Оздоровительная работа с детьми
учебно-методический материал (младшая группа) на тему
закаливание, дыхательная гимнастика, релаксация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakalivanie._dykhat.gimn_.doc | 346 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад «Якорек»
структурное подразделение – семейный детский сад
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА
Воспитатель: Чекалина Л.А.
Закалять — это значит систематически,
многократно, дозировано воздействовать
на организм теми факторами, которые часто являются причиной заболеваний.
Закалить — это значит вызвать
устойчивое протекание всех
физиологических процессов
при любых изменениях температуры,
атмосферного давления,
магнитных и электрических
полей Земли и т. д.
Закаливание — это образ жизни!
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ЗАКАЛИВАНИЯ
Закаливание детей заключается в систематическом многократном дозированном воздействии на организм тех факторов, которые часто являются причиной заболеваний. Закаливание способствует нормализации всех физиологических процессов при любых изменениях температуры, атмосферного давления, магнитных и электрических полей Земли и т. д.
Система терморегуляции ребенка раннего возраста имеет целый ряд особенностей.
Недостаточная зрелость всех структур нервной системы ребенка приводит к тому, что теплорегуляция его организма еще очень несовершенна. В одних и тех же условиях у детей раннего возраста наблюдается более высокая температура, чем у взрослых; иногда температура у ребенка повышается при эмоциональном напряжении, при физической активности. Это заставляет с большой осторожностью подходить к любым методам специального закаливания.
Кожа ребенка также отличается незрелостью и нежностью всех слоев (в частности, мышечных). При переохлаждении у взрослого человека мышцы волосяных сосочков сокращаются, кожа становится «гусиной» и ее поверхность, с которой уходит тепло, уменьшается. Ребенок способен на такую реакцию только с 2—2,5 лет. Если всю поверхность кожи взрослого разделить на массу тела, мы получим 0,025 м2 на 1 кг. У ребенка эта цифра равна 0,069 м2, т. е. на каждый килограмм веса тела у ребенка приходится втрое больше поверхности кожи. Следовательно, маленький ребенок охлаждается и перегревается быстрее, чем взрослый человек.
Одной из ведущих реагирующих систем при закаливающих процедурах является сердечно-сосудистая. При воздействии холодового фактора на организм эта система проходит две фазы реагирования:
1,спазм (сужение) кожных сосудов, отлив крови к внутренним органам; кожа бледнеет и становится холодной;
2,расширение сосудов, прилив крови из внутренних органов к периферии, ощущение тепла.
В настоящее время незначительное число детей в саду относятся к так называемой группе риска по тем или иным хроническим заболеваниям или имеет отклонения в состоянии здоровья (экссудативный диатез и другие проявления аллергии, постгипоксическая энцефалопатия, различные заболевания носоглотки). Все эти отклонения могут быть причиной необычной сосудистой реакции, недопустимой при закаливании, например, застоя крови в результате спастического состояния капилляров, которое проявляется в бледности, дрожи, съеживании (поза сохранения тепла).
В соответствии с индивидуальными особенностями детей (состояние здоровья, физического и психического развития, типологические особенности нервной системы, индивидуальная чувствительность к действиям закаливающих агентов) их можно разделить на группы, которым назначается разная закаливающая нагрузка:
I группа — абсолютно здоровые дети, которых раньше уже
закаливали;
II группа — ранее не закаливаемые дети или дети, находящиеся в периоде реконвалесценции (выздоровления) после
острых заболеваний, а также дети группы риска;
III группа — дети, имеющие выраженные отклонения в со
стоянии здоровья, длительно и часто болеющие.
Следует отметить, что в домах ребенка большая часть детей может быть отнесена к III группе закаливания, поэтому всю организацию этой работы лучше строить в расчете на таких детей. Это означает, что специальные закаливающие процедуры должны быть более короткими, но частыми, без снижения температуры. Для усиления тренирующего эффекта можно либо увеличивать время действия фактора, либо снижать (очень постепенно) температуру закаливающего фактора.
Если в группе есть дети, которые могут быть отнесены к I или II группе закаливания, то специальные процедуры могут проводиться для них индивидуально. Вообще следует помнить и неукоснительно придерживаться того правила, что все специальные закаливающие процедуры проводятся только по рекомендации врача и под систематическим контролем медицинских работников (в условиях дома ребенка расчет должен вестись на самого слабого).
Другой важный принцип закаливания — систематичность, т. е. регулярное повторение всех процедур и воздействий. Закаливать ребенка нужно с рождения и на протяжении всей жизни. Раз и навсегда закалить, к сожалению, невозможно. Даже у взрослого прекращение закаливающих процедур снижает устойчивость к холоду через 2—3 недели, а у ребенка это происходит еще раньше.
Закаливание организма — это неотъемлемая часть повседневной жизни ребенка. Эффект достигается только тогда, когда потребность в закаливающей процедуре станет такой же естественной, как потребность в еде, сне. В одном из домов ребенка в ответ на предложение идти одеваться после дневного сна трехлетний малыш ответил: «Я еще не бегал и не мыл ножки». Для этого ребенка закаливающие процедуры стали системой.
Очень важна также многофакторность закаливания. Система ежедневного закаливания должна включать разные факторы: холод, тепло, механическое действие воздуха (сквозняк), действие воды и пр.
Сила закаливающих воздействий увеличивается постепенно. В условиях дома ребенка это особенно важно, так как дети в группе разные и при интенсивном, слишком энергичном воздействии могут пострадать самые слабые.
Не менее важно сочетать действие местных и общих закаливающих факторов. Если мы считаем, что закаливаем ребенка, когда ежедневно обливаем ему ножки, то это глубокое заблуждение: тело ребенка остается чувствительным к холоду. Оптимальная устойчивость организма достигается при чередовании общих процедур с местными, причем местные процедуры должны быть направлены на наиболее чувствительные к холоду области (стопы, носоглотка, поясница).
Чтобы ребенок не привыкал к действию какой-то одной процедуры, необходимо соблюдать принцип полиградационности — периодически менять температуру или продолжительность процедуры и т. п.
