игры по воспитанию основ здорового питания и гигиены
картотека (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Пчелина Юлия Николаевна

Представлены игры по воспитанию основ здорового питания и гигиены для детей старшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx57.72 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с детьми

старшего дошкольного возраста

по воспитанию основ

здорового питания и гигиены

Игра «Назови по-другому».

Цель: упражнять детей в образовании относительных прилагательных.

Материал: предметные картинки разных продуктов.

Задание 1. Какой сок, если он сделан из абрикосов? (Абрикосовый.) Апельсинов? Груш? Яблок? Малины? Грейпфрутов? Земляники? Винограда? Лимона? Смородины? Моркови? Помидоров? Слив? Вишен?

Задание 2. Какой суп, если он из картошки? (Картофельный.) Фасоли? Гороха? Рыбы? Курицы? Пшена? Свёклы? Геркулеса? Вермишели? Грибов? Овощей?

Игра «Бином фантазии» (ТРИЗ—РТВ)

Цель: развивать связную речь дошкольников, их творческое воображение.

Материал: две стопки предметных картинок (в одной — овощи и фрукты, а в другой — любые).

Игровое задание: составить предложение по двум заданным словам с опорой на картинки.

Каждый ребенок берёт по одной картинке из каждой стопки и придумывает предложение на основе двух слов, обозначаемых его картинками; например, «огурец» и «нож» — «Огурец разрезали ножом» или «картофель» и «бочка» — «Картофель высыпали в бочку.» Или «капуста» и «лев» — Льва нельзя кормить капустой.»

Игра «Буквы-повара».

Цель: упражнять детей в подборе слов на заданный звук.

Материал: счётный материал, мел и доска, касса букв.

Ход игры

Воспитатель. Что любит буква А? (Арбуз, ананас, апельсин, банан, манго, батон, макароны...) Продолжите сами!

Затем воспитатель предлагает провести конкурс на букву-обжору: «У какой буквы соберётся больше еды?»

Блюда могут повторяться у разных букв. Их записывают на доске (в блокнот) под своей буквой и продолжают игру дома с родителями.

Игра «Лишнее слово»

Цель: развивать мыслительные операции классификации и обобщения.

Воспитатель называет детям набор из четырёх слов (или показывает по четыре картинки), дети должны выбрать лишнюю, которая не подходит по классификации, и объяснить свой выбор.

Апельсин, мандарин, капуста, груша.

Колбаса, творог, сыр, молоко.

Батон, булочка, баранка, пирожное.

Перец, гвоздика, корица, банан.

Холодильник, пистолет, пылесос, мясорубка.

Халва, булочка, камень, яблоко.

Игра «Продолжи ряд слов!»

Цель: упражнять детей в подборе слов по системе вид — род.

Помидор, огурец, морковь ... — это (овощи)

Яблоки, груши, апельсины... — это ...

Клубника, земляника, малина... — это ...

Опята, лисички, подберезовики... — это...

Пшено, рис, гречка... — это ...

Сметана, творог, кефир... — это...

Мясорубка, пылесос, кофемолка... — это...

Вафли, печенье, конфеты... — это...

Игра «Аналогии».

Цель: развивать мышление, активизировать в речи слова, обозначающие продукты, посуду.

Ложка — кушать, а нож — ... (резать);

пироги — печь, а суп…

Лицо — умывать, а зубы…

Магазин — продукты, а аптека — ...

Книга — бумага, а холодильник …

Апельсин — фрукт, а огурец…

Грибы — лес, а пшеница…

Мебель — диван, а посуда…

Дом — строитель, а хлеб …

Вода — жажда, а пища …

Корова — молоко, а курица …

Ячмень — перловка, а просо …

Стакан — чай, а тарелка …

Хлеб — мука, а мороженое …

Игра «Что? Где? Когда?»

Цель: стимулировать мышление и формировать понятийный аппарат.

Кто готовит еду в столовой?

Кто печёт хлеб?

Кто делает торты и пирожные?

Кто доит коров?

Кто выращивает фрукты?

Кто по профессии твои родители?

Сколько у тебя зубов?

Сколько у тебя носов?

Сколько всего пальцев на руках?

Сколько килограммов ты весишь?

Сколько у человека органов чувств?

Где продают хлеб?

Где выращивают овощи?

Где растут пшеница, рожь, овёс?

Где растут грибы и ягоды?

Где пекут хлеб, батоны, булочки?

Где люди могут покушать?

Где хранят пшеницу, ячмень?

Где из зерна делают муку?

Где можно купить продукты?

Когда люди завтракают?

Когда обедают?

Когда ужинают?

Когда можно съесть конфету?

Как определить, сварился ли картофель?

Когда сварится яйцо вкрутую? Всмятку?

Когда приглашают гостей к столу?

Как нужно мыть руки?

Как нужно кушать за столом?

Как ты сейчас себя чувствуешь?

Как нужно готовить еду?

Как пользоваться ножом?

Что растёт на яблоне?

