методические рекомендации
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение Центр Развития Ребенка
«Радуга»
Программа работы с детьми
с нарушением осанки
г. Тарко-Сале 2006-2007 у.г.
Цель программы — оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направления физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребенка.
Задачи — формирование осанки (представление о правильной осанке; знание основных средств воспитания правильной осанки; выполнение упражнений, направленных на формирование правильной осанки; умение контролировать свою осанку); воспитывать дисциплину, организованность, умение держаться свободно, естественно и красиво. Укреплять мышцы, способствующие правильному положению позвоночника и стопы. Влиять на формирование чувства прекрасного, способствовать гармоничному, пропорциональному развитию тела, стойкости, формирование грациозности , изящества, ловкости и уверенности в движениях.
Задачи :
оздоровительного направления - обеспечение качественной работы дошкольного учреждения по укреплению здоровья детей.
воспитательного направления - обеспечение социального формирования личности ребенка, развития его творческих сил и способностей;
образовательного направления - обеспечение усвоения систематизированных знаний, формирование двигательных умений и навыков, развитие двигательных способностей.
ЗНАЧЕНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ
ОСАНКИ
При правильной осанке создаются оптимальные условия для нормального функционирования отдельных систем и всего организма. Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение - она способствует нормальной деятельности внутренних органов, так - как отклонения в осанке отражаются на их функциях. Между формой и функцией организма существует определенная взаимосвязь. В данном случае хорошая форма , правильная осанка - определяет хорошее физическое развитие и здоровье, а следовательно повышенную
работоспособность.
Упражнения
для коррекции сутулости (кифоза).
1. И.п. - основная стойка; 1-2-поднимаясь на носки, прогнуться спиной назад, руки вверх ладонями вперед; 3-4 - вернуться в и.п. Повторить в медленном темпе 5-6 раз.
2. И.п. - основная стойка; 1-2 - поднимаясь на носки, вытянуть назад соединенные в замок руки, прогнуться спиной назад; 3-6 - фиксировать положение спины; 7-8 - вернуться в и.п. Повторить в медленном темпе 4-5 раз с интервалами 40-50 с.
3. И.п. - ноги врозь на ширине плеч, руки на поясе; 1-2 - наклон вперед, руки в стороны ладонями к низу, прогнуться в пояснице; 3-6 - фиксировать положение спины; 7-8 -вернуться в и.п. Повторить в медленном темпе 4-5 раз с интервалами 1-2 мин.
4. И.п. - стойка на коленях, руки вниз; 1 -3 - наклон назад, прогибаясь в спине, руки вверх в стороны; 4 - вернуться в и.п. Повторить в медленном темпе 5-6 раз с интервалами 35-40 сек.
5. И.п. - стойка на коленях, руки на поясе; 1 -4 — глубокий наклон назад, прогибаясь в пояснице, руки в стороны ладонями кверху; 5-6 - фиксировать положение спины; 7-8 -вернуться в и.п. Повторить в медленном темпе 4-5 раз с интервалами 1-2 мин.
6. И.п. - лежа на животе, руки вдоль туловища; 1-2 - прогнуться, руки назад, кисти соединены, приподнять голову, плечи отвести назад; 3-4 - вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе с интервалами 1-2 мин.
7. И.п. - сидя на стуле, руки на поясе; 1-2 - медленно подымая голову вверх назад, прогнуться спиной назад, руки вверх ладонями вперед; 3-6 - фиксировать положение спины; 7-8 - вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз с интервалами 2-Змин.
8. И.п. - лежа на спине, руки, согнуты в локтевых суставах, находятся на груди; 1-2 -опираясь на локти, прогнуться в грудном отделе позвоночника с упором головой; 3-6 -фиксировать принятое положение; 7-8 - вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе с интервалами 1-2 мин.
9. И.п. - лежа на животе, руки согнуты в локтях с гимнастической палкой у подбородка; 1 -2 — вытягивать руки с гимнастической палкой вперед, поднять голову вверх — назад, прогнуться в спине, не отрывая ноги от пола; 3-6 - фиксировать принятое положение; 7-8 вернуться в и.п. Повторить в медленном темпе 5-6 раз с интервалом 1-2 мин.
10. И.п. - лежа на животе, руки в стороны ладонями к полу, пятки вместе; 1-2 - поднять руки, прогнуться в пояснице; 3-4 - вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.
11. И.п. - стоя на коленях, руки с резиновым мячом внизу: 1-2 - наклон назад прогнувшись, руки с мячом вверх; 3-4 - вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.
12. И.п. - лежа на животе, руки с гимнастической палкой вытянуты вперед; 1-2 - приподнять палку, оторвав ее от пола, прогнуться в пояснице, отрывая плечи, грудь и ноги от пола; 3-4 - вернуться в и.п. Повторить в медленном темпе 5-6 раз.
