. И то как родители поведут себя в отношении детского сада, влияет на п...
Буклет " Ребенок идет в детский сад.Как легче пройти адаптацию в детском саду"
Консультация родителей...
Статья на тему: "Адаптация ребенка к условиям детского сада".
Адаптация ребенка к условиям детского сада....
Статья на тему "Ваш ребенок в первый раз идет в бассейн"
В этой статье я Вам расскажу:О пользе плавания Плюсы занятий плавания для детейКакой именно инвентарь подобрать для занятий в бассейне...