Инновационный проект Тема «Внедрение в воспитательно - образовательный процесс комплексной системы коррекционно - оздоровительной работы с часто болеющими и другой категорией детей»
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Первоочередная задача дошкольного воспитания - формирование здоровья ребенка и фундамента культуры будущего взрослого человека. Система работы по охране и укреплению здоровья детей в дошкольном учреждении жестоко регламентирована и отлажена нормативно-правовой базой, которая неукоснительна в исполнении каждым дошкольным учреждением. Тем не менее, существует ряд рисков для здоровья детей, формирование физических и речевых функций, развития психических возможностей каждого ребенка
Цель инновации: общее развитие, профилактика и предельно возможное восстановление нарушенных функций у детей, создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnyy_proekt.docx | 35.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждено
Педагогическим советом
№5 от 03.06 2014г
заведующая МАДОУ №35
С.В.Григоренко
Инновационный проект
Тема «Внедрение в воспитательно - образовательный процесс комплексной системы коррекционно - оздоровительной работы с часто болеющими и другой категорией детей»
(2014-2016 годы)
Содержание
- Пояснительная записка.
- Основания модернизации коррекционно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.
- Цель инновации.
- Задачи.
- Принципы здоровье сберегающих технологий.
- Направления деятельности участников проекта.
- Организация предметно-развивающей среды.
- Взаимодействие с семьей.
- Ожидаемые результаты проектной деятельности ДОУ.
- Основные этапы и прогнозируемые результаты инновационной деятельности.
Пояснительная записка
Современная социально-экономическая ситуация в стране убедительно показала, что в последнее десятилетие отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Формирование здорового поколения – одна из главных стратегических задач развития страны, это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов: Законами РФ: «Об образовании», «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения РФ», Указом президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенцией о правах ребенка».
Поэтому первоочередной задачей дошкольного воспитания сегодня должна стать формирование здоровья ребенка и фундамента культуры будущего взрослого человека. Система работы по охране и укреплению здоровья детей в дошкольном учреждении жестоко регламентирована и отлажена нормативно-правовой базой, которая неукоснительна в исполнении каждым дошкольным учреждением. Тем не менее, существует ряд рисков для здоровья детей, формирование физических и речевых функций, развития психических возможностей каждого ребенка.
Некоторые социально-обусловленные риски:
-ослабленное здоровье и снижение иммунитета большинства детей;
-наличие заболеваний несвойственных возрасту: неврологические, нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, сердечно-сосудистой системы;
-увеличение % детей с нарушениями ОДА и речи.
Проблема здоровья часто длительно болеющих детей и детей с ослабленным здоровьем выдвигает на первый план индивидуализацию воспитательно-образовательного процесса, понимаемую как организацию адаптации личности в процессе развития, воспитания и оздоровления. В силу сложности и многогранности проблемы ее необходимо рассматривать по принципу комплексности, как медицинскую, психологическую, социальную, педагогическую.
Единство физического, психологического здоровья и эмоционального благополучия ребенка, не сводится к узко педагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Оно предусматривает создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценную жизнедеятельность детей в дошкольном учреждении. Это:
- профессионализм педагогических кадров;
-соответствующее материально-техническое оснащение ДОУ;
-организация деятельности ДОУ, основанная на эффективных результатах научно-методических исследований в области развития и оздоровления дошкольников;
-мотивация коллектива на внедрение инновационных процессов, способствующих развитию и укреплению здоровья воспитанников;
-целенаправленное финансово-экономическое обеспечение развития ДОУ.
Реализуя важнейшие положения Концепции дошкольного воспитания, связанные с охраной и укреплением здоровья детей, педагогический коллектив активизировал поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья, физического и речевого развития детей. Перед дошкольным учреждением открыты позитивные возможности в плане обеспечения условий оптимизации коррекционно-оздоровительной работы, создания программно-методической основы для реализации оздоровительных и просвещенческих задач, профилактики и коррекции детского здоровья и формирования его мотивации. Этой цели педагогический коллектив посвящает инновационную работу.
Основания модернизации содержания коррекционно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении:
-необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности, речевого и физического воспитания;
-необходимость интегрированного и дифференцированного подхода к созданию образовательной системы ДОУ, с учетом многообразия факторов, влияющих на здоровье детей.
Цель инновации: общее развитие, профилактика и предельно возможное восстановление нарушенных функций у детей, создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении здоровья детей.
