педагогический проект "НЕБОЛЕЙКА"
проект (младшая группа) на тему

Краснова Татьяна Евгеньевна

В проекте собран материал по двум темам: "Формирование у младших дошкольников основ здорового образа жизни" и "Воспитание культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников". Описана основная идея проекта, цели и задачи, актуальность, планируемые результаты, подробная система работы и условия. Есть список используемой литературы и ОГРОМНОЕ приложение. То есть, бери и работай!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx69.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20 г. Павлово

Педагогический проект

«НЕБОЛЕЙКА»

Составила:

 воспитатель 1 квалификационной категории

 Краснова Татьяна Евгеньевна

г. Павлово

Идея: создание качественной системы работы по физическому развитию воспитанников, направленной на обеспечение равных стартовых возможностей для всех детей, посещающих детский сад.

Цель: создать методические и технологические основания для комплексного подхода, направленного на сохранение и укрепление здоровья дошкольников в ДОУ.

Задачи:

  • Создать условия для формирования компетентности по проблеме всех участников (педагоги, дети, родители)
  • Создать образовательную среду, направленную на сбережение здоровья детей.
  • Обеспечить единые воспитательно-оздоровительные условия по сохранению и укреплению здоровья детей (семья- детский сад).

В рамках проекта решено реализовать такие темы:

  • Формирование у младших дошкольников основ здорового образа жизни. Зимние олимпийские игры.
  • Воспитание культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «НЕБОЛЕЙКА»

ТЕМА « Формирование у младших дошкольников основ ЗОЖ.

Зимние олимпийские игры»

  1. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

           Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основа основ достижения любых успехов. Забота о своём здоровье позволяет жить полноценной во всех отношениях жизнью. В последнее десятилетие в нашей стране наблюдаются негативные тенденции в динамике показателей состояния здоровья детей дошкольного возраста. Уровень здоровья в значительной степени зависит от того образа жизни, который ведёт человек, поэтому главной задачей является обучение детей принципам здорового образа жизни, создание условия для сохранения и укрепления их здоровья

2. ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ. 

Цель проекта: Дать детям элементарные сведения о зимних олимпийских играх, проводимых в нашей стране; о необходимости укреплять своё здоровье

Задачи:

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
  •  формирование представлений о здоровом образе жизни
  • выявление спортивных интересов, склонностей и способностей воспитанников; развитие интереса к спорту, желания заниматься спортом.

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, профилактика заболеваний
  • Создание условий каждому ребёнку для наиболее полного раскрытия и реализации его возрастного потенциала
  • Расширение интереса к двигательной активности, занятиям физической культурой и физическими упражнениями
  • Установление комфортного общения между детьми, педагогами и родителями, творческого содружества  в решении проблемно-творческих задач разного уровня сложности.

4. СИСТЕМА РАБОТЫ:

         В ходе реализации проекта предполагается использовать элементы  следующих образовательных технологий:  

название технологии

задачи

формы организации

Личностно-ориентированные

  • Гуманистическая направленность содержания воспитания и обучения
  • Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов
  • Индивидуальный подход к воспитанникам
  • Субъект-субъектное взаимодействие
  • Игры, НОД, спортивные досуги
  • Упражнения, наблюдения
  • Подвижные игры, разные виды гимнастик
  • Тренинги, этюды, образно-ролевые игры

Социоигровые технологии

  • Развитие взаимодействия «Ребёнок-ребёнок», «Ребёнок – родитель», «Ребёнок – взрослый» для обеспечения душеного благополучия
  • Коррекция импульсивного, демонстративного, протестного, агрессивного поведения
  • Формирование умений и навыков дружеского коммуникативного взаимодействия
  • Решение задач социального  «закаливания»
  • Создание условий для развития личностных качеств и способностей детей
  • Развитие навыков полноценного межличностного общения, помогающего ребёнку понять самого себя
  • Коллективные дела, работа в малых группах, тренинги на умение договариваться
  • Игры с правилами, игры-драматизации,

 с/р игры

  • Приёмы, социально-направленные на создание ситуации успеха и комфортности
  • Сказкотерапия
  • Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки

Технология проектирования

  • Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия
  • Работа в группах, парах
  • Социально-активные приёмы (методы): метод взаимодействия (интерактивный), метод рефлексивной деятельности, метод наблюдения, сравнения
  • Беседы

