«ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ФОЛЬКЛОРА»
материал по теме
Фольклор русского народа – важная часть его национальной духовной культуры. Фольклор – это устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы, поговорки, потешки, частушки – это неоценимое богатство народа, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа.
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством побуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. Фольклор развивает устную речь ребенка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определенным нравственным нормам. Народное творчество было и остается одним из важных факторов влияния на всестороннее и гармоничное развитие личности.
Народное творчество было и остается одним из важнейших факторов влияния на всестороннее и гармоничное развитие личности, как ребенка, так и взрослого, поэтому приобщение дошкольника к устному фольклору особенно актуально в наше время.
Ознакомление с фольклором является важным средством воспитания духовности, но в практической деятельности выделяется ряд недостатков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_vishnepolskoy_yu.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ФОЛЬКЛОРА».
I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Народное творчество было и остается одним из важнейших факторов влияния на всестороннее и гармоничное развитие личности, как ребенка, так и взрослого, поэтому приобщение дошкольника к устному фольклору особенно актуально в наше время.
Ознакомление с фольклором является важным средством воспитания духовности, но в практической деятельности выделяется ряд недостатков.
Недостатки в результатах :
- Дети недостаточно знакомы с жанрами фольклора;
- У воспитанников недостаточные представления о духовной культуре русского народа;
- Дошкольники недостаточно знакомы с малыми фольклорными формами;
- У воспитанников в меньшей степени развита интонационная выразительность речи.
Недостатки в основном процессе:
- система работы по созданию условий для восприятия детьми дошкольного возраста фольклора недостаточно разработана в плане воспитательно-образовательной работы;
- отсутствие взаимодействия между педагогами ДОО по организации условий восприятия дошкольниками фольклора.
Недостатки в условиях профессиональной деятельности:
- отсутствие методической литературы в соответствие с ФГОС ДО;
- недостаток в технических средствах обучения;
- отсутствие методической консультативной помощи по вопросам фольклора.
Противоречие: Для успешного восприятия дошкольных фольклорных произведений: необходимо достаточно владеть устной речью, наличие установок положительного отношения к окружающему миру, развитие воображения, однако в процессе возникают трудности при реализации из-за отсутствия ряда условий, обеспечивающих восприятие детьми фольклора.
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проделанного анализа
На основе проведенного анализа можно сформулировать проблему: полученный в дошкольном возрасте эмоциональный опыт общения с культурным наследием благотворно сказывается на формирование личности в целом, но для этого необходимо создать необходимые организационные и психолого-педагогические условия.
3. Описание новых образовательных стандартов, сформированных у воспитанников
Целевые ориентиры | Конкретизация | Проявления |
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. | Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусств (словесного, музыкального). | Владеют навыками восприятия и понимания произведений искусств (словесного и музыкального). При восприятии музыкальных произведений дети улавливают динамическую сторону, ритм, темп и мелодию. |
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе. | Становление эстетического отношения к окружающему миру. Формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества. | Дети уважают себя и своих сверстников, культуру своего народа, самобытность русской культуры, понимают неповторимость и индивидуальность своего народа. |
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам. | Формирование элементарных представлений о видах искусств, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора. Овладение основными навыками игры на детских музыкальных инструментах. | Дети проявляют интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремятся двигаться под музыку, эмоционально откликаются на различные произведения культуры и искусства. Дети играют на народных музыкальных инструментах. |
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, | Владение речью как средством общения и культуры; стимулирование сопереживания персонажей художественных произведений; развитие речевого творчества. | Дети исполняют русские народные песни участвуют в народных танцах водят хороводы. Дети пытаются непосредственно воздействовать на героев художественных произведений. |
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. | Реализация самостоятельной творческой деятельности (восприятия художественной литературы и фольклора). Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимания на слух текстов различных жанров детской литературы. | Активно участвуют в театрализованной деятельности по сценариям в основе которых русские народные сказки. Дети проявляют интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям. |
4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Для устранения недостатков следует обратить внимание на изменения:
- в содержании образовательного процесса
- Для развития грамматически правильной речи пересказывать хорошо знакомые сказки, читать потешки и прибаутки;
- Слушание детских книг и просмотр иллюстраций по теме русского фольклора;
- Русские народные игры с фольклорным содержанием: "Малечена-калечина"," Шлепанки", "Птицелов", "Горелки";
- Для обогащения активного словаря детей использовать в речи художественное слово из народного языка: «детушки», «сыра земля», «завалинка», «не хитро», «причитывать»;
- Воспитывать интерес к фольклорным текстам, желания их слушать (настольный театр, организация книжного уголка, беседы, литературные праздники).
