Дыхательная гимнастика как эффективный способ укрепления здоровья детей саршего дошкольного возраста при обучении плаванию
консультация по физкультуре (старшая группа)

Романова Екатерина Сергеевна

Дыхательная гимнастика как эффективный способ укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста при обучении плаванию

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Дыхательная гимнастика как

эффективный способ укрепления здоровья

детей старшего дошкольного возраста

при обучении плаванию»

(консультация для родителей)

                                 

                                                                                     Подготовила:                                                                                                                        Инструктор по ФИЗО

                                                                                              с обучением плаванию

                                                                                     Романова.Е.С

«Дыхание-это жизнь»!

В течение жизни человек должен заботиться о своём здоровье. От его здоровья зависит и его личная жизнь, и жизнь окружающих людей. Забота о здоровье детей – важнейшая задача любого народа. Гуманитарная катастрофа – болезни детей, это не тревожащая перспектива, а суровая реальность наших дней. Анализ заболеваемости детей дошкольного возраста показывает, что первое место занимают болезни органов дыхания. Уровень заболеваемости острыми респираторными инфекциями высок: составляет 60-70% от всех болезней детей. Состояние здоровья детей требует применения педагогами новых технологий здоровьесбережения, в том числе разнообразных форм спортивно-оздоровительной деятельности, одной из которых и является плавание.

 Плавание – это прекрасный способ закаливания и укрепления здоровья. Неотъемлемой частью обучения плаванию является формирование правильного дыхания, развитие дыхательной системы человека, что приобретает особую актуальность в настоящее время.

Древнегреческий мудрец сказал: «Хочешь быть здоров – плавай, хочешь быть красив – плавай. Хочешь быть умён – плавай!» Плавание благотворно влияет на здоровье человека, если оно организуется в соответствии со знаниями физиологических особенностей организма дошкольника, правильным рациональным дыханием.

Дыхательные упражнения – это замечательный инструмент не

только профилактики, но и лечения органов дыхания.

Многие современные лечебные методики и официальная медицина, народные целители активно используют дыхательные упражнения (дыхательная гимнастика). Это ещё раз доказывает эффективность, актуальность их применения и среди детей, и среди взрослых.

Проведение дыхательной гимнастики в дошкольном образовательном учреждении чаще оправдано в старшем дошкольном возрасте. Дети 5-7 лет наиболее обучаемы плаванию. Они достаточно хорошо осваивают и выполняют различные произвольные движения. Однако у таких детей наблюдается ещё слабая способность анализировать мышечные напряжения. Движения старших дошкольников ещё часто неточные, беспорядочные, сопровождаются вовлечением в работу лишних групп мышц, значительным усилием деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем*. Они продолжают часто болеть острыми респираторными заболеваниями, и в то же время именно у них более развита дыхательная система, что способствует лучшему освоению дыхательных упражнений, а значит и укреплению здоровья.

ЦЕЛЬЮ работы является снижение заболеваемости воспитанников за счет создания условий успешного использования дыхательной гимнастики при обучении плаванию, повышение профессионального мастерства педагогов и родителей, формирование осознанного отношения к своему здоровью у воспитанников. В воде также применяется самый разнообразный материал для дыхательной гимнастики. Когда в конце занятия проходят самостоятельные игры детей, они часто просят полюбившиеся им коктейльные трубочки и с большим удовольствием пускают пузыри в воду. Дети сами просят зафиксировать время и радуются, когда у кого-то из них пускать пузыри получилось дольше.  В бассейне имеется большое количество мелких плавающих и тонущих резиновых игрушек, которые также помогают воспитанникам разыгрывать новые сюжеты игр, и активно используются для дыхательной гимнастики. В начале года предлагаются самые лёгкие игрушки, затем более тяжёлые для постепенного развития дыхательных мышц. Тонущие игрушки дети достают со дна в игре «Ловцы жемчуга», «Водолазы», которая также развивает дыхательную систему. Большую помощь детям оказывают зрительные ориентиры: для них применяются те же мелкие резиновые игрушки, расставленные на бортике на одинаковом расстоянии доски для плавания, пособия для дыхательной гимнастики, также расставленные на бортике или находящиеся на воде в определённом месте (в обруче или на большой плавательной доске).

