статья
статья (старшая группа) на тему

Маргарита Юрьевна Логиновская

ОКак развивать самостоятельность ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_razvivat_samostoyatelnost_rebenka.docx15.42 КБ

Предварительный просмотр:

Как развивать самостоятельность ребенка

Успешность ребенка в разных видах деятельности во многом зависит от умения действовать самостоятельно.

Определенные качества и способности у детей появляются постепенно, по мере освоения разных видов деятельности. Поэтому для развития тех или иных желаемых качеств недостаточно говорить о них - необходимо определенным образом организовать, выстроить повседневную жизнь ребенка, а главное, организовать его деятельность, причем с самого раннего возраста.

Воспитывая малыша, взрослый в своих требованиях к нему вынужден «балансировать» между двумя полюсами:  безоговорочное послушание или неограниченная свобода. Выбор крайних позиций будет большой ошибкой и приведет к негативному результату. Необходима золотая середина, предполагающая некоторый коридор свободы с определенными правилами и ограничениями. Как ее найти? Готовых рецептов нет.

Вместе с тем неслучайно для развития тех или иных способностей практикой воспитания выработаны общие подходы, закрепленные опытом многих поколений. Это применимо к развитию так называемых специальных способностей. А можно ли формировать обобщенные (интегральные) качества? Например, самостоятельность. Конечно, можно!

Подход к развитию самостоятельности такой же, как при формировании любой способности. Необходимо создать условия, которые требуют от ребенка постоянного проявления самостоятельности. При этом важно учитывать индивидуальные качества и врожденные задатки ребенка, даже такие, как особенности нервной системы и конституция тела. В одинаковых условиях разные дети действуют по-разному, и результат достижений всегда индивидуален.

Если самостоятельность «тренируется» в разных ситуациях с разными условиями, то в итоге она «закрепляется» как положительный личный опыт ребенка и становится качеством его личности. В отличие от развития музыкальных или любых других способностей для развития самостоятельности не важно, что именно делает ребенок, главное, чтобы он делал это сам. Необходимо предоставлять ему как можно больше самостоятельности  на всех этапах - от принятия решения до исполнения задуманного и оценки полученного результата. Главное - положительный эмоциональный настрой и, конечно, успешный результат. Ребенок должен переживать радость, удовольствие как от самого действия, так и от его результата.

В заключение сформулируем правила, которые помогут развивать самостоятельность ребенка.

- в трудные моменты и одновременно обучая необходимым «правилам игры» (естественным ограничениям и запретам, которые ребенку понятны).

- Помогая преодолевать трудности, не делайте за ребенка то, что он может сделать сам.

- Позвольте ребенку принимать самостоятельные решения, отвечать за себя, стимулируя возникновение у него естественного чувства ответственности и внутренней дисциплины.

- Подсказывайте, когда ребенок может помочь кому-либо - защитить более слабого, поделиться игрушками, сладостями и т.п.

- Поддерживайте в ребенке чувство уверенности в себе, даже критикуя или запрещая нежелательные действия (плох поступок, а не сам ребенок).

- В любой ситуации стараться создать «ситуацию успеха» - это главный источник душевных сил ребенка, залог его успешного психического развития.

.

Само слово способность показывает, что речь идет не столько о приобретении некоего качества, сколько об освоении определенного способа действия.

Следует отметить: во-первых, разные способы действий (и, следовательно, способности) появляются (точнее, формируются) у ребенка исключительно в процессе его собственной активной деятельности; во-вторых, от природы все дети достаточно активны, но степень их активности разная, что зависит от темперамента, состояния здоровья, настроения и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...