При проведении закаливающих процедур следует учитывать предшествующую деятельность ребенка, так как интенсивные мышечные нагрузки или какие-то эмоциональные реакции могут затормозить термовосстановительный процесс после охлаждения даже у здорового ребенка.
Все закаливающие процедуры нужно проводить на разных уровнях терморегуляции, т. е. в покое и при различной двигательной активности. Именно поэтому в настоящее время большое внимание уделяется занятиям физкультурой на свежем воздухе.
Эффективность закаливающих процедур возможна только при положительной эмоциональной реакции ребенка. Реакция ребенка на закаливающую процедуру — хороший барометр, который помогает правильно ориентироваться при определении тактики закаливания (снижать или не снижать температуру, удлинять время действия или нет и т. д.). Иногда отрицательное отношение ребенка к любым водным процедурам является первым симптомом начала острого заболевания или каких-то более серьезных отклонений в состоянии здоровья.
Методы закаливания
1. Самый традиционный — метод постепенного увеличения силы раздражителя.
Средство может быть любое — воздух, вода, солнце и др. Постепенное увеличение силы раздражителя выражено либо в увеличении продолжительности его действия, либо в постепенном увеличении силы воздействия (температуры воздуха и воды).
Например, сегодня вы проводили воздушную ванну в течение 5 мин, завтра — 6 мин, послезавтра — 7 мин и т. д. либо каждый день одно и то же время, но температура воздуха в комнате 20 °С, затем 19 "С, 18 °С и т. д. То же относится к водным процедурам и закаливанию солнцем.
Метод постепенного увеличения силы раздражителя обязательно приведет к хорошим результатам, но не сразу.
2. Метод контрастный.
Холодовые раздражители вызывают сосудосуживающие реакции на коже и в подкожной клетчатке из-за большого числа Холодовых рецепторов. Реакции адаптации к холоду сформированы уже к моменту рождения ребенка, а вот сосудорасширяющие реакции при тепловом воздействии у детей сформированы слабо, да и число тепловых рецепторов в 10 раз меньше, чем Холодовых.
Например, у детей, которые внутриутробно или во время прохождения по родовым путям испытывали кислородное голодание, сосуды больше склонны к спазму.
Следовательно, для тренировки приспособления организма к меняющимся температурным параметрам среды необходимо сочетание разнонаправленных температурных воздействий — контрастов. Именно контрастные температуры обеспечивают оптимальные условия для формирования адекватной защитной реакции и тем самым повышают эффективность закаливающих процедур. Поэтому при проведении водных процедур у детей раннего возраста используем Т(епло) — Х(олод) — Т(епло), а в дошкольном — Х(олод) — Т(епло) — Х(олод).
3. Метод без снижения температуры.
Температура не ведущий фактор в этом методе. Это щадящее закаливание.
В данном методе используются все принципы закаливания: систематичность, постоянство, учет индивидуальных особенностей ребенка и положительный эмоциональный настрой. Постепенно мы перейдем на контрастное обливание и т. д.
4. Метод интенсивного закаливания.
Интенсивное закаливание подразумевает методы закаливания, при которых возникает хотя бы кратковременный контакт обнаженного тела ребенка или части его тела (обычно закрытой одеждой) с интенсивными Холодовыми факторами (снег, ледяная вода, холодный воздух), тепловыми (вода, теплый воздух) и факторами окружающей среды контрастной температуры (чередующиеся интенсивные холодовые и тепловые воздействия).
Таким образом, интенсивные методы закаливания могут быть рекомендованы лишь детям, не имеющим к ним противопоказаний, обладающим соответствующим типом терморегуляции.
Перечень противопоказаний
1.Негативное отношение и страх ребенка.
2.Срок менее пяти дней после выздоровления от острых заболеваний или профилактической прививки.
3.Срок менее двух недель после обострения хронического заболевания.
4.Карантин в детском учреждении или по месту жительства, наличие случаев нейроинфекций в окружении ребенка в течение последнего месяца.
5.Высокая температура тела в вечерние часы.
6.Выраженная недостаточность питания.
7.Ревматизм и диабет в семейном анамнезе.
СХЕМА ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ
Время проведения | Мероприятия |
Первая половина бодрствования | Закаливание воздухом 1. Дыхательная гимнастика 2.Прогулка Закаливание водой 1.Умывание. (Температура воды в начале закаливания 20°С, в дальнейшем ее постепенно снижают до 18—16°С.) Детям старше двух лет моют шею, верхнюю часть груди и руки до локтя. |
Вторая половина бодрствования | Закаливание воздухом 1.Воздушная ванна при смене белья после сна . 2.Дыхательная гимнастика 3.Босохождение ( с применением различных дорожек, а так же дорожек смоченных раствором морской соли) 4.Обтирание ребенка сухой рукавицей 5.Прогулка |
Летом пребывание под лучами солнца 2—3 раза в день, начиная с 5—6 мин до 8—10 мин |
ОПИСАНИЕ ПРИМЕНЯЕМЫХ МЕТОДИК ЗАКАЛИВАНИЯ
Закаливание воздухом
Самое мягкое средство повседневного закаливания — это закаливание воздухом.
Первым требованием для проведения закаливания является создание необходимых гигиенических условий. Для того чтобы воздух в помещении был чистым, ежедневно проводится влажная уборка.
Постоянная смена воздуха обеспечивается проветриванием. Проветривая помещение, открывают двери, фрамуги или окна, расположенные на одной стороне комнаты (одностороннее проветривание), на смежных сторонах (угловое проветривание) или на противоположных (сквозное проветривание).
Воздушная ванна
Воздушную ванну дети получают при смене белья, после сна, во время самостоятельного раздевания и одевания. В это время (6—8 мин) ребенок бывает полностью или частично обнаженным. Кроме того, при проведении массажа и утренней гимнастики, которая вводится в начале третьего года жизни, ребенок тоже получает воздушные ванны, находясь в облегченной одежде (трусы, майка, тапочки).