Упражнения
для формирования правильной осанки,
выполняемые с удерживанием предметов
на голове.
1. И.п.- основная стойка с мешочком на голове; 1-2 - подняться на носки, руки на поясе; 3-4 - опускаться на пятки, вернуться в и. п. (не уронить предмет). Повторить 5-6 раз в медленном темпе.
2. И.п.- основнаят стойка с мешочком на голове; ходьба на носках, руки в стороны ладонями книзу, удерживая на голове мешочек (10-15 с). Повторить 2 раза с интервалом 1-2 мин.
3. И.п.- ноги врозь на ширине плеч, руки на поясе, на голове деревянный кубик; 1-2 -подняться на носки, руки в стороны (не уронить предмет); 3-4 - вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.
4. И.п.- основная стойка с мешочком на голове; 1-2 - подняться на носки, повернуть туловище вправо (влево), руки в стороны; 3-4 - вернуться в и.п. Повторить 2-3 раза в каждую сторону в медленном темпе.
5. И.п.- основная стойка с резиновым кругом на голове: 1-2 - присесть руки в стороны (не уронить предмет); 3-4 - вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.
6. И.п.- основная стойка с резиновым мячом на голове, положенным на деревянное (резиновое) кольцо; 1-2 - подняться на носки, руки на поясе; 3-4 - присесть руки в стороны; 5-8 - вернуться в и.п. Повторить 4-5 раз в медленном темпе.
7. И.п.- основная стойка с резиновым мячом на голове, положенном на деревянное кольцо; ходьба на носках с различными положениями рук, не роняя предмета. Повторить 2 раза в течение 10-15 с. с интервалами между повторениями 1,5-2 мин.
8. И.п.- основная стойка с мешочком на голове; 1-4 - два приставных шага на носках вправо; 5-8 - два приставных шага на носках влево. Повторить 2-3 раза в каждую сторону в медленном темпе.
9. И.п.- основная стойка с деревянным кубиком или резиновым мячом на голове; ходьба на носках по гимнастической скамейке, руки на поясе. Повторить в медленном темпе 1 -2 раза с интервалами 1,5-2 мин.
Упражнения
для формирования правильной осанки,
выполняемые у вертикальной плоскости
(стены).
1. И. п. - основная стойка у стены, касаясь ее затылком, спиной, ягодицами и пятками; 1 -2 - поднять руки через стороны вверх; 3-4 - вернуться в и. п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.
2. И.п. - основная стойка у стены; 1 -2 -подняться на носки, руки вперед ладонями книзу;3-4 - опускаться на пятки вернуться в и.п. Повторить 5=6 раз в медленном темпе.
3. И.п. - основная стойка у стены; 1-2 - поднять правую ногу, согнутую в колене, руки в стороны ладонями к низу; 3-4 - опустить правую ногу, руки вниз;5-6 - то же другой ногой; 7-8- вернуться и.п. Повторить 3 - 4 - каждой ногой в медленном темпе.
4. И.п.-основная стойка у стены; 1 -2 - шаг вперед правой (левой) ногой; 3-4 -вернуться в и.п. Повторить 5-6 - раз в медленном темпе.
5. И.п.- основная стойка у стены; 1-4 -два шага вперед; 5-8 - вернуться в и.п.
( Повторить правильность позы) Повторить 3-4 раза в медленном темпе.
6. И.п.- стойка ноги врозь на ширине плеч руки на поясе, касаясь стены затылком, стеной ягодицами и пятками; 1-2 -наклон в правую сторону ; 3-4 - вернуться в и.п. Повторить 3-4 раза в каждую сторону в медленном темпе.
7. И.п- основная стойка у стены; 1-2- присесть, руки вверх ладонями вперед; 3-4 -вернуться и.п. Повторить 3-4 раза медленном темпе.
8. И.п.- основная стойка у стены; 1-2- поднять правую или левую ногу, согнутую в колене, и захватить руками голень; 3-4- опуская ногу вернуться в и.п. Повторить 3-4 раза в каждой ногой в медленном темпе.
Упражнения
Для профилактики и коррекции
Правостороннего сколиоза.
1. И. п.-основная стойка; 1-2-поднять левую руку с отведением правой руки назад; 3-4-вернуться в и.п. Повторить5-6 раз в медленном темпе с интервалами 30-40 с.
2. И. п. - ноги врозь на ширине плеч, левая рука вверху, правая за спиной; 1-3-пружиняшие наклоны в правую сторону; 4- вернуться в и.п. Повторить в медленном темпе 5-6 раз с интервалами 30-40 с.
3. И. п. - упоре на коленях, руки опушены вниз; 1-2- правую ногу вытянуть назад, левую руку поднять вверх, прогибаясь спиной назад; 3-6- фиксировать принятое положение; 7-8- вернут в и.п. Повторить 4-5 раз в медленном темпе с интервалами 2-3 минуты.