Здоровьесберегающие технологии

  • овладение набором простейших норм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья всеми субъектами открытого образовательного пространства (педагоги, родители, дети)
  • пальчиковая гимнастика
  • дыхательная гимнастика
  • артикуляционная гимнастика
  • бодрящая гимнастика после сна
  •  песочная терапия
  • динамические паузы
  • релаксация
  • музыкотерапия
  • двигательная терапия

ИКТ

  • информационная компетентность дошкольника (основы, элементы знаний, позволяющие включиться  доступные ему иды информационной деятельности: познавательной, игровой)
  • компьютерные презентации

Организация системы физкультурно-оздоровительной работы в рамках темы:

  • Утренняя гимнастика
  • Дыхательная гимнастика
  • Психомышечная гимнастика
  • Пальчиковая гимнастика
  • Бодрящая гимнастика после сна
  • НОД по физической культуре
  • Физкультминутки
  • Спортивные праздники и досуги
  • Массаж активных точек (ладони, ступни)

Организация системы разнообразных  форм закаливания:

  • Умывание рук до предплечья
  • Дневной сон в облегчённой одежде в холодное время года
  • Физкультурные занятия в лёгкой спортивной форме
  • Нахождение  в группе в облегчённой одежде
  • Босохождение по полу, коррекционной дорожке
  • Осуществление проветривания (согласно графику)
  • Соблюдение СанПиНов
  • Прогулка,  в соответствие с распорядком дня

Организация системы профилактических мероприятий:

  • Соблюдение распорядка дня
  • Витаминотерапия
  • Дыхательная гимнастика
  • Прогулки на свежем воздухе
  • Иммунизация детей
  • Применение народных средств (чеснок)

Организация игр валеологической направленности.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ:

  1. Оснащение предметно-пространственной среды
  • Оформление уголка здоровья
  • Пополнение уголка здоровья спортивным оборудованием, инвентарём
  • Подборка дидактических игр по теме
  1. Методическая копилка
  • Составление перспективного плана работы по формированию основ ЗОЖ детей во 2 младшей группе
  • Разработка конспектов НОД, развлечений по теме проекта
  • Подбор комплексов пальчиковой гимнастики, бодрящей гимнастики, дыхательной гимнастики и динамических пауз
  1. Работа с родителями
  • Консультации: «Воспитание основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста», «Будьте здоровы!», «Закаливание ребёнка- секрет успеха», « Создание условий для сохранения здоровья воспитанников ДОУ», «В здоровом теле – здоровый дух» и др.
  • Памятка для родителей по сохранению осанки детей,
  • Памятка для родителей по формированию ЗОЖ своих детей
  • Практикум для родителей «Развиваем пальчики»
  • Папка- раскладушка «Зимние олимпийские игры»

Этапы реализации темы проекта:

  1. Организационный
  • подбор и изучение литературы по теме проекта,
  • планирование работы
  1. Практический
  • выполнение намеченного плана работы по теме проекта
  1. Аналитический
  • Подведение итогов проделанной работы
  • Наблюдение за детьми в ходе двигательной активности
  • Беседы

Формы работы с детьми:

  • Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре, формированию целостной картины мира
  • Подвижные игры и упражнения
  • Спортивные праздники и досуги
  • Дидактические игры
  • Рассматривание иллюстраций
  • Раскрашивание раскрасок  «Виды спорта»
  • Компьютерная презентация «Зимние виды спорта»
  • Продуктивная деятельность (аппликация и рисование «Олимпийские кольца», лепка «Олимпийский заяц»)

Формы работы с родителями:

  • Наглядная информация в папке-передвижке (в родительском уголке)
  • Консультации о здоровье в родительском уголке (рубрика «Советы Айболита»)
  • Совместный спортивный праздник «Малые олимпийские игры»
  • Конкурс работ и поделок «Вся Россия рада - у нас Олимпиада!»
  • Памятка по формированию ЗОЖ детей.

6. СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ:

1. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. М.: Мозаика-Синтез, 2009 г.        

2. Голицина Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007г.        

3. Доскин В.А., Голубева Л.Г. Как сохранить и укрепить здоровье ребёнка. М.: «Просвещение», 2006        

4. Карпова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. Волгоград: Учитель, 2010 г.