Словесные методы – служат связующим звеном всех частей деятельности, повышают заинтересованность детей, создают положительный эмоциональный настрой. Сама природа ребёнка требует использования художественного слова. Дыхательную гимнастику можно проводить и без предметов. Удачным приемом является использование стихотворной формы для разучивания дыхательных упражнений. Это рекомендуется делать при обучении или закреплении общеразвивающих упражнений в сочетании с дыхательными. Например, во время разминки на суше произносить следующий текст:

Чуть трава зашелестела,

Да под солнцем заблестела,

В это время дети плавно поднимают руки вверх на уровень груди, активно шевеля пальцами, а голосом имитируя шелест травы: «Ш-ш-ш» (на выдохе).

Да с цветочками качалась,

Вправо, влево наклонялась.

Эффективным приёмом является использование музыки. Чаще всего это происходит во время праздников, развлечений в бассейне. Музыкальное сопровождение способствует концентрации внимания, улучшает качество выполнения тех или иных упражнений, повышает заинтересованность детей в силу эмоционального отклика.

Обязательным элементом любой деятельности является мотивация: «Для чего вы учитесь плавать?», «Вы хотите быть здоровыми, ловкими, не простывать, не болеть гриппом?», «Скоро состоятся соревнования, городские олимпийские игры по плаванию. Нужно не только хорошо плавать, чтобы победить в соревнованиях, но и правильно дышать» и т.д. В конце деятельности обязательно проводится рефлексия: «Чему новому вы научились на занятии сегодня?», «Что вызвало у вас затруднения?», «Какие игры и упражнения вам больше всего понравились? Почему?».

По ходу педагог дает детям чёткие инструкции по правилам поведения в бассейне, по выполнению упражнений и игр, в том числе и дыхательных, даже если дети их хорошо знают. И в то же время дается возможность детям самим объяснять последовательность выполнения задания, игры. Это развивает их самостоятельность, уверенность в себе, речь, мышление, тренирует их память. Каждый ребёнок ждёт от взрослого похвалы, поощрения, пусть даже за незначительные успехи. Обучение плаванию – это сложный процесс. Не всем детям удаётся осилить его. В течение всего занятия необходимо подбадривать ребят, обязательно хвалить в конце занятия всех детей, подчёркивая даже самые незначительные результаты. Когда оценивается выполнение упражнений, то применяются такие критерии: «выполнил», «не выполнил» или «отлично», «хорошо». Это придаёт им уверенность в своих возможностях, вызывает желание продолжать заниматься плаванием, создаёт радостное настроение на весь день. Инструктор по плаванию должен уметь показать любое упражнение, в том числе и дыхательное. Но в старшем дошкольном возрасте для закрепления упражнения инструктор считает, что возможен показ самими детьми: как одним ребёнком, так и парами, мини-группами. Привлекаются старшие дошкольники и для анализа качества и последовательности выполнения упражнений. Всегда поощряется показ по желанию самих воспитанников. Тем самым соблюдается принцип субъект-субъектного взаимодействия. В течение всей деятельности педагог следит, чтобы дети упражнялись в тех видах и способах движений, упражнений дыхательной гимнастики, которыми они владеют в недостаточной степени. Нацеливает детей на то, что необходимо помогать товарищам в овладении трудных для них упражнений. Практически сразу отмечает для себя активных и пассивных, тех, кто готов слушать и выполнять, и тех, чьё внимание придётся «завоёвывать». Активные ребята, как правило, показывают прекрасные результаты в роли водящих в играх, они первыми высказывают желание что-либо продемонстрировать. Но такие дети часто спешат при выполнении дыхательной гимнастики: длина вдоха и выдоха, практически, одинаковая. Инструктор объясняет и показывает, что выдох всегда длиннее вдоха и что, чем длиннее выдох, тем лучше. Очень важно не выпускать из вида малоподвижных детей. Именно такие дети с удовольствием показывают дыхательные упражнения. Они более старательны и дисциплинированы. Одним из важных приёмов является неоднократное повторение как упражнений по плаванию, так и дыхательных упражнений: на одном занятии, в течение года, что помогает добиться качественного выполнения упражнений. Ребёнок в состоянии хорошо запомнить задание и затем без труда показать. Самостоятельная двигательная деятельность побуждает двигательное творчество детей, способствует овладению новыми видами движений. Взрослый (в бассейне - инструктор по плаванию) является для ребёнка примером. Поэтому участие взрослого в играх детей обязательно. Старшим дошкольникам необходимо предоставлять больше самостоятельности, не стеснять инициативу, развивать организаторские способности. Поставив перед воспитанниками определённую задачу, предлагать им рассказать, как они будут действовать в каждом конкретном случае, объясняя упражнения, опираясь на усвоенные ранее навыки. Развивающая среда – это важное средство в системе работы. Без её разнообразия трудно поддержать интерес у детей к обучению плаванию, дыхательной гимнастики, поэтому педагог постоянно работает не только над пополнением учебно-технической базы, но и её развитием. В первую очередь это готовые материалы и пособия. Необходимое количество мелких резиновых тонущих и плавающих игрушек, без которых невозможно представить ни одно занятие по плаванию, ни один праздник или соревнование в воде, индивидуальную работу и занятие в кружке «Обучение детей плаванию».  Мелкие плавающие игрушки удобны и практичны в использовании для дыхательной гимнастики в воде, поэтому в работе применяются нестандартные материалы и пособия, изготавливаемые при помощи воспитанников, сотрудников учреждения, родителей. Это и кораблики из бумаги, которые часто делают сами старшие дошкольники, кораблики из бросового материала и.т.д.  Нестандартные пособия используются и для дыхательной гимнастики во время разминки на суше: перья, бабочки, султанчики, снежинки, ленточки, бантики. Одним из самых эффективных пособий для дыхательной гимнастики является обычная пластиковая бутылка с отверстиями, заполненная небольшим количеством мелконарезанной фольги, с трубочкой в крышке. Это пособие с успехом используются для упражнения «Ветерок в бутылке», которое даёт возможность выполнить правильно выдох, что в данном случае по своей силе похоже на выдох в воду. Ребята сами хорошо могут увидеть, получилось у них упражнение или нет, как и сам инструктор: если летают в бутылке кусочки фольги, то да («поднялся ветер»), не двигаются – нет.

