чтобы быть здоровым
проект (младшая группа) на тему

Одинцова Ольга Петровна

Под закаливанием понимается постепенное повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды (холоду. жаре, изменению атмосферного давления). Закаливание укрепляет организм ребёнка. Закалённые люди, как правило, меньше подвержены к простудным заболеваниям

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc67.5 КБ
Microsoft Office document icon proekt.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1.1

Закаливание детей в дошкольном возрасте (от года).

Под закаливанием понимается постепенное повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды (холоду. жаре, изменению атмосферного давления). Закаливание укрепляет организм ребёнка. Закалённые люди, как правило, меньше подвержены к простудным заболеваниям.

Правила проведения водных процедур.

  Обтирание – оно производится мокрым полотенцем или губкой.

Обтирают шею, грудь, руки и спину. После этого кожу растирают сухим полотенцем до красноты по ходу движения крови к сердцу. Для отирания вначале используется тёплая вода: для детей дошкольного возраста 25-28 градусов, для школьников 20-25 градусов. Температуру воды следует постепенно понижать на 1 градус через каждые три дня. Таким образом, температуру воды доводят до 19 градусов (для детей дошкольного возраста); для детей младшего школьного возраста – 16 градусов.

 Обливание – более сильная процедура. К её осуществление следует относится очень осторожно. Следует соблюдать рекомендации.

Обливание можно проводить только тогда, когда кожа малыша согрета. Так, многие сразу же после улицы (в холодное время года) начинают закалять ребёнка, используя обливание. Но, доказано, что такие дети начинают чаще болеть. Поэтому, после прогулки запрещается проводить водные процедуры! Температура тела должна Вначале адаптироваться к комнатной температуре. После этого, проследить, чтобы ребёнок принял тёплый душ. Вот теперь можно проходить к самой процедуре.

Обливание осуществляется  с использованием кувшина или таза (на ребёнка выливают воду из этой ёмкости). Вначале поливают воду на спину, затем на грудь, живот и в конце на ноги.

Обливание первоначально проводят при температуре воды от 30-35 градусов. Постепенно температура воды понижается на 1-2 градуса (через каждые 10 дней) и доводится до 15-20 градусов.

Ещё одна  полезная водная процедура – принятие душа. При её осуществлении так же следует соблюдать постепенность и последовательность.

Душ рекомендуется принимать детям с уже окрепшим здоровьем.

Ребёнок должен быть не менее полтора года. Эта водная процедура благотворно воздействует на нервную систему, способствует спокойному сну, повышению аппетита. Температура воды в зимний период поначалу должна быть не менее 36 градусов. Летом 33-35 градусов. Каждую неделю температуру следует понижать на 1 градус. Конечная температура воды должна составлять для детей до 2 лет 28 градусов. Для детей от 2-3 подойдёт температура воды не ниже 25 градусов. Для более старших детей температура может быть ниже.

С помощью воды можно закаливать носоглотку. Для этого следует полоскать горло прохладной водой, затем холодной. Данный вид закаливания рекомендуется детям школьного возраста. Полоскают горло ежедневно утром и вечером. Первоначальная температура воды должна составлять 28-30 градусов. Конечная температура 10-15 градусов. Температура понижается постепенно, каждые десять дней на 1 градус.

Обливание ног – ещё одна разновидность водных процедур. Для этого понадобится таз. Ребёнку поливают ноги водой (ноги ставят в таз). Начальная температура 28-30 градусов. Конечная температура должна быть не ниже 10 градусов. После обливания следует сухим полотенцем тщательно вытереть ноги.

Закаливание воздухом.

Воздушные ванны – рекомендуется начинать проводить весной, при температуре воздуха не ниже 20 градусов. Для этого необходимо выбрать защищённое от солнечных лучей и ветра место. Первоначально длительность этой процедуры составляет 10-15 минут. Затем доходит до 1.5 – 2 часов. Если ребёнок замёрз, появились муражки, следует прекратить процедуру немедленно.