5. М.М.Безруких, Л.В.Филиппова «Здоровьеформирующее физическое развитие» (здоровьесберегающая программа), М., «Владос»,  2001        

6. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. — М.; Мозаика-Синтез        

7. Н.Н.Лазарева, А.А.Асташкина и др., «Комплексный подход в организации здорового образа жизни ребенка»,  Тольятти, типография ВУИТ, 2001

8. http://festival.1september.ru

9.http://almdoy7.ucoz.ru/publ/konsultacija_dlja_roditelej_zakalivanie_rebjonka_sekret_uspekha/1-1-0-41

Приложение №1

Примерный перечень игровых спортивных упражнений по теме «ЗОЖ"

название

цель

1

«Переправа  через речку»

Развивать умение детей ходить с перешагиванием, взявшись за руки, наступать в обозначенное место, следовать простейшей инструкции

2

«Цирковые лошадки»

Учить детей  бегать с высоким поднятием колен, стараться двигаться грациозно и легко, передавать в движении весёлое, радостное настроение

3

«Пройдём по мостику»

Закреплять умение детей ходить по ограниченной площади (доске), сохраняя равновесие

4

«Зайчишки-шалунишки»

Упражнять детей в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд, развивать самостоятельность при выполнении игровых упражнений

5

«Преодолеваем полосу препятствий»

Формировать моторную компетенцию детей (общая моторика), умение выполнять разнообразные движения по словесной инструкции

6

«Лови мяч»

Развивать умение детей бросать и ловить мяч, развивать внимание, крупную моторику мышц, координацию движений

7

«Поймай мяч»

Развивать умение детей (бросать в цель) ловить, брошенный воспитателем мяч с расстояния 0,5 м

8

«Кегли»

Продолжать упражнять детей в метании в горизонтальную цель правой и левой рукой поочерёдно, развивать глазомер, ловкость, координацию движений

9

«Зайчики»

Учить детей прыгать в лежащий обруч, сохраняя равновесие.

10

«Топотушки»

Стимулировать двигательную активность детей. Совершенствовать навыки выполнения основных движений, учить ритмично двигаться под музыку, притопывать попеременно одной и двумя ногами

11

«На лошадке»

Упражнять детей в выполнении прямого галопа. Учить выполнять движение легко, следить за осанкой, формировать коммуникативные навыки, развивать способность к распределению внимания

12

«Санный круг»

Учить детей катать друг друга на санках по нарисованному кругу, создавать радостное настроение

13

«Попрыгаем-потопаем»

Развивать у детей навыки слухового восприятия, упражнять в прыжках и ходьбе, учить действовать по сигналу воспитателя

14

«Повернись и покружись»

Упражнять детей в умении быстро реагировать на сигнал, развивать чувство равновесия и координацию движений

15

«Попади в ворота»

Развивать у детей координацию движений, меткость, глазомер

16

«Кенгуру»

Учить детей прыжкам на двух ногах в высоту. Учить перепрыгивать 2-3 раза подряд через небольшие снежные валуны

17

«Цапли»

Учить детей ходьбе с высоким подниманием колен. Учить перешагивать через препятствия, совершенствовать основные виды движений

18

«Альпинисты»

Развивать умение детей подниматься на снежный вал, не дотрагиваясь руками до земли, развивать чувство равновесия, укреплять мышцы ног и спины

18

«Весёлые мячики»

Учить детей подбрасывать высоко вверх мяч и ловить его двумя руками

19

«Из обруча  в обруч»

Учить детей прыгать на двух ногах из обруча в обруч, сохраняя равновесие

20

«Догони мяч!»

Упражнять детей в беге, развивать способность ориентироваться в пространстве

21

«Весёлые пружинки»

Учить детей прыгать на двух ногах с продвижением вперёд (принимать правильное исходное  положение перед прыжком, выполнять группировку и прыжок)

22

«Из кружка в кружок»

Совершенствовать умения и двигательные качества детей, связанные с прыжками на двух ногах с продвижением вперёд в определённом направлении

23

«Через подвесной мостик»

Учить детей бегу по ограниченной площади, учить сохранять равновесие, повышать двигательную активность детей

24

«Пройди – не упади»

Учить детей двигаться по ледяной дорожке, передвигая ноги по льду

25

«Мы – фигуристы»

Развивать умение детей двигаться по ледяной дорожке, сохраняя равновесие, воспитывать решительность, развивать координацию движений

26

«Мы смелые, умелые»

Продолжать учить детей двигаться по ледяной дорожке, согласовывать движения рук и ног

27

«Лыжники»

Учить детей ходьбе на лыжах ступающим шагом с продвижением вперёд. Развивать крупную моторику мышц, координацию движений, умение поддерживать равновесие

28

«По снежному мостику»

Развивать умение детей ходить по снежному валу, сохраняя равновесие. Развивать ловкость.

