ТУРИЗМ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья (старшая группа) на тему
Цель данной работы показать использование туризма в работе с дошкольниками детском саду и раскрыть, как он способствует повышению физической, функциональной подготовленности и индекса здоровья детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
turizm.docx | 32.68 КБ |
Предварительный просмотр:
ТУРИЗМ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Цель данной работы показать использование туризма в работе с дошкольниками детском саду и раскрыть, как он способствует повышению физической, функциональной подготовленности и индекса здоровья детей.
Самая главная цель туризма - это оздоровление детей и повышение их физической подготовки.
Основными содержательными целями туризма являются:
- Физическая активность – туризм идеально подходит для привлечения детей к занятиям физической культуры, чтобы дать им возможность самим понять преимущества регулярных занятий.
- Поддержка хорошего состояния здоровья. Поскольку хорошее физическое здоровье достигается за счёт активного образа жизни, туризм как ни какой другой вид деятельности дает эту уникальную возможность.
- Характер приключения – основным признаком туристского похода является неизвестность конечного результата именно это делают его интересным для ребенка. Ожидание самого похода и результата в процессе, повышение интереса к нему - стимулирует подготовку к походу.
В туризме можно использовать экскурсий, прогулки, прогулки – походы, туристские эстафеты, которые разрешат ряд задач:
• оздоровление детского организма,
• получение и усовершенствование двигательных навыков,
• развитие таких физических качеств как сила, ловкость, быстрота, выносливость,
• развития координационных способностей,
• развитие самостоятельности, чувство ответственности, отзывчивости, взаимовыручки и умения преодолевать трудности,
• познавательная сторона, такая как ознакомление с природой,
• воспитание бережного отношения и любовь к природе ,
Выявлено: что прогулки и экскурсии, в ходе которых дети пребывают на воздухе, благоприятно влияют на повышения сопротивляемости организма от воздействий внешней среды, удовлетворяют потребности в физической активности в ходе игр и самой прогулки, а также помогают решить воспитательные и познавательные задачи.
Основной отличительной чертой между обычными прогулками и прогулками-походами является то, что последние в целенаправленном развитии физических качеств, в насыщенной двигательной активности детей: около 80 % времени могут составлять циклические движения: ходьба, бег, ходьба на лыжах.
Основы детского туризма:
• диалогическая
• индивидуально-творческий
• личностно-деятельный
• целесообразности
• краеведческий
• единство педагогического влияния, воспитательного процесса – целостности.
Основные формы туризма:
• прогулки,
• походы,
• экскурсии,
• туристские соревнования,
• путешествия.
• слеты.
Под туриститеской прогулкой понимается непродолжительный по времени (1-4 часа) групповой выход с активным способом передвижения по территории населенного пункта или в его окрестностях в целях отдыха и познания.
Туристическая экскурсия - это посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т. п.; поездка или прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью.
Туристический поход – это поход группы по определенному маршруту активным способом передвижения. Цель такого похода познания, физическое развитие, выполнение общественно-полезной и краеведческой работы в пути, спортивно-туристские нормативы или просто содержательный отдых.
К спортивному содержанию похода относятся:
• естественные препятствия (например: верёвочные переправы, подъёмы, спуски, длина переходов, общий километраж похода),
• ориентирование на незнакомой местности по компасу и карте,
• автономное жизнеобеспечение,
• туристско-краеведческая работа.
Существует несколько видов упражнений включенных в физическое воспитание:
1) гимнастика;
2) подвижными и спортивными игры;
3) спортивные упражнения;
4) простейшим туризмом (например: походы)
Указанные физические упражнения реализуются в учебной работе, проводимой в виде физкультурных занятий; физкультурно-оздоровительной работе в режиме дня.
К ней могут относятся:
- утренняя гимнастика,
- физкультминутки,
- гимнастика после дневного сна,
- подвижные игры и физические упражнения на прогулках,
- в самостоятельной двигательной деятельности, протекающей под наблюдением педагога, в работе с семьей, в активном отдыхе, проводимом в виде физкультурных досугов, праздников, дней здоровья, походы выходного дня.
ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОХОД ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ
«МЫ ТУРИСТЫ»
Цель: Способствовать физическому развитию, приобщать к основам здорового образа жизни.
Задачи:
- Развивать интерес к туристической деятельности, здоровому образу жизни.
- Повысить физическую тренированность, выносливость организма.
- Развивать активность, самостоятельность и инициативу в действиях.
- Воспитывать любовь и эстетическое отношение к природе.
Предварительная работа:
• Беседа с детьми о туристах.
• Рассматривание плакатов, рисунков с изображением туристов.
• Создание карты – маршрута.
• Беседа о правилах поведения в лесу, бережном отношении к природе.
• Разучивание туристических загадок.
• Сообщение родителям о предстоящем походе.
Оборудование: карта маршрута, кегли, «кочки» (дощечки), мешочки с песком, инвентарь для эстафет.
Маршрут организован в лес, по заранее проверенному пути.
