«В здоровом теле – здоровый дух!»
картотека на тему

Матвеева Елена Борисовна

«В здоровом теле – здоровый дух!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_zdorovom_tele_-_zdorovyy_dukh.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Группа

Название игры,

цель

Содержание

Методы и приёмы

Со средней группы.

«Противоположнос-

ти».

Учить детей называть антонимическую пару свойств объекта.

«Наоборот».

Упражнять в подборе слов – антонимов.

«Пинг – понг».

Упражнять в подборе слов – антонимов.

Воспитатель просит назвать противоположность по цвету, форме, по температуре и т.д.

Воспитатель предлагает слово – определение, а ребенок говорит противоположное по значению.

В качестве усложнения – слова-антонимы, обозначающие глаголы, существительные и наречия.

Ребенок называет слово, а педагог дает противоположное по значению. Воспитатель может «ошибиться», ребенок должен его поправить.

Метод каталога.

Со старшей группы.

«Дразнилка».

Учить детей подбирать рифмующиеся между собой слова и словосочетания с помощью суффиксов.

Воспитатель предлагает «подразнить» какой – либо предмет рукотворного мира. Для этого дети преобразуют свойства объекта в слова и словосочетания с уменьшительно – ласкательным суффиксом – лка (н/п, украшалка, потерялка, пачкалка и т.д.) Далее предлагается составить «дразнильные» стишки или загадки.

Можно использовать суффиксы –щ, -оньк и др.

Метод каталога.

Со старшей группы.

«Придумаем разные стишки про один предмет».

Учить детей использовать различные модели при составлении двухстрочных и четырехстрочных рифмовок.

Воспитатель предлагает выбрать какой – либо объект и придумать про него стихотворение, которое начиналось бы со слов «Жил – был…». Воспитатель предлагает про эти же предметы сочинить двухстрочник по модели «Если это кто-то, то они чего-то».

Метод каталога.

Со старшей группы.

«Составим разные смешные стихи».

Учить детей составлять лимерики по разным моделям и оценивать собственный творческий продукт на уровне «хорошо – плохо».

Воспитатель предлагает составить стихи по моделям:

«Если это кто – то, то они чего – то».

«Жил – был кто – то и совершал он то – то».

«Кто – то был такой – то и совершал он то – то, потому что он был такой – то».

Последующая оценка самими детьми степени удачности составленных стихотворений.

Метод каталога.

Со старшей группы.

«Что стало большим, что стало маленьким».

Учить представлять, описывать, разрешать ситуации, возникающие в результате изменения размера.

Воспитатель предлагает детям картинки, в которых объекты или части нарисованы неверно. Дети должны увидеть неточности и исправить их. По итогам обсуждения возможно составление и решение творческих задач с измененным по размеру объектом. Игра «Хорошо – плохо».

Мозговой штурм.

Со старшей группы.

«Какого Волшебника ты должен пригласить».

Учить детей использовать прием преобразования размера для решения проблемной ситуации.

Детям предлагается ситуация для обсуждения, а им нужно решить, какого Волшебника нужно пригласить (увеличения или уменьшения), чтобы ее решить (н/п, каким лучше быть, чтобы быстрее ходить и т.д.).

Самостоятельное составление детьми проблемных ситуаций, которые можно решить с помощью преобразования размера.

Мозговой штурм.

Со старшей группы.

«Помечтаем?»

Учить фантазировать с помощью приема преобразования размера. Побуждать детей производить оценку на уровне «хорошо – плохо».

Дети произносят фразы типа «Я хотел бы стать маленьким, чтобы пожить в муравейнике», «Я хотел бы стать большим, чтобы…».

Оценка преобразования на уровне «хорошо – плохо».

Фантастическая аналогия, метод каталога.

Со старшей группы.

«Мы – Волшебники Увеличения – Уменьшения».

Учить самостоятельно преобразовывать объект по размеру, объяснять практическое применение измененного объекта.

Ребенок выбирает объект, который бы хотел изменить с помощью приема увеличения – уменьшения. Далее ребенок объясняет, что изменилось, хорошо или плохо этому объекту. В заключение выясняется практическое применение измененного объекта, предлагаются возможные изменения в окружающем.

Мозговой штурм.

Со старшей группы.

«Если бы у меня…».

Учить детей самостоятельно преобразовывать свойства объекта по принципу увеличения – уменьшения степени проявления.

Детям предлагается увеличить или уменьшить степень проявления какого – либо свойства; например: увеличить силу голоса или уменьшить цвет. Решение проблемных ситуаций в случае, если ребенок стал уметь видеть сквозь стенки или бегать быстрее самолета.

Мозговой штурм.

Со старшей группы.

«Подарки Волшебника Дробления – Объединения».