Для детей, отнесенных к III группе закаливания, рекомендуются кратковременные воздушные ванны при смене белья или во время гимнастики и массажа, обтирание сухой рукавицей, сухим полотенцем.
В теплое время зарядку проводят при одностороннем проветривании, а в холодную погоду зимой — при закрытых окнах, но сразу после проветривания. Если дети уже привыкли к прохладному воздуху (и только при этом условии), на все время бодрствования их можно оставлять в облегченной одежде (гольфы, рубашки (платья) с короткими рукавами) не только летом, но и зимой. Данная рекомендация должна восприниматься крайне индивидуально. Дети даже с легкими перинатальными расстройствами склонны к спазму периферических сосудов и больше подвержены охлаждению. При резком похолодании, особенно зимой, одежду нужно изменить; если появляются признаки охлаждения, то детям надевают колготки, рубашки, платья с длинными рукавами, чтобы им было тепло.
Сухое обтирание
Обтирание ребенка сухой рукавицей снимает психологическое напряжение, создает положительный эмоциональный настрой ребенка. Основной методический принцип обтирания сводится к тому, что вначале обтирают дистальные отделы конечностей, затем проксимальные. Далее переходят к обтиранию туловища. Обтирание сухой рукавицей следует проводить до появления на коже легкой красноты. Надо помнить, что кожа в раннем возрасте еще нежна и весьма чувствительна ко всякого рода механическим воздействиям.
Дыхательная гимнастика
Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Проводится 2-3 раза в день.
Дыхательная гимнастика позволяет эффективно решать следующие задачи.
1. Повышать общий жизненный тонус ребенка, сопротивляемость и устойчивость организма к простудным заболеваниям.
2. Развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшать лимфо- и кровообращение в легких.
Примерные комплексы упражнений смотри в приложении
Прогулки
Большую роль в закаливании воздухом вне помещения играют прогулки. Основоположники педиатрии считали, что день, проведенный без прогулки, потерянный день в жизни детей. Важно правильно, соответственно сезону и погоде, одеть и обуть ребенка, чтобы обеспечить ему свободу движений и необходимый тепловой комфорт.
Рекомендуемые одежда и обувь для детей старше года в зависимости от температуры окружающего воздуха.
Одежда | Температура воздуха (°С) | ||||||||
22 и выше | от 22 до 20 | от 20 до 18 | от 17 до 16 | от-15 до+6 | от+6 до-2 | от-3 до-8 | от-9 до-12 | от-14* и ниже | |
Майка | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Трусы | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Колготы | + | + | + | + | + | + | •+ | ||
Рейтузы | + | + | + | + | |||||
Платье хлопчатобумажное или фланелевое | + | + | |||||||
Платье шерстяное | + | + | + | + | + | + | + | ||
Кофта | + | + | |||||||
Куртка или зимнее пальто | + | + | + | + | |||||
Обувь | |||||||||
Туфли | + | + | + | + | |||||
Сапожки утепленные | + | + | + | + | |||||
Носки | |||||||||
Число слоев одежды | 2 | 2 | 2 | 3 | 3—4 | 4 | 4 | 4-5 | 4—5 |
Зимой резкое действие холодного воздуха воспринимается, прежде всего, кожей лица и слизистыми покровами верхних дыхательных путей, поэтому особенно важно предупреждать охлаждение детей, следить за тем, чтобы они могли свободно дышать через нос, чтобы ноги и руки их были сухими. Важно так организовать деятельность детей, чтобы они не перегревались. Игры и спортивные развлечения не должны требовать чрезмерной подвижности.
Прогулки в холодное время года обеспечивают общее пребывание детей на открытом воздухе в течение 3-4 ч.
В весенне-летний период одежда детей во время подвижных игр и спортивных развлечений должна быть легкой (спортивный костюм или трусы и майка). Летом все режимные процессы, кроме ночного сна, проводятся на воздухе.
Хождение босиком.
Очень полезно приучать детей ходить босиком, с разрешения врача это можно делать уже с года. Сначала дети 5—10 мин ходят в носках, а затем босиком; время хождения постепенно увеличивается по показаниям врача. Хождение босиком оказывает влияние на функции всех органов (см. рис.).
В разработанных мероприятиях по закаливанию детей предлагается босохождение с применением различных видов дорожек, а так же дорожки смоченной в водном растворе морской соли. Дорожки должны ежедневно чередоваться .
Летом нужно давать малышам возможность бегать по хорошо прогретой земле. Это не только закаливает их, но и укрепляет свод стопы, что является предупреждением плоскостопия. Естественно, место прогулки должно быть очищено от стекол, грязи и пр. Ни о каком специальном закаливании не может быть и речи, если ребенок не гуляет из-за невозможности организовать прогулку. Не следует забывать о том, что, делая ребенку ежедневный массаж, мы проводим воздушные ванны, а также массируем стопу.
Закаливание водой
Закаливание водой включает в себя и использование воды в гигиенических целях. Начинают с предельно слабых воздействий на ограниченную часть кожных покровов.
Гигиенические процедуры.
При умывании детей старше двух лет им моют лицо, шею, верхнюю часть груди и руки до локтя. В летнее время они могут умываться прохладной водой из-под крана, но, если эта процедура начинается в прохладное время, надо использовать теплую воду (+28 °С), постепенно (каждые 2—3 дня1) снижая ее температуру на 1—2° и доведя до 18—17 °С. Сразу после умывания кожу вытирают сухим мягким полотенцем. Вся процедура продолжается 1—2 мин.
Общие водные процедуры.
Процедуры в душе, ванной не следует проводить раньше чем через 30—40 мин после еды. Для детей старше года температура воды для ванны 36—35 °С, продолжительность процедуры — 10 мин. Количество воды в ванне должно достигать уровня соска сидящего ребенка. По мере тренировки температуру воды в ванне не снижают, закаливающее действие обеспечивается последующим контрастным обливанием водой, которая на 2 градуса холоднее, чем в ванне. Специально нагревать воздух в комнате не нужно, достаточно быстро вытереть и одеть ребенка.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Комплексы дыхательной гимнастики.
