Консультация для родителей дошкольников. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
консультация (подготовительная группа)
«Здоровье не всё, но всё без здоровья - ничто».
Сократ.
В настоящие время возрастает актуальность здорового образа жизни, что вызвано увеличением и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического и политического характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. Всем известно, что здоровье человека закладывается в детстве и, согласно научным данным, оно на 10% обуславливается возможностями медицины и здравоохранения, на 20% - окружающей среды, на 20% - наследственностью и на 50% - образом жизни. Образ жизни - как раз та тема ,об актуальности которой можно говорить много, и всё будет главное. Как сберечь здоровье? Как укрепить здоровье детей, избежать болезней? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить детей заботиться о своём здоровье? Как...?Эти вопрос волнуют и вас, родителей, и нас, воспитателей, так все мы хотим, чтобы наши дети не болели, год от года становились здоровее, сильнее, вырастали и входили в большую жизнь не только знающими и образованными, но и здоровыми и закалёнными. Здоровый человек редко задумывается над тем, что такое здоровье. Кажется, что ты здоров, всегда будешь таким, и не стоит об этом беспокоится. Между тем здоровье - одна из главных ценностей человеческой жизни, источник радости. Дошкольный возраст является решающем в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Поэтому на этапе дошкольного возраста, когда жизненные установки детей ещё недостаточны прочны и нервная система отличается особой пластичностью ,важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, мотивацию здоровью, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Так что же такое здоровье и здоровый образ жизни?
Здоровье -это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов(Всемирная Организация Здравоохранения).
Здоровый образ жизни -это форма и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют все возможности организма.
Дошкольное детство - самый благоприятный период для выработки правильных привычек,которые в сочетании с обучением дошкольников методами совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Проблема оздоровления детей - это целенаправленная работа всего коллектива педагогов и родителей.Забота о воспитании здорового ребёнка является приоритетной в работе нашего дошкольного учреждения.Здоровый и развитый ребёнок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам сред и устойчивостью к утомлению,социально и физиологически адаптирован.Поэтому главными задачами по сохранению и укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представления о здоровье,как одной из главной ценности жизни,формирование здорового ораза жизни,научить ребёнка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказ от всего вредного.Привить ребёнку правильное отношение к своему здоровью,чувство ответственности за него.Эти задачи должны решаться путём создания целостной системы по сохранению физического,психического и социального благополучия ребёнка.В подобной системе должны взаимодействовать три субъекта:семья,ребёнок,педагог.Формировать основ здорового образа жизни,мотивы,понятия,убеждения в необходимости сохранения своего здоровья и его укрепления нужно не только у детей,начинать нужно с семьи.Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей,характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.Для сохранения,укрепления и формирования здоровья дошкольников необходимо вести определённую системную работу по обеспечению факторов ЗОЖ,по сообщению детям знаний о ЗОЖ и формированию у них навыков ЗОЖ.Какие же факторы необходимы для обеспечения ЗОЖ дошкольников?
Составляющие факторы здорового образа жизни:
1.Режим дня.
2.Сон.
3.Рациональное питание.
4.Гигиена.
5.Движение.
6.Эмоциональное состояние.
1.Режим дня - это чёткий распорядок жизни в течении суток,предусматривающий чередование бодрствования и сна,а также рациональную организацию различных видов деятельности.
Соблюдения режима дня - одно из важнейших условий высокой работоспособности организма человека.При его соблюдении вырабатывается определённый биологический ритм функционирования организма,т. е. вырабатывается стереотип в виде системы чередующихся условных рефлексов.Закрепляясь,они облегчают организму выполнению его работы,поскольку создают условия и возможности внутренней физиологической подготовки к предстоящей деятельности.Режим дня имеет гигиеническое и воспитательное знание,формируются культурно-гигиенические навки,и осуществляется охрана организма от переутомления и перевозбуждения.При чётком выполнении режиме дня у ребёнка формируются такие качества : организованность,самостоятельность,уверенность в себе.
2.Под понятием сон сон подразумевается физиологическая защита организма,потребность в нём обусловлена сложными психическими процессами.
