Образовательный проект "От движения - к достижениям!"
проект на тему
Проект расчитан на специалистов и педагогов ДОУ. В основу его была положена система упражнений образовательной кинезиологии ("Гимнастика мозга" П.Деннисона). К проекту прилагаются практические материалы, использованные в ходе его реализации (программа клуба, система упражнений и т.п.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ot_dvizheniya_-k_dostizheniyam.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательный проект "От движения – к достижениям!"
Автор: Ойцева Лариса Геннадьевна, учитель-логопед НРМ ДОБУ «Детский сад комбинированного вида «Солнышко»
Тип проекта:
– По доминирующей деятельности - информационно-практико-ориентированный;
– По числу участников - групповой (дети трех возрастных групп, родителей, педагогов;
– По времени проведения - долгосрочный;
– По характеру контактов – внутренний ( дошкольное учреждения в контакте с семьей).
Актуальность темы.
Многие уверены, что мышление и учение сосредоточено лишь в голове. Напротив, наше тело играет объединяющую роль во всех интеллектуальных процессах, начиная с раннего детства и до глубокой старости. Важнейшая роль тела в процессе учения уже отчётливо доказана многими научными исследованиями. Чем подробнее учёные рассматривают сложные связи, существующие между мозгом и телом, тем отчётливее выявляется главное: движение необходимо для учения. Движение пробуждает и активизирует многие умственные способности. Учение требует овладения навыками, а навыки любого вида связаны с освоением движения мышц. Все наши умения – это часть работы мышц, играющих важнейшую роль в развитии навыков человека. Последние исследования доказывают: движение приносит непосредственную пользу работе головного мозга и нервной системе. Мышечная активность, особенно координированные движения, стимулируют продукцию нейротропинов, природных веществ, отвечающих за рост нервных клеток и увеличивающих число нервных связей в мозге.
Так называемая Гимнастика Мозга, упражнения которой активизируют полноценную деятельность ума и тела, помогают управлять своей эмоциональной, физической и умственной жизнью. Эти интегрирующие упражнения пробуждают систему "интеллект-тело" и приводят её в готовность к обучению. Гимнастика мозга была разработана более сорока лет назад, американским психологом П.Деннисоном. В начале 90-х годов прошлого века совместно с доктором Г.Деннисоном была создана программа «Гимнастика Мозга», посвященная естественному развитию человека и методике активации созданных природой механизмов работы мозга посредством физических движений тела.
Пол и Гейл Деннисоны увидели огромный потенциал, заложенный в физические движения и который можно использовать для развития человека. Ими были выявлены два типа движений:
- первый тип – это движение, пересекающее среднюю линию тела. Эти движения наиболее полно объединяют мысль и движение, активизируют естественные механизмы нашего тела, и в десятки раз ускоряют передачу информации, способствуя оптимизации работы нервной системы, открывая возможность непроизвольности, непосредственности психофизических функций и обеспечивая легкость обучения.
- второй тип – это одностороннее движение тела. Эти движения наоборот способствуют разъединению мысли и движения. Они требуют напряженной работы ума, приложение значительных усилий и затрат энергии тела и мозга. Этот тип движения приводит к статическому поведению, требующему сосредоточения и концентрации сознания, а также к стрессу.
Исследования, проведенные авторами, позволили им создать программу «Гимнастика Мозга», в которой они представили ряд упражнений, направленных на активацию механизма объединения движения и мысли.
Каждое из упражнений для мозга, способствует возбуждению определенного его участка и механизма объединения мысли и движения. В результате этого, новое учение становится более естественным и лучше запоминаемым. Помимо этого упражнения для мозга способствуют развитию координации движений и психофизических функций.
Особенно эффективными оказались упражнения в отношении детей, диагностированных как "неспособных к обучению". В 1987 г. результаты ГМ (гимнастики мозга) были оценены экспериментально. В этом эксперименте принимали участие 19 учеников специальной школы. Каждый ученик делал упражнения ГМ по 10-15 минут ежедневно. Показатели прогресса учеников за 1 год таковы, что их успеваемость повысилась на 50%. Значительно повысилась способность учащихся концентрироваться на выполняемом задании.