В соответствии с целью, коллективом были определены следующие задачи:
-охрана жизни и здоровья детей;
-создание оптимальных условий для индивидуализации коррекционно-педагогического процесса;
-взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка;
-определить медико-педагогические условия, повышающие качество воспитательно-образовательного процесса;
-разработать концептуальную модель проекта;
- внедрить в практическую деятельность оздоровительную программу;
- отследить результаты реализации оздоровительной программы в условиях ДОУ.
При практической реализации поставленных задач мы основываемся на следующих основных принципах здоровье сберегающих технологий:
- принцип научности.
- принцип целостности, комплексности педагогических процессов(тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников ДОУ).
- принцип систематичности и последовательности
- принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания.
- принцип доступности.
- принцип успешности.
- принцип активного обучения.
- принцип целостно – смыслового равенства взрослого и ребенка.
- принцип индивидуального выбора.
- принцип взаимодействия ДОУ и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.
- принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы.
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – ведущее направление деятельности нашего детского сада. Данное направление предполагает комплекс мер, воздействующих на организм ребенка с целью укрепления и сохранения здоровья, мониторинг состояния здоровья каждого ребенка, учет и использование особенностей его организма, индивидуализацию профилактических мероприятий. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе (дыхательная гимнастика, статические упражнения, закаливающие процедуры, самомассаж и др.), способствуют формированию навыков здорового образа жизни, оказывают положительное влияние на состояние здоровья воспитанников. Создание оздоровительной предметной среды и жизненного пространства в групповых комнатах обеспечивает профилактико - оздоровительный эффект в течение всего времени пребывания ребенка в условиях ДОУ.
Направления деятельности:
- Оздоровительная работа медицинской службы включает в себя составление:
-листа здоровья ребенка;
-индивидуальной программы профилактики и оздоровления ребенка;
-разработку рекомендаций родителям по укреплению здоровья детей, выполнению культурно-гигиенических норм и по системе закаливающих мероприятий.
2.) Коррекционно-оздоровительная работа руководителя физ. воспитания и медицинской сестры проводится с учетом результатов осмотра и рекомендаций врача-хирурга.
3.) Для работы с детьми, имеющими нарушения речи функционирует логопедический кабинет. Учитель-логопед, наряду с традиционными, использует в работе современные инновационные технологии. Проводит комплексное изучение анамнеза и развития ребенка; логопедическую диагностику; разработку и реализацию коррекционно-развивающей программы с подбором соответствующих технологий, методов и форм и учетом структуры дефекта и психомоторных способностей детей.
Блоки | Содержание деятельности |
1. Медицинский
| - комплексная оценка состояния здоровья ребенка; - организация полноценного питания, контроля за выполнением натуральных норм, исключение аллергенов по показаниям; - закаливающие процедуры; - создание оптимальных санитарно-гигиенических условий соде ржания помещений; - специальная профилактика инфекционных заболеваний; - медицинский контроль за состоянием здоровья детей в процессе; - санитарно-просветительская работа с педагогическим и обслуживающим персоналом детского сада и родителей; - регулярное посещение конференций , теоретических и практических занятий. |
2. Конкретизация, расширение и углубление физкультурно-оздоровительной работы и здоровьесберегающих функций образовательной системы ДОУ. | - оптимизация двигательного режима детей в детском саду; - предупреждение негативных влияний интенсивной образовательной деятельности; - организация деятельности в системе двигательной реабилитации ; - профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата; - формирование у детей начальных представлений о здоровым образе жизни; - организация деятельности детей в системе физического воспитания; - взаимодействие с семьей; - проведение на музыкальных занятиях музыкально-ритмических упражнений с целью обогащения и развития двигательной сферы, наполнения её эмоционально-выразительным содержанием.