4. И. п. - сидя на стуле, руки опушены на колени; 1-2 - поднять левую руку вверх, правую вытянуть назад вниз, наклоняясь вправо; 3-6 - фиксировать принятое положение; 7-8 - вернуться в и.п. Повторить 4-5 раз в медленном темпе с интервалами 1-2 мин.
5. И. п. лежа на животе, руки согнуты в локтях у подбородка; 1-2- прогибаясь назад, левую руку вытянуть вперед, правую отвести назад; 3-6 - фиксировать принятое положение; 7-8- вернуться в и.п. Повторить 4-5 раз с интервалами 1-2 мин.
Примечание: дети с прогрессирующими формами сколиоза должны заниматься в специальных кабинетах лечебной физ-ры.
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение
Центр Развития Ребенка
«Радуга»
Программа работы с детьми
с плоскостопием
г. Тарко-Сале 2006-2007 у.г.
ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ САМОМАССАЖА.
Для предупреждения плоскостопия проводят само массаж мышц голени и связочного аппарата стопы. Массируют преимущественно внутреннею поверхность голени и подошвенную поверхность стопы. Массаж голени производится в направлении от голеностопного сустава к коленному; стопы-от пальцев к пяточной области; на голени применяется путем поглаживания, растирания ладонями и разминания; на стопе-ноглаживание и растирание (основанием ладони, тыльной поверхностью полусогнутых пальцев).
КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ ПЛОСКОСТОПИЕ?
Гигиенические правила и рациональный режим статической нагрузки на нижние конечности.
1.Необходимо ежедневно делать прохладную нежную ванну.
2.Необходимо выработать у детей походку без излишнего разведения стоп;
3.Полезно ходить босиком по рыхлой почве, песку;
4.Не рекомендуется продолжительная чрезмерная ходьба босиком или в обуви с мягкой подошвой (типа резиновых туфель) по утоптанной почве, камнем, асфальту;
5.Лицами с наклонностью к плоскостопию следует избегать продолжительного состояния (особенно с разведенными ступнями) и отягощения больными грузами;
6.При необходимости длительного состояния полезно для снижение утомления в мышцах ног перенести на некоторое время нагрузку на наружный край стопы,
7. Нельзя ходить в помещение утепленной обуви.
Упражнения, рекомендуемые детям с плоскостопием.
(см. приложение.)
Продолжительность занятий 10 мин.
Перед упражнением следует походить на носках, затем попрыгать на носках через
скакалку на одной и на 2-х ногах.
Упражнение «каток» - ребенок катает вперед-назад мяч, скалку или бутылку. Упражнение выполняется, скачала одной, затем другой ногой. (Рис.1)
Упражнение «разбойник» - ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки
плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего периода выполнения
упражнения. Движениямипальцев ноги ребенок старается подтащить под пятки
разложенное на полу полотенце (или салфетку), на котором лежит какой-нибудь груз
(например, камень). Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой, (рис.2)
Упражнение «маляр» - ребенок сидя на полу с выгнутыми ногами (колени
выпрямлены), большим пальцев одной ноги проводит по подъему другой по направлению
от большого пальца к колену. «Поглаживание» повторяется 3-4раза. Упражнение
выполняется сначала одной, затем другой ногой, (рис.3)
Упражнение «сборщик» - ребенок, сидя с согнутыми коленями, собирает пальцами
одной ноги мелкие различные предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки для
белья, елочные шишки и др.), и складывает их в кучки. Другой ногой он повторяет то же
самое. Затем без помощи рук перекладывает эти предметы из одной кучки в другую.
Следует не допускать падения предметов при переноске. ( Рис.4)
Упражнение «художник» - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями,
карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры,
придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой
ногой, (рис.5)
Упражнение «гусеница» - ребенок сидит на полу с согнутыми коленями, Сгибая
пальцы ног, он подтягивает пятку вперед (пятки прижаты к пальцам), затем пальцы снова
расправляются и движение повторяется (имитация движения гусеницы). Передвижение
пятки вперед за счет сгибания и выпрямлением пальцев ног продолжается до тех пор, пока
пальцы могут касаться пола. Упражнение выполняется обеими ногами одновременно
(рис.6)
Упражнение «кораблик» - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями и прижимая
подошвы ног, друг друга, постепенно старается выпрямить колени до тех пор, пока
пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг другу (старается придать ступням форму
кораблика). (Рис.7)
Упражнение «серп» - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, ставит подошвы
ног на пол (расстояния между ними 20см). Согнутые пальцы ног сперва сближаются, а
затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном листе. Упражнение
повторяется несколько раз. (Рис.8)
Упражнение «мельница» - ребенок, сидя на полу с выпрямленными коленями,
описывает ступнями круги в разных направлениях. (Рис.9)
Упражнение «окно» - ребенок, стоя на полу, разводит и сводит выпрямленные ноги,
не отрывая подошв от пола. (Рис.10)
Упражнение «барабанщик» - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, стучит
по полу только пальцами ног, не касаясь его пятками, В процессе выполнения упражнения
колени постепенно выпрямляются (рис.11)
Упражнения для профилактики
и коррекции
плоскостопия.