На протяжении нескольких лет мы отмечали в нашем образовательном учреждении достаточное количество детей с системными речевыми нарушениями (до 35% детей среди средней, старшей и подготовительной групп).У детей с нарушениями речи (особенно с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи, на фоне дислалии или дизартрии) в физическом статусе отмечались: отставание в физическом развитии (как правило, это общая физическая слабость, двигательная недостаточность, проявляющаяся в нарушении равновесия и координации движений).
В неврологическом статусе могли наблюдаться: микросимптомы с неярко выраженными парезами, гиперкинезами, синкинезиями в мимической и речевой мускулатуре, изменения мышечного тонуса, ассиметрия лица, рта и т.п.
В психологическом статусе иногда выявлялись нарушения эмоционально-волевой сферы, что проявляется в повышенной возбудимости, чрезмерной чувствительности ко всем внешним раздражителям. У одних детей могут отмечаться беспокойство, расторможенность, суетливость; у других, напротив, будет проявляться вялость пассивность, двигательная заторможенность. Для них характерны повышенная утомляемость, низкая работоспособность, неустойчивое, рассеянное внимание, трудности в переключении, ослабленная память, низкий интеллектуально-познавательный уровень. Комплексная медико-педагогическая характеристика детей наглядно показывает симптомы как интеллектуальных, так и физических (телесных) трудностей, которые с течением времени сами по себе не проходят. Учитывая то, что в старшем дошкольном возрасте дети находятся на пороге школьного обучения, где им предстоят еще более усиленные нагрузки, говорить о полноценном психо-физическом состоянии детей не приходится.
В настоящем проекте мы предположили, что использование упражнений специальной «образовательной кинезиологии» (Гимнастики мозга) в системе коррекционно-развивающего процесса в ДОУ, на протяжении одного учебного года будет способствовать нивелированию указанных выше трудностей у дошкольников, что будет являться для них профилактикой нарушений чтения и письма в школе.
Проект разработан на основе научно-теоретических положений (А.Р.Лурия, А.Н.Берштейна, П.Деннисона) и практических направлений ряда разработок и программ (С.В.Коноваленко, А.Л.Сиротюк). В основе проекта лежит также опыт работы логопедического пункта ДОУ и практические исследования в области нейропсихологии, кинезиологии (Цветкова,Семенович). Проект раскрывает формы работы и особенности ее организации, а также психолого-педагогические условия обучения и воспитания дошкольников, соблюдение которых способствует успешной реализации педагогического проекта в рамках ДОУ.
Цель:
Укрепление и сохранение психофизического здоровья ребенка с нарушением речи, через внедрение в практику работы ДОУ системы упражнений образовательной кинезиологии («Гимнастика мозга»).
Задачи:
- Апробировать на практике содержание воспитательно-образовательной работы с включением комплекса двигательных мероприятий по психофизическому оздоровлению детей;
- Способствовать развитию у детей активной речевой деятельности, интеллектуальных умений, саморегуляции и элементарного самоконтроля своих действий;
- Содействовать взаимному сотрудничеству с педагогами и семьями воспитанников, через организацию детско-родительского клуба «От движения – к достижениям!»
- Создать необходимые условий для свободной адаптации детей к школе (профилактика нарушений чтения и письма, бесконфликтного общения со сверстниками и взрослыми).
Адресная направленность.
Данный проект рассчитан на воспитанников трех возрастных групп детского сада ( от средней до подготовительной), родителей, педагогов образовательного учреждения, учителей – логопедов, практических психологов, инструкторов по физической культуре, педагогов дополнительного образования.
Принципы реализации проекта:
- Принцип гуманизации: во главу проекта поставлена забота о психофизическом здоровье и безопасности ребенка.
- Принцип позитивной направленности действий;.
- Принцип дифференцированного подхода к каждому ребенку, учет его индивидуальных личностных и психологических особенностей;
- Принцип от частного к целому;
- Принцип учета «зоны ближайшего развития» детей;
- Принцип развивающего характера обучения, основанного на детской активности и инициативности;
- Принцип научности, доступности и комплексности материала;
- Принцип наглядности;
- Принцип баланса интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок, соразмерных возрасту;
- Принцип профессиональной компетентности педагогов;
- Принцип системности, предполагающий координированную деятельность всех специалистов ДОУ;
Принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
Предполагаемый результат:
- Стабилизация и улучшение эмоционального состояния детей, их психофизическое оздоровление;
- Развитие познавательных способностей (внимания, памяти, мышления, речи, восприятия, воображения);
- Улучшение состояния двигательной активности, общей, мелкой и артикуляционной моторики дошкольников;
- Формирование у детей продуктивных коммуникативных навыков сотрудничества, необходимых для успешного протекания процесса обучения в общении со сверстниками, педагогами и родителями;
- Формирование у детей самосознания и адекватной самооценки;
- Адаптация детей подготовительной группы к школе;
- Приобретение педагогами и родителями опыта взаимного сотрудничества, самостоятельного выбора творческо-исследовательской деятельности, оценки и самооценки полученных результатов.
- Создание комплекса мероприятий воспитательно-образовательного процесса ДОУ, направленного на укрепление и сохранение психофизического здоровья ребенка с нарушением речи.
Условия реализации.
Условиями реализации предложенного нами педагогического проектирования являются их следующие аспекты:
- организация предметно-развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника с системным нарушением речи, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям.
- Осуществление коммуникативной основы взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками как аспект творческого и личностного развития ребенка при регулярной включенности «гимнастики мозга» в образовательный процесс ДОУ и семьи;
- создание единого пространства для ценностного сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы системного нарушения речи, форм и методов обеспечения социальной успешности, сохранение и укрепление психо-физического здоровья детей;
- включение в педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с детьми, родителями и педагогами ДОУ.
Основные средства:
- Обогащение предметно-развивающей среды.
- Информирование педагогов и родителей о задачах и содержании проекта;
- Вовлечение педагогов, родителей и детей в совместную работу над проектом;
- Подготовка оборудования, материалов и инструментов;
Вышеперечисленные формы и средства были включены в целостный педагогический процесс.
Содержание проекта.
Основные этапы проекта:
Первый этап – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ (поисково-теоретический) – посвящен изучению и анализу научной, психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме. Были определены методология и методики исследования, понятийный аппарат, проблема, объект, предмет, задачи, методы и гипотеза, подобран необходимый диагностический и практический инструментарий.
Второй этап – ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ (методико-аналитический)
- Диагностическое обследование дошкольников с системным нарушением речи; анализ полученных диагностических данных, анкетирование родителей;
- Составление, обсуждение поэтапного плана работы, анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;
- Создание банка идей для мероприятий с педагогами и родителями;
- Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса;
- Определение задач воспитательно-образовательного процесса;
- Планирование деятельности педагогов и специалистов (учителя-логопеда, психолога, инструктора ФИЗО, педагога дополнительного образования по ИЗО).
Третий этап – ПРАКТИЧЕСКИЙ (реализация системы мероприятий)
Процесс реализации проекта занимает около 9 месяцев. В течение этого времени, при ежедневном использовании комплекса и отдельных упражнений «гимнастики мозга», системы мероприятий клуба «От движения – к достижениям!» участники проекта систематически отмечают промежуточные изменения в собственном психофизическом состоянии.
Четвертый этап – АНАЛИТИЧЕСКИЙ
На данном этапе происходит подведение итогов и анализ результатов проекта. Осуществляется обработка и обобщение полученных данных, которые подтвердили гипотезу исследования (уточнение теоретических положений, обобщение и систематизация данных опытно-экспериментальной работы, анализ результатов исследования, уточнение выводов, оформление материалов). В конце этого этапа происходит распространение опыта реализуемого проекта (презентация проекта).
Презентация проекта происходит:
- на уровне образовательного учреждения с результатами реализации (педагогический совет и родительские собрания);
- на муниципальном уровне (методическое объединение учителей-логопедов и психологов);
- на региональном уровне;
- на всероссийском уровне (образовательные порталы интернет-сообществ).
Формы работы с детьми:
- Индивидуальная диагностика (Результаты диагностики используются в индивидуальном подходе к ребенку с нарушением речи, в консультировании родителей и педагогов).
- Организованная образовательная деятельность с детьми в группах;
- Индивидуально-подгрупповая деятельность совместно с детьми, родителями и педагогами (в клубе «От движения – к достижениям!»).
- Система коррекционно-развивающих занятий с детьми;
Условия работы с детьми:
- Согласие и желание ребенка.
- Специальная подготовка педагога, его научно-творческий подход к проведению занятий.
Принципы работы с детьми:
- системность подачи материала,
- наглядность обучения,
- цикличность построения работы,
- доступность,
- проблемность,
- развивающий и воспитательный характер учебного материала.
С детьми мы использовали следующие виды работы:
- ежедневная групповая зарядка комплекса «Гимнастика мозга» в течение 15-20 мин.;
- включение отдельных упражнений на занятиях, в зависимости от их целей и задач (табл.1-приложение 1);
- зарядки-пятиминутки на снятие стресса и установления баланса перед занятиями специалистов (учитель-логопед, психолог, инструктор ФИЗО) (табл.2-приложение1)
- звуковая гимнастика и дыхательные упражнения (коррекционные занятия логопеда и психолога); (приложение2)
- диагностика (приложение 3)
- рисование двойных рисунков на бумаге (на песке - в летнее время) - педагог дополнительного образования по ИЗО, воспитатели.
- игры на адаптацию и установление коммуникативных контактов (педагог-психолог);
Работа с родителями воспитанников
Формы взаимодействия:
- Анкетирование, тестирование родителей;
- Семинары-практикумы, круглые столы, лекции, беседы, спортивные праздники, творческие конкурсы.
- Групповые занятия с использованием комплекса упражнений «Гимнастика мозга» совместно с детьми (клуб «От движения - к достижениям!»)
- Клубная деятельность;
- Индивидуальная консультативная работа;
- Родительские собрания с использованием результатов практических занятий с детьми.
Основные средства:
- Информирование родителей о задачах и содержании проекта;
- Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;
- Подготовка оборудования, материалов и инструментов;
- Обогащение предметно-развивающей среды.
Все вышеперечисленные формы и средства были включены в целостный педагогический процесс.
Работа с педагогами:
Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов, как организаторов разнообразных видов детской деятельности в применении образовательной кинезиологии.
Задачи:
– повысить уровень профессиональных знаний и навыков, создать условия для их переноса в практическую деятельность;
– способствовать развитию информационных, организаторских, коммуникативных и аналитических умений;
– способствовать развитию творческого потенциала педагогов;
– содействовать в формировании у педагогов потребности в профессиональном и личностном росте.
Психолого-педагогическое сопровождение представлено:
- Серией комплексных занятий, направленных на развитие эмоциональной, познавательной и речевой (лого-коррекционной работы) сферы детей;
- Системой мониторинга для отслеживания результатов работы;
- Созданием системы психолого-педагогической диагностики, которую может реализовать воспитатель;
- Комплексами психо-физических упражнений для развития артикуляционной, пальчиковой, общей моторики, дыхания и координации движений.
Список литературы:
- Грабенко Т.А., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптационные игры. – СПб, 2002.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке.
- Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб., 2006.
- Лебедева Л. Теоретические основы арттерапии.// Школьный психолог, 2006г. №3.
- Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знать правила движения - большое достижение! (сценарий развлечения по правилам дорожного движения)
Данное спортивное развлечение поможет дошкольникам закрепить знания по правилам дорожного движения....
"Знать правила движения - большое достижение!"
С дорожной азбукой и правилами безопасности на улицах ребенок знакомится очень рано – как только начинает топать ножками рядом с родителями по улицам, где совсем недавно его катали спящего в кол...
Программа детско-родительского клуба "От движения - к достижениям !"
В материале представлено планирование клубной деятельности с детьми и родителями в начальной школе. В основу деятельности клуба легли разработки П.Деннисона "Гимнастика мозга". Н...
Программа дополнительного образования дошкольников "Знать правила движения - большое достижение".
Формирование у детей сознательного и ответственного отношения к вопросу личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения....
Реализация Программы дополнительного образования дошкольников «Знать правила движения – большое достижение»
Занятия по ПДД "Дорожная азбука"....
Викторина по ПДД «Знать правила движения – большое достижение» для старших и подготовительных групп
Методическое пособие «Викторина по правилам дорожного движения «Знать правила движения – большое достижение» предназначено для воспитателей старших и подготовительных групп, Мо...
Программа дополнительного образования «Знать правила движения - большое достижение»
. Программа дополнительного образования «Знать правила движения - большое достижение» будет способствовать воспитанию полноценного и грамотного участника дорожного движения, формированию т...