Проветривание помещения. Очень важно при закаливании ребёнка соблюдать температурный режим в помещении. Следует как можно чаще проветривать комнаты.

В холодное время года частое проветривание должно быть не менее 5 раз в день. Лучший способ проветривания – сквозное.  Так как сквозняки могут негативно сказаться на здоровье , поэтому дети во время такого проветривания должны находиться в другой комнате.

В летнее время года ребёнок может находиться в комнате с открытым окном. Но следует исключить сквозняки.

Не забывайте о прогулке. Ребёнок должен находиться на улице не менее 2 раза в день по 2 часа в холодное время года. Летом же время прогулки неограниченно.

Закаливание – отличный способ для укрепления здоровья детей. Но при проведении процедур по закаливанию следует соблюдать ряд принципов:

  • Постепенность
  • Систематичность (процедуры по закаливанию следует проводить ежедневно, только в этом случае будет виден результат)
  • Учёт индивидуальных особенностей (необходимо учитывать возраст, состояние здоровья )
  • Если будете соблюдать эти важные принципы, закаливание пойдёт на пользу вашему ребёнку. И помните, закаливание  - это длительный процесс. Но вас это не должно огорчать, если вы делаете всё правильно, ваше дитя будет расти крепким и жизнерадостным, а это самое главное! Здоровье детей – в ваших руках!

Приложение 1.2

Методы закаливания в первой младшей группе:

  1. Утренняя гимнастика.
  2. Одежда в группе и на улице по погоде.
  3. Прогулки каждый день с подвижными играми.
  4. Сон без маек (с учётом температуры воздуха в группе и пожеланиями родителей).
  5. хождение босиком до и после сна.
  6. Гимнастика и хождение по ребристым дорожкам.
  7. Фитонциды – лук, чеснок.
  8. Умывание холодной водой.

 

Приложение 2

  Планирование занятий по развитию представлений о мире и о себе.

Занятия важно строить так, чтобы дети получали знания о том, от чего зависит наше здоровье, приобретали навыки самосовершенствования.

Занятия о пище, питании можно проводить прямо за столом перед приёмом пищи (знакомить с правилами хорошего тона, формировать положительный настрой, закреплять здоровые принципы питания ( тщательное пережёвывание, разумное отношение к приму жидкости)).

Примерное планирование занятий:

  1. Где живёт витаминка?  (рассказать детям о пользе овощей и фруктов для здоровья человека. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью).
  2. Это я! (Дать ребёнку знания о себе, о своём теле, формировать любовь к жизни, чувство радости существования).
  3. Органы чувств (глаза, уши, нос). Общее понятие. (Закреплять знания детей о своём теле. Рассказать детям что на голове у человека много нужных и полезных органов).
  4. Для чего нужны глаза? (Познакомить детей с тем, что такое глаза и зачем они нужны. Воспитывать бережное отношение к своим глазам, желание ухаживать за ними (мыть, делать гимнастику, соблюдать правила безопасности)).
  5. Орган слуха – уши. (Познакомить детей с тем, что такое уши и для чего они нужны. Воспитывать бережное отношение к ушам, желание ухаживать за ними (мыть, не совать посторонние предметы)).
  6. Органы слуха, вкуса, обоняния (уши, рот – язык, нос). (Познакомить детей с тем, что такое нос, рот и для чего они нужны. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью).
  7. Для чего нужны зубы? (Познакомить детей с тем. Что такое зубы и для чего они нужны. Воспитывать бережное отношение к себе и своему здоровью).
  8. Моя одежда (зима, весна, лето, осень) Занятия проводятся по временам года (Учить детей правильно одеваться, учитывая природные особенности).
  9. Экскурсия в медицинский кабинет детского сада. (Познакомить с медицинскими работниками детского сада, их кабинетом, для чего необходим медкабинет, что в нём есть ;учить не боятся врачей).
  10. Как быть здоровым? (Воспитывать бережное отношение к своемуздоровью). Комплексное занятие развитие представлений о мире и о себе + изо.

