Здоровячок
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Программа для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сохранение и укрепление здоровья детей | 1.81 МБ |
Сохранение и укрепление здоровья детей | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Одна из самых актуальных проблем современности – сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей стоит очень остро. Ведь здоровье детей – это будущее нашей страны. Однако здоровье не существует само по себе, постоянное и неизменное. Оно нуждается в тщательной заботе с самого раннего детства. Результаты статистики свидетельствуют, что уже в дошкольном возрасте здоровых детей практически нет. Конечно, причин тому множество: экологические, социальные, генетические, медицинские. Одна из таких причин: невнимание взрослых к здоровью детей. Иначе говоря, мы любим своё дитя, усердно лечим, когда оно болеет, а в повседневности не используем весь арсенал средств и методов для предупреждения заболевания. Не следует забывать, что дошкольный возраст – самое благоприятное время для формирования основ здорового образа жизни, т.е. выработке правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников приёмам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Цель программы – 1.Научно-методическая.
Внедрение комплексной системы оздоровления
детей через нетрадиционные методики с учётом
регламентации воспитательно-образовательной и
лечебно-оздоровительной работы
2.Практическая.
Повышение функциональных возможностей детей ,
социальной адаптации и улучшение состояния их
здоровья
Задачи программы -Сохранение и укрепление здоровья детей, развитие
моторных и сенсорных функций.
- Формирование двигательной активности, профилактика
нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения,
простудных заболеваний.
- Развитие эмоционально-волевой сферы,
интеллектуальных функций.
- Воспитание гармонично-развитой личности.
Ожидаемый результат- 1.Снижение количества наиболее часто
встречающихся в дошкольном детстве
заболеваний.
2.Снижение поведенческих рисков,
представляющих опасность для здоровья.
3.Обеспечение статистического учёта, контроля и
анализа на всех уровнях.
4.Коренное совершенствование системы
оздоровления на основе реализации
индивидуального подхода.
5.Обеспечение условий для практической реализации
индивидуального подхода к обучению и
воспитанию.
6.Повышение заинтересованности работников
детского сада и родителей в укреплении здоровья
дошкольников.
7.Создание системы комплексного мониторинга
состояния здоровья детей
8.Повышение квалификации работников дошкольных
учреждений.
9.Стимулирование повышения внимания
дошкольников и их родителей к вопросам здоровья,
питания, здорового образа жизни, рациональной
двигательной активности.
Структура внедрения здоровьесберегающих
методик, технологий в воспитательный процесс ДОУ
Формы и методы оздоровления детей
№ | Формы и методы | Содержание |
1 | Обеспечение здорового ритма жизни | -щадящий режим (адаптационный период) -гибкий режим -сетка занятий в соответствии с СаНПинами -организация микроклимата и стиля жизни группы |
2 | Физические упражнения | - утренняя гигиеническая гимнастика; - проведение физкультурных занятий с элементами корригирующей гимнастики в комплексе с дыхательными и релаксационными упражнениями; - оздоровительно - развивающие физкультурные занятия на свежем воздухе -подвижные, элементы спортивных игр -профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия, зрения) -терренкур (дозированная ходьба) -пешие прогулки (турпоходы) |
3 | Гигиенические и водные процедуры | -умывание с использованием художественного слова -мытье рук -игры с водой и песком -обеспечение чистоты среды |
4 | Свето-воздушные ванны | - сон в проветренном помещении, - соблюдение температурного режима -прогулки на свежем воздухе -обеспечение температурного режима и чистоты воздуха (соблюдение графиков проветривания) |
5 | Активный отдых | -развлечения, праздники -игры-забавы -дни здоровья -малые туристические походы -тематические недели и дни ("Неделя спорта" - август, "День здоровья" - 7 апреля,) |
6 | Диетотерапия | -рациональное питание -введение йодированной соли в пищу -фрукты, овощи, соки -витаминизация 3го блюда -введение в пищу фитонцидов |
7 | Свето- и цветотерапия | -обеспечение светового режима -цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса |
8 | Музтерапия | - музыкотерапия (утренний прием, пробуждение) - минуты тишины -музыкальное сопровождение режимных моментов -музоформление фона занятий -музтеатральная деятельность -хоровое пение (в том числе звуковое) |
9 | Аутотренинг и психогимнастика | - элементы психогимнастики по М. И. Чистяковой -игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы |
10 | Спецзакаливание | - гимнастика пробуждения, дорожка «здоровья» - воздушное контрастное закаливание - игровой самомассаж лица, БАТ, ушных раковин, пальцев рук; -босоножье -дыхательная гимнастика |
11 | Пропаганда здорового образа жизни | -цикл бесед о здоровье и здоровом питании -специальные занятие по ОБЖ -занятия по "валеологии" |
Программа реализует следующие направления
- Работа с детьми.
- Работа с педагогами.
- Работа с родителями.
- Укрепление материально-технической базы учреждения.
