Творческий проект "Солнечный ребенок"
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Габдуллина Ризифа Фахертдиновна

Авторская программа по коррекционной работе с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл solnechnyy_rebyonok.docx486.01 КБ

Предварительный просмотр:

Габдуллина Ризифа Фахертдиновна

  • Стаж работы – 23 года
  • Тема самообразования: «Инновационные методы работы с детьми, имеющими урологические заболевания»
  • Высшая квалификационная категория
  • Автор образовательной программы «Солнечный ребёнок»
  • Девиз программы «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!»

Девиз подразумевает единство педагогических воздействий детского сада и семьи на будущее маленького человека. Он также говорит о необходимости обеспечения особой заботы, эмоционального благополучия.

Творческий проект

по коррекционной работе

с детьми, имеющими

ограниченные возможности здоровья

                                                  Творческий коллектив

                                                       МБДОУ  №64

                                                                    города Нижнекамска

                                                            Габдуллина Р.Ф.


            Пояснительная записка

к проекту «Солнечный ребенок»

Представляем систему профилактической и коррекционной работы, являющуюся плодом многолетнего педагогического опыта. Как солнце взращивает ростки, цветы и плоды, щедро изливая на них свое тепло и свет, так и педагог растит своих малышей, согревая их своим душевным теплом, освещая их настоящий и будущий путь. Дети, выросшие в тепле, ласке и заботе, лучше адаптируются в обществе, имеют адекватную самооценку, добиваются поставленной задачи более целенаправленно. Поэтому мы назвали свою программу «Солнечный ребенок». Девиз программы: «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!». Девиз подразумевает единство педагогических воздействий детского сада и семьи на будущее маленького человека. Он  также говорит о необходимости обеспечения особой заботы, тепла и света  для эмоционального благополучия, профилактики и коррекции в воспитании и развитии дошкольника.

     Основная цель проекта  – создание  системы коррекционной и профилактической работы для детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями ФГТ к содержанию образования.

Задачи проекта:

1. Обеспечение дошкольникам с нарушениями в развитии комфортных во всех отношениях условий развития,  воспитание и обучение, создание среды психолого – педагогической поддержки ребенка;

2. Проведение необходимой работы по профилактике и коррекции недостатков физического, эмоционально – психологического, речевого развития;

3. Обеспечение успешной подготовки детей к  выпуску в школу;

4. Повышение психолого – педагогической культуры и воспитательной компетентности родителей, побуждение их к совместной деятельности по  развитию дошкольников в семье и образовательном учреждении.

     Решая оздоровительные, развивающие и коррекционные задачи, мы планомерно работаем по всем направлениям развития детей дошкольного возраста, а именно

1) развитие тонкой ручной моторики,

2) зрительно – двигательной координации,

3) формирование произвольного внимания,

4) развитие сферы образов – представлений,

5) формирование связной речи и речевого общения,

6) формирование элементов трудовой деятельности и экологического воспитания,

7) расширение познавательной активности.

     Работа строится на основе единого месячного алгоритма.

В каждый вид детской деятельности включены наиболее соответствующие старшему дошкольному возрасту игры и упражнения, учтено соответствие принципу сезонности, внедрение в общее содержание образования элементов профилактики дорожно – транспортного травматизма и основ безопасности жизни.

     Основные принципы проекта:

1. Соответствие ФГТ  (Федеральным государственным требованиям к содержанию программы дошкольного образования)

2. Доступность воспитательного воздействия и обучающей компоненты для каждого ребёнка

3. Комплексный подход к содержанию образования

4. Интегративность разных видов детской деятельности

5. Единство развивающего, коррекционного, профилактического эффектов  предлагаемых занятий, игр и упражнений

6. Вариативность – широкое использование методов и приемов коррекционно – образовательной работы

7. Коммуникативность – направленность на формирование коммуникативных качеств  и социализацию - формирование у детей с разным уровнем эмоционального, умственного, двигательного и сенсорного развития умения взаимодействовать в детском коллективе.

     Некоторые игры и упражнения заимствованы из различных современных учебно–методических изданий для воспитателей детских садов.

     Проект может быть использован как один  из вариантов  дополнительных кружковых работ интегративного характера для старших дошкольников. Проект  ориентирован на детей с различным уровнем подготовки. Достоинством предлагаемой системы  является то, что все задания представлены исключительно в игровой форме. Проект может использоваться  полностью или частично любым заинтересованным педагогом. Проект  используется в качестве пособия для подготовки детей к школе, обеспечивает интеграцию детей с особенностями в развитии в школьный социум.

     Ожидаемые результаты.