29

Скольжение по ледяным дорожкам»

Совершенствовать выполнение движений, способствовать развитию координации движений, формировать умение поддерживать равновесие

30

«Где наши ножки?»

Научить детей поочерёдно выставлять вперёд правую и левую ногу, продолжать учить реагировать на сигнал воспитателя

31

«Пипеточка»

С целью развития координации движений организовать переливание воды из одного пузырёчка в другой с помощью пипетки

32

 «Катание на санках»

Способствовать возникновению у детей положительных эмоций, закаливанию детского организма. Учить детей правильно садиться на санки, сохраняя равновесие

33

«Волшебные узоры»

Показать ребёнку способы рисования на манке, развивать мелкую моторику. Способствовать реализации творческих проявлений малышей.

34

«Дойди до флажка»

Упражнять детей в ходьбе на лыжах ступающим и скользящим шагом, повышение двигательной активности детей

35

«Юла»

Учить детей сохранять равновесие при энергичном раскручивании и остановке по сигналу, тренировать вестибулярный аппарат

36

«Пружина»

Учить детей правильно выполнять строевые упражнения, учить смыканию и размыканию строя с сохранением определённого расстояния

37

«Тише, мыши, не шумите!»

Продолжать учить детей ходьбе на носках с продвижением вперёд, тихо выполнять крадущиеся движения

38

«Гуси»

Упражнять детей в ходьбе «гусиным шагом», укреплять мышцы ног

39

«Сбей, не промахнись!»

Закреплять метание в горизонтальную цель, выполняя энергичный замах

40

«Замри!»

Учить детей свободной скоординированной ходьбе, развивать умение останавливаться по сигналу

41

«Ракета»

Учить детей бегу с ускорением темпа, тренировать дыхательную систему

Приложение №2

Примерный перечень подвижных игр во 2 младшей группе

название игры

цель

1

«Листопад»

После наблюдения за тем, как ветер кружит листья, учить детей слушать и выполнять действия по слову и показу воспитателя (бегать, кружиться, медленно приседать)

2

«Поймай комара»

Развивать умение детей подпрыгивать на месте, энергично отталкиваясь двумя ногами; развивать способность к концентрированию и переключению внимания

3

«Птички и птенчики»

Учить детей бегать, не наталкиваясь друг на друга. Формировать умение по сигналу останавливаться

4

«Найди свой цвет»

Продолжать учить детей бегу в умеренном темпе, не наталкиваясь друг на друга. Закреплять знание основных цветов

5

«Воробушки и автомобиль»

Упражнять детей в умении действовать по сигналу. Закреплять умение бегать в заданном направлении, не теряя ориентировку в пространстве. Повышать функциональные возможности детского организма

6

«Кролики»

Учить детей подлезанию под гимнастическую дугу головой вперёд. Развивать физические качества: ловкость, гибкость.

7

«Мышеловка»

Упражнять детей в подлезании под  сомкнутые руки детей, идущих по кругу. Развивать сообразительность, ловкость, координацию движений.

8

«Птички в гнёздышках»

Упражнять детей в прыжках на двух ногах. Развивать выносливость, моторную память, внимание. Вызывать положительные эмоции от физической нагрузки

9

«Солнышко и дождик»

Упражнять детей в беге. Совершенствовать умение выполнять действие по сигналу воспитателя. Закреплять умение выполнять правила игры

10

«По ровненькой дорожке»

Упражнять детей в прыжках на двух ногах. Учить прыгать легко, выполнять действия в соответствии с текстом игры

11

«Поезд»

Продолжать учить ходить и бегать друг за другом, действовать по указанию воспитателя

12

«Обезьянки»

Учить лазанью по наклонной лестнице. Обучать хвату за перекладину во время лазанья.

13

«Солнечные зайчики»

Содействовать созданию общей радостной атмосферы, хорошего настроения, профилактике нервно-психического напряжения

14

«Мяч в круге»

Продолжать развивать разнообразные виды движений, учить метанию в горизонтальную цель двумя руками снизу.