Ход мероприятия
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в туристический поход. На нашем пути нас ждет много интересного. И чтобы справится со всеми препятствиями, нужно быть внимательными, дружными и смелыми, помогать друг другу. А не заблудится в лесу нам поможет карта маршрута. (Рассматривание, определение пути)
Пункт маршрута: «Переправа»
Полоса препятствий. Следить за тем, чтобы дети выполняли задание по очереди, не толкаясь, и не обгоняя друг друга.
1.«С кочки на кочку»
2. «Пройди по бревну»
3. Бег змейкой
4. Метание в цель
Все справились с заданием. Молодцы! Давайте сверимся с картой и посмотрим, куда нам двигаться дальше.
Пункт маршрута: «Лесная полянка»
Игра «Самый внимательный»
Заранее на поляне маскируются предметы (кегли). Детям дается задание их отыскать.
Туристические загадки:
Два ремня висят на мне,
Есть карманы на спине.
А в поход пойдешь со мной –
Я повисну за спиной.
(Рюкзак)
Этот дом в поход берут,
На спине его несут.
(Палатка)
Он в походе очень нужен,
Он с кострами очень дружен.
Можно в нем уху сварить,
Чай и кофе вскипятить.
(Котелок)
В кармане моем –
замечательный друг:
Он знает, где север, и знает, где юг.
(Компас)
На привале нам помог:
Суп варил, картошку пёк.
Для похода он хорош,
Да с собой не понесёшь.
(Костер)
Воспитатель: А сейчас я предлагаю разделиться на команды и поиграть.
Дети и родители делятся на команды, придумывают название команды.
Эстафеты:
«Собери рюкзак» (собрать снаряжение для похода)
«Разожги костёр» (участник стартует с поленом и переносит его на площадку, отведённую под костёр)
«Готовим обед» (поварешкой перенести муляжи овощей в котел)
«Очисти полянку» (собрать мусор в пакет)
Построение. Подведение итогов эстафет. Награждение.
Свободная деятельность. Сбор шишек и листьев для поделок.
Возвращение в детский сад.
Список используемой литературы:
- Бочарова Н. И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста: пособие для родителей и воспитателей. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аркти, 2003. – 194 с.
- Бочарова Н. И. Туристские прогулки в детском саду: пособие для практ. работников дошк. образоват. учреждений. – М.: Аркти, 2004. – 115 с.
- Голицина Н. С. Физкультурный калейдоскоп для дошкольников»Москва 2008.С.55-61.
- Горбатенко О. Ф. «Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ» Волгоград «Учитель» 2007 с. 136 – 146.
- Завьялова Т. П. Работаем по программе «Туристята» // Информационный вестник ЦДЮТ «Турвест», № 8, 2002 Тюмень С.40-51.
- Завьялова Т. П. Туризм в детском саду: новые возможности, новые решения: учеб. – метод. пособие / Тюмен. гос. ун-т. – Тюмень, 2006. – 263 с.
- Рунова М.А. Движение день за днем. Двигательная активность - источник здоровья детей. (Комплексы физических упражнений и игр для детей 5-7 лет с использованием вариативной физкультурно-игровой среды). Методические рекомендации для воспитателей ГОУ и родителей. - М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2007
- Хабарова Т.В. Журнал «Дошкольная педагогика»№ 3, 2010г. -Модель двигательного режима, способствующего развитию двигательных способностей детей 5-7 лет в условиях ДОУ - СПб., Детство пресс,2010 -72 с.
- Яриго Л.А. Журнал «Дошкольная педагогика»№ 4, 2010г. - Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста - СПб., Детство пресс,2010 - 72 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Место родителей в системе физического воспитания дошкольников.
Краткая консультация для родителей на тему: физкультуры и спорта....
ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Зачастую педагоги ошибочно используют понятия "личностный подход", "индивидуальный подход", "дифференцированный подход" как синонимы. Уточним сущность указанных понятий."Личностный подход"...
Развитие речи детей в общей системе физического воспитания дошкольников. Консультация для родителей и воспитателей.
Среди многих факторов, которые оказывают влияние на состояние здоровья детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает особое место. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движе...
Общеразвивающие упражнения в системе физического воспитания дошкольников
Сборник "Вопросы социализации, воспитания, образования детей и молодежи". Статья "Общеразвивающие упражнения в системе физического воспитания дошкольников" стр. 262...
Координационные способности в системе физического воспитания дошкольников
Статья в сборнике "Вопросы социализации, воспитания, образования детей и молодежи" выпуск 9...
Статья "Модернизация системы физического воспитания дошкольников"
С каждым годом все больше внимания уделяется здоровому образу жизни, развитию физической культуры и спорта в РФ. В данной статье рассказывается о нормативных документах, на которые стоит обратить вним...
Использование элементов тимбилдинга в системе физического воспитания дошкольников.
Тимбилдинг, как инновационная форма проведения детских спортивно-массовых мероприятий.В своей профессиональной практической деятельности, отметила, что многие дети старшего дошкольного возраста при пр...