     Развивающий и коррекционный эффекты данного проекта  проявляются, прежде всего, в формировании интереса старших дошкольников к различным видам дидактических игр, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности детей, формирует предпосылки учебной деятельности. К концу года улучшаются графические навыки и зрительно – моторные координации детей, формируется произвольность поведения, улучшаются процессы памяти и внимания, умение взаимодействовать со сверстниками.

     Комплексный  подход означает включение в программу разнообразных форм по различным направлениям детской деятельности в соответствии с Федеральными государственными требованиями к содержанию образовательной программы.

     Конкретные дидактические игры и упражнения продуктивного, экологического направления, цикла по эмоциональному воспитанию и ПДД – планируются по заданному алгоритму:

     Алгоритм построения программы

1) задания на развитие мелкой моторики  2 раза в месяц

2) игры и упражнения на свежем воздухе  2 раза в месяц

3) упражнения на формирование и развитие общей моторики  2 раза в месяц

4) игры на эмоциональное восприятие, формирование самооценки, коммуникативности  2 раза в месяц

5) игры на коррекцию недостатков речи 3 раза в месяц

6) задания по ПДД и ОБЖ  1 раз в месяц

7) игры на развитие общих речевых навыков 2 раза в месяц

8) игры и упражнения на развитие высших психических функций  3 раза в месяц.

     Интегративность разных видов детской деятельности подразумевает применение  на одном занятии упражнений познавательного и продуктивного цикла (изодеятельности, ручной труд и другие), различных  подвижных,  пальчиковых, дидактических игр, объединенных единой тематикой.

     Особенность (новизна)  проекта

     Заключается в –

1. системном подходе к решению общеразвивающих и коррекционных задач по заданному алгоритму

2. использовании упражнений по социально – эмоциональной коррекции и поддержке воспитанника.

     С помощью родителей, своими руками нами было изготовлены и приобретены пособия и игры по разным направлениям детской деятельности. С их использованием нами организуются и проводятся следующие игры и упражнения:

1. Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).

2. Игры с различными приспособлениями (массажные мячики, валики, «ёжики», «скалочки», семена).

3. Игры с мелкими предметами  (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки).

4. Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.

5. Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).

6. Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).

7. Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).

8. Игры в «сухом бассейне», наполнение мячиками разной величины или цветными крышками.

9. Нахождение заданных предметов, угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.

10. Использование методики Су Джок (работа с различными семенами).

11. Сортировка, перекладывание, выкладывание узоров.

Алгоритм

планирования коррекционной работы на месяц

Разделы

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Задания на развитие общих речевых навыков

Игры на развитие общей моторики

Игры  и упражнения по ПДД и ОБЖ

Игры и упражнения на развитие высших психических функций

Игры на коррекцию недостатков речи

Игры и упражнения на свежем воздухе

Задания на развитие мелкой моторики

Игры на развитие эмоций, коммуникативности

Работа с родителями

Сентябрь. 3 неделя. Летний лес.

Разделы

Задания

Цель

Игры на развитие общей моторики

Игра с мячом. «Назови ласково названия деревьев».

Развивать ловкость. Совершенствовать грамматический строй речи.

Игры и упражнения на развитие высших психических функций

Игра «Когда это бывает?».

Развивать речевой слух, внимание, память, мышление.

Игры на коррекцию недостатков речи

Упражнение  «Лети, мой одуванчик».

Развивать речевое дыхание. Воспитывать бережное отношение к природе.

Игры и упражнения на свежем воздухе 

1.Упражнение «Листья».

2. «Найди свой домик».

3. «Собери в мешочек все, что можно отнести к теме «Лес».

Развивать общую моторику, координацию речи сдвижением. Закреплять умение приседать без опоры.

Развивать уверенность, сообразительность, ловкость.

Развивать тактильные навыки.

Игры на развитие эмоций, коммуникативности

Упражнение «Похвали лес». Беседа о пользе леса.

Создание положительного эмоционального настроя. Закрепить знания о лесе.

Сентябрь. 4 неделя. Осень.

Разделы 

Задания

Цель

Задания  на развитие общих речевых навыков

Упражнения с дыхательным тренажером

Развивать речевое дыхание

Игры и упражнения по ПДД и ОБЖ 

Дидактическая игра «Найди грибок»

Учить распознавать ядовитые и съедобные грибы

Игры и упражнения на развитие высших психических функций

1.Чтение стихотворения Н.Нищевой «На что похожи листья?»

2. Игра – анализатор «Назови цветы с приятным запахом»

Развивать ассоциативное мышление. Развивать умение анализировать ощущения: учить сравнивать, находить сходства и различия по памяти.

Игры на коррекцию недостатков речи

Артикуляционная гимнастика

Развивать артикуляционную моторику.

Задания на развитие мелкой моторики

Игра «Мешок  ощущений» найти и рисовать предмет, который относится к теме «Осень».

Учить распознавать предмет на ощупь, развивать воображение.


Октябрь.1 неделя. Огород. Овощи.

Разделы

Задания

Цель

Игры на развитие общей моторики

Упражнение «Урожай».

Развивать общую моторику, координацию речи с движением.

Игры и упражнения на развитие высших психических функций

Настольная игра «Сложи картинку».

Развивать конструктивныйпраксис, тонкую моторику, мышление.

Игры на коррекцию недостатков речи

Упражнение  «Разноцветные флажки».

Развивать речевой слух, формировать умение различать на слух короткие и длинные слова.

Игры и упражнения на свежем воздухе 

1.Игра – эстафета «Огородники».

2. Игра – эстафета «Перевозка урожая».

Развивать ловкость, самостоятельность, двигательную активность. Воспитывать умение уверенно действовать в коллективе.

Работа с родителями

Консультация на тему: «Формировать у ребенка привычки трудиться»

Организация просветительской работы


Октябрь. 2 неделя. Фрукты.

Разделы

Задания

Цель

Задания на развитие общих речевых навыков

1.Игра « Садовник».

2. Разучивание  скороговорки

«Груша, девочка мала

Грушу – дерево трясла.

С груши груши градом

Груша грушам рада»

Развивать общие речевые навыки, координацию речи и движений.

Развивать дикцию, автоматизация звука «ш»

Игры и упражнения на развитие высших психических функций

1.Игра «Четвертый лишний».

2. Запомни  10 названий фруктов на слух.

Развивать зрительное внимание, восприятие, мышление.

Развивать слуховое внимание и память.

Задания на развитие мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика «Компот». 

Развивать общую моторику, координацию речи сдвижением.

Игры на развитие эмоций, коммуникативности

1.Игра – анализатор «Угости друга».

2. Игра – упражнение «Изобрази какой – ни будь фрукт с помощью мимики, пластики.

Учить узнавать фрукты на вкус, запах, на ощупь. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Развивать творческое воображение.

Октябрь. 3 неделя. Насекомые.

Разделы

Задания

Цель

Игры на развитие общей моторики

Игра «Бабочки и цветы».

Развивать ловкость, быстроту реакции.

Игры и упражнения на развитие высших психических функций

Игра «Отгадай, что изменилось?».

2. «Угадай, кого загадали?»

Развивать зрительное внимание и память.

Закреплять умения ориентироваться в пространстве.

Игры на коррекцию недостатков речи

Игры и упражнения «Жуки», «Мухи в паутине».

Автоматизировать звук «ж» в игре, воспитывать слуховое внимание.

Игры и упражнения на свежем воздухе

1.Игра «Медведь и пчелы».

2. Игра «Тропинка ловкости».

Развивать умение играть по правилам, ориентируясь на небольшом территориальном пространстве.

Игры на развитие эмоций, коммуникативности

1.Игра «Слепая гусеница».

2. Экспресс – пантомима «Движение в природе».

Развивать чувства коллективизма, умения действовать сообща.

Развивать пластичность, творчество, коммуникативность.

Октябрь. 4 неделя. Птицы.

Разделы

Задания

Цель

Игры на развитие общих речевых навыков

Пересказ текста Н.Нищевой «Улетают журавли»

Учить детей запомнить небольшие тексты. Воспитывать бережное отношение к природе и животному миру.

Игры и упражнения по ПДД и ОБЖ

Беседа с использованием элементов ТРИЗ «Птицы – это хорошо или плохо?».

Расширять кругозор. Развивать творческое воображение. Развивать умение осознанно – правильного поведения в природе.

Игры и упражнения на развитие высших психических функций

Игра «Что есть у птицы?».

Развивать умение детей самоопределяться в предметном мире, сравнивая себя с птицей. Формировать творческое воображение.

Игры на коррекцию недостатков речи

1.Разучивание скороговорки «Летели лебеди с лебедятами»,

2. Игра  «У кого кто?».

Развивать дикцию. Автоматизация звука «ль». Познакомить детей с названиями детенышей редких птиц.

Задания на развитие мелкой моторики

Упражнение «Выложи  картинку из семян».

Развивать мелкую моторику рук.

Ноябрь.1 неделя. Игрушки.

Разделы

Задания

Цель

Игры на развитие общей моторики

Подвижная игра «Лошадка».

