Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании здорового ребёнка
статья на тему
С каждым годом возрастает актуальность вопросов связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вызывают дети дошкольного возраста. Как известно, развитие воспитание ребёнка во многом зависит от взрослых, которые его окружают и оттого, какой пример они подают свои поведением. Трудности общения с собственным ребёнком испытывают сегодня большинство родителей. Во многих семьях сведены к минимуму игровая деятельность и двигательная активность дошкольников. Участие в совместных с детьми физкультурных занятиях, организованных в дошкольном учреждении, позволит родителям лучше узнать своего малыша, наладить с ним отношения, а также получить знания об организации физического воспитания в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivnye_formy_vzaimodeystviya_dou_i_semi_v_priobshchenn.docx | 19.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Основу системы взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников составляет идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные институты призваны поддержать и дополнить их деятельность. И здесь важен принцип сотрудничества, а не параллельности. Целью взаимодействия детского сада и семьи является создание единого образовательного пространства, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, педагогам) уютно, интересно и полезно. Такой союз ориентирован на согласованность воспитательных и развивающих воздействий на ребёнка.
Все родители мечтают, чтобы их дети были здоровыми, умными, добрыми, и прилагают для этого соответствующие усилия. Большинство – готово принимать участие в физическом развитии малышей, но этому мешает отсутствие необходимых знаний и умений. Зачастую родители стремятся быть примером для ребёнка, но испытывают трудности в организации физкультурных, в том числе совместных, занятий.
Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели педагогического процесса, а его активные участники, т. е. включение родителей в деятельность дошкольного учреждения. Лишь при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении и семье, целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующая здоровье детей.
В работе с родителями по повышению их психолого-педагогической культуры и включению их в совместный педагогический процесс очень важно учитывать положения, которые определяют содержание всей работы, её организацию и результативность:
- Индивидуальный подход к каждому ребёнку и каждой семье на основе учёта состояния здоровья ребёнка, интересов и способностей всей семьи, семейного уклада, традиций.
- Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей.
- Укрепление авторитета педагогов в семье и родителей в детском саду.
- Ориентация всех субъектов образовательного процесса на здоровье ребёнка как ценности.
- Соблюдение преемственности и единства требований, что достигаются, если цели и задачи воспитания здорового ребёнка и приобщения его к здоровому образу жизни хорошо поняты не только педагогам, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приёмами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
Работа по созданию единой системы физического воспитания ведётся по средствам организации разнообразных форм взаимодействия детского сада и семьи.
- коллективное сотрудничество (родительские собрания, «круглые столы», тренинги, деловые игры, семинары, досуги, открытые занятия);
- индивидуальное сотрудничество (анкетирование, «обратная связь», консультации, беседы, домашние задания);
- наглядно-информационное сотрудничество (стенды, памятки для родителей, выставки работ).
С целью выявления роли родителей в формировании здоровья и приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни в нашей группе было проведено анкетирование с участием всех родителей группы. Анализ полученных данных позволил установить следующие: среди ценностных ориентаций родителей первое место занимает крепкое здоровье и морально-нравственные качества. Далее следует: образование, материальное благополучие и волевые качества.
По мнению родителей, дома дети любят заниматься рисование и лепкой, смотреть мультфильмы, гулять с родителями. Не все родители имеют возможность уделять внимание укреплению здоровья своего ребёнка ежедневно. Большая часть родителей имеет такую возможность только в выходные дни.
Считаю, что одной из основных форм работы с родителями являются родительские собрания, где я сообщаю основной объём сведений о физкультурно-оздоровительной работе, проводимой в дошкольном учреждении, её результатах и путях улучшения. В ряде случаев информация о ребёнке должна обсуждаться только с его родителями, для этого инструктор по физической культуре организует индивидуальные консультации.
В родительские собрания включала разные темы: «Здоровые дети – здоровая нация», «Охрана жизни и здоровья детей», «Активный детский отдых зимой», «О правильной осанке», «Осанка – это здоровье», «Чистота и здоровье» и т.д.
