Статья
статья (младшая группа) на тему

Иванова Вероника Юрьевна

Формирование трудовых навыков и умений во второй младшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_tr.vosp_.docx26.86 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование трудовых навыков и умений

 у детей второй младшей группы

«Труд – это лучший воспитатель

 педагогической системы воспитания»

А.С.Макаренко

Цели дошкольного образования, связанные с всесторонним и гармоничным развитием воспитанников, не могут быть достигнуты вне решения задач трудового воспитания, так как труд является одним из универсальных средств приобщения к человеческой культуре, социализации и формирования личности ребёнка. В Концепции дошкольного воспитания указывается о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к труду, к природе, к себе и окружающим людям.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.

А.С.Макаренко говорил, что только при хорошей организации, ребёнок испытывает радость труда.

Вот и стали на год взрослей. Обучая детей трех лет навыкам самообслуживания, важно сохранить их стремление к самостоятельности. Позиция «Я сам» горячо поддерживается нами – педагогами и родителями.

Давай, будем одеваться.

Я сама! Я сама!

Пойдем, будем умываться.

Я сама! Я сама!

Ну, идем хоть причешу я.

Я сама! Я сама!

Ну давай хоть …..

Я сама! Я сама!

(Я сама!И.Муровейка)

Роль воспитателя в процессе самообслуживания, индивидуальных поручений, просто поручений велика. Чтобы детям не было в тягость любое поручение, я вместе с ними занимаюсь всем тем, что делают они.

Чтобы создать эмоциональное настроение, интерес к проделанной работе, мы применяем игровые приёмы.

Дзинь-ля-ля,

Дзинь-ля-ля,

Кушать, Вовочка, пора.

И машины ждут ребят,

Им в гораж пора.

Куклы, мишки

Тоже ждут,

Когда к ним ребята подойдут

И на место уберут.

А теперь за дело дружно,

Убирать игрушки нужно.

Показывая своё доброе отношение к игрушкам, заботу о низ, у детей тоже появляются такие же чувства. Ведь они копируют то, что видят и слышат. Обязательно хвалю детей, обращаю внимание на результат их труда. Стало чисто и красиво. Даже застенчивые и робкие дети получают уверенность в своих силах.

Обращаю внимание детей на качество выполнения детьми уже усвоенных навыков.

Эффективным приёмом является привлечение положительного примера. Посмотрите, как быстро и правильно надел Никита курточку.

Применение потешек, стихов дает хороший результат при обучении самообслуживанию.

Когда группа полностью сформировалась, для нас было важно провести критерий обследования трудовых навыков.

Ознакомить с трудом взрослых

Навыки самообслуживания

Трудовые умения

Отношение к труду

Результативность труда

Общение со сверстниками

Ребенок имеет представление о профессиях помощника воспитателя, дворника, врача, продавца, повара

Ребенок самостоятельно умеет: надевать одежду, снимать одежду, расстегивать пуговицы, поддерживать опрятный внешний вид, причесываться, мыть руки, соблюдать правила поведения за столом

Убирают игрушки, выполняют поручения взрослых, ухаживают за растениями с воспитателем. Отражают ХБТ в играх

Старательно выполняют поручения, охотно помогают взрослым, проявляют трудолюбие, испытывают радость от умения, что-либо делать. Положительно относятся к процессу труда

Ребенок доводит начатое дело до конца. Проявляет интерес к результату труда, выполняют трудовые поручения

Стремятся помочь друг другу, умеют договариваться в процессе коллективного труда, вежлив в общении с детьми

Была проведена подготовительная работа:

  1. Подбор методической литературы по трудовому воспитанию

- «Трудовое обучение» младшая группа

- «Дошкольник и труд» Р.С.Буре

  1. Особое место уделили работе с родителями:

- Анкетирование родителей на тему «Я сам!», самообслуживание.

         - Родительское собрание «Труд в жизни ребёнка»

3) Совместно с родителями создали условия для трудовой деятельности.

Уголок дежурств

Условия для ХБТ

Соответствие содержания и оформления

Наличие алгоритмов сервировки

Наличие списков последовательности дежурств

Эстетика оформления уголка и его функциональность

Фартуки х/б для дежурств по столовой

Фартуки х/б (цветные) для уборки помещения

Клеенчатые фартуки для мытья игрушек, стирки кукольного белья и работы в уголке природы

Совок и щетка для сметания крошек со стола

Щетка половая

Совок для мусора

Подносы

Тряпочки для протирания пыли

Щетки для чистки одежды и обуви

Условия для труда в природе

Условия для ручного труда

Лейки, веники для сметания снега и подметания построек

Деревянная лопата (для чистки снега)

Грабли для сгребания листьев

Грабли для рыхления, очистки поверхности почвы

Метёлки для уборки участка

Ведерки, носилки

Бумага белая и цветная (тонкая, плотная, прозрачная и т.д.)

Картон тонкий, толстый, цветной

Природный материал – бросовый

Схемы последовательности выполнения поделок

Во второй младшей группе формируется самостоятельность. Дети меньше зависят от взрослого, более уверены в себе. Идя по пути от простого к сложному, мы учим понимать детей, зачем и почему они это делают. Формируем положительное отношение к труду. Порядок нужен во всем – говорил А.С.Макаренко.

