Здоровьесберегающие технологии в современном детском саду.
статья на тему
Жизнь 21века ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья ребёнка на основе здоровьеформирующего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yartsevat.a.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Ярцева Татьяна Александровна,
воспитатель,
СП ДО ГБОУ СОШ п.г.т. Мирный «Детский сад №19 «Ласточка» м.р.Красноярский Самарской области
Здоровьесберегающие технологии в современном детском саду.
В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Жизнь 21века ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья ребёнка на основе здоровьеформирующего образования.
В преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье – это состояние наибольшего физического, психического и социального благополучие, а не только отсутствие заболеваний и физических дефектов». Это означает, что физическое развитие и двигательная подготовленность, равно и как уровень развития психики, интеллекта, составляет два основных компонента здоровья. Не менее важна и третья составляющая – социальное благополучие, которое определяется взаимодействием индивидуума с коллективом и всем окружающим.
Начиная работу по данной теме, я изучила литературу по физическому воспитанию дошкольников: задачи, средства, пути решения проблемы укрепления, развития и сохранения здоровья детей дошкольного возраста. Я выяснила какое место занимают задачи здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании дошкольников.
Известный теоретик Ю.К.Бабанский выделил несколько задач физического воспитания:
1.Укрепление здоровья и закаливание, содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности.
2. Формирование двигательных умений и навыков.
3. Привитие гигиенических навыков, сообщение знаний по гигиене.
4. Воспитание воли, смелости и дисциплины.
5. Формирование привычки и интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Т.И.Осокина выделяет такие задачи:
1.Охрана жизни.
2.Укрепление здоровья.
3.Совершенствование организма ребёнка, содействие его правильному физическому развитию.
4.Повышение работоспособности.
В.И.Логинова задачи физического воспитания формулирует несколько иначе:
1.Охрана жизни и укрепление здоровья.
2.Обеспечение своевременного и полноценного развития всех органов и функций организма.
3.Формирование основных движений и двигательных навыков, ловкости, гибкости и т. п.
М.А.Васильева, предусматривает охрану и укрепление здоровья детей, особенно нервной системы, совершенствование функций организма ребёнка, полноценное физическое развитие воспитание интереса к различным доступным детям видам двигательной деятельности, формирование положительных нравственно-волевых черт личности. Она предлагает осуществлять эту работу не только как физическое воспитание, а в контексте общего педагогического процесса.
Проанализировав это, можно увидеть, что задача оздоровления ребёнка в дошкольном возрасте признаётся одной из наиболее важных. В этих же работах выделяются средства физического воспитания, как оздоровления ребёнка. В качестве средств физического воспитания авторы рассматривают оздоровительные силы природы, полноценное питание, рациональный режим жизни, физическую активность самих детей и даже художественные средства – литературу, фольклор, кинофильмы, мультфильмы, произведения и музыкального и изобразительного искусства.
Выбирая пути движения, каждое ДОУ должно осознать важность одной из основных задач – нести радость здорового образа жизни, закреплять ценность здоровья, как важнейшего условия благополучной жизни человека. С каждым годом видно, как ухудшается состояние здоровья детей дошкольного возраста, что начинает вызывать серьёзную тревогу. Я считаю, что здоровье ребёнка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост во многом определяется средой, в которой он живёт. Для ребёнка дошкольного возраста этой средой также является ДОУ, система образования. И в то же время в этот период происходит интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь. Организм ребёнка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды. Существуют некоторые дошкольные факторы риска, которые влияют на здоровье ребёнка:
стрессовая педагогическая тактика, несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса, отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья, не соответствие методик и технологий обучения, недостаточная грамотность родителей в вопросе сохранения здоровья детей, провалы, существующие в системе физического воспитания, перегрузка, гиподинамия.
Большинство проблем здоровья детей решается в ходе ежедневной, практической работы воспитателя. Занятие - игра остаётся основной органической формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от воспитателя. Готовясь к НОД, я стараюсь придерживаться основных принципов рациональной организации и методики его проведения:
1.Соблюдение гигиенических требований к подготовке и проведению занятий.
2.Эффективная организация детей на занятиях (расстановка мебели, удобное расположение материала и др.)
3.Использование разных вариантов двигательных и оздоровительных разрядок.
4.Грамотная, чёткая, эмоциональная речь воспитателя, доброжелательный тон.
5.Авансирование успешности в обучении (поощрение, отказ от отрицательных оценок, похвала и т. п.)
6.Создание положительного эмоционально-психологического микроклимата.
7.Широкое использование методов и приёмов прежде всего проблемного обучения, повышающих интерес детей к НОД, особенно с расширенным умственным содержанием.
В своей работе с детьми я использую следующие здоровьесберегающие технологии сохранения и укрепления здоровья детей. Оздоровительные мероприятия провожу в соответствии с требованием к СанПиН.
*Занятия по физкультуре: традиционные, занятия-соревнования, праздники и развлечения.
*Комплекс психогигиенических мероприятий: элементы аутотренинга и релаксации, элементы музыкотерапии, элементы сказко- и смехотерапии,
*Система эффективных закаливающих процедур: водные процедуры, воздушное закаливание, хождение по «дорожкам здоровья» (профилактика
плоскостопия), корригирующая гимнастика, проведение утренней гимнастики, физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности.
*Использование оздоравливающих технологий на занятиях и вне их: гимнастика пробудка, точечный массаж, игровой массаж, интеллектуальный массаж, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, дыхательная и звуковая гимнастика, офтальмологические паузы.
*Консультативно-информационная работа: консультации для родителей, собрания, оформление папок-передвижек.
Одним из показателей эффективности применяемых здоровьесберегающих технологий является снижение заболеваемости воспитанников.
Вывод: Внедрение здоровьесберегающих технологий улучшило психо - эмоциональное самочувствие и здоровье детей группы, повысился интерес детей к процессу обучения, увеличилась познавательная активность.
Проведенная работа показала, что воспитанники имеют начальные представления о здоровом образе жизни и знают, что необходимо для сохранения здоровья.
Список литературы:
1. Арсеневск О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду., Издательство «Учитель» 2009 год.
2. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие.- М.: Т.Ц. Сфера, 2005.
3. Горбатенко О.Ф., Кадраильская Т,А.,Попова Г.П.Физкультурно-оздоровительная работа, Издательство «Учитель» 2007.
4. Карепова Т.Г.Формирование здорового образа жизни у дошкольников, Издательство «Учитель» 2009.
5. Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ., Издательство «Учитель» 2008.
6.Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010.
7. Павлова М.А., Лысогорская М.В. Здоровьесберегающая система ДОУ/ -
Волгоград: Учитель, 2009.
8. Подольская Е.И.Формы оздоровления детей 4 -7 лет., Издательство «Учитель» 2008.
9.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — Народное образование, 1998. — 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду
Разработка на тему : « Современные здоровьесберегающие используемые в детском саду» содержит выступление и презентацию к нему. Затронуты вопросы современных здоровь...
« Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду»
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду....
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду...
Презентация по использованию современных здоровьесберегающих технологий в группе детского сада "Секреты здоровья"
Жизнь в ХХ1 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей - одной из высших человеческих ...
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, п...
Описание технологии «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»
Описание технологии «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»...
Здоровьесберегающие технологии в современном детском саду
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модерн...