"Здоровье начинается со стопы"
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Деловая игра для воспитателей:
«Здоровье начинается со стопы»
Цель: профилактика плоскостопия, укрепление и сохранение здоровья детей
во всех возрастных группах детского сада
1. Введение.
- Загадка: «Поспорил Антип с Иваном,
Кто из них самый главный,
То один вперёд-
То наоборот,
Пока идут – ссорятся,
А помирятся – остановятся». (Ноги)
- Сегодня речь пойдёт о профилактической сменной обуви для детей дошкольного возраста, способствующей предупреждению деформации стопы. Немного о детской стопе. Детская стопа по сравнению со стопой взрослого человека имеет ряд морфологических особенностей. Она более широка в передней части и сужена в пяточной. Пальцы имеют веерообразное расхождение, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. У детей дошкольного возраста на подошве сильно развита подкожная клетчатка, заполняющая своды стопы. Что нередко приводит к диагностическим ошибкам. В соответствии с этим заключение о плоскостопии выносят начиная с пятилетнего возраста.
Наиболее часто встречающаяся деформация стопы у дошкольников связана с нарушением её рессорной функции. Которая способствует снижению силы толчков и ударов при ходьбе, беге и прыжках, При этом дети часто жалуются на быструю утомляемость, головную боль и бол в голени и стопе. У них также нарушается походка. Кроме того, в дальнейшем могут развиваться застойные явления в сосудах нижних конечностей.
Форма стопы влияет также на состояние осанки и позвоночника ребёнка. Снижение амортизационных свойств свода существенно повышает требования к рессорной функции позвоночника и может привести к её деформации, а также травматизации межпозвонковых суставов и возникновению болей в спине. Одностороннее снижение свода стопы – справа и слева - приводит к перекосу таза, ассиметрии лопаток, плеч и формированию сколиостической осанки и сколиоза.
Важная функция стопы определяется расположением особых, так называемых рефлексогенных зон на подошвенной поверхности, обеспечивающих связь стопы сразличными системами организма (сердечно – сосудистой, дыхательной и др.).
Таким образом, стопа, благодаря уникальному строению и важным функциям, оказывает влияние на весь организм.
Поэтому особое внимание необходимо уделять профилактике деформаций стопы начиная уже с раннего возраста.
РАЗМИНКА
Какие же факторы, в том числе связанные с условиями пребывания ребёнка в детском саду, влияют на свод стопы? (Выслушиваются ответы команд)
Их делят на 2 группы:
ВНУТРЕННИЕ ВНЕШНИЕ
(определяемые физиологическими
закономерностями роста и развития
детского организма)
-сила мышц | -нерациональная обувь |
-эластичность связок | |
-минеральная плотность костной ткани | -недостаточная двигательная активность |
-перенесённые заболевания(рахит) | -длительные статические нагрузки в положении сидя |
-физическое развитием (избыток массы тела) | -неправильное питание |
-состояние здоровья (частые простуды (ЧБД), хронические болезни) |
2. ВОПРОСЫ: ( Участвуют 2 команды)
Поочерёдные ответы на вопросы
(За каждый правильный ответ даётся фишка в виде следочка)
- Чему должна соответствовать обувь ребёнка? (Форме, размеру стопы)
- Какая должна быть подошва? (Гибкой, невысокой ; каблук высотой 5-10мм)
- Как проверить гибкость обуви? (Чтобы проверить гибкость подошвы, следует, удерживая пяточную часть обуви, поднять носочную.)
- Можно или нет носить обувь с зауженной носочной частью, почему? (Нет –это приводит к деформации большого пальца, его отклонению наружу)
- Что имеет особое значение в профилактике деформации стопы? (Фиксированный задник; фиксированная носочная часть; крепления).
- Что необходимо иметь для обеспечения оптимального температурно – влажностного режима внутриобувного пространства? (Дополнительные «окошечки»; переплетение ремешков и др. для вентиляции стопы).
- К чему ведёт перегрев стопы? (к расслаблению мышц и, как следствие, снижению свода стопы с формированием в последующем плоскостопия).
- Кто должен осуществлять контроль за сменной обувь, почему? (Родители, воспитатели)
- Можно ли использовать старую, изношенную обувь, почему? (не соответствует размеру, форме стопы).
- Когда необходимо использовать стельки? (Только при выраженных деформациях стопы).
3. ФИЗМИНУТКА
Гимнастика для стоп ног: «Ёлочка»
Были бы у елочки ножки, - Идут на месте, не отрывая носков от пола.
Побежала бы она по дорожке.
Заплясала бы она вместе с нами - Перекатываются с носка на пятку.
Застучала бы она каблуками. - Приподнимаются на носки и опускаются на всю
стопу
4. Конкурс: «Вопрос – ответ»
Сменная обувь воспитателей.
- Считаются ли туфли на высоком каблуке проблемной обувью? Почему? ( В таком положении икроножные мышцы находятся в состоянии сокращения. Длительное использование туфель на высоком каблуке приводит к укорочению этих мышц).