Для реализации задач, намеченных программой «Здоровячок», в ДОУ созданы следующие условия:
- имеется зал для физкультурных и музыкальных занятий, который оборудован необходимым инвентарём: несколько гимнастических скамеек, спортивные маты, гимнастические стенки, наклонные доски, ребристые доски, лестницы для перешагивания и развития равновесия, резиновые коврики, массажные коврики для профилактики плоскостопия, массажеры для стоп, нестандартное оборудование для «игровых дорожек», оборудование для вестибулярного аппарата («диски здоровья»), мячи, обручи, мешочки с песком, лыжи, канаты, кегли и другое необходимое оборудование. Всё это позволяет включить в работу большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность занятий;
- спортивная площадка для занятий на воздухе оснащена необходимым инвентарём и оборудованием: «полосой препятствий» для развития выносливости, гимнастической стенкой и бревном;
- имеется картотека подвижных игр с необходимыми шапочками и другими атрибутами;
- имеется большая картотека для развития основных видов движения, картотека физкультминуток и пальчиковых игр;
- в каждой возрастной группе имеются уголки движения (спортивные уголки), где дети занимаются как самостоятельно, так и под наблюдением педагогов;
- кабинет логопеда (логопункт) для индивидуальной коррекционной работы;
- закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности;
- закаливание проводится на фоне различной двигательной активности детей на физкультурных занятиях, других режимных моментах;
- закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма детей;
- постепенно расширяются зоны воздействия и увеличивается время проведения закаливающих процедур.
В перспективе предлагается продолжать лечебно-оздоровительную работу, деля её на этапы:
I э т а п – интенсивная профилактика – подготовка ребёнка к самому неблагоприятному в сезоне времени. Проводится по методике В. Т. Алямовской.
II э т а п – восстановительный, на котором используется система защитных мер по предупреждению ОРВИ, ангины – полоскание горла и рта лечебными настоями.
III э т а п – реабилитационный. Детям предлагаются травяные чаи, оздоровительные напитки, витаминотерапия, щадящий режим занятий, индивидуальный подход по группе здоровья.
А также:
- использование психоаналитических и личностно ориентированных бесед с детьми с аффективными невротическими проявлениями;
- рациональное применение музыкотерапии для нормализации эмоционального состояния детей и других методов психокоррекции;
- использование на физкультурных занятиях элементов психогимнастики.
Для осуществления вышеназванных принципов в детском саду созданы необходимые условия:
- Сотрудники внимательны и отзывчивы к детям, уважительно относятся к каждому ребёнку.
- Отношения между работниками детского сада строятся на основе сотрудничества и взаимопонимания. Сотрудники положительно оценивают сложившиеся отношения в коллективе.
- Развивающая среда организована с учётом потребностей и интересов детей. Педагоги стараются эстетично оформить интерьер групповых, раздевальных, спальных комнат, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно в уютной обстановке.
- В группах детского сада силами воспитателей оборудованы «уголки уединения», где дети могут рассмотреть фотографии своей семьи, поиграть с любимой игрушкой, отдохнуть от шума, расслабиться на диванчике.
Оздоровительная и воспитательная направленность образовательного процесса в нашем дошкольном учреждении включает такие мероприятия, как лечебную физкультуру, массаж, водные процедуры, специальные оздоровительные игры, ароматерапия и фитотерапия, работа с природным материалом (глиной, песком, красками), музыкальная терапия (регулярно проводим музыкальные паузы, игры на музыкальных инструментах, использование музыки по утрам в момент прихода малышей в детский сад, для пробуждения во время сна).
Физическое развитие и оздоровление детей:
- закаливание;
- точечный массаж;
- игры, которые лечат;
- дыхательная гимнастика;
- организация дыхательного режима.
Лечебно – профилактическая работа:
- лечебная физкультура;
- лечебный массаж;
- физиотерапия;
- витаминотерапия.
Работа с родителями
Обеспечение психологического благополучия:
- занятия «Здравствуйте, дети»;
- музыкотерапия;
- коррекционно – развивающая работа.
При разработке здоровьесберегающих технологий мы ориентировались на концепцию «валеологически обоснованного образования», согласно которой следует проводить воспитательную и оздоровительную работу в детском саду, а также комплексную программу «Здоровячок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности во II младшей группе Развивающая ситуация Тема: «Путешествие в страну Здоровячков»
Конспект непосредственно образовательной деятельности во IIмладшей группе Развивающая ситуацияТема: «Путешествие в страну Здоровячков»Интеграция: здоровье, физкультура, чтение художественной лит...
Проект Здоровячок
Физкультурно-оздоровительная работа...
Мастер класс "Здоровячок"( с использованием нестандартного оборудования)
Вашему вниманию представлена авторская разработка "Здоровячок"(с использованием нестандартного оборудования и нетрадиционных средств оздоровления детей)...
Оздоровительная программа "Здоровячок"
Во все времена и для всех народов был закон – здоровье и качество обучения тесно взаимосвязаны. Чем крепче здоровье, тем продуктивнее обучение. Программа “Здоровячок ” имеет физкультурно-танцевальную ...
Путешествие в страну Здоровячков
Декада: " Путешествие в страну Здоровячков" способствует формированию у детей представлений о здоровье человека, составляющих здоровья. Материал представлен в виде таблицы, которая включает совместную...
Презентация проекта тематической площадки "Здоровячок". Оздоровительная работа в летний период.
Данная презентация знакомит с летней оздоровительной работой в дошкольном детском доме...
Летнее спортивно-музыкальное развлечение для детей старшей и подготовительной групп "Страна Здоровячков"
Сценарий разработан с использованием материала из книг оздоровительно-развивающей программы "Здравствуй!"М.Л.Лазарева. (Сценарий был опубликован в журнале "Справочник старшего воспитателя ДОУ" - на ры...