15

«Наседка и цыплята»

Учить детей подлезать под верёвку (палку), двигаясь боком, не касаясь руками земли (пола). Развивать самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений. Учить действовать совместно

16

«Бегите к флажку»

Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве

17

«Бегите ко мне»

Продолжать учить детей действовать по сигналу. Закреплять умение бегать в заданном направлении, не теряя ориентировку в пространстве

18

«Лохматый пёс»

Учить детей чётко проговаривать текст игры, выполнять движения в соответствии со словами

19

«Кто бросит дальше»

Учить правильно осуществлять метательное движение, развивать уверенность в себе

20

«С кочки на кочку»

Учить детей энергично отталкиваться двумя ногами, совершая прыжок, действовать согласованно

21

«Самолёты»

Продолжать учить детей бегать с изменением темпа, быстро и правильно реагировать на словесные команды

22

«Зайка серый»

Продолжать учить детей выполнять движения в соответствии с текстом игры, поддерживать радостное настроение

23

«Кони»

Упражнять детей в прямом галопе

24

«Через речку»

Учить детей следить за соблюдение правил игры, упражнять в прыжках с продвижением вперёд

25

«Мы топаем ногами»

Учить детей озвучивать правила игры, проговаривать текс вместе с воспитателем, стимулировать двигательную активность детей. Формировать умение действовать согласованно

26

«Найди, где спрятано»

Развитие способности ориентироваться в пространстве в соответствии с заданными пространственными характеристиками, при помощи воспитателя указывать положение одного предмета относительно другого

27

«Зайка беленький»

Стимулировать двигательную активность детей

28

«Сбей кеглю»

Упражнять детей  в метании снежка на точность

29

«Лиса и зайцы»

Развивать умение детей выполнять движения в соответствии с текстом игры, быстро реагировать на сигнал воспитателя

Приложение №3

Примерный перечень художественных произведений по теме «ЗОЖ»

автор

название

Авдеенко К.

«Домовята и каща»

«Козочка-коза»

Александрова З.

«Купание»

Барто Агния

«Зарядка», «Шефы»

«Девочка чумазая»

«Мы с Тамарой»

Берестов

«Больная кукла»

Бойчук В.

«О здоровье», «Закалка», «О зубах»

«Злой разбойник кариес»

Бунчех И.А.

«Стихи о здоровом образе жизни для детей»

Зайцев Г.

«Приятного аппетита»

Михалков С.

«Тридцать шесть и пять!»

Прокофьев С.

«Румяные щёчки»

Силенок Е.

«Мишка», «Мойдодыр»

Сим К.

«Как Маленький Принц Мишенька перестал ногти грызть»

Тувим Ю.

«Овощи»

Ушинский К.Д.

«Умей обождать»

«Лекарство»

Чуковский  К.

«Доктор Айболит»

«Федорино горе»

«Мойдодыр»

Шкловский  Е.

«Как   лечили  мишку»

Р.н. сказка

Литовская сказка

«Петушок и бобовое зёрнышко»

«Почему кот моется после еды»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «НЕБОЛЕЙКА»

ТЕМА «Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников»

  1. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья наших детей. Не следует также забывать, что именно  дошкольный возраст - самое благоприятное время для выработки правильных привычек ЗОЖ, формирования культурно-гигиенических навыков. Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, причёски, одежды, обуви продиктованы не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.  При формировании культурно–гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша «вхождения» его в мир взрослых. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО) направлены, в первую очередь, на создание условий для повышения качества дошкольного образования, на  создание в дошкольных образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Отдельной образовательной областью в ФГОС ДО выделена область «Физическое развитие», которая   направлена на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • воспитание культурно-гигиенических навыков;
  • формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

2.АКТУАЛЬНОСТЬ И ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ.

Воспитание у детей навыков личной  гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья. Понятие здоровья включает  в себя не только отсутствие заболеваний, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психологического благополучия. «Здоровье детей - богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена. Именно поэтому, так важно  в дошкольном возрасте воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В дошкольные годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Цель: формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры

Задачи:

  • Формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста.
  • Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур;
  • Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными.
  • Обогатить предметно-развивающую среду группы.
  • Укрепить связи между детским садом и семьёй, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

для детей:

  • Следят за своим внешним видом.
  • Пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо; насухо вытираются после умывания.
  • Вешают полотенце на место, пользуются расчёской и носовым платком.
  • Правильно пользуются столовой и чайной ложками, салфеткой;
  • Не крошат хлеб, пережёвывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают с полным ртом.

для родителей:

  • Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.
  •  Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков.
  •  Укрепление связей между детским садом и семьёй.
  •  Изменение позиции родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.

