Статья: "Пение - путь к здоровью!"
статья (старшая группа) на тему
В настоящей статье предлагается материал из опыта моей работы по развитию вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста с использованием здоровье-сберегающих технологий, которые направлены не только на эстетическое развитие детей, но и на укрепление их психического и физического здоровья средствами различных видов музыкальной деятельности, среди которых - почётное место занимает ПЕНИЕ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
penie_put_k_zdorovyu.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пение – путь к здоровью!
Обучение детей пению – очень важная и сложная задача. В процессе пения успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей:
- эмоциональная отзывчивость на музыку;
- ладовое чувство;
- музыкально-слуховые представления;
- чувство ритма.
Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углублённо переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности. При исполнении песен реализуются музыкальные потребности ребёнка, так как знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.
В последнее время многие педагоги используют достаточно сложный песенный репертуар на детских праздниках. В результате слышится крикливое, фальшивое исполнение песен, которое препятствует развитию музыкального слуха, эстетического вкуса и просто вредно для здоровья любого ребёнка. Так как , «голосовой аппарат очень хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка», отмечал Н.А. Метлов в своей книге «Музыка детям», - «голосовые связки тонкие, короткие, поэтому звук детского голоса высокий и очень слабый». Поэтому голосовые связки ребёнка требуют к себе бережного отношения.
Охране детского голоса я уделяю в своей работе огромное внимание. Для защиты певческих голосов на занятиях использую оздоровительные упражнения и игры.
Игры на развитие правильного звукообразования:
1.«Качели».
На этом упражнении дети учатся выполнять «глиссандо» — «скольжение». Во время пения «глиссандо» мы проговариваем «куда пошел звук» — вверх или вниз, без точного определения звуковысотности. Детям предлагается представить, как двигаются качели.
Дети могут показать, как двигаются качели — поочередно вверх и вниз. После этого каждому ребенку предлагается произнести любой звук или слово приемом «глиссандо». Например, слово «вверх» надо медленно произнести, начиная с низкого звука, а затем выше и выше.
Слово «вниз» произносится с высокого звука, постепенно понижая его. Затем разучиваются слова попевки, словно мы «качаемся на качелях». Голосом показывается, куда движутся качели — вверх или вниз.
Качели на веревочках Понравились девчоночкам, И мальчики довольны: Все покачались вволю.
2.«Ракета».
«Запускаем двигатель» на одном звуке: «У- у-у...», затем используется прием «глиссандо» вверх: «ракета взлетела».
Игры в упражнения для развития дыхания
1.«Веселый паровозик».
Детям дается установка: «Чей паровозик дольше проедет?». Предлагается сделать глубокий вдох носом. По знаку руководителя «паровозик едет»: «Чух-чух- чух...» так долго, на сколько хватит дыхания. Победит тот «паровозик», у которого дольше хватило дыхания.
2.«Воздушные шарики».
Детям предлагается «надуть воздушные шарики» (дыхание короткое, через нос). Сначала «надуваем шар», затем со звуком «тс-с-с...» - сдуваем», делая полный сброс воздуха. Для контроля нужно держать руку на животе.
3.«Сердитая муха».
Муха «жужжит над ухом»: «Дз-з-з...» на одном дыхании при усилении и ослаблении звука.
4.Исполнение скороговорки (например «Егорка»).
Скороговорка должна произноситься на одном выдохе, без дополнительного вдыхания воздуха:
Как на горке, на пригорке
Жили тридцать три Егорки,
Раз Егорка, два Егорка...
Чем больше «Егорок» сможет назвать - ребенок, тем больше у него объем легких.
Важно внимательно следить за осанкой детей во время пения (прямая спина, опора на пятки).
В работе с дошкольниками часто использую куклы из кукольного театра с открывающимся ротиком, на которых можно показывать, как правильно открывать рот («как кукла Катя», вниз, широко и свободно), преимущественно вертикально, это способствует округлению звука. Под влиянием эмоций, вызываемых игрой, ребёнок старается точно передать мелодию, текст, а, главное, то настроение, которое несёт в себе данная песня. Общее воодушевление в игре, радость исполнения активизируют робких, не решительных детей. Важно в каждом ребёнке поддерживать заинтересованность, помогать детям приобретать веру в себя, освобождаться от напряжения, стеснения.
Поскольку навыки пения усваиваются постепенно, к этим упражнениям, играм - я возвращаюсь на каждом занятии. Это способствует получению положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Пение как одно из средств коррекции заикания"
Практический опыт психокоррекционной работы средствами музыкального искусства, в частности пения, показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми, имеющими заикание....
Статья "Пение – один из основных видов музыкальной деятельности детей дошкольного возраста."
Статья о значении пения в музыкальном развитии дошкольников...
Проект "Здоровый образ жизни с детства – путь к здоровью навсегда"
Цель проекта: создание условий для формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста...
Конспект НОД по формированию здорового образа жизни в средней группе «Путь к здоровью»
Цель: формирование здорового образа жизниЗадачи: 1.обобщить знания детей о правилах личной гигиены, о сохранении своего здоровья; 2. учить детей заботиться о своем здоровье; 3. сов...
Проектирование и реализация эффективных путей укрепления здоровья ребенка через приобщение его к здоровому образу жизни
Проект региональной инновационной площадки ...
Статья "Пение и дети"
О пользе пения для детей...
Статья «Пение как вид активной музыкальной деятельности детей»
Уметь правильно интонировать музыкальные произведения....