Развивать общую моторику, координацию речи с движением.

Игры и упражнения на развитие высших психических функций

1.Игра «Дырявый ковер».

2. Упражнение «Что потерялась у игрушек?».

3. Упражнение «Шкафчик».

Упражнять зрительный анализатор. Развивать глазомер, точность, тонкую моторику. Закрепить знание геометрических фигур.

Развивать внимательность, наблюдательность.

Игры на коррекцию недостатков речи

Игровое упражнение «Пароходы».

Развивать речевое дыхание.

Игры и упражнения на свежем воздухе

1.Игры с мячом.

2. Игры с песочными наборами.

Развивать ловкость, выносливость. Воспитывать взаимовыручку.

Работа с родителями

Консультация на тему: «Как правильно выбирать игрушку?»

Организация просветительской работы

Ноябрь. 2 неделя. Фрукты.

Разделы

Задания

Цель

Задания на развитие общих речевых навыков

1.Игра « У меня нет…».

2. Сюжетно – ролевая игра «Магазин одежды».

Расширение  словаря по теме.

 Учить детей составлять небольшие описательные рассказы об одежде.

Игры и упражнения на развитие высших психических функций

1.Упражнение «Догадайся, что я сказал?».

2. Игра «Потерялся мальчик»,.

Развивать слуховое внимание, остроту слуха.

Развивать внимательность, наблюдательность, зрительную память.

Задания на развитие мелкой моторики

1.Пальчиковая гимнастика «Гномички - прачки».

2. Работа в тетрадях . Штриховка.

Развивать тонкую моторику, координацию речи сдвижением.

Игры на развитие эмоций, коммуникативности

1.Игра  «Массажный круг».

2. Игра  «Волшебное зеркальце. Примерь одежду».

3. Психогимнастика «Холодно, жарко».

Развивать положительные эмоции, дружеские взаимоотношения. Развивать умение выражать различные эмоции.

Ноябрь.3 неделя. Обувь.

Разделы

Задания

Цель

Игры на развитие общей моторики

Танцевальное движение «Ковырялочка».

Отработать технику движения.

Игры и упражнения на развитие высших психических функций

1.Игра

«Четвертый лишний».

2. «Что изменилось?»

Развивать зрительное восприятие и внимание, мышление и память.

Игры на коррекцию недостатков речи

1.Игра «Назови, что покажу».

2.Игра «Скажи по-русски и по-татарски».

Развивать умение классифицировать обувь по сезонам, по материалу, по принадлежности кому-либо. Обогащать речь элементарными словами на татарском языке.

Игры и упражнения на свежем воздухе

1.Игра «Следы».

2. Упражнение «Пройди по корригирующей дорожке».

Развивать внимательность, находчивость, наблюдательность, ловкость.

Игры на развитие эмоций, коммуникативности

1.Игра «Воображалка».

2.Сказки «Золушка», «Кот в сапогах», «Волшебная лампа Алладина». Придумай свою волшебную обувь и нарисуй ее.

Развивать умение войти в образ.

Развивать творческое воображение, фантазию.

Ноябрь. 4 неделя. Посуда.

Разделы

Задания

Цель

Задания на развитие общих речевых навыков

Игра малой подвижности «Посуда».

Развивать координацию движений, общую моторику, творчество.

Игры и упражнения по ПДД  и ОБЖ

Проблемные игры «Один дома», «Мой дом – моя крепость», «Опасно,  не опасно?».

Охранять и укреплять жизнь, здоровье ребенка, прививать ему навыки самосохранения, знания о службах спасения.

Игры и упражнения на развитие высших психических функций

Тренинг «В гостях у Федоры».

Учить детей подражательно воспроизводить чужие эмоции, овладевать навыками управления эмоциональной сферой.

Игры на коррекцию недостатков речи

Упражнение

«А что у вас?»

Учить детей правильно образовывать множественное число имен существительных.

Задания на развитие общей моторики

1.Конкурс фантазеров

«Чудесное превращение пуговицы»,

2.Укрась посуду татарским орнаментом.

Развивать умение дополнять рисунок до завершения. Совершенствовать знания о национальном колорите татарского народа.

Декабрь.1 неделя. Зима.

Разделы

Задания

Цель

Игры на развитие общей моторики

Игра малой подвижности малой подвижности «Снежная баба».

Развивать общую моторику, координацию речи с движением.

Игры и упражнения на развитие высших психических функций

Настольная игра «Времена года».

Развивать умение определять причинно-следственные связи, обосновывать выбор ответа.