Поэтому каждая вещь имеет свое место в группе.

Выполняет ли ребенок трудовые поручения, трудится ли рядом со сверстниками, мы учим его видеть и устранять непорядок, а так же общаться друг с другом и оказывать помощь соседу.

Мы следим, чтобы труд был посильным.

Преодолевая трудности, малыш получает радость от результата труда.

Дошкольники помогают наводить порядок в группе: моют игрушки, стульчики, стирают кукольное бельё, помогают воспитателю готовиться к занятиям и т.д. Дежурят по столовой, учатся правильно сервировать стол. Дети получают удовольствие от процесса деятельности. Они видят значение своей работы для себя самого и других.

Особое место мы выделяем средству трудового воспитания детей через ознакомление с трудом взрослых. Дети получают знания не только о профессиях, но и об отношениях взрослых к своему труду, о важности труда в жизни общества.

В первую очередь, мы знакомим детей с трудовой деятельностью взрослых в саду (помощника воспитателя, медицинской сестры, воспитателя и т.д.).

В беседах дети обобщают свои знания:

а) что делает няня? Повар? Медсестра? (моет, готовят еду, лечит и т.д.)

б) как они это делают? (аккуратно, ловко, внимательно и т.д.)

в) как они относятся к своему труду? (добросовестно, старательно, хорошо и т.д.)

д) какую пользу приносит его труд? (в группе чисто, вкусно сварено, дети здоровы и т.д.).

Для закрепления и расширения полученных знаний о труде взрослых, мы применяем чтение художественной литературы, рассматривание картин, проведение дидактических игр и т.д.

Чтобы полностью сформировать у детей знания о том, что результат труда должен удовлетворять потребности человека, обращать их внимании на компонент трудовой деятельности (постановку цели, отбор необходимых материалов и инструментов, последовательность выполняемых трудовых действий, достижение результата, оценку его соответствия поставленной цели).

Я провела работу – проект «Огород на окне»

Задачи:

  1. Расширить понятия детей о культурных растениях
  2. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, петрушка)
  3. Обобщить представления детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений
  4. Развивать познавательный интерес

Ожидаемый результат: Формирование представления детей о растениях. Вовлечение в творческую деятельность. Развитие познавательного интереса к природе.

Труд детей в природе создает благоприятные условия для творческого развития (дети посадили лук, поливали) Они поняли, что для роста растений нужен свет, влага и тепло. Они узнали, что от труда зависит результат.

Стал развиваться познавательный интерес к природе. Эстетическое восприятие к нему. Дети охотно вместе с воспитателями ухаживают за комнатными растениями (поливают, рыхлят почву), кормят птиц на участке, помогают дворнику убирать осенью листья, а зимой – снег. Формируется нравственное отношение, например, Сережа, помоги Маше унести корзиночку.

Труд в природе помогает воспитать нас любовь к ней.

Н.К.Крупская писала: «Надо сделать так, чтобы труд был интересным и посильным, и в то же время, чтобы это был творческий труд, а не механический.»

Ручной труд и конструирование также для нас очень важен. Он развивает конструктивные способности детей, практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе.

Мы работаем по программе «Радуга» (развернутое перспективное планирование в ДОУ)

Для обучения детей конструированию и элементам ручного труда приемлема игровая мотивация их деятельности. Мотивируем действия личного интереса (создание игрушек для себя, атрибуты для магазина).

Чтобы обучение приносило детям радость применяем приемы: даем положительную оценку труда, сделанные ребенком игрушки становятся по желанию их собственностью или помещаются в уголок по назначению.

Проект по пластилинографии развивает у детей моторику пальчиков и художественный вкус. Благодаря этому проекту дети научаться лепить фрукты и овощи, конфеты и печенье - угощение для кукол.

Подводя итоги своей работы на протяжении года, мы продолжаем закреплять навыки труда, которыми овладели дети, используя для этого индивидуальные поручения. Усложняя свою работу, мы даем поручения сразу 4-5 детям. Таким образом, труд рядом позволяет включать детей в выполнение поручений систематически и не ставит их в условия зависимости друг от друга. Мы провели критерии знаний и умений по трудовому воспитанию. Они показали, что у детей сформированы отдельные трудовые навыки и самостоятельность.

Уровень освоения

Начало уч.года

Конец уч.года

Низкий

15%

2%

Средний

55%

70%

Высокий

30%

28%

Постепенно в группе устанавливается доброжелательная атмосфера, способствующая развертыванию детской самостоятельности.

Дети начинают вступать в контакт друг с другом, проявлять интерес к эмоциональному состоянию сверстников.

Полученные знания, умения и навыки переводят в игровые ситуации – угощаем кукол чаем с печеньем и конфетами, строим гаражи для машин, лечим кукол и зверей и т.д.

Они просто играют рядом, но продолжают работать над формированием трудовых навыков и умений с детьми, мы уверены, что добьемся хороших результатов труда.

Литература.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...