Сон - один из важнейших составляющих режима дня и здорового образа жизни.Сон устраняет утомление и предупреждает истощение нервных клеток.Хроническое недосыпание способствует появлению неврозов,ухудшению функциональных сил организма и снижению защитных сил организма.Режим сна детей складывается из ночного - примерно десять часов тридцать минут,и дневного сна - примерно два часа.
Гигиеной сна предусматривается укладывание на сон и подъём в одно и тоже время.Для лучшего и более полезного сна нужно создать условия:
-Удобная постель.
-Тишина.
-Затемнение окон.
-Приток свежего воздуха.
-Приём пищи,не возбуждающий организм-за полтора,два часа до сна.
-Предварительная прогулка на свежем воздухе.
3.Питание - это пища,еда,т.е. специальная энергия для нормального функционирования человека.
Питание - это одно из важнейших условий существования человека,сохранения его здоровья и трудоспособности.Все жизненные процессы в организме находится в большой зависимости от того,как строится питание с первых дней жизни.Дя обеспечения правильного питания необходимы наличие в пище всех нужных ингредиентов,рациональные режим питания и распределения пищи по калорийности в течение дня.Традиционно 4-х разовое питание.Для восполнения дефицита витаминов обязательно включать в рацион свежие овощи,фрукты,соки,а так же продукты обладающие,радиопротекторными свойствами(защищающие от радиации - свекла столовая,облепиха,черноплодная рябина,шиповник,черника,клюква).Дефицит натуральных фруктов можно восполнить за счёт сухофруктов.Употребление искусственно приготовленных (рафинированных) продуктов следует ограничить.
4.Гигиена - это раздел медицины,изучающие условия сохранения здоровья ,а так же система действий,мероприятий,направленных на поддержаний чистоты,здоровья.
Гигиенические навыки - это навыки по соблюдению чистоты тела,культуры еды,аккуратного и бережного обращения с вещами личного пользования,поддержания порядка в окружающей обстановке.
Гигиенические навыки включают в себя:
-Закаливание.
-Занятие физическими упражнениями.
-Уход за телом.
-Использование рациональной одежды и обуви.
Наиболее эффективным видом закаливания является естественное закаливание.Ежедневные прогулки детей необходимы для детей дошкольного возраста,так как потребность растущего организма в кислороде более чем в два раза превышает таковую у взрослых.под влиянием воздушных ванн не только повышается тонус нервной,дыхательной и пищеварительной систем,но и возрастает количества эритроцитов и гемоглобина в крови.Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми.оказавшись на свежем воздухе,не забывайте походить босиком.
Ванна,душ,купание - прекрасное средство закаливания и своеобразный массаж.Вода тонизирует ,укрепляет нервную систему,улучшает кровообращение организма - поэтому душш надо принимать ежедневно.Приучайте ребёнка к воздушным ваннам ,делайте массаж сухой щёткой.
5.Движение - это состояние,противоположное не подвижности,покою,это биологическая потребность растущего организма,от степени,удовлетворения которой зависит здоровье детей.Движения улучшают работу опорно - двигательного аппарата,увеличивается сила,объём,эластичность мышц.
Недостаток движений приводит к гиподинамии.В результате наблюдаются понижение умственной и физической работоспособности,более быстрая утомляемость,снижение сопротивляемости организма к влиянием внешней среды,приводящее в дальнейшем к развитию заболеваний сердечнососудистой и нервной системы,органов дыхания и пищеварения.Многие учёные главным фактором укрепления и сохранения здоровья считают систематическую двигательную активность,формирующуюся в процессе физического воспитания.Следует учитывать ,что в дошкольном возрасте биологическая потребность в движении является ведущей и оказывает мобилизующее влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие развитие ребёнка ,его привычки и поведение.На интересе детей к физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки здоровой жизнедеятельности,мотивацию на здоровье.Следует заметить : формы поведения,которым подражает ребёнок,определяется влиянием взрослых.Поэтому роль взрослых,обеспечивающих целенаправленное формирование культуры самосохранения и ответственности за собственное здоровье и здоровье близких,является определяющей.