Только общими усилиями и педагогического коллектива и родителей можно добиться значимых результатов. Дыхательные упражнения дают возможность каждому ребёнку не только укрепить здоровье, но и приобщают его к осознанию необходимости заботиться о здоровье, учат в непринуждённых игровых формах ценить человеческую жизнь, приобщают к миру физической культуры и спорта. Жизнь и здоровье человека - основа всех основ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Значение дыхательной гимнастики в укреплении здоровья детей младшего дошкольного возраста".

Анализ детской заболеваемости в ДОУ показывает, что лидерами заболеваемости являются заболевания, передающиеся воздушно-капельным путём- ОРВИ и ОРЗ. Поэтому очень важно уделять большое внимание дыхате...

«Дыхательная гимнастика как эффективный способ укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста при обучении плаванию»

Любое занятие по обучению плаванию  начинается с разминки на суше -  с дыхательного упражнения.  Это помогает настроить детей на занятие, даёт возможность сосредоточиться, подготавливае...

Презентация мастер-класса «Дыхательная гимнастика как средство профилактики и укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста»

Преимущество дыхательной гимнастики перед другими оздоровительными методами - несомненно. Это очень простой и вместе с тем эффективный способ сохранения и укрепления здоровья детей, который не требует...

Дыхательная гимнастика, как эффективный способ укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста при обучении плаванию.

Любое занятие по обучению плавания начинается с разминки на суше - с дыхательных упражнений. Это помогает настроить детей на занятие дает возможность сосредоточиться, подготовить их дыхательную стстем...

Консультация для родителей "Значение дыхательной гимнастики в укреплении здоровья детей младшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей«Значение дыхательной гимнастики в укреплении здоровья детей  младшего дошкольного возраста»...