Приложение 3

  1. Детская художественная литература:
  • Чуковский К.И. «Айболит», «Мойдодыр»
  • Тувим Ю. «Овощи»
  • Шалаева Г.П. , Журавлёва О.М. , Сазонова О.Г. «Правила поведения для воспитанных детей»
  • Михайлов С. «Про девочку которая плохо кушала «
  • Токмакова И. «Колыбельная «, «Мне грустно – я лежу больной»
  • Крылов А. «Как лечили петуха»
  • Маяковский В. «Что такое хорошо и что такое плохо», «Ладушки» (Русские народные песенки)
  • Прокофьев А. «Как на горке, на горе»
  1. Потешки,  пестушки, приговорки, загадки:

Водичка, водичка.

Водичка, водичка

Умой моё личико,

Чтобы щёчки краснели,

Чтобы глазки блестели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Расти, коса

Чешу, чешу волосыньки,

Расчёсываю косыньки.

Расти, коса до пояса,

Не вырони ни волоса!

Расти, коса не, путайся…

Дочка, маму слушайся.

Ай, лады.

Ай лады, лады, лады,

Не боимся мы воды.

Чисто умываемся

Маме улыбаемся.

От простой воды и мыла

У микробов тают силы.

3. Стихи для заучивания

Смотрит солнышко в окошко.

Светит в нашу комнату,

Мы захлопаем в ладоши,

 Очень рады солнышку!

А.Барто

Мыло, мыло заюлило,

А потом запузырило!

Ты, водица, лей, лей!

Будут щёчки розовей!

Г.Лагздынь

Приложение 4

Игровая деятельность:

«Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, твёрже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива»

Н.К. Крупская

Дидактические игры.

  1. «Овощи - фрукты» разложить отдельно овощи и фрукты
  2. «Узнай на ощупь, Узнай по запаху, Узнай по вкусу» на развитие тактильно – вкусовых ощущений.
  3. «Что полезно и что вредно для зубов?», «Подбери зубную щётку к стаканчику», «Что лишнее?».
  4. «Что одеть на улицу»,  «Одень куклу на прогулку».

Игры с зеркалом.

  1. «Мои Зубки»
  2. «Мои глазки»
  3. «Мои уши»

Развивающие игры.

  1. «Послушаем тишину»
  2. «Сравни картинки»

Сюжетно - ролевые игры.

  1. «Больница»
  2. «Телефонный разговор»
  3. «Кукла заболела»
  4. «Магазин»

Игровая обучающая ситуация:

Приносит в корзинке овощи. Пытается угостить детей, дети объясняют, почему нельзя есть немытые овощи.

Игры малой подвижности на развитие внимания.

  1. «Покажи мне» (дети показывают те части тела, которые называет ведущий).
  2. «Повтори за мной» (Дети повторяют движения за воспитателем).
  3. «Запретное движение» (Ведущий говорит, какое движение нельзя повторять и в дальнейшем старается запутать играющих).

Консультация для родителей

«Воспитание основ здорового образа жизни

у детей дошкольного возраста»

Является ли чистота залогом здоровья? Большинство из нас ответят “да” и будут правы. “…Чистота приближает человека к божеству”, - заметил один еврейский социолог. Само слово “гигиена” произошло от имени одного из дочерей греческого бога – врачевателя Асклепия – Гигеи (богиня чистоты и здоровья).

Приложение 2



Предварительный просмотр:

Приложение 1.1

Закаливание детей в дошкольном возрасте (от года).

Под закаливанием понимается постепенное повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды (холоду. жаре, изменению атмосферного давления). Закаливание укрепляет организм ребёнка. Закалённые люди, как правило, меньше подвержены к простудным заболеваниям.

Правила проведения водных процедур.

  Обтирание – оно производится мокрым полотенцем или губкой.