6.Основным условием профилактики эмоционального неблагополучия является создание благоприятной атмосферы,характеризующейся взаимным доверием и уважением ,открытым и благожелательным общением.
Все вышеперечисленные составляющие фактор ЗОЖ возможно и необходимо соблюдать в семье.Кроме того,нельзя забывать об основных требованиях к режиму,обеспечивающих формирование,укрепление и сохранение здоровья детей:
-Рациональное чередование бодрствования и отдыха.
-Регулярное и полноценное питание,не менее четырёх раз в день в одни те же часы.
-Прибывание на свежем воздухе ,не менее двух - трёх часов в день .
-Строгое соблюдение гигиены сна,не менее десяти часов в сутки,желательно ,чтобы ночной сон был в одно и тоже время.
-Единство требований со сторон взрослых (соблюдение режима дня даже в выходные,когда ребёнок находится с родителями).
Каждый малыш должен расти здоровым,но,чтобы этого добиться ,надо приложить определённые усилия не только педагогам ДОУ ,но и родителям ,и самому ребёнку.
Проблема профилактики здоровья,здорового образа жизни одна из самых актуальных.Перед нами,взрослыми,стоит важная задача - воспитать ребёнка крепким и здоровым.И от этого на сколько успешно удаётся сформировать и закрепить навыки здорового образа жизни у детей ,зависят в дальнейшем реальный образ жизни и здоровья человека.
Здоровья вам и вашим детям!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iiness.docx | 20.25 КБ |
Предварительный просмотр:
«Здоровье не всё, но всё без здоровья - ничто».
Сократ.
В настоящие время возрастает актуальность здорового образа жизни, что вызвано увеличением и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического и политического характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. Всем известно, что здоровье человека закладывается в детстве и, согласно научным данным, оно на 10% обуславливается возможностями медицины и здравоохранения, на 20% - окружающей среды, на 20% - наследственностью и на 50% - образом жизни. Образ жизни - как раз та тема ,об актуальности которой можно говорить много, и всё будет главное. Как сберечь здоровье? Как укрепить здоровье детей, избежать болезней? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить детей заботиться о своём здоровье? Как...?Эти вопрос волнуют и вас, родителей, и нас, воспитателей, так все мы хотим, чтобы наши дети не болели, год от года становились здоровее, сильнее, вырастали и входили в большую жизнь не только знающими и образованными, но и здоровыми и закалёнными. Здоровый человек редко задумывается над тем, что такое здоровье. Кажется, что ты здоров, всегда будешь таким, и не стоит об этом беспокоится. Между тем здоровье - одна из главных ценностей человеческой жизни, источник радости. Дошкольный возраст является решающем в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Поэтому на этапе дошкольного возраста, когда жизненные установки детей ещё недостаточны прочны и нервная система отличается особой пластичностью ,важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, мотивацию здоровью, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Так что же такое здоровье и здоровый образ жизни?
Здоровье -это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов(Всемирная Организация Здравоохранения).
Здоровый образ жизни -это форма и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют все возможности организма.
Дошкольное детство - самый благоприятный период для выработки правильных привычек,которые в сочетании с обучением дошкольников методами совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Проблема оздоровления детей - это целенаправленная работа всего коллектива педагогов и родителей.Забота о воспитании здорового ребёнка является приоритетной в работе нашего дошкольного учреждения.Здоровый и развитый ребёнок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам сред и устойчивостью к утомлению,социально и физиологически адаптирован.Поэтому главными задачами по сохранению и укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представления о здоровье,как одной из главной ценности жизни,формирование здорового ораза жизни,научить ребёнка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказ от всего вредного.Привить ребёнку правильное отношение к своему здоровью,чувство ответственности за него.Эти задачи должны решаться путём создания целостной системы по сохранению физического,психического и социального благополучия ребёнка.В подобной системе должны взаимодействовать три субъекта:семья,ребёнок,педагог.Формировать основ здорового образа жизни,мотивы,понятия,убеждения в необходимости сохранения своего здоровья и его укрепления нужно не только у детей,начинать нужно с семьи.Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей,характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.Для сохранения,укрепления и формирования здоровья дошкольников необходимо вести определённую системную работу по обеспечению факторов ЗОЖ,по сообщению детям знаний о ЗОЖ и формированию у них навыков ЗОЖ.Какие же факторы необходимы для обеспечения ЗОЖ дошкольников?