для педагогов:

  • Повышение знаний по формированию к/г навыков у младших дошкольников
  • Формирование валеологической культуры, изменение отношения педагогов к своему здоровью
  • Улучшение отношений между детьми, укрепление связей с родителями

4. СИСТЕМА РАБОТЫ

         В ходе реализации проекта предполагается использовать элементы  следующих образовательных технологий:  

  • здоровье сберегающая (проблемно-игровые, коммуникативные игры; динамические паузы, подвижные игры, дыхательная гимнастика, сказкотерапия, пальчиковая гимнастика);
  • личностно-ориентированная (игры, занятия, упражнения, наблюдения, ролевые игры)
  • социоигровые (игры-драматизации, игровые и проблемные ситуации),
  • информационно-коммуникативные (презентации, интернет ресурсы)

Основные формы реализации темы проекта:

  • анкетирование родителей
  • НОД по формированию целостной картины мира, ОД в ходе режимных моментов
  • Дидактические игры и упражнения
  • Чтение художественной литературы
  • Беседы с детьми
  • Использование художественного слова (загадки, поговорки, потешки)

В ходе реализации темы проекта используются такие методы как:

  • личный пример работников детского сада, родителей;
  • использование художественной литературы, фольклора;
  • схемы-модели (последовательность этапов для отдельных режимных моментов);
  • напоминание
  • беседы
  • дидактические и ролевые игры, игровые и проблемные ситуации
  • экскурсии (в медицинский кабинет, в прачечную, на кухню)
  • рассматривание и обсуждение картин        «Дети обедают», «Мама купает ребенка»,  «Игра с куклой».        

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ:

  1. Оснащение предметно-пространственной среды
  • Оформление уголка дежурного по столовой
  • Пополнение уголка здоровья
  • Подборка дидактических игр
  • Схемы-модели «Как правильно вымыть руки», «Как накрыть на стол»
  1. Методическая копилка
  • Составление перспективного плана работы по формированию культурно-гигиенических навыков детей во 2 младшей группе
  • Разработка конспектов НОД, развлечений по теме проекта
  1. Работа с родителями
  • Консультации на темы: «Как избавиться от насморка»,  «Предупреждение вредных привычек», «Сладости и ребёнок»,                        « Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка», «Как научить ребёнка одеваться самостоятельно» и др.
  • Практические рекомендации для родителей «Здоровье – всему голова»
  • Памятка для родителей по формированию правильной осанки ребёнка, «Что лучше – жевачка или зубная щётка?»
  • Родительское собрание
  • Папка-передвижка «Культурно-гигиенические навыки нашей группы»

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

 1 этап. Подготовительный: 

Содержание: определение уровня знаний в области к/г навыков у детей младшего дошкольного возраста через наблюдения, беседы с детьми, составление плана работы

План мероприятий:

  • Подбор и изучение литературы по данной теме;
  • Наблюдения за детьми в ходе режимных моментов;
  • Составление плана работы;
  • Разработка содержания темы проекта.

 2 этап. Практический (деятельностный): 

Содержание:

  • Выполнение плана работы по теме проекта;
  • Подборка художественных произведений, потешек, стихов, загадок, игр по теме;
  • НОД по данной теме, ОД в ходе режимных моментов.

План мероприятий:

Для детей:

  • Чтение: «Мойдодыр», «Федорино горе» К.И.Чуковского;  « Про непослушные ручки и ножки» С.Прокофьевой с последующей драматизацией; и др. произведений  (см. приложение №2)
  • Заучивание стишков и потешек;
  • Игровые ситуации «Купание куклы», «Накормим куклу», «Расти коса до пояса» и др. (см. приложение № 4)
  • Д/и и упражнения  «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «Умывалочка», «Делаем причёску», «Покажем кукле, как мы накрываем на стол», «К нам гости пришли» и др. (см.приложение №1)
  • Коррекционно - развивающие  оздоровительные игры                                  (см. приложение №5)
  • Экскурсия в медицинский кабинет, прачечную, на кухню

Для родителей:

  • Наглядная информация в родительском уголке: консультации

« Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка», «Как научить ребёнка одеваться самостоятельно» и др.