Дыхательная гимнастика №1
«Поиграем с носиком»
1. Организационный момент
· «найди и покажи носик»
Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому
2. Основная часть
Игровые упражнения с носиком.
· «Помоги носику собраться на прогулку»
Каждый ребёнок берёт носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.
· «Носик гуляет»
Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.
Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твёрдому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняет через нос.
· «Носик балуется»
На вдохе ребёнок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.
· «Носик нюхает приятный запах»
Ребёнок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочерёдно закрывая их указательным пальцем.
· «Носик поёт песенку»
На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поёт: «Ба – бо – бу».
· «Поиграем носиком»
Ребёнок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно.
Таким образом делается как бы растирание.
Заключительный этап.
· «Носик возвращается домой»
Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.
Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:
Подходи ко мне дружок,
И садись скорей в кружок.
Носик ты быстрей найди,
Тёте ... покажи.
Надо носик очищать,
На прогулку собирать.
Ротик ты свой закрывай,
Только с носиком гуляй.
Вот так носик-баловник!
Он шалить у нас привык.
Тише, тише, не спеши,
Ароматом подыши.
Хорошо гулять в саду
И поёт нос: «Ба-бо-бу».
Надо носик нам погреть,
Его немного потереть.
Нагулялся носик мой,
Возвращается домой.
Дыхательная гимнастика №2
Выполняется после пробуждения.
Лёжа в постели одновременно приподнять и вытянуть правую руку и ногу, затем, расслабившись, уронить их. То же проделать левой ногой. Затем напрячь обе руки и ноги, и уронить их. Повторить 3-5 раз
Лёжа, опереться на пятки и макушку головы, прогнуться в позвоночнике, помогая себе руками.
«Кошечка спит». Лёжа, повернуться на бок, согнуть ноги и поднять их к животу, руки согнуть. Сложить ладошки вместе под голову. То же проделать в другую сторону.
«Кошечка просыпается». Лёжа на животе. Ноги сомкнуты, руки согнуты под подбородком. Приподнять голову и плечи, руки отвести назад и прогнуться. Лечь в исходное положение и расслабиться.
На ковре котята спят, Просыпаться не хотят, Вот на спинку все легли, Расшалились тут они. Хорошо нам отдыхать, Но уже пора вставать. Потянутся, улыбнутся, Всем открыть глаза и встать.
«Кошечка радуется». Стоя на кистях рук и коленях. Поднять голову, потянуться и прогнуться в поясничном отделе. Сделать глубокий вдох.
«Кошечка сердится». Стоя на кистях рук и коленях, опустить голову и прижать подбородок к груди. Спину выгнуть. Повторить 5-6 раз
Игры с одеялом. /Дети прячутся под одеяло, и так 2-3 раза/
Вот идет лохматый пес, А зовут его - Барбос! Что за звери здесь шалят? Переловит всех котят.
Игровые упражнения
Упражнения из положения «стоя»
«Ёжик». Поворот головы вправо-влево. Одновременно с каждым поворотом делать короткий, шумный вдох носом (как ёжик). Выдох мягкий, непроизвольный через открытые губы. Повторить 4-6 раз
Губы «трубкой». Полный выдох через нос, втягивая живот и межрёберные мышцы. Губы сложить трубкой, резко втянуть воздух, заполнить лёгкие до отказа. Сделать глотательное движение. Пауза в течение 2-3 сек, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно. Повторить 4-6 раз.
Пускаем мыльные пузыри. При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая носоглотку. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, пуская мыльные пузыри. Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы. Выдох спокойный, через нос с опущенной головой. Повторить 3-5 раз
«Насос». Руки соединить перед грудью, сжав кулаки. Выполнить наклоны вперёд - вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи – дышать как «насос». Выдох произвольный. Повторить 5-7 наклонов.
«Лови комара». И.п. — встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Хлопнуть в ладоши перед собой на уровне лица (груди, над голо вой), сказать: «Хлоп!» Вернуться в и.п. — вдох.
«Помаши крыльями, как петух». И.п. — встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, затем, хлопая ими по бедрам, делать выдох и произносить: «Ку-ка-ре-ку!».
«Косарь».
И.п. — встать прямо, ноги врозь, слегка согнуты, руки вытянуть вперед, пальцы сжать в кулак. Поворачиваться Н1 право и налево, подражая движениям косаря, делать размашистые движения руками и произносить с выдохом: «Жух! Жух!»
«Дровосек». И.п. — встать прямо, широко расставив ноги, руки подняты над головой, пальцы сцеплены. Наклоняться вперед] опуская руки между ногами, и произносить с выдохом: «Б-а-а-Х ч1 Б-а-а-х-х!»
«Гуси шипят». И.п. — встать прямо, ноги врозь, ступни параллельно, руки за спиной. Наклоняться вперед, смотря вперед, вытягивая шею, произнести: «Ш-ш-ш-ш». Возвратиться в и.п. — ВДОX
«Часики». И.п. — встать прямо, ноги слегка расставить, рук на поясе. Небольшой наклон в сторону, с выходом сказать: «I и так». Возвратиться в и.п. — вдох. То же в другую сторону.
«Поиграй на трубе». И.п. — встать прямо, ноги вместе, руки согнуты перед собой, как бы держа трубу. Делать мелкие движения пальцами, подражая нажиманию на клавиши, и с выдохом приговаривать: «Ту! Ту! Ту!».
«Вертушка». И.п. — встать прямо, расставив ноги на ширину плеч, руки опустить. Поворачиваться направо и налево, свободно размахивая руками и произнося: «Х-р-р-р».
«Вырасти большим». И.п. — встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки, потянуться, подняться на носки — вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох, произнося: «У-х-х-х».
«Спрятались». И.п. — встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть пониже на всей ступне, приложить палец к губам и произнести с длительным выдохом: «Т-с-с-с». Вернуться в и.п. — вдох.
«Лягушка прыгает». И.п. — встать прямо, ноги вместе, руки на поясе. Вдохнуть, после чего сделать прыжок вперед с одновременным выдохом и произнести: «Ква-ак».