Составляющие факторы здорового образа жизни:
#1056;ежим дня.
#1057;он.
#1056;ациональное питание.
#1043;игиена.
#1044;вижение.
#1069;моциональное состояние.
1.Режим дня - это чёткий распорядок жизни в течении суток,предусматривающий чередование бодрствования и сна,а также рациональную организацию различных видов деятельности.
Соблюдения режима дня - одно из важнейших условий высокой работоспособности организма человека.При его соблюдении вырабатывается определённый биологический ритм функционирования организма,т. е. вырабатывается стереотип в виде системы чередующихся условных рефлексов.Закрепляясь,они облегчают организму выполнению его работы,поскольку создают условия и возможности внутренней физиологической подготовки к предстоящей деятельности.Режим дня имеет гигиеническое и воспитательное знание,формируются культурно-гигиенические навки,и осуществляется охрана организма от переутомления и перевозбуждения.При чётком выполнении режиме дня у ребёнка формируются такие качества : организованность,самостоятельность,уверенность в себе.
#1055;од понятием сон сон подразумевается физиологическая защита организма,потребность в нём обусловлена сложными психическими процессами.
Сон - один из важнейших составляющих режима дня и здорового образа жизни.Сон устраняет утомление и предупреждает истощение нервных клеток.Хроническое недосыпание способствует появлению неврозов,ухудшению функциональных сил организма и снижению защитных сил организма.Режим сна детей складывается из ночного - примерно десять часов тридцать минут,и дневного сна - примерно два часа.
Гигиеной сна предусматривается укладывание на сон и подъём в одно и тоже время.Для лучшего и более полезного сна нужно создать условия:
-Удобная постель.
-Тишина.
-Затемнение окон.
-Приток свежего воздуха.
-Приём пищи,не возбуждающий организм-за полтора,два часа до сна.
-Предварительная прогулка на свежем воздухе.
3.Питание - это пища,еда,т.е. специальная энергия для нормального функционирования человека.
Питание - это одно из важнейших условий существования человека,сохранения его здоровья и трудоспособности.Все жизненные процессы в организме находится в большой зависимости от того,как строится питание с первых дней жизни.Дя обеспечения правильного питания необходимы наличие в пище всех нужных ингредиентов,рациональные режим питания и распределения пищи по калорийности в течение дня.Традиционно 4-х разовое питание.Для восполнения дефицита витаминов обязательно включать в рацион свежие овощи,фрукты,соки,а так же продукты обладающие,радиопротекторными свойствами(защищающие от радиации - свекла столовая,облепиха,черноплодная рябина,шиповник,черника,клюква).Дефицит натуральных фруктов можно восполнить за счёт сухофруктов.Употребление искусственно приготовленных (рафинированных) продуктов следует ограничить.
4.Гигиена - это раздел медицины,изучающие условия сохранения здоровья ,а так же система действий,мероприятий,направленных на поддержаний чистоты,здоровья.
Гигиенические навыки - это навыки по соблюдению чистоты тела,культуры еды,аккуратного и бережного обращения с вещами личного пользования,поддержания порядка в окружающей обстановке.
Гигиенические навыки включают в себя:
-Закаливание.
-Занятие физическими упражнениями.
-Уход за телом.
-Использование рациональной одежды и обуви.
Наиболее эффективным видом закаливания является естественное закаливание.Ежедневные прогулки детей необходимы для детей дошкольного возраста,так как потребность растущего организма в кислороде более чем в два раза превышает таковую у взрослых.под влиянием воздушных ванн не только повышается тонус нервной,дыхательной и пищеварительной систем,но и возрастает количества эритроцитов и гемоглобина в крови.Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми.оказавшись на свежем воздухе,не забывайте походить босиком.