|
3. Логопедическая помощь и психологическое сопровождение. | - коррекция нарушений речевого развития; - активизация формирования всех функций речи; - обеспечение полноценного развития общения, формирование коммуникативных умений и качеств личности; - гимнастика для стимуляции речевых центров; - создание микро – социальной среды и положительного психологического климата; - отслеживание процесса социальной адаптации детей к условиям дошкольного учреждения; - использование различных средств рекреации с целью уменьшения последствий адаптационного синдрома; - дифференциальная диагностика особенностей интеллектуального, эмоционально-волевого и личностного развития детей. |
4. Создание благоприятных условий в МДОУ для коррекции двигательной и речевой активности детей. | - Создание локальных актов и методических рекомендаций к рациональному использованию зон физкультурной деятельности: (спортивного, тренажерного и музыкального зала, кабинета медицинской , прогулочных зон и туристических маршрутов). - Введение в образовательную систему методических систем по использованию физкультурных модулей в целях адекватной нагрузки, оздоровительного и развивающего эффекта. - Обогащение физическим оборудованием прогулочных участков с учетом специфики возраста и развития основных движений. - Создание летних плескательных бассейнов для игр с водой - Устройство пространства ДОУ в целях эмоционального развития, психического комфорта и социальной активности. - Введение в двигательное пространство дошкольников зеленых зон, разно - уровневых ландшафтов, зон отдыха ближайшего окружения с учетом нормативно – правовой основы охраны здоровья и жизни детей. |
Организация предметно-развивающей среды в групповых помещениях осуществляется с учетом возрастных особенностей. Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться. В групповых помещениях созданы условия для самостоятельной активной и целенаправленной деятельности детей. Для обеспечения психологического комфорта в группах оборудованы уголки уединения. Для приобщения детей к ценностям здорового образа жизни созданы «уголки здоровья», оснащенные наглядно-демонстрационным материалом, книгами, дидактическими играми, материалами по ОБЖ. В каждой возрастной группе имеется оборудование и инвентарь для двигательной активности детей и проведения закаливающих процедур. Для организации и проведения физкультурных, музыкально-ритмических занятий функционирует физкультурно - музыкальный зал, оснащенный необходимым спортивным оборудованием. Прогулочные участки оснащены стационарным оборудованием для развития основных видов движения и игр детей.
Взаимодействие с семьей. Здоровье ребенка зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни в семье. Этот раздел программы рассматривает взаимосвязь двух основных социальных структур: семьи и детского сада. Совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику:
-единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка понятны хорошо не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами оздоровления часто болеющих детей в детском саду и дома, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
-систематичность и последовательность работы.
-индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
-обязательная полная информированность родителей о здоровье ребенка, о питании детей в детском саду, о проведении закаливающих и оздоровительных мероприятиях, о вакцинации, о психофизической подготовленности ребенка.
В ходе реализации проекта решаются следующие задачи:
-повышение эффективности работы по пропаганде здорового образа жизни.
-обучение родителей современным технологиям закаливания и оздоровления детей.
-увеличение активности родителей в профилактических мероприятиях, направленных на оздоровление часто болеющих детей.
Взаимодействие с родителями по вопросу сохранения и укрепления здоровья детей осуществляется по следующим направлениям:
1. Просветительское.
2. Культурно - досуговое .
3. Психофизическое.
Ожидаемыми результатами деятельности ДОУ являются сохранение и укрепление здоровья ребенка, его личностное развитие:
- охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического и умственного развития, повышение сопротивляемости и защитных свойств организма;
- оптимизация двигательного режима детей в детском саду;
- предупреждение негативных влияний интенсивной образовательной деятельности, интеллектуальное, эмоциональное, физическое и речевое развитие детей;
-овладение детьми навыками самооздоровления;
- снижение уровня заболеваемости опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы;
- ускорение темпов социальной адаптации детей к условиям дошкольного учреждения, уменьшение последствий адаптационного синдрома;
- обогащение и развитие речевой, двигательной сферы детей;
- осознание взрослыми и детьми понятия «здоровья» и влияния образа жизни на состояние здоровья;
- единообразие требований педагогов и родителей в процессе воспитания детей, участие родителей в совместных мероприятиях детского сада и семьи.
Показателями являются:
- уровень физического развития ребенка и его гармоничность;
- уровень речевого развития и готовность ребенка к обучению в школе;
- итоги ежегодной психолого-медико-педагогической комиссии;
- хорошая адаптация к изменениям условий жизни;
- качества личности: смелость, ловкость, выносливость, двигательная активность, социальная активность, инициативность в деятельности.
Средства укрепления физического и речевого развития детей:
- Полноценное питание;
- Закаливающие занятия физкультурой;
- Организованные занятия физкультурой;
- Организация двигательной и речевой деятельности детей;
- Гигиена образовательной деятельности и предметно – пространственной среды;
- Адекватный уровень физических и учебных нагрузок, рациональный режим дня;
- Содержательное взаимодействия ДОУ и семьи в интересах развития и воспитания личности здоровой физически и духовно;
- Создание предметно – пространственной и социальной среды, стимулирующей физическую, речевую активность и мотивы здорового образа жизни.