Упражнения из положения «сидя», «лежа на спине»,
«стоя на четвереньках», «стоя на коленях»
«Гребцы». И.п. — сесть, ноги врозь, руки согнуты в локтях. Наклониться вперед, коснуться руками носков ног, выдохнуть, произнося: «У-х-х-х». Выпрямиться, слегка развести локти в стороны — вдох.
«Маятник». И.п. — сидя на полу, ноги скрещены, руки на поясе. Раскачивать туловище вправо и влево, повторяя: «Так-так».
«Прижми колени». И.п. — сидя на полу, ноги вперед, руки вверх. Подтянуть колени к груди, обхватить их руками и произнести на выдохе: «Вот». Вернуться в и.п. — вдох.
«Мотор». И.п. — стоя на коленях, руки согнуть перед грудью. Выполнять вращение согнутых рук, произнося: «Р-р-р-р». Возвратиться в и.п. — вдох.
«Мишка спит». И.п. — лежа на спине, ноги вытянуты, руки вдоль туловища. Согнуть ноги, повернуться на бок, произнести на выдохе: «У-х-х-х». Вернуться в и.п.
«Заблудился». Дети изображают заблудившихся в лесу. Они ходят между деревьями, останавливаются, складывают руки рупором и на выдохе громко произносят: «А-у-у-у! А-у-у-у!».
«Гуси летят». Дети медленно ходят по залу, поднимая руки в стороны, делают вдох с выдохом, опуская их, и произносят: «Г-у-у-у-у! Г-у-у-у-у!».
«Собираем цветы». Дети ходят по залу, ищут и собирают заранее разложенные цветы. Воспитатель предлагает понюхать ароматные цветочки. Слегка наклоняя голову, дети делают вдох через нос (сильный), выдох ртом, произнося: «А-а-а-а».
«Подуй на одуванчик». Дети собирают одуванчики, вдохнув, слегка наклоняются и долго выдыхают, стараясь сдуть все парашутики с одуванчика.
«Сдуй снежинку». Дети ищут заранее разложенные, сделанные из бумаги снежинки. Кладут их на ладошку. Вдохнув слегка, наклоняются и, выдыхая, стараются сдуть снежинку.
«Пузырь». Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют круг, становясь близко друг к другу, затем говорят:
Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся.
Одновременно с этим дети расходятся в стороны, увеличивая круг, держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет «Лопнул пузырь». На выдохе дети сходятся к центру, произноси «Ш-ш-ш-ш».
Упражнения на нормализацию дыхания
На протяжении занятий дети выполняют большой объем физической работы, требующей усиленного притока кислорода мышцам и органам. Поэтому для улучшения вентиляции легких на занятиях необходимо вводить дыхательные упражнения, способствующие нормализации дыхания, особенно после бега и прыжков.
«Обними себя». И.п. — ноги на ширине плеч, руки в стороны и отведены назад, ладони вперед, пальцы врозь. Руки скрестить на груди, кистями хлопнуть по лопаткам, одновременно сделать выдох. Вернуться в и.п. — вдох.
«Сдуем снег (пыль) с обуви». И.п. — ноги на ширине плеч, руки вверх — в стороны.
Опускаясь на ступню, наклониться вперед, руки через стороны скрестить перед грудью с громким выдохом. Оставаясь в наклоне, плавно скрещивая и разводя руки, закончить выдох. Плавно выпрямиться, делая спокойный вдох, и принять и.п.
ИГРОВЫЕ РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Введение.
Специалисты, работающие с детьми дошкольного возраста, конечно, согласятся со мной, что в условиях современного мира с огромными информационными потоками, обрушившимися на наших детей, большинству из них свойственны нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. В процессе развития, воспитания и обучения дошкольники получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к эмоциональным перегрузкам. Как следствие, у дошкольников появляются страхи, неадекватное поведение, тревожность, неуверенность в себе. Как помочь детям избежать этого?
Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц. Детей необходимо учить чувствовать это напряжение, изменять его степень или снимать совсем, расслабляя определенные группы мышц. При расслаблении мышц эмоциональное напряжение ослабевает или исчезает совсем. Релаксационная техника «напряжение-расслабление»— это самый лучший способ научиться распознавать существующие в мышцах напряжения и избавляться от них.
Эта статья поможет воспитателям ДОУ понять необходимость систематического, планомерного использования релаксационных упражнений в работе с дошкольниками.
Релаксационная техника «напряжение-расслабление»
Наукой доказано, что разум и тело взаимосвязаны. Известно, что у человека в состоянии стресса тонус мышц повышается. Предполагается, что существует и обратная связь: при снижении тонуса мышц снижается и психическое напряжение. Следовательно, уменьшения психического напряжения можно добиться глубоким мышечным расслаблением.
Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.
Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных упражнений. Регулярное выполнение подобных упражнений делает ребёнка спокойным, уравновешенным, позволяет лучше понять свои чувства. В результате ребёнок владеет собой, контролирует свои эмоции и действия. Умение расслабиться помогает детям снять возбуждение, умственное и мышечное напряжение, устранить беспокойство, скованность, сконцентрировать внимание. Полная мышечная релаксация (расслабление) оказывает положительное влияние на психику ребенка, на его душевное равновесие. Релаксационные упражнения полезны всем, но особенно - часто болеющим детям, гиперактивным, возбудимым, тревожным.
Релаксация – специальный метод, появившийся за рубежом в 30-40-х гг. ХХ века, он направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных методик.Первыми специалистами, применившими метод релаксации в своей деятельности и разработавшими техники мышечной релаксации, были американский психолог Э.Джекобсон и немецкий врач-невропатолог И.Шульц. Э.Джекобсон доказал, что расслабление мышц помогает снять состояние гипервозбуждения нервной системы, помогая ей отдохнуть и восстановить равновесие.Метод мышечной релаксации Э. Джекобсона основан на том принципе, что после сильного мышечного напряжения наступает их сильное расслабление. То есть, чтобы расслабить какую-то мышцу, нужно ее предварительно сильно напрячь. Напрягая попеременно разные группы мышц, можно добиться максимального расслабления всего тела. Этот вид мышечной релаксации самый доступный, в игровой форме его применяют даже с самыми маленькими детьми.