Учить создавать новые объекты с помощью добавления какого – либо свойства.

Воспитатель предлагает детям картинки с изображением разных объектов. Дети называют свойство своих объектов и приглашают Волшебника Дробления – Объединения. Происходит обмен свойствами. Дети выясняют, каким теперь стал объект, и что в этом стало хорошего и плохого. Например: мыло подарило свойство запаха телевизору, а телевизор подарил мылу свойство показывать.

Мозговой штурм,

метод аналогий.

Со средней группы.

«Потеря части или свойства».

Учить детей устанавливать недостающие свойства или части объекта.

Воспитатель называет объект. Дети обозначают его части или свойства. После этого объявляется «потеря». Дети обсуждают, что будет происходить.

Мозговой штурм.

Со старшей группы.

«Заколдованное место».

Учить детей решать ситуации, возникающие в результате воздействия Волшебника Наоборот на функцию объекта.

К детям в гости пришел Волшебник Наоборот и дотронулся до объектов. Дети описывают изменения каждого объекта и его функции, происходящие в данном месте, на физическом уровне и рассказывают, как можно практически использовать измененный объект.

Мозговой штурм.

Со старшей группы.

«Я что – то делаю, а ты угадай».

Учить определять и описывать словесно какой – либо процесс на основе моделей-действий, уточнять представления детей о принципе действия волшебника обратного времени.

Ведущий (или группа детей) показывает последовательность действий какого – либо процесса в прямом порядке. Детям дается задание: угадать представленный процесс.

Метод аналогий.

Со старшей группы.

«Я пригласил Волшебника обратного времени – угадай, какое действие».

Учить определять и описывать словесно какой – либо процесс на основе моделей-действий, уточнять представления детей о принципе действия волшебника обратного времени.

Ведущий (или группа детей) показывает последовательность действий какого – либо процесса в обратном порядке. Детям дается задание: угадать и установить последовательность действий в прямом порядке представленного процесса.

Метод аналогий, мозговой штурм.

Со средней группы.

«Маятник».

Учить выделять противоречивые свойства объекта.

Дети перечисляют положительные и отрицательные свойства выбранного объекта.

Метод каталога.

Со средней группы.

«Перевертыш».

Учить детей объяснять любое событие с точки зрения хорошо – плохо.

Ведущий называет какое – либо событие и спрашивает у первого ребенка, почему это хорошо для него. Ответ переворачивается воспитателем как «плохое». Второй ребенок должен объяснить, почему это так может быть. Ответ переворачивается в «хорошо», третий ребенок объясняет, почему это так. Игра продолжается.

Мозговой штурм.

Со старшей группы.

«Что произойдет?»

Учить детей формулировать причины и выводить следствие.

Дети делятся на две команды. Одна команда придумывает необычный вопрос, дети другой команды должны дать полный и оригинальный ответ. Команда, задающая вопрос, может дать собственный ответ. Можно ввести правило: задавать вопросы на определенную тему и ответы давать, исходя из реальной линии развития системы или на уровне фантастики.

Мозговой штурм.

Со средней группы.

«Что случится, если…?»

Формировать умение представлять знакомые предметы и явления в случаях, когда они сами начинают что – то делать.

Воспитатель предлагает детям какую – либо, не совсем обычную ситуацию. Описания могут быть самыми разнообразными. Выслушиваются все суждения.

Мозговой штурм.

Со 2 младшей группы.

«Раз, два, три, ко мне беги».

Учить классифицировать предметы окружающего мира.

Детям раздаются картинки с изображением предметов природного или рукотворного мира. Воспитатель предлагает посмотреть на картинки и по его команде «Раз, два, три, ко мне беги!» подбежать тем детям, на картинках которых изображены предметы названного вида.

Системное мышление.

Со 2 младшей группы.

«Кто внимательнее?»

Учить классифицировать предметы окружающего мира.

Воспитатель называет предметы одного рода, если ошибается, то дети хлопают в ладоши. Когда дети достаточно хорошо освоят игру, ведущим можно выбрать ребенка.

Системное мышление.

Со средней группы.

«Что без чего не может быть?»

Учить детей выделять функционально значимую часть рассматриваемого объекта.

Ведущий называет объект, дети выделяют части и определяют самую главную, мотивируя свой выбор.

Мозговой штурм.

Со 2 младшей группы.

«Раньше – позже».

Побуждать детей самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между жизнедеятельностью живого организма и условиями, в которых он находится.

Ведущий называет какую – либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого или, что будет после.

Метод каталога.

Со 2 младшей группы.

«Игры с «подзорной трубой».

Обучать детей мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка по какому – либо признаку, выявление главных объектов).