Обтирают шею, грудь, руки и спину. После этого кожу растирают сухим полотенцем до красноты по ходу движения крови к сердцу. Для отирания вначале используется тёплая вода: для детей дошкольного возраста 25-28 градусов, для школьников 20-25 градусов. Температуру воды следует постепенно понижать на 1 градус через каждые три дня. Таким образом, температуру воды доводят до 19 градусов (для детей дошкольного возраста); для детей младшего школьного возраста – 16 градусов.

 Обливание – более сильная процедура. К её осуществление следует относится очень осторожно. Следует соблюдать рекомендации.

Обливание можно проводить только тогда, когда кожа малыша согрета. Так, многие сразу же после улицы (в холодное время года) начинают закалять ребёнка, используя обливание. Но, доказано, что такие дети начинают чаще болеть. Поэтому, после прогулки запрещается проводить водные процедуры! Температура тела должна Вначале адаптироваться к комнатной температуре. После этого, проследить, чтобы ребёнок принял тёплый душ. Вот теперь можно проходить к самой процедуре.

Обливание осуществляется  с использованием кувшина или таза (на ребёнка выливают воду из этой ёмкости). Вначале поливают воду на спину, затем на грудь, живот и в конце на ноги.

Обливание первоначально проводят при температуре воды от 30-35 градусов. Постепенно температура воды понижается на 1-2 градуса (через каждые 10 дней) и доводится до 15-20 градусов.

Ещё одна  полезная водная процедура – принятие душа. При её осуществлении так же следует соблюдать постепенность и последовательность.

Душ рекомендуется принимать детям с уже окрепшим здоровьем.

Ребёнок должен быть не менее полтора года. Эта водная процедура благотворно воздействует на нервную систему, способствует спокойному сну, повышению аппетита. Температура воды в зимний период поначалу должна быть не менее 36 градусов. Летом 33-35 градусов. Каждую неделю температуру следует понижать на 1 градус. Конечная температура воды должна составлять для детей до 2 лет 28 градусов. Для детей от 2-3 подойдёт температура воды не ниже 25 градусов. Для более старших детей температура может быть ниже.

С помощью воды можно закаливать носоглотку. Для этого следует полоскать горло прохладной водой, затем холодной. Данный вид закаливания рекомендуется детям школьного возраста. Полоскают горло ежедневно утром и вечером. Первоначальная температура воды должна составлять 28-30 градусов. Конечная температура 10-15 градусов. Температура понижается постепенно, каждые десять дней на 1 градус.

Обливание ног – ещё одна разновидность водных процедур. Для этого понадобится таз. Ребёнку поливают ноги водой (ноги ставят в таз). Начальная температура 28-30 градусов. Конечная температура должна быть не ниже 10 градусов. После обливания следует сухим полотенцем тщательно вытереть ноги.

Закаливание воздухом.

Воздушные ванны – рекомендуется начинать проводить весной, при температуре воздуха не ниже 20 градусов. Для этого необходимо выбрать защищённое от солнечных лучей и ветра место. Первоначально длительность этой процедуры составляет 10-15 минут. Затем доходит до 1.5 – 2 часов. Если ребёнок замёрз, появились муражки, следует прекратить процедуру немедленно.

Проветривание помещения. Очень важно при закаливании ребёнка соблюдать температурный режим в помещении. Следует как можно чаще проветривать комнаты.

В холодное время года частое проветривание должно быть не менее 5 раз в день. Лучший способ проветривания – сквозное.  Так как сквозняки могут негативно сказаться на здоровье , поэтому дети во время такого проветривания должны находиться в другой комнате.

В летнее время года ребёнок может находиться в комнате с открытым окном. Но следует исключить сквозняки.

Не забывайте о прогулке. Ребёнок должен находиться на улице не менее 2 раза в день по 2 часа в холодное время года. Летом же время прогулки неограниченно.