Игры на коррекцию недостатков речи

1.Пальчиковая гимнастика «Снежок».

2.Игра «Так бывает или нет?».

Развивать координацию речи с движением и воображение.

Учить составлять правильные предложения.

Игры и упражнения на свежем воздухе

1. Игры «Мороз, Красный нос», «Метелица», «Снежная карусель»,

2. Нарисовать следами снежинку.

Воспитывать чувство коллективизма, азарта воли  к победе. Формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки.

Работа с родителями

Папка-передвижка «Здравствуй, зимушка-зима».

Организация просветительской работы с родителями.

Декабрь. 2 неделя. Дикие животные.

Разделы

Задания

Цель

Задания на развитие общих речевых навыков

1. Упражнение «Узнай по звуку животное».

2. Запомнить 5 пар слов.

Развивать слуховое внимание, Наблюдательность. Развивать умение запоминать слова, опираясь на определенные ассоциации.

Игры и упражнения на развитие высших психических функций

Теневой театр «Зимовье зверей».

Расширять детский кругозор. Развивать выразительность речи.

Задания на развитие общей моторики

Продуктивная деятельность «Шарики-Смешарики».  Лепка диких животных с использованием теннисных мячиков.

Закреплять приемы лепки. Развивать творческое воображение.

Игры на развитие эмоций, коммуникативности

1.Психогимнастика «Я – злой, голодный, серый волк…».

2.Инсценировка «Найди маму».

Учить детей выражать свое отношение к различным проявлениям эмоций. Развивать артистичность. Закрепить знания детей о названиях животных и их детенышей.

Декабрь. 3 неделя. Домашние животные.

Разделы

Задания

Цель

Игры на развитие общей моторики 

Игра

«Как мы поили телят».

Учить детей координировать речь с движением. Развивать подражательность, творческое воображение.

Игры и упражнения на развитие высших психических функций

Составление из кубиков, пазлов,  разрезных картинок изображений домашних животных.

Развивать умение видеть части целого и целое из частей.

Игры на коррекцию недостатков речи

Составление и отгадывание загадок о домашних животных.

Развивать мышление, смекалку, сообразительность.

Игры и упражнения на свежем воздухе

1.Лепка из снега домашних животных на «снегодроме».

2.Задание «Нарисуй своими следами домики для животных».

Развивать навыки лепки из снега. Создать у детей радостное настроение. Развивать умение находить позитив в любом времени года.

Игры на развитие эмоций, коммуникативности

Инсценировка по произведению К.Чуковского «Путаница».

Развивать умение выражать чувства, эмоции по отношению к героям сказки.

Январь. 3 неделя. Комнатные растения.

Экскурсия в эколого-биологический центр.

Разделы

Задания

Цель

Игры на развитие общей моторики

Игра малой подвижности «Цветочки».

Развивать умение детей играть, точно соблюдая правила игры.

Игры и упражнения на развитие высших психических функций

1. Игра «Найди пару».

2. Игра «Узнай по контуру».

Развивать умение проводить ассоциацию между цветами и качествами человека.

Развивать зрительное воображение, конструктивное видение предметов.

Игры на коррекцию недостатков речи

Дидактическая игра «Нарисуй и расскажи».

Развивать связную речь, совершенствовать мелкую моторику.

Игры и упражнения на свежем воздухе

«Ледяные кружева».

Выкладывание из цветных льдинок изображение цветов.

Развивать воображение. Формировать эстетическое восприятие окружающего мира.

Игры на развитие эмоций, коммуникативности

Рассматривание комнатных растений во время экскурсии.

Расширять кругозор, лексический словарь. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Январь. 4 неделя. Домашние птицы.

Разделы

Задания

Цель

Задания на развитие общих речевых навыков

Песня-инсценировка «Жили у бабуси два веселых гуся».

Развивать речевое дыхание, мелодичность голоса, выразительность исполнения песен.

Игры и упражнения по ПДД  и ОБЖ

Чтение «Похождения утенка Кря-кря в незнакомом городе».

Закрепить знание правил поведения на улице.

Игры и упражнения на развитие высших психических функций

1. Игра на сравнение «Найди такого же петушка».

2. Игра

«Почему так говорят?».

Развивать зрительное внимание, наблюдательность.

Развивать логическое мышление, обогащать кругозор знаниями об окружающем мире.

Игры на коррекцию недостатков речи

Игра «Кто больше?»

Упражнять в подборе определений и действий.

Обогащать активный словарь.

Задания на развитие общей моторики

1. Театр Би-Ба-Бо «Птичий базар».

2. Игра «Найди пару».