- Развивать умения воспроизводить короткие ролевые диалоги из сказок и прибауток в играх-драматизациях, повторять за взрослым знакомые строчки и рифмы из стихов, песенок;
- Для развития мелкой моторики использовать игры с пальчиками («Петя-петушок», «Сорока-ворона», «Свинка Нинилла», «Водичка-водичка»).
- В средствах и методах обучения и воспитания
- Использовать игровые методы обучения: игры на основе потешек и закличек: «Пришла весна – играй детвора», «Дедок-веселок», «На Ивановой горе»;
- Использовать метод проектов: проекты по развитию красноречия «Скороговорщики», «Хочу красиво говорить».
- Использовать мнемотаблицы для разучивания потешек, прибауток, закличек.
- Обогащение развивающей предметно-пространственной среды схемами и иллюстрациями по поговоркам и пословицам;
- Расширение теоретических методов обучения: демонстрация репродукций посредством слайдовой презентации, беседы с детьми в ходе режимных моментов, ситуативные беседы;
- Использование дидактические пособий и игр: «Закончи пословицу», «Пословицы и поговорки о труде», «Покажи потешку»;
- Создание сборника для детей, родителей и педагогов «Копилка народной мудрости», «Шуточные песенки», «Пословицы и скороговорки»;
- Использование в работе интерактивной доски, мультимедийного оборудования, электронного мультимедийного пособия «В мире пословиц и поговорок».
- На работу с воспитанниками: фольклор в воспитательно-образовательной работе с детьми проходит через все формы: на занятиях, в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Если организована систематическая работа дошкольникам, малые формы фольклора доступны их пониманию и осознанию. Использование малых форм фольклора в развитии речи детей осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на них. Таким образом, использование малых форм фольклора в речевом развитии детей вполне оправдывает себя.
- На создание организационных и психолого-педагогических условий:
- Приемы работы с текстом по осмыслению и разбору содержания пословиц и поговорок;
- Беседы о прочитанном, толкование поэтического словаря из малых фольклорных форм;
- Выразительное чтение, сопоставление литературного произведение с другими видами искусства, оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом;
- Работа по распознанию жанра: пословица, поговорка, потешка, загадка, сказка;
- Пальчиковая («Шапка да шубка», «Ах ты котенька-коток», «Зайчики», «Скатаем детке валенки») и интонационная гимнастика (сказка «О бабушке с дедушкой»;
- Составление пазлов со сказочными картинками «Емеля», «Семеро козлят»,
- Проведения досугов на основе русских народных сказок и календарных праздников «Поучительные посиделки», «Сказка-сказочка», «Козули».
- На отрудничество с родителями
- Родительское собрание с проведением анкетирования «Знаете ли вы детский фольклор?».
- Консультации: «Приобщение детей к разным жанрам фольклора», «Техника выразительного декларирования».
- Проведение совместных досугов: «Посиделки», «Прибаутки для малютки»
- Совместная работа педагогов и родителей по созданию развивающей предметно-пространственной среды.
- На изменения в контроле: психолого-педагогическая диагностика сформированности целевых ориентиров по низкому, среднему и высокому уровню:
Карта наблюдений по восприятию детьми старшей группы фольклора
Критерий, действие | ||||
У ребёнка отмечается яркое эмоционально оценочное отношение к фольклору, умение самостоятельно охарактеризовать пословицу или поговорку | Может наизусть вспомнить пословицу или поговорку. | Самостоятельно показывает потешки с помощью пальцев рук | Узнает содержание прослушанных произведений по иллюстрациям, эмоционально откликается на него | Совместно со взрослым пересказывает знакомые сказки, читает короткие стихи, потешки |
Диагностика уровня развития в фольклоре.
Цель: Формирование элементарных представлений о фольклоре как разновидность музыкального жанра.