Проводила консультации по таким темам: «Укрепление здоровья», «Движение и здоровье», «Компьютер – враг или друг?», «Витамины», «Правильно одеваем ребенка» и т.д.; оформила памятки и буклеты в помощь родителям: «Как сохранить зубы здоровыми и красивыми», «Да здравствует мыло душистое», «Оздоравливаем ребенка дома», «Влияние природных факторов на закаливание», «Летний отдых», «Здоровый образ жизни в семье» и т.д.
Использование родительских уголков является традиционной формой работы. В них помещается практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания. Родители могут увидеть достижения детского сада и воспитанников, новости о спортивных достижениях наших детей.
Эффективной работой считаю фотовыставки «Папа, мама, я – спортивная семья», «Со спортом дружим мы», «Прогулка выходного дня».
Выставки работ родителей, изготовленных вместе с детьми, участие семей в конкурсах на лучшую стенгазету, лучший рисунок, не только обогащают семейный досуг, но и объединяют детей и взрослых в общих делах. Через эти нетрадиционные виды деятельности, взаимодействуя с семьями воспитанников, я приобщаю их к здоровому образу жизни.
Был проведен круглый стол с родителями на тему: «Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни», где родители активно обсуждали, как одевать детей в разные сезоны, в какие подвижные игры можно играть дома. Также обучала родителей различным комплексам дыхательных упражнений, пальчиковых и артикуляционных гимнастик. В группе была сделана подборка материалов по проведению дыхательных упражнений, оформлена картотека игр, игровых упражнений, гимнастик (утренней, после сна, пальчиковой, артикуляционной).
Во время специально организованных Дней открытых дверей родители воспитанников имели возможность присутствовать на утренней гимнастике и гимнастике после дневного сна, физкультурном занятии. Открытые мероприятия позволяют увидеть, как общаются педагоги с детьми, использовать их положительный опыт, осознать свои успехи и недочёты, поделиться своими наблюдениями и достижениями.
Совместные физкультурные досуги, позволяют приобщить к здоровому образу жизни не только воспитанников детского сада, но и их родителей. Досуговая форма работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным. Совместно с родителями были проведены спортивные праздники: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Спорт – это жизнь».
Родители моей группы с удовольствием оказывают посильную помощь на подготовительном этапе организации совместных физкультурных досугов и праздников. Вместе с малышами они изготавливают атрибуты, нестандартное оборудование и инвентарь, предлагают свои идеи относительно организации и проведения праздника.
В нашей группе проводится День здоровья – это такая форма работы активного отдыха, когда отменяются все виды занятий, режим дня наполняется разными играми, упражнениями, увеличивается время пребывания детей на свежем воздухе. В этот день организовываются разные виды деятельности, насыщенные как спокойными, так и интенсивными движениями. Это игры и игровые упражнения во время дневной и вечерней прогулок, несложные спортивные соревнования.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников нашей группы дало положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей, родители приобрели необходимые знания о физическом развитии ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании здорового ребенка.»
О воспитании в сотрудничестве с семьей физически развитого, жизнерадостного ребенка путем формирования у него осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни....
«Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании здорового ребенка.»
Консультация для родителей на тему:«Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании здорового ребенка.»Первая школа растущего человека – семья. Она – целый мир для ребенка, з...
Консультация для родителей на тему: «Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании здорового ребенка.»
Первая школа растущего человека – семья. Она – целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абст...
Консультация для родителей на тему: «Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании здорового ребенка.»
Первая школа растущего человека – семья. Она – целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абст...
Рабочая программа взаимодействия детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей разновозрастной (оздоровительной) группы МБДОУ детского сада «Сайзанак»
Рабочая программа взаимодействия детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей разновозрастной (оздоровительной) группыМБДОУ детского сада «Сайзанак» в соответств...
«Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании здорового ребенка в условиях реализации ФГОС»
статья " Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании здорового ребенка в условиях реализации ФГОС" подготовлена воспитателем старшей группы № 2 "Солнышки" ГБ...