3. Игра-рисование «Чудо-кляксы».

Развивать выразительность речи, умение подражать поведению птиц. Активизировать мыслительную деятельность.

Февраль. 1 неделя. Транспорт.

Разделы

Задания

Цель

Игры на развитие общей моторики

Подвижные игры

«самолеты», «Светофор».

Развивать слуховое внимание, умение играть, точно соблюдая правила игры. Стимулировать активную двигательную деятельность.

Игры и упражнения на развитие высших психических функций

1. Игра «Что сначала, что потом?».

2. В наложенных рисунках обведи изображения транспорта.

Развивать логическое мышление, умение аргументировать свой ответ.

Развивать зрительное восприятие, наблюдательность, глазомер.

Игры на коррекцию недостатков речи

Словесная игра

«Что привез грузовик?».

Совершенствовать правильный грамматический строй речи.

Игры и упражнения на свежем воздухе

Сюжетно-ролевые игры «Поезд», «Автобус», «Гараж».

Воспитывать дружеские взаимоотношения. Развивать кругозор.

Работа с родителями

Родительское собрание «Безопасность детей на улицах города».

Совершенствовать работу с родителями, обогащая содержание общения.

Февраль. 2 неделя. Транспорт.

Разделы

Задания

Цель

Задания на развитие общих речевых навыков

1. Игра «Магазин игрушек».

2. Игра «Шумелки».

Развивать умение составлять небольшие рассказы описательного характера, выразительность речи. Развивать фонематический слух.

Игры и упражнения на развитие высших психических функций

1. Игра «Логический поезд».

2. Настольная игра «Домино».

3. Дидактическая игра «Кому,  что нужно для работы?».

4. Прохождение лабиринтов.

Учить самостоятельно принимать решения, объяснять свой выбор.

Учить выбирать подходящие друг другу реалистические или обобщенно-схематические рисунки.

Развитие зрительного внимания.

Задания на развитие общей моторики

1. Выкладывание кубиков, лото.

2. Вырезание из журналов и рекламных листов изображений транспорта.

Развивать мелкую моторику рук.

Игры на развитие эмоций, коммуникативности

1.Чтение В.Маяковский «Кем быть?»

2.Игра «Кем я стану, когда вырасту?».

Развивать интерес к труду различных людей и профессий.

Развивать связную речь.

Февраль. 3 неделя. Наши защитники.

Развлечение.

Разделы

Задания

Цель

Игры на развитие общей моторики 

1.Маршировка под музыку «Бравые солдаты с песнями идут».

2.Игра «Окажи первую медицинскую помощь».

Учить детей координировать речь с движением. Развивать подражательность, творческое воображение.

Игры и упражнения на развитие высших психических функций

1. Дидактическое упражнение «Назови рода войск».

2. Сюжетно-ролевая игра «Разведчики».

Обогащать кругозор, совершенствовать память.

Учить детей ориентироваться по карте плана местности.

Игры на коррекцию недостатков речи

Упражнение «Командиры вперед!»

Развивать силу голоса. Создать бодрое праздничное настроение.

Игры и упражнения на свежем воздухе

1. Командная игра «Зарница».

2. Подвижная игра «Пакет».

Воспитывать смелость, ловкость, находчивость, быстроту реакции, стремление к победе, чувство коллективизма.

Игры на развитие эмоций, коммуникативности

Подбор эпитетов к слову солдат.

Воспитывать патриотизм, чувство гордости за военную службу.

Март. 2 неделя. Мамин праздник.

Развлечение.

Разделы

Задания

Цель

Задания на развитие общих речевых навыков

Стихи, песни о маме.

Создать праздничное настроение.

Воспитывать любовь к близким людям.

Игры и упражнения на развитие высших психических функций

1. Игра «перед зеркалом».

2. Дидактическое упражнение «Я один у мамы сын».

Развивать подражательность, выразительность мимики, пластику, изображая различные действия.

Задания на развитие общей моторики

1. Игра-соревнование «Собери бусы для любимой мамы».

2. Изготовление

подарков  для мам и бабушек.

3. Рисование

«Портрет мамы».

Развивать ловкость, сноровку, тонкую моторику.

Развивать графические навыки, осмысление визуальной информации.

Игры на развитие эмоций, коммуникативности

Игра «Моя мама самая, самая!».

Создать собирательный образ самой лучшей мамы.   Воспитывать чувство гордости за маму, восхищения, признательности.

Март. 3 неделя. Весна.

Разделы

Задания

Цель

Игры на развитие общей моторики

Хороводная игра «Веснянка».

Развивать двигательную активность.