Показатели | Уровни |
Эмоциональная отзывчивость при восприятии русского народного фольклора | У ребёнка отмечается яркое эмоционально оценочное отношение к музыкальному фольклору, умение самостоятельно охарактеризовать музыку, применяя художественно образное описание |
У ребёнка имеется эмоционально оценочное отношение к музыкальному фольклору: он обладает умением охарактеризовать музыку, но после словесной помощи взрослого. | |
У ребёнка имеется эмоциональное отношение к музыкальному фольклору, может охарактеризовать музыку после словесной помощи взрослого. | |
Наличие элементарных знаний о народных традициях | Ребёнок отлично отвечает на вопрос муз.рук. о народном празднике (по желанию ребёнка) а также ребёнок без помощи взрослого сам рассказывает о празднике и традиции выбранных им самим народном празднике |
Ребёнок хорошо отвечает на вопрос, но после словесной помощи взрослого (задачи аналогичные) | |
Ребёнок различает праздники и традиции с опорой на немузыкальные компоненты ( используется зрительная наглядность) | |
Формирование певческих навыков | Ребёнок самостоятельно быстро и правильно воспроизводит незнакомую мелодию ( по усмотрению муз.рук) |
Ребёнок правильно воспроизводит песню или мелодию после оказания ему моторной помощи | |
Багаж народных игр | Ребёнок отлично знает несколько народных игр, называет их без помощи взрослого (3-4 игры) |
Ребёнок правильно отвечает на вопрос взрослого после словесноё помощи взрослого (2-3 игры) | |
Ребёнок правильно отвечает на вопрос взрослого после оказания ему моторной помощи (Показ действий к игре или название игры) (1-2 игры) | |
Владение основами малого фольклора (потешки, считалки, поговорки) | Знание перечисленных жанров малого фольклора ( 5-6) |
Знание перечисленных жанров малого фольклора ( 4-5) | |
Знание перечисленных жанров малого фольклора ( 3-4) | |
Знание русских народных инструментов | Ребёнок отлично различает тембровые свойства музыкального звучания русских народных инструментов ( по усм. муз.рук). |
Ребёнок хорошо различает тембровые отношения русских музыкальных инструментов после словесной помощи характеризующей звучание инструментов | |
Ребёнок различает тембровые свойства музыкальных инструментов после оказания ему моторной помощи ( предлагается поиграть ребёнку на инструменте и даётся характеристика особенности звучания) | |
Художественно-эстетическое развитие | Ребёнок свободно сочиняет или исполняет оригинальную песню или танец («свою» песню или танец) |
Ребёнок сочиняет и исполняет песню или танец после словесной помощи взрослого (элементарная словесная помощь) | |
Ребёнок сочиняет и исполняет песню или танец после оказания моторной помощи ( предлагается образец исполненный взрослым, который исполняется вместе с муз.рук.) |
5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
Достижению новых образовательных результатов способствуют новые условия:
Кадровые:
- Включение в план работы постоянно-действующего семинара-практикума «Работаем по ФГОС ДО» темы «Организационные и психолого-педагогические условия восприятия дошкольниками фольклора»;
- Создание творческой группы «Дидактические пособия по восприятию дошкольниками фольклора»;
- Повышение квалификации педагогов;
- Методические объединения и семинары по вопросам готовности педагогов ДОУ работать в образовательной области «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» в системе ФГОС.
Научно-методические:
- Создание электронного мультимедийного дидактического пособия «В мире пословиц и поговорок»
- Приобретение качественной учебной и методической литературы.
- Оснащение групп современными изданиями детской литературы.
Материально-технические:
- Мультимедийное оборудование.
- Приобретение энциклопедий, словарей, детских творческих альбомов. Сборников пословиц, потешек, загадок.
Нормативно-правовые
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155
- заключение договоров с различными социальными организациями;
- утверждение программ;
- внесение изменений в годовой план;
- локальные акты.
Информационные:
- оснастить группы интернет ресурсами;
- дистанционные образовательные курсы;
- создание веб - страниц;
- создание электронных презентаций.
Организационные
- Применение игровых технологий для развития и закрепления интереса к русскому фольклору.
- Выстраивание учено-воспитательного процесса на основе личностно-ориентированного подхода.
- Организация целенаправленной работы с родителями и детьми.
- Проведение педагогами высокопрофессиональной совместной образовательной деятельности с воспитанниками по созданию условий восприятия детьми дошкольного возраста фольклора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организационные и психолого - педагогические условия восприятия детьми дошкольного возраста фольклора.
I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.Форму...
«ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОВЛАДЕНИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭЛЕМЕНТАРНЫМИ НОРМАМИ И ПРИВИЛАМИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»
"Забота о здоровье"-это важный труд воспитателя. От жизнирадостности, бодрости детей зависит их духовная жизьнь, мировозрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы....
Презентация "Организационные и психолого-педагогические условия овладения детьми дошкольного возраста элементарными нормами и правилами здорового образа жизни»
Если мы научим детей с самого раннего возрастаценить, беречь и укреплять своё здоровье.Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться...
«ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ФОЛЬКЛОРА»
В помощь педагогам, проходящим курсовую подготовку по именному образовательному чеку....
Особенности психолого-педагогической работы с аутичными детьми дошкольного возраста.
Данный реферат выполнен в рамках обучения на курсах повышения квалификации по дисциплине - Психолого-педагогическая работа учителя - дефектолога с ограниченными возможностями здоровья ...
Методы и приемы психолого-педагогической работы с гиперактивными детьми дошкольного возраста в рамках структурной модели работы с педагогами ДОУ
Большинство педагогов ДОУ испытывают трудности в работе с гиперактивными детьми. Поэтому педагогам необходимо не только знать физиологические и психологические особенности гиперактвного ребенка, но и ...