Закаливание – отличный способ для укрепления здоровья детей. Но при проведении процедур по закаливанию следует соблюдать ряд принципов:

  • Постепенность
  • Систематичность (процедуры по закаливанию следует проводить ежедневно, только в этом случае будет виден результат)
  • Учёт индивидуальных особенностей (необходимо учитывать возраст, состояние здоровья )
  • Если будете соблюдать эти важные принципы, закаливание пойдёт на пользу вашему ребёнку. И помните, закаливание  - это длительный процесс. Но вас это не должно огорчать, если вы делаете всё правильно, ваше дитя будет расти крепким и жизнерадостным, а это самое главное! Здоровье детей – в ваших руках!

Приложение 1.2

Методы закаливания в первой младшей группе:

  1. Утренняя гимнастика.
  2. Одежда в группе и на улице по погоде.
  3. Прогулки каждый день с подвижными играми.
  4. Сон без маек (с учётом температуры воздуха в группе и пожеланиями родителей).
  5. хождение босиком до и после сна.
  6. Гимнастика и хождение по ребристым дорожкам.
  7. Фитонциды – лук, чеснок.
  8. Умывание холодной водой.

 

Приложение 2

  Планирование занятий по развитию представлений о мире и о себе.

Занятия важно строить так, чтобы дети получали знания о том, от чего зависит наше здоровье, приобретали навыки самосовершенствования.

Занятия о пище, питании можно проводить прямо за столом перед приёмом пищи (знакомить с правилами хорошего тона, формировать положительный настрой, закреплять здоровые принципы питания ( тщательное пережёвывание, разумное отношение к приму жидкости)).

Примерное планирование занятий:

  1. Где живёт витаминка?  (рассказать детям о пользе овощей и фруктов для здоровья человека. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью).
  2. Это я! (Дать ребёнку знания о себе, о своём теле, формировать любовь к жизни, чувство радости существования).
  3. Органы чувств (глаза, уши, нос). Общее понятие. (Закреплять знания детей о своём теле. Рассказать детям что на голове у человека много нужных и полезных органов).
  4. Для чего нужны глаза? (Познакомить детей с тем, что такое глаза и зачем они нужны. Воспитывать бережное отношение к своим глазам, желание ухаживать за ними (мыть, делать гимнастику, соблюдать правила безопасности)).
  5. Орган слуха – уши. (Познакомить детей с тем, что такое уши и для чего они нужны. Воспитывать бережное отношение к ушам, желание ухаживать за ними (мыть, не совать посторонние предметы)).
  6. Органы слуха, вкуса, обоняния (уши, рот – язык, нос). (Познакомить детей с тем, что такое нос, рот и для чего они нужны. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью).
  7. Для чего нужны зубы? (Познакомить детей с тем. Что такое зубы и для чего они нужны. Воспитывать бережное отношение к себе и своему здоровью).
  8. Моя одежда (зима, весна, лето, осень) Занятия проводятся по временам года (Учить детей правильно одеваться, учитывая природные особенности).
  9. Экскурсия в медицинский кабинет детского сада. (Познакомить с медицинскими работниками детского сада, их кабинетом, для чего необходим медкабинет, что в нём есть ;учить не боятся врачей).
  10. Как быть здоровым? (Воспитывать бережное отношение к своемуздоровью). Комплексное занятие развитие представлений о мире и о себе + изо.

Приложение 3

  1. Детская художественная литература:
  • Чуковский К.И. «Айболит», «Мойдодыр»
  • Тувим Ю. «Овощи»
  • Шалаева Г.П. , Журавлёва О.М. , Сазонова О.Г. «Правила поведения для воспитанных детей»
  • Михайлов С. «Про девочку которая плохо кушала «
  • Токмакова И. «Колыбельная «, «Мне грустно – я лежу больной»
  • Крылов А. «Как лечили петуха»
  • Маяковский В. «Что такое хорошо и что такое плохо», «Ладушки» (Русские народные песенки)
  • Прокофьев А. «Как на горке, на горе»
  1. Потешки,  пестушки, приговорки, загадки:

Водичка, водичка.