Игры и упражнения на развитие высших психических функций

1. Настольная игра «Цветные круги».

2. Игра «Повтори – не ошибись».

Развивать зрительное внимание, мышление, связную речь.

Развивать слуховое внимание, голос, дикцию.

Игры на коррекцию недостатков речи

1. Дыхательная гимнастика «Кораблики».

2. Настольно-печатная игра «Разложи картинки».

Развивать длительность непрерывного выдоха.

Развивать логическое мышление.

Учить различать род имен существительных.

Игры и упражнения на свежем воздухе

1. Игра «Мы веселые ребята».

2. Игра «Иди – стой!».

3. Игра

«Поймай – скажи!».

Воспитывать чувство коллективизма, азарта, воли к победе.

Формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки.

Работа с родителями

Консультация «Развиваем речевое дыхание».

Вести пропаганду коррекции недостатков развития детей.

Март. 4 неделя. Перелетные птицы.

Разделы

Задания

Цель

Игры на развитие общей моторики

Подвижная игра «Ласточки летели».

Развивать координацию речи с движением, учить умению бегать в общем для всех темпе, по сигналу останавливаться и приседать без опоры.

Игры и упражнения на развитие высших психических функций

1. Словесная игра «Почему так говорят?».

2. Игра «Узнай птицу по ее части».

Учить детей понимать смысл фразеологизмов. Развивать зрительное восприятие цвета, формы, размера.

Игры на коррекцию недостатков речи

1. Словесная игра «Птички».

2. Игра «Назови одним словом, а лучше двумя».

Учить детей различать глаголы настоящего и прошедшего времени.

Закреплять в речи обобщающие понятия.

Игры и упражнения на свежем воздухе

Подвижные игры

«Коршун и наседка»,

«Гуси-лебеди».

Формировать жизненно-необходимые двигательные умения и навыки.

Игры на развитие эмоций, коммуникативности

1. Слушание аудиозаписи

«Голоса птиц».

2. Игра «Найди маму».

Создать положительные эмоции при общении с природой.

Закрепить названия птиц и их детенышей.

Апрель. 1 неделя. Орудия труда. Инструменты.

Разделы

Задания

Цель

Задания на развитие общих речевых навыков

1. Словесная игра

«Кому, какой инструмент нужен?».

2. Игра «Подбери и назови».

3. Дыхательное упражнение

«Ой, я  ушиб палец».

Развивать координацию движений, общую моторику, творческое воображение.

Развитие речевого дыхания.

Игры и упражнения на развитие высших психических функций

1. Словесная игра «Почему так говорят?».

2. «Четвертый лишний».

Учить детей понимать смысл фразеологизмов. Развивать умение последовательно и логически мыслить.

Задания на развитие общей моторики

1. Коллективный труд

«Посадка лука».

2. Пальчиковая гимнастика «Вот гвоздь. Вот молоток».

3. Задание «Нарисуй двумя руками одновременно: лопату, совок, молоток».

Воспитывать трудолюбие. Развивать умение распределять действия и обязанности, доводить начатое дело до конца.

Игры на развитие эмоций, коммуникативности

1. Составление рассказа из личного опыта

«Как папа чинил велосипед».

2. Физминутка «Щетки».

Развивать интерес к труду различных профессий.

Развивать связную речь.

Апрель. 2 неделя. Продукты питания.

Разделы

Задания

Цель

Игры на развитие общей моторики 

Хороводная  игра

«За малиной в сад…». 

Развивать координацию речи с движением, общую моторику.

Игры и упражнения на развитие высших психических функций

1. Иигра «Что изменилось?».

2. Нарисуй из крупы то, что видишь на картинке.

3. Игра «Да-нетка».

Развивать зрительное внимание,

воображение.

Учить детей придумывать и отгадывать загадки, задавая вопросы, на которые возможен ответ: да или нет.

Игры на коррекцию недостатков речи

Упражнение «Горячее молоко».

Развивать речевое дыхание.

Игры и упражнения на свежем воздухе

Сюжетно-ролевая игра «Магазин, столовая».

Развивать умение играть в коллективе. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Игры на развитие эмоций, коммуникативности

1.Игра                  «Волшебная шкатулка»

2.Психогимнастика «Отгадай по моему лицу, что я ем».

Развивать тактильные ощущения. Учить выражать свое отношение к различным проявлениям эмоций. Развивать артистичность.

Апрель. 4 неделя. Стройка.

Разделы

Задания

Цель

Задания на развитие общих речевых навыков

Дидактическая игра «Работа на стройке».

Учить употреблять глаголы повелительного наклонения.