Как правило, подобные мышечные релаксации проводятся психологами как элемент оздоровительной технологии «психогимнастика». Но несложные игровые релаксационные упражнения в технике «напряжение-расслабление» вполне возможно использовать и воспитателям в работе с дошкольниками. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая воспитателю, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей заинтересованы «новой игрой», они хорошо расслабляются, что заметно по их внешнему виду: спокойное выражение лица, ровное ритмичное дыхание и т.д. Опыт показывает, что в результате дозированного применения релаксационных упражнений в режиме дня, дети становятся более уравновешенными и спокойными, устраняются повышенная злость, раздражительность, напряженность, тревожность и страхи, что способствует благоприятной психологической обстановке в группе.
Для воспитателей, начинающих использовать в своей работе с дошкольниками релаксационные упражнения, хотелось бы дать несколько несложных советов:
1. Прежде чем выполнять упражнение с детьми, попробуйте сделать это самостоятельно.
2. Не забывайте, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление — более длительным. Обратите внимание детей на то, как приятно состояние расслабленности, спокойствия.
3. Перед каждым упражнением настройте детей, найдите способ заинтересовать их.
4. Не повышайте голос при проведении релаксационного упражнения.
5. Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки.
6. Повторяйте каждое упражнения не более 2 - 3 раз. Не используйте одновременно разные упражнения.
7. Разучивать с детьми новые релаксационные упражнения следует планомерно.
Перспективное планирование релаксационных упражнений
Сентябрь
1 неделя. «Спящий котёнок». Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком (напряжение). Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (расслабление).
2 неделя. «Прогулка». Дети сидят на стульях. Мышечное напряжение = ходьба и бег приподнятыми ногами, не касаясь пола. Далее – ноги стоят, руки свисают, расслабление.
Мы собрались погулять. Все быстрей, не отставать!
Мы немножко побежали, наши ножки подустали.
Мы тихонько посидим, ну а дальше поглядим.
3 неделя. «Улыбнись – рассердись». Дети сидят. Улыбаются – все тело расслаблено, все вокруг хорошо. Но вдруг мы рассердились – брови нахмурились, руки упираются в бока кулачками, все тело напрягается. И снова все хорошо, мы улыбаемся.
4 неделя. «Грибок». Дети сидят на корточках, затем медленно поднимаются = «грибок растет». Выпрямились (напряжение). Вот какой красивый гриб! Затем гриб старится, медленно оседает = дети расслабленно опускаются на корточки, опускают руки, склоняют головы.
Октябрь.
1 неделя. «Холодно – жарко». На улице холодно, мы съежились, замерзли (присели на пол, подтянули и обхватили колени, опустили голову, мышцы напряжены). Звенит волшебный колокольчик, снова лето, жарко, мы на пляже (лежим на спине, все мышцы расслаблены).
2 неделя. «Осенний лист». (Крепкий лист = прямая спина, руки в стороны, мышечное напряжение). Лист на веточке такой красивый, ровный, крепкий. Но ведь это же осень, подул ветерок, и лист плавно оторвался от веточки и, медленно кружась, опустился на землю (расслабление). Но вот снова дунул ветер, уже с другой стороны – лист взлетел над землей, зацепился за веточку. Вот он какой красивый, развернулся, чтобы издалека его было видно. Но снова дует ветер, снова лист плавно опустился на землю. Но что это? Хлоп! Закончилось волшебство, мы снова в группе, а за окном осень.
3 неделя.«Тропинка». Мы идем большими шагами. Попадаем на кочки. Оступиться с кочек нельзя, промочим в лужах ноги. Дошли до солнечной полянки, легли, расслабились, загораем. Потом встали и идем обратно (вновь мышечное напряжение). Пришли домой, устали, сели на стульчики и расслабились. Хлоп! Вот мы и снова дети в группе, на стульчиках красиво сидим.
4 неделя. «Пружинки».Дети сидят на стульях, носки поднимаются, пятки упираются в пол, руки с силой давят на колени. Затем полное расслабление.
Что за странные пружинки упираются в ботинки?
Мы ногами их прижмем, крепче-крепче подожмем!
Крепко-крепко прижимаем! Нет пружинок, отдыхаем.
Ноябрь.
1 неделя. «Цветок распустился». Я – бутон (дети присели на пол, обхватили подтянутые к себе колени, опустили головы, мышцы напряжены). Светит теплое солнце, я расту (медленно поднимаются, улыбаются, расслабленно раскачивают руками). Солнце исчезло, темно, настала ночь, мои лепестки закрываются (исходное положение), и вновь всходит солнце…. и т.д.
2 неделя. «Жарко-холодно». Мы сидим в лесу холодным осенним вечером. Холодно! (Мышечное напряжение). Но вот наш костер разгорелся. Нам тепло, жарко… (Расслабление). Костер постепенно затухает. Вновь холодно. Подбросим веток, он вновь разгорелся и нам тепло и т.д.
3 неделя. «Штанга». Дети сидят на стульях.
Мы – спортсмены хоть куда, штангу вверх держать, раз – два!
(напряжение)
Ручки наши подустали, штангу вниз мы опускаем,
Сядем тихо, посидим, на спортсменов поглядим.
(расслабление)
4 неделя. «Бабочка». Бабочка летает медленно по группе, взмахивает руками-крыльями (напряжение). По сигналу колокольчика бабочки садятся на цветок (стульчик). Руки- крылья опущены, голова опущена, тело расслаблено. Вновь звенит колокольчик, бабочки полетели и т.д.
Декабрь.
1 неделя. «Вьюга и сугроб». Мы - снежинки. Заметает вьюга, мы летим в разные стороны (стоя на месте, с силой раскачиваемся из стороны в сторону с поднятыми руками – все мышцы напряжены). Ветер стих, а из снежинок получился большой сугроб. Замерли снежинки, расслабились (дети садятся на пол, как удобно, расслабляют мышцы).
