ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА, КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ЗДОРОВЬЕФОРМИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ
статья на тему

Сарычева Валерия Викторовна

Значительный опыт работы в Муниципальном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад №3  показывает, что отставание в физическом развитии и функциональные отклонения в состоянии здоровья вследствие перенесенных заболеваний, не достаточный уровень физической подготовленности детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), предъявляют особые требования к организации занятий физическими упражнениями, создают необходимость поиска новых средств, форм и методов для повышения их эффективности.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_sarycheva.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА, КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ЗДОРОВЬЕФОРМИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Сарычева В.В., воспитатель                                                                                                                                                                              

 МБС(К)ОУ С(К) НШ-ДС № 3 г. Нерюнгри

Значительный опыт работы в Муниципальном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад №3  показывает, что отставание в физическом развитии и функциональные отклонения в состоянии здоровья вследствие перенесенных заболеваний, не достаточный уровень физической подготовленности детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), предъявляют особые требования к организации занятий физическими упражнениями, создают необходимость поиска новых средств, форм и методов для повышения их эффективности.  

Практическая значимость этого вопроса определила направления и цели моей педагогической поисковой деятельности.

Изучив различные подходы к решению проблем здоровьесбережения и здоровьеформирования детей с ОВЗ, остановилась на дыхательной  гимнастике  А.Н.Стрельниковой. Многие современные методы оздоровления детей дают хорошие результаты, но требуют материальных затрат, иногда значительных, как для приобретения оборудования, так и для введения новых специалистов в штатное расписание. Для работы по некоторым методикам необходимо отдельное помещение и дополнительное время. И то, и другое не всегда возможно. По этим и другим параметрам дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой вне конкуренции.  Она может быть лечебной и профилактической, оздоровительной и развивающей, восстанавливающей силы и улучшающей настроение. Ее можно делать дома и на улице, стоя, сидя и лежа, всю сразу или по частям. Она не имеет противопоказаний и очень результативна.

С целью оптимизации здоровьеформирующего процесса у дошкольников с ОВЗ решила адаптировать некоторые упражнения из дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой на занятиях по физической культуре, таким образом, сделать их комбинированными.

Освоение гимнастики А.Н.Стрельниковой в специальной (коррекционной) дошкольной группе я связала с решением следующих задач:  разучивание с детьми комплекса дыхательной гимнастики, обучение их правильной технике дыхания, укрепление мышечного корсета дыхательной системы.

Начинала работу с обучения младших дошкольников делать шумный короткий вдох носом, что является некоторой гарантией освоения в дальнейшем стрельниковской гимнастики.  

Затем разучила последовательность комплекса упражнений без согласования их с дыханием (упражнение «Замок», «Вдох с плеча», «Маятник головой», «Насос», «Кошка», «Рок-н-ролл», «Захлест»).

В игровой форме дети учились шумно нюхать цветы, конфету, яблоко, вкусную еду и т.п. Например,  разучивая игру «Шумный ежик», поставила на стол тарелку с едой, предлагала  детям пошмыгать носом и сказать: «Как вкусно! Ой, как вкусно пахнет кашка, которую мы только что приготовили! Давайте понюхаем, как ежики!». Или во время прогулки «принюхивались», к скошенной траве, к запаху воздуха и т. п.  

Ни для кого не секрет, что часть времени при смене режимных моментов дети проводят в ожидании.  Именно, эти несколько минут   провожу с пользой, делая с детьми несколько упражнений, например, обыгрывая шумный «шмыг» («мы с вами ежики»), или элемент любого упражнения «Замок», «Насос». Маленькие дети, как правило, с удовольствием выполняют небольшие разминки, копируя взрослого.

Старшие дошкольники сами предлагали превратиться в какой-либо персонаж сказки или животное, что охотно принимается остальными, задача воспитателя обратить внимание на силу и шум вдоха.

На протяжении своей работы разучив с детьми особенности и  последовательность  выполнения вышеуказанных упражнений в младшем возрасте, подросших дошкольников обучала выполнять упражнения, согласовывая с дыханием, внесла некоторые изменения в комплекс общеразвивающих упражнений, утренней гимнастики и физкультурных занятий, заменив одно упражнение из обычного  комплекса  на упражнение А. Н. Стрельниковой.

Для наилучшего освоения детьми стрельниковской гимнастики, необходимым условием, на мой взгляд, является взаимосвязь с родителями. Дыхательная гимнастика настолько результативна,  что ее «внедрение» в жизнь семьи дает возможность всем ее членам не терять бодрости и жизнерадостности. Большинство родителей поддержали мои начинания, охотно принимали участие в практических занятиях по изучению этапов освоения дыхательной гимнастики, посещали физкультурные занятия, даже приобретали литературу по изучению методики. Некоторые  фиксировали свои наблюдения за детьми в семейном дневнике, а интересными моментами делились на родительских собраниях.    

Медицинский скрининг, ежегодно проводимый в специальном коррекционном учреждении, показал, что дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой имеет значительный здоровьеформирующий эффект. Она активно включает в работу все части тела (руки, ноги, голову, тазобедренный пояс, брюшной пресс, и т. д.), вызывает общую физиологическую реакцию организма, повышенную потребность в кислороде. Выполняя упражнения, одновременно с коротким шумным вдохом и пассивным выдохом достигается тканевое дыхание, повышается усвояемость кислорода тканями, что так необходимо детям, живущим в условиях Крайнего севера. Эти упражнения раздражают обширную зону рецепторов на слизистой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами, в том числе и органом зрения. Этим и обеспечивается сопротивляемость организма к различным заболеваниям. Индекс здоровья в нашей группе увеличился с 53,3% до 89%.

Считаю, что использование в ежедневной практике образовательных учреждений дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой позволит вооружить детей, в том числе с ОВЗ современными технологиями оздоровления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дыхательная гимнастика, КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ПРОФИЛАКТИКА СНИЖЕНИЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ часто БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ

Дыхательные упражнения занимают особое место в оздоровительной работе с детьмиПри выполнении физических упражнений организму необходимо больше кислорода. Это возможно только при увеличении дыхательных...

«Дыхательная гимнастика как эффективный способ укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста при обучении плаванию»

Любое занятие по обучению плаванию  начинается с разминки на суше -  с дыхательного упражнения.  Это помогает настроить детей на занятие, даёт возможность сосредоточиться, подготавливае...

Консультация для родителей "Дыхательная гимнастика, КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ПРОФИЛАКТИКА СНИЖЕНИЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ часто БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ"

Значение дыхательных упражнений   Дыхание носом способствует очищению, увлажнению, согреванию воздуха в носовых ходах. Выдыхаемый через нос воздух согревает и увлажняет носовые ходы, предохр...

Дыхательная гимнастика, как эффективный способ укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста при обучении плаванию.

Любое занятие по обучению плавания начинается с разминки на суше - с дыхательных упражнений. Это помогает настроить детей на занятие дает возможность сосредоточиться, подготовить их дыхательную стстем...

Дыхательная гимнастика как эффективный способ укрепления здоровья детей саршего дошкольного возраста при обучении плаванию

Дыхательная гимнастика как эффективный способ укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста при обучении плаванию...