Игры и упражнения по ПДД  и ОБЖ

1. Беседа о соблюдении техники безопасности на стройке и около стройки.

2. Игра  «Хорошо - плохо».

Учить рассматривать через дидактические игры типичные ситуации, задумываться об опасностях, чем грозит собственное озорство.

Игры и упражнения на развитие высших психических функций

1. Игра

 «Веселые задачи».

2. Игра

«Отгадай, кто мы?».

Развивать логическое мышление, элементарные  математические представления.

Игры на коррекцию недостатков речи

Словесная игра «Все трудятся»

Учить детей употреблять глаголы настоящего времени единственного числа.

Задания на развитие общей моторики

1. Постройки из крупного строительного материала.

2. Пальчиковая гимнастика «Где обедал воробей?»

Развивать тонкую моторику, координацию речи с движением.

Май. 2 неделя. Мой город.

Разделы

Задания

Цель

Задания на развитие общих речевых навыков

1.Беседа по результатам экскурсии

«За что я люблю свой город?»

2.Беседа «Жители нашего города».

Воспитывать патриотическое отношение к родному городу, краю, людям, его населяющим.

Игры и упражнения на развитие высших психических функций

1.Игры с рисованием «Нарисуй необычные: дом, улицу, кинотеатр».

2. Игра «Закончи быстро слово».

Развитие представлений о форме, назначении предметов.

Развивать скорость мышления.

Задания на развитие общей моторики 

1.Коллективное конструирование из конструктора «Лего» «Наш детский сад».

2.Шнуровки: «Домик», «Пароход».

Развивать умение действовать в коллективе.

Развивать ловкость, сноровку, тонкую моторику.

Игры на развитие эмоций, коммуникативности

1.Фотошоп

«Остановись мгновение! Ты прекрасно». Выставка фотографий из семейных альбомов.

2. «Сам себе режиссер».

Вызвать положительные эмоции от созерцания фотографий, от полученных ранее представлений. Смонтировать «фильм» из рисунков о городе.

Май. 3 неделя. Животные жарких стран.

Разделы

Задания

Цель

Игры на развитие общей моторики

1.Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк».

2.Упражнения «Слоник», «Паучок».

Формировать одновременные сенсомоторные взаимодействия. Учить ощущать границы своего тела и его положения в пространстве.

Игры и упражнения на развитие высших психических функций

1. Игра

«Почему так говорят?».

2. Игра «Марионетки».

Учить детей понимать смысл фразеологизмов. Учить детей напрягать и расслаблять мышцы.

Игры на коррекцию недостатков речи

Словесная игра

«Кто чем защищается?».

Развивать кругозор. Совершенствовать грамматический строй речи.

Игры и упражнения на свежем воздухе

1. Игра

«Слепой скульптор».

2. Игра «Зоопарк».

Развивать пространственные представления.

Игры на развитие эмоций, коммуникативности

Упражнение

«Нарисуй в воздухе».

Создать положительные эмоции при рисовании по представлению. Закрепить названия животных.

Модель коррекционной и профилактической работы для детей с ограниченными возможностями здоровья «Солнечный ребёнок»  

Безопасность

Профилактика ДТП

Спортивные игры, эстафеты

Физкультурные праздники

Физкультурный досуг

Динамическая пауза

Подвижные игры на воздухе

Посещение   хореографии, физкультуры  и плавание

экскурсии, беседы, игры

Коррекция мелкой моторики

Коррекция общей моторики

Художественное творчество

Шарики – смешарики, сухой бассейн

Пальчиковая гимнастика, су -джок

Игры на ориентировку на листе бумаги

Работа с пуговицами, лентами, природным материалом

Использованная литература

Некоторые игры и упражнения заимствованы из различных современных учебно–методических изданий для воспитателей детских садов.

1. Горшенина Е.В., Самошкина А.Л. Системы работы детского сада по вопросам семейного воспитания. - 2007.

2. Змановский Ю. Воспитаем детей здоровыми. – М., Медицина, 1989

3. Игры в логопедической работе с детьми: Книга для логопеда. /Ред. сост. В.И. Селиверстов. – М., 1987.

4. Меланченко Е. Система упражнений для развития моторики руки у проблемных детей. – М., 1998.

5. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной И.В.- М., 1999.

6. Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий / А.А. Цыганок, А.Л. Виноградова, И.С. Константинова. – М.: Теревинф, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа «Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности»

«Формирование творческой личности ребенка средствамитеатральной деятельности» Содержание:1. Актуальность данной проблемы.2. Цели и задачи работы по формированию творческой личности ребёнка ...