(см. приложение № 8)

  • Памятка «Что лучше - жевачка или зубная щётка?»
  • Папка-передвижка «Культурно-гигиенические навыки нашей группы»

3 этап. Заключительный:

Содержание:

  • Подведение итогов работы по теме проекта,
  • презентация проекта

План мероприятий:

  • Анкетирование родителей на тему «Чему научился Ваш ребёнок?»
  • Презентация проекта для педагогов ДОУ
  • Обмен опытом по теме

6.  СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Издательство «Мозаика-Синтез»,  2006.
  2. Богина Т.Л. , Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду: Кн.для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 1987.- 95 с.: ил.
  3. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет: Кн. для работников дошк. учреждений / Е.М. Белостоцкая, Т.Ф. Виноградова, Л.Я. Каневская, В.И. Теленчи; Сост. В.И. Теленчи.- М.: Просвещение, 1987.- 143 с.: ил.
  4.  Программа воспитания и обучения  детском саду /Под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Мозаика-Синтез, 2005.- 208 с.
  5. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.- 304 с.
  6. Корнеичева Е.Е., Грачёва Н.И., Максимова Т.В. Планирование внеучебной деятельности с детьми в режиме дня. Вторая младшая группа. Учебно-методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2010.- 320 с.
  7. Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Волгоград: издательство «Учитель», 2009.
  8. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007.
  9. Смирнова Т. Собираем куклу на прогулку.// Дошкольное образование. – 2008-№10.  С.53-59
  10.  Смирнова Е.Т. Гигиенические основы воспитания в дошкольных учреждениях. Изд. 2-е, испр. и доп. М., «Просвещение», 1973.- 239 с. с илл. (Б-ка воспитателя детского сада).

Приложение№1

Примерный перечень художественных произведений

для чтения детям 2 младшей группы по реализации педагогического проекта «Неболейка» по теме «Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников».

1

Аким Я.

«Неумейка»

2

Александрова З.

«Мой мишка»,

«Купание»

«Что взяла — клади на место!»

3

Барто А.

«Девочка чумазая»,

«Лошадка»

4

 Бардадым  В.

«Вот как Галю одевали»

5

 Бялковская С.

«Юля-чистюля»

6

Благинина Е.

«Алёнушка»,

«Как у нашей Ирки»,

 «Приходите, поглядите»

7

Демьянов И.

«Замарашка»

8

Дриз О.

«Ну и каша!»

9

Жанэ К.

«Братишки»

10

Забила Н.

«Я как мама не люблю в доме беспорядок»

11

Зайцев Г.

«Дружи с водой».

12

Капутикян С.

«Маша обедает»

«Кто скорее допьёт»,

«Хлюп-хлюп»,

«Пожалейте нас!»

13

Кондратьев А.

«Зеркало»

14

Куликова Р.

«Мыло»

15

Лагздынь Г.

«Лапки»,

«Солнце рано утречком»

«Куклу кормили?»,

«Просто объеденье!»,

«Одевали малыша»

16

Мошковская Э.

«Уши»

«Маша и каша»,

«Митя и рубашка»

17

Муравейка И.

«Я сама»

18

Маяковский В.

«Что такое хорошо, что такое плохо»

19

Прокофьева С.

«Про непослушные ручки и ножки»

«Сказка про башмачки»

20

Павлова Н.

«Чьи башмачки»

21

Сеф Р.

«Мыло»

22

Токмакова И.

«Гном»

«Ай да суп!»

23

Успенский Э.

«Мальчик стричься не желает»

24

Чуковский К.

«Мойдодыр»,

«Федорино горе»

25

Шибаев А.

«Подружки»

26

потешки

«Водичка, водичка»

«Теплою водою»,

«Уж я Танюшечке пирог испеку»

«Ножками потопали»,

«Уж я косу заплету»

«Где мой пальчик?»

«Мне уже четыре года» (фольклор)

«Завяжу потуже шарф»

Приложение №3

Примерные темы бесед по проекту «Неболейка»

Темы: «Формирование основ ЗОЖ»,

«Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников»

Тема беседы

Программное содержание

«Вкусно и полезно»

Учить детей понимать, что фрукты и овощи содержат огромное количество витаминов. Их полезно есть каждый день, но нельзя есть немытые и неспелые овощи и фрукты.

«Наши зубки»

Познакомить детей с понятием «гигиена полости рта», рассказать о важности содержания ротовой полости в чистоте, полоскании рта после еды и ежедневной чистке зубов.

«Крепкие-крепкие зубы»

Формировать у детей умение правильно чистить зубы, пользоваться зубной щёткой. Убедить детей в необходимости регулярно чистить зубы, утром и вечером, а после каждого приёма пищи – полоскать рот водой. Рассказать о том, почему нельзя одновременно есть горячую и холодную пищу, разгрызать орехи зубами.