Что самое сладкое?

Что самое кислое?

Что даёт нам корова?

Что снесла курица?

Что ты говоришь после еды?

Что ты покупаешь в гастрономе? В булочной?

Куда ты кладёшь хлеб, чтобы он не зачерствел?

Куда насыпают сахар, чтобы подать его на стол?

Куда положить косточки от вишен за столом?

Какой формы арбуз?

Какой вкус у лимона? У горчицы?

Какой у тебя рост?

Какое твоё любимое блюдо?

Чем ты чистишь зубы?

Чем ты моешь руки?

Чем мы едим суп?

Чем мы едим вермишель?

Чем мы режем хлеб?

Чем мы нюхаем?

Почему нельзя есть много сладкого?

Почему нужно чистить зубы?

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Зачем нужен холодильник?

Что слаще — арбуз или огурец?

Что мягче — свежий хлеб или сухая булка?

Что стоит дороже — одно яблоко или один арбуз?

Игра «Эстафета»

Цель: формировать представления о предметах личной гигиены.

Оборудование: разные игрушки, музыкальные инструменты, одежда, предметы гигиены.

Ход игры:

На столах лежат разные предметы. Дети делятся на 2 команды. Каждый участник подбегает к столу, выбирает предмет необходимый для умывания и возвращается к своей команде, передавая эстафету.

Игра «Ровным кругом»

Цель: Уточнить знания детей о предметах личной гигиены, развивать творчество, воображение.

Оборудование: шапочки-маски с изображением мыла, зубной щетки, шампуня, мочалки, полотенца, зеркала, расчески.

Дети, взявшись за руки, встают в круг. В середине круга стоит ребенок, исполняющий роль мыла, дети двигаются хороводным шагом вокруг него и поют:

Ровным кругом друг за другом

Будем весело шагать,

Что нам мыло здесь покажет,

То и будем выполнять.

Мыло показывает, как надо намыливать руки. Дети повторяют движения. Затем соответствующее движение показывает полотенце, расческа, мочалка, шампунь.

Игра «Готовим блюдо»

Задачи: уточнять представления дошкольников о полезности и доброкачественности пищи; развивать познавательные процессы внимания, памяти и мыслительные операции классификации, обобщения; упражнять в установлении причинно-следственной связи событий;

уточнять знание детьми правил пользования ножом и тренировать в пользовании режущим предметом; воспитывать аккуратность в процессе приготовления блюда и вызывать чувство эстетического наслаждения при его украшении.

Материал: передники и шапочки поварят; чайные блюдца; предметные картинки «Продукты питания»; ножи, чайные ложечки, разделочные доски; баллончик взбитых сливок; картонное «блюдо» с порционным делением по символам, булочки по количеству детей, кусочки продуктов разной свежести.

Игра «За продуктами в магазин».

Цель: в совместной с воспитателем игре учить детей действовать с предметами и игрушками; поощрять полные речевые высказывания детей; формировать у детей простейшие формы ролевого поведения: побуждать действовать в соответствии с определенной ролью; поощрять взаимодействия детей в игре.

Материал: муляжи овощей и фруктов или их картинки, колпачок для продавца, сумочки для покупателей и фантики для денег, весы.

Ход игры

В. Ребята, давайте поиграем в магазин! Кто у нас будет продавцом, мы посчитаем на овощной считалочке.

Становись, продавец, за столик: здесь у тебя и овощи, и фрукты, и весы. Ты будешь спрашивать у покупателей, что им нужно, взвешивать на весах овощи или фрукты, отдавать покупателям и брать у них деньги. Остальные дети будут покупателями.

Вот посмотрите, как я буду покупателем.

Педагог-покупатель. Здравствуйте!

Продавец. Здравствуйте! Добро пожаловать в наш магазин!

Покупатель. Какие у вас красивые овощи и фрукты! Взвесьте мне, пожалуйста, один килограмм яблок. Какая их цена?

Продавец. Хорошо. Яблоки стоят 5 рублей.

Покупатель протягивает деньги, а продавец высыпает яблоки в корзину покупателя.

Покупатель. Большое спасибо!

Продавец. Приходите еще!

Затем дети меняются местами: покупатель становится продавцом, а продавец идет в очередь к покупателям.

В процессе игры педагог обращает внимание детей на то, как необходимо вежливо обращаться к продавцу.

Здесь же можно уточнить, что свежую капусту или ананас покупают поштучно, но все равно их надо взвешивать; что овощи и фрукты могут быть и консервированные, и сушёные, и маринованные.

Игра «Парные картинки».

Цель: развивать зрительную память и практическое усвоение формы родительного падежа и согласования существительного с числительными «один» и «два».

Оборудование: парные картинки фруктов и овощей и других продуктов.

Ход игры

Воспитатель переворачивает все парные картинки и перемешивает их на столе. Дети становятся вокруг стола. Играют по очереди, но для успешной игры необходимо внимательно следить за другими игроками.