Водичка, водичка

Умой моё личико,

Чтобы щёчки краснели,

Чтобы глазки блестели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Расти, коса

Чешу, чешу волосыньки,

Расчёсываю косыньки.

Расти, коса до пояса,

Не вырони ни волоса!

Расти, коса не, путайся…

Дочка, маму слушайся.

Ай, лады.

Ай лады, лады, лады,

Не боимся мы воды.

Чисто умываемся

Маме улыбаемся.

От простой воды и мыла

У микробов тают силы.

3. Стихи для заучивания

Смотрит солнышко в окошко.

Светит в нашу комнату,

Мы захлопаем в ладоши,

 Очень рады солнышку!

А.Барто

Мыло, мыло заюлило,

А потом запузырило!

Ты, водица, лей, лей!

Будут щёчки розовей!

Г.Лагздынь

Приложение 4

Игровая деятельность:

«Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, твёрже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива»

Н.К. Крупская

Дидактические игры.

  1. «Овощи - фрукты» разложить отдельно овощи и фрукты
  2. «Узнай на ощупь, Узнай по запаху, Узнай по вкусу» на развитие тактильно – вкусовых ощущений.
  3. «Что полезно и что вредно для зубов?», «Подбери зубную щётку к стаканчику», «Что лишнее?».
  4. «Что одеть на улицу»,  «Одень куклу на прогулку».

Игры с зеркалом.

  1. «Мои Зубки»
  2. «Мои глазки»
  3. «Мои уши»

Развивающие игры.

  1. «Послушаем тишину»
  2. «Сравни картинки»

Сюжетно - ролевые игры.

  1. «Больница»
  2. «Телефонный разговор»
  3. «Кукла заболела»
  4. «Магазин»

Игровая обучающая ситуация:

Приносит в корзинке овощи. Пытается угостить детей, дети объясняют, почему нельзя есть немытые овощи.

Игры малой подвижности на развитие внимания.

  1. «Покажи мне» (дети показывают те части тела, которые называет ведущий).
  2. «Повтори за мной» (Дети повторяют движения за воспитателем).
  3. «Запретное движение» (Ведущий говорит, какое движение нельзя повторять и в дальнейшем старается запутать играющих).

Консультация для родителей

«Воспитание основ здорового образа жизни

у детей дошкольного возраста»

Является ли чистота залогом здоровья? Большинство из нас ответят “да” и будут правы. “…Чистота приближает человека к божеству”, - заметил один еврейский социолог. Само слово “гигиена” произошло от имени одного из дочерей греческого бога – врачевателя Асклепия – Гигеи (богиня чистоты и здоровья).

Приложение 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Чтобы быть здоровым - надо закаляться!"

Консультация для родителей на тему "Чтобы быть здоровым - надо закаляться!". В консультации представлены основные способы закаливания ребенка, а также основные его  принципы....

Чтобы быть здоровым

Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по проекту "Чистюлька" на тему "Чтобы быть здоровыми, нам нужна вода"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по воспитанию культурно-гигиенических навыков в рамках проекта "Чистюлька" на тему "Чтобы быть здоровыми, нам нужна вода"...

Конспект комплексного открытого занятия Тема: "Личная гигиена. Чтобы быть здоровым"

Цель: развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.Программное содержание: Учить внимательно, слушать взрослого, правильно отвечать на вопросы.Формирование, активизация,...

Беседа "Чтобы быть здоровым, надо быть чистым!"

Цель: учить эмоционально воспринимать образное содержание текста. Отвечать на вопросы воспитателя.Чтение стихотворения:"Утренняя песенка". Т.А. ШорыгинаПо утрам и вечерамОткрываю в ванной кр...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА ДОШКОЛЬНИКОВ. ЧТОБЫ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ – НАДО БЫТЬ ЧИСТЫМ!

Личная гигиена является важным компонентом здорового образа жизни человека. Личная гигиена – это совокупность навыков и привычек, которые приобретаются уже в дошкольном возрасте и применяют...