1. Ходьба на носках с различным положением рук (на поясе, в стороны, за спиной, за головой) на расстояние 20 - 25м. Повторить 2-3 раза в медленном темпе.
2. Ходьба босиком на носках по песку или мелкой гальке на расстояние 20 -25м. Повторить 1-2 раза в медленном темпе.
3. Ходьба на наружном и внутренним краях стоп на расстояние 10 - 15м. Повторить 1-2 раза в медленном темпе.
4. Ходьба по растянутому по полу канату. Повторить 2-3 раза в медленном темпе.
5. Ходьба по гимнастической палке, положенной на полу. Повторить 2-3 раза в медленном темпе.
6. Ходьба по обругу, обхватывая его края пальцами ног. Повторить 2-3 раза в медленном темпе.
7. Переход с пяток на носки, стоя серединами стопы на гимнастической палке (канате). Повторять в течение 15-20 сек.
8. Ходьба правым (левым) боком по гимнастической скамейке, обхватывая ее края сводами стоп. Повторить 1-2 раза в медленном темпе.
9. Прыжки на носках со скакалкой (пятки касаются друг друга). Два подхода по 10-15 прыжков с интервалом 2-3 мин.
10. Сгибание и разгибание пальцев ног в положение сидя на полу (стуле, скамейки).
11. Собирание пальцами ног лежащие на полу скакалки (веревки), мелкие прутики. Повторить 2-3 раза в медленном темпе.
Упражнения на пособиях.
1. Ходьба по ступенькам с помощью инструктора и без него.
2. Ходьба босиком по рейке, по рейке качалки, положенной выпуклой стороной вниз.
3. Ходьба по ребристой доске, расположенной на полу, и по наклонной ребристой доске.(3-4р).
4. Ходьба по прямой и по наклонной дорожке с отпечатками стоп. Постепенно увеличить наклон
5. И.п.стоя,руки на поясе. Ходьба на носках по канату с полусогнутыми коленными суставами в течение 1-1,5 мин.
6. И.п.Пальцы стоп на бруске шведской стенки,хват руками на уровне живота. Подниматься на носки и опускаться 8-Юр. Усложнять за счет приседания до прямого угла.
7. Ходьба босиком по гравию с песком 1 минуту.
ОСНОВНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.
В положении сидя: Упражнения:
1. Сгибания пальцев стоп. 2.-Приведение стоп внутрь. З.-Кружения стопами внутрь.
4.-Захватывание и поднимание стопами мяча (волейбольного или набивного). 5.-Поднимание пальцами стопы карандаша. б.-Подтягивание пальцами стоп тонкого коврика.
В положении стоя: Упражнение:
1.-Энергичное надавливание пальцами стоп на стол.
2. -Исходное положение ноги врозь,передний отдел стоп приведен на переменные повороты корпуса право и влево с переводом стопы на наружный край.
3,-И.п. - стоя на носках, стопа параллельна, переход на грузки на край стопы и возращение
в и.п.
4.-И.п. - стопы параллельно, привести стопы надавливая ими на пол.
5.-Ходьба босиком по песку или коврику из поролона с опора наружной край стопы и согнутыми пальцами.
6.-Ходьба по скользящей поверхности с опорой на наружный край стопы.
7.-Ходьба по бревну босяком.
Примечание: каждое упражнение выполняется 6-8 раз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).
Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст относится к критическим периодам онтогенеза ...
Методическая разработка.Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников.
Данные методические рекомендации помогут воспитателям и музыкальным руководителям в развитии музыкальных способностей детей....
Методическая разработка по теме: "Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по ИЗО-деятельности"
Методическая разработка по теме:«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство – очень ва...
Методическая разработка. Методические рекомендации для родителей "Сенсорное воспитание в дошкольном возрасте"
Насколько важно сенсорное воспитание в дошкольном возрасте? Самым первым источником познания окружающего мира, для малыша, являются ощущения, т.е. он начинаем узнавать мир во всем его многообразии, с ...
Методические рекомендации "Образовательные результаты и образовательные ресурсы как необходимое условие повышения качества дошкольного образования (в контексте ФГОС) (методические рекомендации)
Методические рекомендации...
Методические рекомендации для воспитателей "Формирование элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет «Малыш в мире природы» Методические рекомендации
Методический материал содержит рекомендации по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет. Раскрываю...