2 неделя. «Мячики». Один ребенок – мяч, другой его надувает. «Мячик» - ноги полусогнуты, мышцы расслаблены, голова опущена, руки висят. Другой ребенок надувает мяч – «С-с-с…» Мяч постепенно выпрямляется, руки в стороны, щеки надуты, смотрит вверх, мышцы напряжены. Выдернем насос, мяч спущен, как раньше. Далее дети меняются местами.
3 неделя. «Холодный – теплый». Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь (напряжение). Согрелись, расслабились. Но вот снова подул холодный ветер…
4 неделя. «Самолеты». Во время чтения стихотворения дети раскидывают руки, мышцы напряжены, спина выпрямлена. Парашюты опустились, сели на стулья и расслабились, руки вниз, голова опущена.
Руки в стороны, в полет отправляем самолет.
Правое крыло вперед, левое крыло вперед,
Улетает самолет. Впереди огни зажглись,
К облакам мы поднялись.
Вот лес, мы тут приготовим парашют.
Парашюты все раскрылись,
Мы легонько приземлились.
Январь.
1 неделя. «Шишки». Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах(напряжение). Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам…
2 неделя. «Одежда». Мы – одежда в магазине на вешалках – плечиках. Висим красиво, ровно (Плечи развернуты, спина прямая, ноги вместе, руки в стороны, мышцы напряжены). Вот нас заметили и купили. Аккуратно сняли один рукав (расслабили, опустили одну руку), второй рукав, аккуратно сложили (Сгибаемся в поясе, руки свободно свисают). Нас принесли домой, повесили в шкаф (Вновь мышечное напряжение). Затем аккуратно сняли (расслабление). Надели на малыша. Хлоп! Мы – дети в нарядной одежде.
3 неделя.«Воздушный шар». Шарики сложены (расслабленный наклон). Надуем их медленно (дети распрямляются, руки вверх), они распрямились, полетели(раскачиваем поднятыми руками, мышцы напряжены), а затем сдулись через маленькую дырочку (медленно расслабляемся, опускаем руки, наклоняемся). Мы заклеили дырочку и опять надуваем шарики.
4 неделя. «Клякса».Я - клякса, растекаюсь по полу, все мои мышцы расслабляются. Но вот я начинаю высыхать, медленно пятно краски уменьшается, я медленно подтягиваю руки, ноги, сажусь (на полу). И снова я – это я, стою рядом с друзьями.
Февраль.
1 неделя. «Кулачки». Отдыхаем. Руки на коленях. Что это? Волшебная сила сжала руки в кулачки, сильно, еще сильнее… Попробуем пересилить ее, пошевелим пальчиками, подуем. Вот какие стали легкие пальчики
2 неделя. Сосулька». На 1 строку – мышечное напряжение, руки над головой, тянемся вверх. На 2 строку – мышечное расслабление, руки расслаблены, висят, голова опущена.
У нас под крышей сосулька висит,
Солнце взойдет, сосулька растает и упадет.
3 неделя. «Ледяные фигуры».(Мышечное напряжение - фигуры, расслабление – лужицы). Зима, ночь, во дворе ледяные фигуры. Какие красивые, будто хрустальные! Динь - дон! (дотрагиваемся до детей). Утром солнце пригрело, фигуры медленно тают, растекаются лужицы… Снова вечер, снова ночь, снова встали сказочные ледяные фигуры. Динь - дон! Но настало утро, медленно тают фигуры. Снова лужицы во дворе. Хлоп! Все исчезло! Мы снова дети в группе.
4 неделя. «Снеговик». На первую часть стихотворения дети «скатывают» снежный ком, затем изображают снеговика: руки на поясе, спина прямая, мышцы напряжены, улыбка. Снеговик растаял, мышцы расслаблены, руки упали вниз, голова опущена.
Давай, дружок, смелей, дружок, кати по снегу свой снежок.
Он превратится в снежный ком и станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла! Два глаза, шляпа, нос, метла!
Но солнце припечет слегка – увы! И нет снеговика!
Март.
1 неделя. «Пылесос». Пылинки весело танцуют в луче солнца, по сигналу колокольчика кружатся все медленнее, садятся на пол. Спина и плечи расслаблены, руки опущены, голова наклонена вниз. Заработал пылесос, он собирает пылинки. Кого воспитатель коснулся, тот медленно уходит на стульчик.
2 неделя. «Олени». Руки - рога очень твердые. Мы пробиваемся сквозь заросли. Пальцы сильно растопырены (рога ветвистые).
Посмотрите, мы олени! Рвется ветер нам навстречу!
Ветер стих, ослабли плечи, руки снова на коленях,
Руки не напряжены, расслаблены.
Посмотрите, девочки и мальчики, отдыхают наши пальчики.
3 неделя. «Гуси». Идем гуськом, растопырили крылья, шипим: «Ш-ш-ш-ш…», крылья раскинули, сердимся (мышцы напряжены). Но присмотритесь! Вокруг все знакомые, улыбнемся друг другу, расслабимся, опустим крылья – руки.
4 неделя. «Резиновые игрушки». Я – насос, а вы резиновые игрушки, сейчас вы спущены, мышцы расслаблены. С каждым качком насоса игрушки раздуваются все больше и больше, руки в стороны, щеки надуты, смотрим вверх, мышцы напряжены. Выдернем насос, игрушки спущены, как раньше, мышцы расслабились.
Апрель.
1 неделя. «Мыльные пузыри». Встряхнули бутылочку, открутили крышку (показ жестами), медленно и долго подули в колечко (вдох носом, выдох – ртом). Ах, какие красивые мыльные пузыри! Покажите, как они взлетают. ( Мышцы напрягаются, руки вверху сцеплены в круг и тянутся вверх, голова повернута вверх, смотрим на руки).Ой! Лопнули пузыри, только мыльная лужица осталась (расслабили мышцы).