Основные этапы инновационной деятельности и прогнозируемые
результаты:
Этапы | Содержание | Предполагаемый результат |
1. Подготовительный (2014 – 2015 г.г.) | Экспертиза условий ДОУ Мониторинг проф. компетентности и творческого потенциала участников инновационных процессов. Исследование программно - методических источников. Анализ структуры образовательной системы, эффективности и взаимосвязи ее компонентов. Система повышения квалификации кадров. Создание творческой группы по инновационному проекту. Создание нормативно – правовой базы развития инновации. Разработка модели адаптации детей к условиям ДОУ. Формирование методической и технологической модели взаимодействия с родителями по проблемам развития и здоровья детей различных возрастных групп и социальных ситуаций. Написание программ узкими специалистами. Создание консультативных пунктов для работы с родителями. | Стабильность взаимосвязи педагогических и медицинских мероприятий в процессе коррекционно-оздоровительной работы ДОУ. Пакет аналитических методик. Описание концептуальной модели. Библиографический указатель актуальной информации по содержанию инновации. Локальные акты развития инновации и функционирования здоровье образующей системы ДОУ. Банк дидактических материалов по творческим интересам группы. Методические рекомендации, модули адаптации детей раннего возраста. Системные модули по работе с родителями. |
2. Технологический. Апробация концептуальной модели. (2014 – 2015) | Внедрение программ, технологий и проектов здоровье сберегающей системы. Разработка и уточнение индивидуальных маршрутов коррекции здоровья детей по медицинскому предписанию и приоритетам воспитания и развития. Построение и апробация программ сопровождения детей различных групп здоровья и особенностей физического, речевого развития. Уточнение комплексной коррекционной системы в формировании физического и речевого развития дошкольников.. Диагностика гигиенических нагрузок в образовательном процессе ДОУ, внесение коррективов в нормативы. Система научно – методического сопровождения творческого поиска. Создание банка методических и дидактических материалов. Системное сопровождение семейных групп. | Полная, разносторонняя карта здоровья детей ДОУ. Динамика изменения здоровья, физического и речевого развития детей. Комплекс мер по социальной реабилитации и обеспечению психического здоровья в образовательной системе ДОУ. Интегрированные образовательные системы физического и речевого воспитания . Методические рекомендации к снижению нагрузок. Методическая копилка по различным направлениям коррекционной работы.. Пакет диагностических материалов по содержанию инновации. |
3. Корректировка созданной системы, обобщение материалов. (2015 – 2016) | Коррекция образовательной системы на основе показателей здоровья и развития детей и возможностей дополнительных услуг коррекции. Мониторинг результатов образовательной системы. Защита и презентация дидактических модулей и образовательных проектов. | Методические рекомендации и дополнения в образовательные системы игр, занятий с учетом индивидуальных особенностей дошкольника. Программа консультативно-практической помощи родителям |
4. Итоговый. 2016 г. | Комплексный мониторинг. Публикация материалов из опыта работы. Районное методическое объединение для педагогов коррекционных групп по теме инновационного проекта. | Комплект учебно - методических пособий по обозначенной проблеме. Аудио, видео, мультимедиа материалы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Физкультурно-оздоровительная работа с часто болеющими детьми»
опыт работы с часто болеющими детьми...
проект "повышение квалификации педагогов ДОУ посредством внедрения в воспитательно - образовательный процесс инновационных технологий"
преставлен материал по организации методической и воспитательно - образовательной работы в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО (деятельностный подход, обновление содержания и форм образовательной деятельност...
Индивидуальный маршрут сопровождения физкультурно-оздоровительной работы с часто болеющими детьми (ПРОСТУДНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ)
Индивидуальный маршрут сопровождения физкультурно-оздоровительной работыс часто болеющими детьми (ПРОСТУДНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ) Фамилия, имя ребенка –Возраст – 5 лет (старшая группа )Диагн...
Индивидуальный маршрут сопровождения физкультурно-оздоровительной работы с часто болеющими детьми
старший дошкольный возраст...
"Индивидуальный маршрут оздоровительной работы с часто болеющими детьми"
Перспективный план работы с часто болеющими детьми ( простудные заболевания, рениты, ларингиты).Материал пригодится для воспитателей ДОУ и инструкторов по физической культуре....
Организация воспитательно-образовательного процесса в период летней оздоровительной работы.
План-график...
ПРОЕКТ "Внедрение в воспитательно-образовательный процесс современных инновационных педагогических технологий"
Огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности....