Приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни
статья на тему

Усова Вера Витальевна

статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение детей и родителей  к здоровому образу жизни

в социально – культурных условиях города Заринска

Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ - это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.

Представители философско-социологического направления (П. А. Виноградов, Б. С. Ерасов, О. А. Мильштейн, В. А. Пономарчук, В. И. Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальный социальный аспект, составную часть жизни общества в целом.

В психолого-педагогическом направлении (Г. П. Аксёнов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Р. Дитлс, И. О. Мартынюк, Л. С. Кобелянская и др.) «здоровый образ жизни» рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной задачи — укрепление здоровья индивидуума.

 Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Вопросы охраны и защиты здоровья детей в настоящее время является первостепенной задачей государства. Главнейшим определяющим фактором здоровья считают разумный, осознанный выбор средств и действий для формирования здоровья и здорового образа жизни.

Ранний и дошкольный возраст – уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья. В дошкольном возрасте закладываются основы элементарной культуры здоровья, происходит становление здоровьесберегающей компетентности. Поэтому в этот период особенно важно определить пути развития интереса детей к укреплению своего здоровья, разработать педагогическую технологию приобщения дошкольников к здоровому образу жизни

Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной и в работе дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Вместе с тем, исследования современных педиатров, физиологов, психологов показывают, что основы здоровья дошкольника закладываются в семье. Семья является той сферой жизнедеятельности ребенка, в которой происходит его первичная социализация, складывается привычный образ жизни, отношение к духовным ценностям. Современная семья испытывает целый ряд социальных, педагогических проблем, которые прямо или косвенно влияют на все стороны развития ребенка, на его психологическое благополучие и физическое здоровье. Рост количества детских заболеваний связан не только с социально-экологической обстановкой, но и с самим образом жизни семьи ребенка, во многом зависящим от семейных традиций и характера двигательного режима.

Основное направление работы родителей и педагогов – вернуться к истинной ценности – здоровому образу жизни, привить ребёнку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, помочь ему выбрать только полезные, соответствующие  здоровью факторы и отказаться  от  вредных.

Все вышесказанное зависит от слияния трёх показателей: наследственность - окружающая среда - воспитание, причём воспитание является наиболее поддающимся изменению показателем.

Педагогическая технология приобщения дошкольников к здоровому образу жизни предполагает внимание взрослых к проблеме укрепления не только физического, но и психологического и социального здоровья детей дошкольного возраста. Технология образовательной работы с детьми по формированию навыков здорового образа жизни построена на основе: диагностики освоения культуры здоровья у дошкольников и членов их семей и учет этих результатов в педагогическом процессе  ОУ; изменение традиционной позиции воспитателей и родителей на позицию партнера, участника, помощника; взаимодействия всех субъектов педагогического процесса, в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни; создание здоровьесберегающей предметно – пространственной развивающей среды в ДОУ; реализации идей здорового образа жизни в семьях воспитанников.

Для вовлечения родителей в совместную с педагогами деятельность по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни мы использовали разные формы взаимодействия. Встречи-консультации с родителями на темы: «Вся семья вместе», «Чего хотят дети», «От чего зависит здоровье детей?», «Поступки людей глазами детей»;

Совместные игры с родителями и детьми: Веселые старты», «Вместе весело играть», « Здорово быть здоровыми», «Мы играем с мамой, мы играем с папой».

Для эмоционального сплочения родителей с детьми, развития умений взаимодействия родителей и детей, укрепления связей родителей и педагогов использовались совместные физкультурные занятия, проведение гимнастики «Гимнастика вместе с мамой и папой», совместные прогулки воспитателя с родителями «Мы гуляем».

Работа воспитателей дошкольного учреждения по воспитанию культуры здоровья дошкольников может проводиться на разном содержании-. Например, система народного оздоровления, современные технологии оздоровления дошкольников или театрализации как средство воспитания у детей культуры здоровья. Важно, чтобы это содержание включало интересные для детей формы организации, учитывало не только аспекты физического, но и психического здоровья, строилось на основе сотрудничества с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни»

Образовательный процесс в детском саду по приобщению к здоровому образу жизни...

Опыт работы старшего воспитателя МБДОУ№15 Кравченко Л.В.на тему «Совместно проведенные физкультурные праздники и досуги в детском саду как одна из форм приобщения детей и родителей к здоровому образу жизни"

Представляю свой опыт работы«Совместно проведенные физкультурные праздники и досуги в детском  саду как одна из форм приобщения детей и родителей к здоровому образу жизни"...

Развлечение в средней группе по приобщению детей и родителей к здоровому образу жизни

Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Это и понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, акти...

Проект по приобщению детей и родителей к здоровому образу жизни.

Что же такое здоровье? Здоровье - это нормальное состояние организма, когда все наши органы работают дружно, ритмично, согласованно между собой и окружающей средой....

Приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни.

Чтобы быть всегда здоровым,Нужно бегать и скакать.Больше спортом заниматься,И здоровым не скучать....

«Приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни»

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье...