ТУРИЗМ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья (старшая группа) на тему

Харахнина Светлана Александровна

Цель данной работы   показать использование туризма в работе с дошкольниками детском саду и  раскрыть, как он  способствует повышению физической, функциональной подготовленности и индекса здоровья детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл turizm.docx32.68 КБ

Предварительный просмотр:

ТУРИЗМ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Цель данной работы   показать использование туризма в работе с дошкольниками детском саду и  раскрыть, как он  способствует повышению физической, функциональной подготовленности и индекса здоровья детей.

Самая главная цель туризма - это оздоровление детей и повышение их физической подготовки.

Основными содержательными целями туризма являются: 

  • Физическая активность – туризм идеально подходит для привлечения детей  к занятиям  физической культуры, чтобы дать им возможность самим понять преимущества регулярных занятий.
  • Поддержка хорошего состояния здоровья. Поскольку хорошее физическое здоровье достигается за счёт активного образа жизни, туризм как ни какой другой вид деятельности дает эту уникальную возможность.
  • Характер приключения – основным признаком туристского похода является неизвестность конечного результата именно это делают его интересным для ребенка. Ожидание самого похода и результата в процессе, повышение  интереса к нему - стимулирует  подготовку к походу.

В туризме можно использовать экскурсий, прогулки, прогулки – походы, туристские эстафеты, которые разрешат ряд задач:

•        оздоровление детского организма,

•        получение и усовершенствование двигательных навыков,

•        развитие таких физических качеств  как сила, ловкость, быстрота, выносливость,

•        развития координационных способностей,

•        развитие самостоятельности, чувство ответственности, отзывчивости, взаимовыручки и умения преодолевать трудности,

•        познавательная сторона, такая как ознакомление с природой,

•        воспитание бережного отношения и любовь к природе ,

Выявлено: что прогулки и экскурсии, в ходе которых дети  пребывают на воздухе, благоприятно влияют на повышения сопротивляемости организма от воздействий внешней среды, удовлетворяют потребности в физической активности в ходе игр и самой прогулки, а также помогают решить воспитательные и познавательные задачи.

Основной отличительной чертой между обычными прогулками и прогулками-походами является то, что последние в целенаправленном развитии физических качеств, в насыщенной двигательной активности детей: около 80 % времени могут составлять циклические движения: ходьба, бег, ходьба на лыжах.

Основы детского туризма:

•        диалогическая

•        индивидуально-творческий

•        личностно-деятельный

•        целесообразности

•        краеведческий

•        единство педагогического влияния, воспитательного процесса – целостности.

Основные формы туризма:

•        прогулки,

•         походы,

•        экскурсии,

•        туристские соревнования,

•        путешествия.

•        слеты.

Под туриститеской прогулкой понимается непродолжительный по времени (1-4 часа) групповой выход с активным способом передвижения по территории населенного пункта или в его окрестностях в целях отдыха и познания.

Туристическая экскурсия - это посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т. п.; поездка или прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью.

Туристический поход – это поход группы по определенному маршруту активным способом передвижения. Цель такого похода познания, физическое развитие, выполнение общественно-полезной и краеведческой работы в пути, спортивно-туристские нормативы или просто содержательный отдых.      

К спортивному содержанию похода относятся:

•        естественные препятствия (например: верёвочные переправы, подъёмы, спуски, длина переходов, общий километраж похода),

•        ориентирование на незнакомой местности по компасу и карте,

•        автономное жизнеобеспечение,

•        туристско-краеведческая работа.

Существует несколько видов упражнений включенных в физическое воспитание:

1)        гимнастика;

2)        подвижными и спортивными игры;

3)        спортивные упражнения;

4)        простейшим туризмом (например: походы)

Указанные физические упражнения реализуются в учебной работе, проводимой в виде физкультурных занятий; физкультурно-оздоровительной работе в режиме дня.

 К ней могут относятся:

 - утренняя гимнастика,

- физкультминутки,

- гимнастика после дневного сна,

- подвижные игры и физические упражнения на прогулках,

- в самостоятельной двигательной деятельности, протекающей под наблюдением педагога, в работе с семьей, в активном отдыхе, проводимом в виде физкультурных досугов, праздников, дней здоровья, походы выходного дня.

ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОХОД ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ

«МЫ ТУРИСТЫ»

Цель: Способствовать физическому развитию, приобщать к  основам здорового образа жизни.

Задачи:

- Развивать интерес к туристической деятельности, здоровому образу жизни.

- Повысить физическую тренированность, выносливость организма.

- Развивать активность, самостоятельность и инициативу в действиях.

- Воспитывать любовь и эстетическое отношение к природе.

Предварительная работа:

• Беседа с детьми о туристах.

• Рассматривание  плакатов, рисунков с изображением туристов.

• Создание карты – маршрута.

• Беседа о правилах поведения в лесу, бережном отношении к природе.

• Разучивание туристических загадок.

• Сообщение родителям о предстоящем походе.

Оборудование: карта маршрута, кегли, «кочки» (дощечки), мешочки с песком, инвентарь для эстафет.

Маршрут организован в лес, по заранее проверенному пути.

Ход мероприятия

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в туристический поход. На нашем пути нас ждет много интересного. И чтобы справится со всеми  препятствиями, нужно быть внимательными, дружными и смелыми, помогать друг другу.  А не заблудится в лесу нам поможет карта маршрута.  (Рассматривание, определение пути)

Пункт маршрута: «Переправа»

Полоса препятствий. Следить за тем, чтобы дети выполняли задание по очереди, не толкаясь, и не обгоняя друг друга.

 1.«С кочки на кочку»

2. «Пройди по бревну»

3. Бег змейкой

4. Метание в цель

Все справились с заданием. Молодцы! Давайте сверимся с картой и посмотрим, куда нам двигаться дальше.

Пункт маршрута: «Лесная полянка»

Игра «Самый внимательный»

Заранее на поляне маскируются предметы (кегли). Детям дается задание их отыскать.

Туристические загадки:

Два ремня висят на мне,

Есть карманы на спине.

А в поход пойдешь со мной –

Я повисну за спиной.

(Рюкзак)

Этот дом в поход берут,

На спине его несут.

(Палатка)

Он в походе очень нужен,

Он с кострами очень дружен.

Можно в нем уху сварить,

Чай и кофе вскипятить.

(Котелок)

В кармане моем –

замечательный друг:

Он знает, где север, и знает, где юг.

(Компас)

На привале нам помог:

Суп варил, картошку пёк.

Для похода он хорош,

Да с собой не понесёшь.

(Костер)

Воспитатель: А сейчас я предлагаю разделиться на команды и поиграть.

Дети и родители  делятся на команды, придумывают название команды.

Эстафеты:

«Собери рюкзак» (собрать снаряжение для похода)

«Разожги костёр» (участник стартует с поленом и переносит его на площадку, отведённую под костёр)

«Готовим обед» (поварешкой перенести муляжи овощей в котел)

«Очисти полянку» (собрать мусор в пакет)

Построение. Подведение итогов эстафет. Награждение.

Свободная деятельность. Сбор шишек и листьев для поделок.

Возвращение в детский сад.

Список используемой литературы:

  1. Бочарова Н. И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста: пособие для родителей и воспитателей. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аркти, 2003. – 194 с.
  2. Бочарова Н. И. Туристские прогулки в детском саду: пособие для практ. работников дошк. образоват. учреждений. – М.: Аркти, 2004. – 115 с.
  3. Голицина Н. С.  Физкультурный калейдоскоп для дошкольников»Москва 2008.С.55-61.                                                                                                                                              
  4. Горбатенко О. Ф. «Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ»  Волгоград  «Учитель» 2007 с. 136 – 146.                                                                                                        
  5. Завьялова Т. П. Работаем по программе «Туристята» // Информационный вестник ЦДЮТ «Турвест», № 8, 2002 Тюмень С.40-51.      
  6. Завьялова Т. П. Туризм в детском саду: новые возможности, новые решения: учеб. – метод. пособие / Тюмен. гос. ун-т. – Тюмень, 2006. – 263 с.
  7. Рунова М.А. Движение день за днем. Двигательная активность - источник здоровья детей. (Комплексы физических упражнений и игр для детей 5-7 лет с использованием вариативной физкультурно-игровой среды). Методические рекомендации для воспитателей ГОУ и родителей. - М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2007
  8. Хабарова Т.В. Журнал «Дошкольная педагогика»№ 3, 2010г. -Модель двигательного режима, способствующего развитию двигательных способностей детей 5-7 лет в условиях ДОУ - СПб., Детство пресс,2010 -72 с.
  9. Яриго Л.А. Журнал «Дошкольная педагогика»№ 4, 2010г. - Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста - СПб., Детство пресс,2010 - 72 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Место родителей в системе физического воспитания дошкольников.

Краткая консультация для родителей на тему: физкультуры и спорта....

ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Зачастую педагоги ошибочно используют понятия "личностный подход", "индивидуальный подход", "дифференцированный подход" как синонимы. Уточним сущность указанных понятий."Личностный подход"...

Развитие речи детей в общей системе физического воспитания дошкольников. Консультация для родителей и воспитателей.

Среди многих факторов, которые оказывают влияние на состояние здоровья детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает особое место. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движе...

Общеразвивающие упражнения в системе физического воспитания дошкольников

Сборник "Вопросы социализации, воспитания, образования детей и молодежи". Статья "Общеразвивающие упражнения в системе физического воспитания дошкольников" стр. 262...

Координационные способности в системе физического воспитания дошкольников

Статья в сборнике "Вопросы социализации, воспитания, образования детей и молодежи" выпуск 9...

Статья "Модернизация системы физического воспитания дошкольников"

С каждым годом все больше внимания уделяется здоровому образу жизни, развитию физической культуры и спорта в РФ. В данной статье рассказывается о нормативных документах, на которые стоит обратить вним...

Использование элементов тимбилдинга в системе физического воспитания дошкольников.

Тимбилдинг, как инновационная форма проведения детских спортивно-массовых мероприятий.В своей профессиональной практической деятельности, отметила, что многие дети старшего дошкольного возраста при пр...