- Почему, при длительном использовании туфель, попытка снять их сопровождается, как правило, болью? ( Значительно возрастает нагрузка на передний отдел стопы. Уплощается поперечный свод, формируется болевой синдром в основании 2 и 3 пальцев, а 1 палец отклоняется наружу – в сторону от других пальцев. При этом со временем формируется опухолевидное разрастание – так называемые косточки, которые способствуют дальнейшей деформации стопы, её суставов.)
- Что включает в себя профилактика перечисленных деформаций? (Чередование обуви на высоком и низком каблуке; ежедневные гигиенические ванночки для ног с использованием эфирных масел сосны, пихты, эвкалипта, лаванды и морской соли; расслабляющий массаж мышц голени и стопы; босохождение по мягкой поверхности; гимнастика для мышц голени и стоп с включением физических упражнений на их растяжение и повышение эластичности мышечно – сухожильного и связочного аппарата стопы; правильное питание; использование тренажёров для стоп).
5. Музыкальная пауза: соберём цветок - «Следок»
Каждый участник команды под музыку бежит до ориентира и кладёт лепесток от цветка на столик и возвращается в свою команду. Побеждает та команда, которая первой выложила цветок «Следок»
6.Фото – вопросы (Показ слайдов)
«Какой должна быть обувь для дошкольника?»
- Выбрать по вашему мнению картинку, соответствующую правильному ответу.
1)
Обувь на высоком каблуке |
Обувь на низком каблуке |
+
2)
Поношенная обувь |
Новая обувь |
+
3)
Сандалии, ботинки |
+
Комнатные тапочки |
4)
Обувь с зауженной носочной частью |
Обувь с широкой носочной частью |
+
5)
Обувь не по размеру(свободная) |
Обувь по размеру |
+
6)
Закрытая носочная часть |
+
Открытая носочная часть (босоножки) |
7. Конкурс: «Закончи предложение».
1)Плоскостопие – это…(статическая недостаточность мышечно – связочного аппарата стопы. Проще говоря, снижение и уплотнение её сводов)
2)Обувь должна соответствовать… (форме, размеру стопы).
3)Высота каблука не должна превышать… (5-10мм).
4)Подошва должна быть….(гибкой).
5)Гибкость подошвы считается достаточной, если угол составляет… (25*)
6)Слишком мягкая подошва… (не допускается).
7)Прочно удерживать пяточную кость и предотвращать её отклонение наружу позволяет…(фиксированный задник).
8)Для обеспечения оптимального температурно- влажностного режима внутриобувного пространтва необходимы…(дополнительные «окошки» и др., которые позволяли бы осуществлять хорошую вентиляцию обуви).
9)Носить обувь с зауженной носочной частью… (недопустимо).
10)Большое значение для предупреждения деформации стоп имеют…(закаливающие процедуры: массаж, ежедневная гимнастика, ванночки, тренажёры ).
8.Изготовление массажёров «Орешки» из бросового материала.
Оборудование: футляры от киндер – сюрпризов, резинка, шило, футляры от фломастеров.
Каждой команде даётся 3-5 минут на изготовление массажёра.
Жюри в это время подводит итоги всех предыдущих конкурсов.
9.Разгадывание кроссворда: «Плоскостопие»
Отгадай загадку-напиши отгадку!
10.Выводы.
Профилактическая сменная обувь для детей дошкольного возраста должна соответствовать форме и размеру стопы; иметь достаточно гибкую, невысокую подошву; фиксированный задник; закрытую носочную часть; крепления для прочной фиксации стопы.
11. Заключение.
- В заключении хотелось бы выразить надежду и уверенность в том, что проблема здоровой стопы дошкольника займёт достойное место в вопросах профилактики заболеваний, укрепления и сохранения здоровья детей во всех возрастных группах.
Жюри подводит итоги игры. Команды награждаются призами .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровье начинается со стопы.
Здоровье начинается со стопы.Детская стопа по сравнению со стопой взрослого человека имеет ряд морфологических особенностей. Она более широкая в передней части и сужена в пяточной. ...
"Помните, здоровье начинается со стопы!"
В этой статье речь пойдет о профилактической сменной обуви, способствующей предупреждению деформации стопы. Какой же должна быть обувь для дошкольника? ...
Помните, здоровье начинается со стопы!
Краткая аннотация опыта: стопа является фундаментом здоровья, поскольку выполняет чрезвычайно важные функции, благодаря которым осуществляется всё многообразие движений в процессе жизнедеятельно...
Консультация для родителей "ЗДОРОВЬЕ НАЧИНАЕТСЯ СО СТОПЫ!"
СТОПА является фундаментом здоровья, поскольку выполняет чрезвычайно важные функции, благодаря которым осуществляется всё многообразие движений в процессе жизнедеятельности. Данная консультация поможе...
"Здоровье начинается со стопы"
Советы родителя, какой должна быть обувь у дошкольника!...
Здоровье начинается со стопы.
Какой должна быть обувь для дошкольника....
Консультация для родителей "Помните-здоровье начинается со стопы"
Таким образом, профилактическая сменная обувь для детей дошкольного возраста должна соответствовать форме и размеру стопы (недопустимо носить обувь с зауженной носочной частью); иметь достаточно гибку...