Первый ход: каждый играющий берёт себе по одной картинке и называет её:

  • Один огурец!
  • Одна морковь!
  • Одно яблоко!
  • Один батон!

Второй ход: каждый должен найти пару к своей картинке. Игрок открывает любую картинку на столе, показывает и называет её: это кабачок!

Если эта картинка не является его парой, он кладет её на то же место и передаёт ход следующему игроку. Второй игрок может взять любую другую картинку, показать и назвать её и т.д.

Если у кого-то из играющих уже имеется одна картинка кабачка, только во время своего хода он может по памяти найти её на столе, открыть и сказать: «У меня два кабачка!» Затем берёт новую картинку для новой пары и в тот же ход пробует найти вторую, так же открыв любую на столе, показав и назвав ее, кладёт на то же место. Выигрывает тот, кто набрал больше всего пар.

Необходимо рассчитать количество парных картинок по 2—4 пары на каждого игрока.

Взрослый должен следить не только за правилами игры, а и за высказываниями детей:

один помидор — два помидора, одна рыба — две рыбы.

Игра «Чего не стало? Что появилось?»

Цель: активизировать предметный словарь и словарь предлогов «за», «перед», «между»; тренировать практическое усвоение форм родительного и творительного падежа единственного числа существительного.

Материал: предметные картинки фруктов, овощей и других продуктов, доска или фланелеграф, наборное полотно и т.п.

Ход игры

Играет вся группа. Педагог расставляет предметные картинки в ряд, а дети их называют (до 10).

  • Что стоит в ряду первое? (Капуста.)
  • Что стоит за капустой? (Лук.)
  • Что за луком? (Кабачок.) и т.д.
  • Затем в обратном порядке:
  • Что перед кабачком? (Лук.)
  • Что перед луком? (Капуста.)
  • Что перед капустой? (Ничего — она первая.)

Закрепить предлоги:

Где стоит лук? (За капустой, перед кабачком.)

Также — «между».

В. Закройте глаза и опустите голову на руки!

Дети не должны подсматривать, что педагог убирает одну картинку из ряда, не оставляя свободного места!

В. Смотрите, чего не стало? (Лука.)

Ребенок, запомнивший ряд и давший правильный ответ, должен назвать место картинки в ряду: «Лук стоял за капустой и перед кабачком» или «Лук стоял между капустой и кабачком!».

Игра «Как нужно ухаживать за собой»

Цель: Формировать навыки контроля за выполнением правил личной гигиены.

Оборудование: волчок, фишки, карточки с вопросами.

Ведущий крутит волчок, который определяет карточку с вопросом. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек.

Вопросы:

  1. Назови предметы, которые тебе понадобятся для умывания (мыло, полотенце)
  2. Назовите предметы, которые потребуются для того, чтобы принять душ (шампунь, мыло, гель для душа).
  3. Как часто нужно мыться (каждый день).
  4. Как часто нужно чистить зубы (Утром и вечером).
  5. Как часто нужно подстригать ногти (Не реже 1 раза в 10 дней).
  6. Как часто нужно мыть уши (Каждый день).
  7. Как часто нужно менять нижнее белье (Каждый день)
  8. Как часто нужно менять колготы (Каждый день).

Игра «Определение»

Цель: Научить ребенка давать определения.

О каких предметах идет речь? Продолжи определение.

Средство для мытья волос – это …

Однородная масса для чистки зубов - …

Кусок ткани для вытирания лица и тела - …

Средство для мытья рук и тела – это …

Ответы: шампунь, зубная паста, полотенце, мыло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ  ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ...

Презентация «Музыкально-театрализованная деятельность детей дошкольного возраста как одно из средств воспитания основ культуры питания»

Данная презентация предназначена для музыкальных руководителей детских садов. Представлена презентация опыта работы в направлении музыкально-валеологического воспитания детей в системе дошкольного обр...

Формирование основ здорового питания. Методика "Сапере".

Основное содержание презентации направлено на раскрытие методов и приёмов по формированию у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста основ здорового питания и культуры, связанной с орг...

Педагогический проект по формированию представлений о важности здорового питания у детей старшего дошкольного возраста «Формирование основ здорового питания»

Здоровье – это не просто отсутствие болезней, а состояние полного  физического, психического и социального благополучия. Так чтобы повысить иммунитет, стать жизнерадостным, улучшить самочув...

Консультация для родителей "Формирование основ здорового питания дошкольников"

Консультация для родителей как правильно организовать здоровое питание дошкольников...

Выступление по санитарно-просветительской программе "Основы здорового питания для дошкольников " - Игры по формированию навыков здорового питания

Игры  по формированию навыков здорового питания - навык выбора правильных и здоровых блюд; обучение режиму питания, последовательности приема блюд в каждый прием пищи; формирования потребности в ...

Дидактические игры на формирование основ здорового питания у детей дошкольного возраста.

Картотека дидактических, сюжетно-ролевых игр и игровых ситуаций направленных на формирование столового этикета, пищевой культуры....