2 неделя. «Шарик». Очень быстро напрягаем мышцы с первыми строками стихотворения:руки в стороны, щеки надуты, смотрим вверх, мышцы напряжены. Во время второй части стихотворения мышцы расслабляются, руки вниз, голова опущена.
Надуваем быстро шарик, он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел, стал он тонкий и худой.
3 неделя. «Ныряльщики». Мы купаемся в море, «ныряем» и плывем под водой. Наклон, смотрим вперед, руками делаем жесты пловца, мышцы напряжены. Выныриваем (выпрямляемся). Ложимся загорать, солнце припекает, тепло, мы расслабились. Жарко. Снова идем купаться и т.д.
4 неделя. «Солнышко и тучка». Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек чтобы согреться (мышечное напряжение, задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе).
Май.
1 неделя. «Цветы и дождь». Какие красивые цветы! (дети стоят с поднятыми руками, кисти рук показывают «тюльпан» = мышечное напряжение). Давно не было дождя. Цветы завяли. Сначала опустились головки (дети опустили руки, склонили головы, плечи расслаблены), потом листья (расслаблены опущенные руки), затем весь стебелек согнулся до земли (наклон с расслабленными руками). Вдруг закапал дождик, цветы стали медленно оживать (повтор движений в обратном порядке).
2 неделя. «Загораем». Дети лежат на полу на спине.
Мы прекрасно загораем, выше ноги поднимаем.
Держим, держим, напрягаем,
Загорели, опускаем, ноги не напряжены и расслаблены.
3 неделя. «Спортсмены». На первую часть стихотворения напрягаются все мышцы, дети стоят на одной ноге, раскинув руки в стороны, на вторую часть – мышечное расслабление.
Спортом надо заниматься, каждый день тренироваться,
Руки в стороны, не падай, очень трудно так стоять,
Ногу на пол не спускать!
Мы все мышцы напрягаем,
А теперь их расслабляем.
Опускаем руки вниз. Ну-ка, быстро улыбнись!
4 неделя. « Облака». Дети лежат на ковре. Воспитатель говорит: «Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. Вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие, все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно обнимает вас, это пушистое и нежное облако… Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке. А сейчас снова вернулись обратно в детский сад.
Примерный перечень закаливающих мероприятий
Форма закаливания | Закаливающее воздействие | Длительность (мин. в день) |
3-4 года | ||
Утренняя гимнастика (в теплую погоду – на улице) | Сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями | 5-7 |
Пребывание ребенка в облегченной одежде при комфортной температуре в помещении | Воздушная ванна | Индивидуально |
Подвижные, спортивные игры, физические упражнения и другие виды двигательной активности (в помещении) | Сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями; босохождение с использованием ребристой доски, массажных ковриков, каната и т.п. | до 15 |
Подвижные, спортивные игры, физические упражнения и другие виды двигательной активности (на улице) | Сочетание свето-воздушной ванны с физическими упражнениями | до 15 |
Прогулка в первой и второй половине дня | Сочетание свето-воздушной ванны с физическими упражнениями | 2 раза в день по 2 часа |
с учетом погодных условий | ||
Полоскание горла (рта) после завтрака | Закаливание водой в повседневной жизни | 3-7 |
Подготовка и сама процедура | ||
Дневной сон без маек | Воздушная ванна с учетом сезона года, региональных климатических особенностей и индивидуальных особенностей ребенка | В соответствии с действующими СанПиН |
Физические упражнения после дневного сна | Сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями (контрастная воздушная ванна) | 5-7 |
Закаливание после дневного сна | Воздушная ванна и водные процедуры («расширенное» умывание, обтирание или обливание стоп и голеней и др.) | 5-15 |
Рекомендуемые одежда и обувь для детей старше года в зависимости от температуры окружающего воздуха.
Одежда | Температура воздуха (°С) | ||||||||
22 и выше | от 22 до 20 | от 20 до 18 | от 17 до 16 | от15 до+6 | от+6 до-2 | от-3 до-8 | от-9 до-12 | от-14 и ниже | |
Майка | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Трусы | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Колготы | + | + | + | + | + | + | + | ||
Рейтузы | + | + | + | + | |||||
Платье (костюм) х/б или фланелевое | + | + | |||||||
Платье (костюм) шерстяное | + | + | + | + | + | + | + | ||
Кофта | + | + | |||||||
Куртка или зимнее пальто | + | + | + | + | |||||
Обувь | |||||||||
Туфли | + | + | + | + | |||||
Сапожки утепленные | + | + | + | + | |||||
Носки | + | + | |||||||
Число слоев одежды | 2 | 2 | 2 | 3 | 3-4 | 4 | 4 | 4-5 | 4-5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система коррекционно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушение осанки и плоскостопие, в условиях оздоровительной группы детского сада.
.В нашем детском саду созданы оздоровительные группы, основная направленность которых – добиться к моменту поступления в школу снятия с детей диагноза – «нар...
Система коррекционно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушение осанки и плоскостопие, в условиях оздоровительной группы детского сада.
В нашем детском саду созданы оздоровительные группы, основная направленность которых – добиться к моменту поступления в школу снятия с детей диагноза – «нарушение осанки и плоскостопие», а...
УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ С ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ БЕГОМ ПОД МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ФОРМА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
В настоящее время актуальна проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной ак...
Методическое пособие к опыту работы "Утренняя гимнастика на свежем воздухе с оздоровительным бегом под музыкальное сопровождение как форма оздоровительной работы с детьми"
Методическое пособие представлено в мультимедийном формате, состоит из двух частей:1.Теоретическая: текстовый файл – теоретическое обоснование, методические рекомендации по организации утренней гимнас...
Утренняя гимнастика на свежем воздухе с оздоровительным бегом под музыкальное сопровождение как форма оздоровительной работы с детьми
В последнее время отмечается тендения к использованию разнообразных средств физической культуры с лечебной направленностью. В большенстве случаев это различные направления оздоровительных видов гимнас...
Проект «Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми с детьми старшего дошкольного возраста»
Для повышения интереса детей к занятиям физической культурой посредством использования нетрадиционного физкультурного оборудования....