ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА, КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ЗДОРОВЬЕФОРМИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ
статья на тему
Значительный опыт работы в Муниципальном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад №3 показывает, что отставание в физическом развитии и функциональные отклонения в состоянии здоровья вследствие перенесенных заболеваний, не достаточный уровень физической подготовленности детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), предъявляют особые требования к организации занятий физическими упражнениями, создают необходимость поиска новых средств, форм и методов для повышения их эффективности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА, КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ЗДОРОВЬЕФОРМИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Сарычева В.В., воспитатель
МБС(К)ОУ С(К) НШ-ДС № 3 г. Нерюнгри
Значительный опыт работы в Муниципальном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад №3 показывает, что отставание в физическом развитии и функциональные отклонения в состоянии здоровья вследствие перенесенных заболеваний, не достаточный уровень физической подготовленности детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), предъявляют особые требования к организации занятий физическими упражнениями, создают необходимость поиска новых средств, форм и методов для повышения их эффективности.
Практическая значимость этого вопроса определила направления и цели моей педагогической поисковой деятельности.
Изучив различные подходы к решению проблем здоровьесбережения и здоровьеформирования детей с ОВЗ, остановилась на дыхательной гимнастике А.Н.Стрельниковой. Многие современные методы оздоровления детей дают хорошие результаты, но требуют материальных затрат, иногда значительных, как для приобретения оборудования, так и для введения новых специалистов в штатное расписание. Для работы по некоторым методикам необходимо отдельное помещение и дополнительное время. И то, и другое не всегда возможно. По этим и другим параметрам дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой вне конкуренции. Она может быть лечебной и профилактической, оздоровительной и развивающей, восстанавливающей силы и улучшающей настроение. Ее можно делать дома и на улице, стоя, сидя и лежа, всю сразу или по частям. Она не имеет противопоказаний и очень результативна.
С целью оптимизации здоровьеформирующего процесса у дошкольников с ОВЗ решила адаптировать некоторые упражнения из дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой на занятиях по физической культуре, таким образом, сделать их комбинированными.
Освоение гимнастики А.Н.Стрельниковой в специальной (коррекционной) дошкольной группе я связала с решением следующих задач: разучивание с детьми комплекса дыхательной гимнастики, обучение их правильной технике дыхания, укрепление мышечного корсета дыхательной системы.
Начинала работу с обучения младших дошкольников делать шумный короткий вдох носом, что является некоторой гарантией освоения в дальнейшем стрельниковской гимнастики.
Затем разучила последовательность комплекса упражнений без согласования их с дыханием (упражнение «Замок», «Вдох с плеча», «Маятник головой», «Насос», «Кошка», «Рок-н-ролл», «Захлест»).
В игровой форме дети учились шумно нюхать цветы, конфету, яблоко, вкусную еду и т.п. Например, разучивая игру «Шумный ежик», поставила на стол тарелку с едой, предлагала детям пошмыгать носом и сказать: «Как вкусно! Ой, как вкусно пахнет кашка, которую мы только что приготовили! Давайте понюхаем, как ежики!». Или во время прогулки «принюхивались», к скошенной траве, к запаху воздуха и т. п.
Ни для кого не секрет, что часть времени при смене режимных моментов дети проводят в ожидании. Именно, эти несколько минут провожу с пользой, делая с детьми несколько упражнений, например, обыгрывая шумный «шмыг» («мы с вами ежики»), или элемент любого упражнения «Замок», «Насос». Маленькие дети, как правило, с удовольствием выполняют небольшие разминки, копируя взрослого.
Старшие дошкольники сами предлагали превратиться в какой-либо персонаж сказки или животное, что охотно принимается остальными, задача воспитателя обратить внимание на силу и шум вдоха.
На протяжении своей работы разучив с детьми особенности и последовательность выполнения вышеуказанных упражнений в младшем возрасте, подросших дошкольников обучала выполнять упражнения, согласовывая с дыханием, внесла некоторые изменения в комплекс общеразвивающих упражнений, утренней гимнастики и физкультурных занятий, заменив одно упражнение из обычного комплекса на упражнение А. Н. Стрельниковой.
Для наилучшего освоения детьми стрельниковской гимнастики, необходимым условием, на мой взгляд, является взаимосвязь с родителями. Дыхательная гимнастика настолько результативна, что ее «внедрение» в жизнь семьи дает возможность всем ее членам не терять бодрости и жизнерадостности. Большинство родителей поддержали мои начинания, охотно принимали участие в практических занятиях по изучению этапов освоения дыхательной гимнастики, посещали физкультурные занятия, даже приобретали литературу по изучению методики. Некоторые фиксировали свои наблюдения за детьми в семейном дневнике, а интересными моментами делились на родительских собраниях.
Медицинский скрининг, ежегодно проводимый в специальном коррекционном учреждении, показал, что дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой имеет значительный здоровьеформирующий эффект. Она активно включает в работу все части тела (руки, ноги, голову, тазобедренный пояс, брюшной пресс, и т. д.), вызывает общую физиологическую реакцию организма, повышенную потребность в кислороде. Выполняя упражнения, одновременно с коротким шумным вдохом и пассивным выдохом достигается тканевое дыхание, повышается усвояемость кислорода тканями, что так необходимо детям, живущим в условиях Крайнего севера. Эти упражнения раздражают обширную зону рецепторов на слизистой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами, в том числе и органом зрения. Этим и обеспечивается сопротивляемость организма к различным заболеваниям. Индекс здоровья в нашей группе увеличился с 53,3% до 89%.
Считаю, что использование в ежедневной практике образовательных учреждений дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой позволит вооружить детей, в том числе с ОВЗ современными технологиями оздоровления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/09/picture-641570-1433851059.jpg)
Дыхательная гимнастика, КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ПРОФИЛАКТИКА СНИЖЕНИЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ часто БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ
Дыхательные упражнения занимают особое место в оздоровительной работе с детьмиПри выполнении физических упражнений организму необходимо больше кислорода. Это возможно только при увеличении дыхательных...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/15/picture-848736-1479231264.jpg)
«Дыхательная гимнастика как эффективный способ укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста при обучении плаванию»
Научно - методическая разработка...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/02/picture-911799-1491113869.jpg)
«Дыхательная гимнастика как эффективный способ укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста при обучении плаванию»
Любое занятие по обучению плаванию начинается с разминки на суше - с дыхательного упражнения. Это помогает настроить детей на занятие, даёт возможность сосредоточиться, подготавливае...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/01/picture-1132854-1554143632.jpg)
Консультация для родителей "Дыхательная гимнастика, КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ПРОФИЛАКТИКА СНИЖЕНИЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ часто БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ"
Значение дыхательных упражнений Дыхание носом способствует очищению, увлажнению, согреванию воздуха в носовых ходах. Выдыхаемый через нос воздух согревает и увлажняет носовые ходы, предохр...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/04/picture-1391851-1646381366.jpg)
Дыхательная гимнастика, как эффективный способ укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста при обучении плаванию.
Любое занятие по обучению плавания начинается с разминки на суше - с дыхательных упражнений. Это помогает настроить детей на занятие дает возможность сосредоточиться, подготовить их дыхательную стстем...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/21/picture-1300343-1608568565.jpg)
Дыхательная гимнастика как эффективный способ укрепления здоровья детей саршего дошкольного возраста при обучении плаванию
Дыхательная гимнастика как эффективный способ укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста при обучении плаванию...