Детям предъявляется картина для рассматривания, альбомный лист для имитации подзорной трубы (правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его). Детям предлагается перечислить все объекты на картине.

Метод каталога.

Со средней группы.

«Скажи по – другому».

Учить подбирать к загаданным объектам слова – синонимы.

Ведущий предлагает выбрать объект. Дети подбирают слова, которыми можно назвать объект (синонимические обороты).

Системное мышление, метод аналогий.

Со средней группы.

«Живые картинки».

Учить детей ориентироваться в двухмерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта.

«Окажись около объекта».

Продолжать учить детей пространственной ориентировке на картине. Учить описывать место нахождения других объектов по отношению к себе.

«Да – нет».

Продолжать учить детей пространственной ориентировке на картине. Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки. Закреплять умение работать по алгоритму сужения поля поиска объекта на плоскости картины.

Педагог предлагает детям превратиться в конкретный объект на картине, объяснить свое местонахождение в двухмерном пространстве, затем смоделировать картину в трехмерном (на ковре). Ребенок должен найти место своему объекту относительно других объектов, изображенных на картине, и составить связный рассказ о местонахождении объекта.

Детям предлагается «войти» в картину, выбрать себе объект и описать, что находится рядом с ним, используя пространственные характеристики.

Ведущий загадывает объект на картине, а дети с помощью вопросов устанавливают его место нахождения.

Метод каталога.

Сужение поля поиска.

Со средней группы.

«Угадай объект по месту описания на картине».

Продолжать учить детей пространственной ориентировке на картине. Учить описывать место нахождения других объектов по отношению к себе.

Ведущий описывает место нахождения выбранного объекта на картине. Дети угадывают задуманный объект, объясняя свой выбор (описание детьми местонахождения объекта).

Метод каталога, сужение поля поиска.

Со средней группы.

«Кто о чем говорит?»

Побуждать к фантазированию на основе построения предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету картины.

Воспитатель предлагает выбрать объекты и представить себе, о чем они могли бы говорить или думать. Затем дети составляют диалоги от имени объектов или рассказы на тему «О чем говорят объекты».

Метод каталога, фантастическая аналогия.

Со средней группы.

«Найди и оживи».

Учить наделять неодушевленные объекты на картине свойствами и чертами характера человека и составлять описательный рассказ.

Воспитатель предлагает детям перечислить неодушевленные объекты, изображенные на картине. Дети выбирают какой – либо объект и наделяют его человеческими свойствами и чертами характера. Затем составляют описательный рассказ о жизни выбранного героя в условленном месте.

Метод каталога.

Со 2 младшей группы.

«Хорошо – плохо».

Учить выделять противоречивые свойства объекта.

Ведущим называется любой объект, явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства.

Системное мышление.

Со средней группы.

«Узнай меня».

Учить описывать предмет, не называя его.

Сначала взрослый называет свойства какого-либо предмета, а дети отгадывают.

Затем можно ребенку предложить описать какой-нибудь предмет, а все дети отгадывают.

Системное мышление.

Со старшей группы.

«Разведчики».

Упражнять в выделении свойств предметов, объектов.

Для игры понадобится большая сюжетная или пейзажная картина и набор предметных картинок. По команде: «Разведчики, вперёд!» дети должны выбрать из множества предметных изображений те, которые характерны для места, изображённого на большой картине: что можно встретить в группе и т. д. Если ребёнок ошибается, то вместе с остальными участниками игры нужно придумать ситуацию, оправдывающую ошибочный выбор.

Системное мышление, мозговой штурм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник День здоровья "В здоровом теле - здоровый дух"

Сценарий праздника "В эдоровом теле-здоровый дух", для детей старшего возраста детского сада. Показ кукольного спектакля о девочке Маше (для всех возрастов)....

День здоровья «В здоровом теле – здоровый дух»

Цель: укреплять здоровье детей, воспитывать у детей стремление быть здоровым, формировать двигательную активность.   Задачи.1. Создавать праздничное настроение у детей.2. Развивать физи...

Сценарий спортивного семейного праздника, посвященного «Дню здоровья», « В здоровом теле – здоровый дух!»

в целях воспитания правильного отношения к здоровому образу у дошкольников, привлечения родителей к активному участию в спортивной жизни детского сада; развития интереса к спортивно – массовым меропри...

Неделя здоровья «В здоровом теле, здоровый дух»

Комплексный план мероприятий, состоящий из разнообразных видов физкультурно оздоровительной работы, направленной на формирование личности в социально – психологическом, интеллектуальном, двигательном ...

Тематический день здоровья "В здоровом теле - здоровый дух"

План проведения тематического дня здоровья, направленного на закрепление у детей знаний о здоровом образе жизни и содействие физическому развитию детей...