«Злой насморк»

Развивать умение детей пользоваться носовым платком, содержать его в чистоте, вовремя обращаться за помощью к взрослым

«Давайте не болеть!»

Подводить детей к пониманию того, что здоровье человека нужно беречь и укреплять. Формировать привычки ЗОЖ, понимать смысл слова «болезнь», их собственного опыта делиться впечатлениями о том, что болезнь – это плохо.

«У Степашки заболело горло»

Дать детям представление о болезни и здоровье, о том, что нужно делать, чтобы сохранить своё здоровье (не есть холодную пищу из холодильника, не брать в рот снег и сосульки)

«В гостях у Мойдодыра»

Рассказать детям о важности быть чистым и опрятным. Продолжать учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть лицо, руки, насухо вытираться индивидуальным полотенцем после умывания

«Да здравствует мыло душистое»

Продолжать учить детей правильно пользоваться мылом, мыть руки с мылом после посещения туалета, прогулки, перед едой.

«Чебурашка промочил ноги»

Учить детей заботиться о своём здоровье. Подводить к пониманию того, что в весенние тёплые деньки легко промочить ноги и простудиться. Учить детей обходить лужи, мокрый снег, ручейки

«Филя простудился»

Формировать у детей представления о простудных заболеваниях, о правилах их предупреждения, о том, как нужно вести себя во время болезни и в период выздоровления

«Рости, коса до пояса»

Развивать умение детей пользоваться индивидуальной расчёской, контролировать свой внешний вид с помощью зеркала

«Физкультура и здоровье»

Формировать у детей знания о пользе занятий по физической культуре, о пользе зарядки. Продолжать работу по укреплению и охране здоровья детей

«Здоровье в порядке – спасибо зарядке»

Воспитывать интерес к занятиям физическими упражнениями. Подводить детей к пониманию зависимости между занятиями физическими упражнениями и здоровьем

«Будем вежливы»

Учить детей употреблять в речи вежливые слова, здороваться, прощаться, благодарить за оказанную услугу, помощь.

«Если мне нужна помощь»

Формировать у детей навыки культурного поведения, умение обращаться за помощью к взрослому, использовать при этом вежливые слова

«Мама зайчиха учит зайчонка есть правильно и красиво»

Продолжать учить детей правильно сидеть за столом, есть аккуратно разнообразную пищу, правильно пользоваться салфеткой. Рассказать о том, что после использования салфетку нельзя бросать на пол или на стол, а необходимо положить на свою тарелку

«Как Мишка одевался на прогулку»

Формировать у детей навыки одеваться самостоятельно, учить их действовать не торопясь, аккуратно, соблюдать правила надевания предметов одежды, при необходимости обращаться за помощью к воспитателю

«Маша – растеряша»

Продолжать формировать бережное отношение к своим вещам. Закрепить понимание того, что вещи необходимо содержать в порядке, хранить их в шкафу

«Делу время, потехе час»

Актуализировать представления детей о труде, трудовых операциях. Формировать представления об активном отдыхе, о празднике, о культуре отдыха


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет в ДОУ «Педагогическое руководство сюжетно – ролевой игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников?»

В презентации представлен вариант использования ИКТ и технологии творческой мастерской на педагогическом совете в ДОУ, разработанный старшим воспитателем ГБДОУ д/с №14 Пушкинского района СПб. Цель пе...

Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»

Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»...

Отличие педагогического взаимодействия в традиционном педагогическом процессе ДОО и педагогическом процессе, строящемся на основе технологии сопровождения.

Примеры взаимодействия педагога с детьми иллюстрирующие отличия традиционного педагогического процесса и педагогического процесса построенного на принципахсопровождения и поддержки....

Выступление на педагогических чтениях по теме: «Применение в моей педагогической практике педагогических идей К.Д. Ушинского»

Я принимала участие в педагогических чтениях по К.Д. Ушинскому в нашем Семилукском районе 23 ноября 2018 года. Хотелось бы поделиться опытом своей работы....

Фестиваль педагогического мастерства - 2020 Педагогическое эссе "Мое педагогическое послание профессиональному сообществу."

Я воспитатель! Этим я горжусь.И в этой жизни делаю немалоЯ за ручонку детскую держусьИ в мир веду, чтоб им спокойней сталоУчу детей быть добрыми простымиИ делать мир прекрасней с каждым днем.Что бы к ...


 

Комментарии