Ванна,душ,купание - прекрасное средство закаливания и своеобразный массаж.Вода тонизирует ,укрепляет нервную систему,улучшает кровообращение организма - поэтому душш надо принимать ежедневно.Приучайте ребёнка к воздушным ваннам ,делайте массаж сухой щёткой.
5.Движение - это состояние,противоположное не подвижности,покою,это биологическая потребность растущего организма,от степени,удовлетворения которой зависит здоровье детей.Движения улучшают работу опорно - двигательного аппарата,увеличивается сила,объём,эластичность мышц.
Недостаток движений приводит к гиподинамии.В результате наблюдаются понижение умственной и физической работоспособности,более быстрая утомляемость,снижение сопротивляемости организма к влиянием внешней среды,приводящее в дальнейшем к развитию заболеваний сердечнососудистой и нервной системы,органов дыхания и пищеварения.Многие учёные главным фактором укрепления и сохранения здоровья считают систематическую двигательную активность,формирующуюся в процессе физического воспитания.Следует учитывать ,что в дошкольном возрасте биологическая потребность в движении является ведущей и оказывает мобилизующее влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие развитие ребёнка ,его привычки и поведение.На интересе детей к физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки здоровой жизнедеятельности,мотивацию на здоровье.Следует заметить : формы поведения,которым подражает ребёнок,определяется влиянием взрослых.Поэтому роль взрослых,обеспечивающих целенаправленное формирование культуры самосохранения и ответственности за собственное здоровье и здоровье близких,является определяющей.
#1054;сновным условием профилактики эмоционального неблагополучия является создание благоприятной атмосферы,характеризующейся взаимным доверием и уважением ,открытым и благожелательным общением.
Все вышеперечисленные составляющие фактор ЗОЖ возможно и необходимо соблюдать в семье.Кроме того,нельзя забывать об основных требованиях к режиму,обеспечивающих формирование,укрепление и сохранение здоровья детей:
-Рациональное чередование бодрствования и отдыха.
-Регулярное и полноценное питание,не менее четырёх раз в день в одни те же часы.
-Прибывание на свежем воздухе ,не менее двух - трёх часов в день .
-Строгое соблюдение гигиены сна,не менее десяти часов в сутки,желательно ,чтобы ночной сон был в одно и тоже время.
-Единство требований со сторон взрослых (соблюдение режима дня даже в выходные,когда ребёнок находится с родителями).
Каждый малыш должен расти здоровым,но,чтобы этого добиться ,надо приложить определённые усилия не только педагогам ДОУ ,но и родителям ,и самому ребёнку.
Проблема профилактики здоровья,здорового образа жизни одна из самых актуальных.Перед нами,взрослыми,стоит важная задача - воспитать ребёнка крепким и здоровым.И от этого на сколько успешно удаётся сформировать и закрепить навыки здорового образа жизни у детей ,зависят в дальнейшем реальный образ жизни и здоровья человека.
Здоровья вам и вашим детям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-образовательный проект: «Формы взаимодействия ДОУ с семьёй с целью формирования начальных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников»
Здоровые дети - это великое счастье. На протяжении веков люди искали панацею (средство) от болезней и видели ее секреты то в специфике питания, то в закаливании, то в отдельных видах физических упражн...
Консультация для родителей дошкольников. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Консультация для родителей дошкольников. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни«Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто».Сократ....
Консультация для родителей дошкольников. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
laquo;Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто».Сократ....
Консультация для родителей дошкольников. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
Консультация для родителей дошкольников. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни«Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто».Сократ.В настоящее время возрастае...
Консультация для родителей. "Формирование начальных представлений о здоровом образе жизн"
В настоящее время возрастает актуальность здорового образа жизни, что вызвано увеличением и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рис...
Консультация для родителей на тему: «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»
laquo;Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто». ...
Консультация для родителей дошкольников. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Консультация для родителей дошкольников. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни«Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто».Сократ.В настоящее время возрастае...