Картотека игр по саморегуляции и снятию психо-эмоционального напряжения у детей дошкольного возраста
учебно-методический материал на тему
Игры, предложенные технологией Кряжевой Н.Л. позволят педагогу научить ребенка методам саморегуляции и снятию психо-эмоционального напряжения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_po_samoregulyatsii_i_snyatiyu.docx | 19.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр по саморегуляции и снятию
психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста
(технология Н.Л. Кряжевой «Игротерапия - развитие эмоционального мира детей»)
Цель: научить ребенка помогать самому себе, познакомить с методами саморегуляции.
«Возьмите себя в руки»(для детей с 5 лет, авторское)
Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди - это поза выдержанного человека».
«Врасти в землю» (для детей с 5 лет, авторское)
«Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко сцепи зубы. Ты могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного человека».
«Ты — лев!» (для детей с 5 лет, авторское)
«Закрой глаза, представь льва - царя зверей, сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут, как тебя, у него твое имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев - это ты!»
«Просыпайся, третий глаз!» (для детей с 5 лет, авторское)
«Человек видит не только глазами. Мудрость и ум, выдержка и спокойствие могут проснуться в твоем третьем глазе. Вытяни указательный палец, напряги его и положи на лоб между бровей над носом. Здесь твой третий глаз, глаз мудрости. Помассируй эту точку, приговаривая: «Просыпайся, третий глаз, просыпайся, третий глаз...» 6—10 раз.
«Сбрось усталость» (для детей с 5 лет, авторское)
«Встань, расставь широко ноги, согни их немного в коленях, согни тело и свободно опусти руки, расправь пальцы, склони голову к груди, приоткрой рот. Слегка покачайся в стороны, вперед, назад. А сейчас резко тряхни головой, руками, ногами, телом. Ты стряхнул всю усталость, чуть-чуть осталось, повтори еще».
«Заряд бодрости» (для детей с 4 лет)
«Сядь свободно. Вытяни вперед руки и приготовь два пальчика: большой и указательный. Возьмись ими за самые кончики ушей - один сверху, другой снизу ушка. Помассируй ушки, приговаривая: «Ушки, ушки слышат все!» 10 раз в одну сторону и 10 в другую. А теперь опусти руки, стряхни
ладошки. Приготовь указательный палец, вытяни руку и поставь его между бровей над носом. Помассируй эту точку столько же раз со словами: «Просыпайся, третий глаз!» Стряхни ладошки. Собери пальцы руки в горстку, найди внизу шеи ямку, положи туда руку и со словами: «Я дышу, дышу, дышу!» - помассируй ямку 10 раз в одну сторону и 10 раз в другую. Молодец! Ты видишь, слышишь, чувствуешь!»
предостережение: Взрослый следит за силой нажима на важные точки жизнедеятельности и правильностью нахождения точек.
«Дыши и думай красиво» (для детей с 5 лет, авторское)
«Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни:
— мысленно скажи: «Я— лев», выдохни, вдохни;
— скажи: «Я — птица», выдохни, вдохни;
— скажи: «Я — камень», выдохни, вдохни; — скажи: «Я — цветок», выдохни, вдохни;
— скажи: «Я спокоен», выдохни. Ты действительно успокоишься».
«Стойкий солдатик» (для детей с 5 лет, авторское)
«Когда ты сильно возбужден и не можешь остановиться, взять себя в руки, встань на одну ногу, а другую подогни в колене, руки опусти по швам. Ты - стойкий солдатик на посту, ты честно несешь свою службу, оглянись по сторонам, заметь, что вокруг тебя делается, кто чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяй ногу и посмотри еще пристальней. Молодец! Ты настоящий защитник!»
«Замри» (для детей с 5 лет, авторское)
«Если ты расшалился и тобой недовольны, скажи себе мысленно: «Замри!» Посмотри вокруг, что делают другие, найди себе интересное занятие, подойди к кому-нибудь и попроси поиграть с тобой. Кто-то обязательно согласится, и тебе будет интересно».
«Спаси птенца» (для детей с 4 лет)
«Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь что птенец радостно взлетел, улыбнись ему и не грусти, он еще прилетит к тебе!»
«Солнечный зайчик» (для детей с 4 лет, авторское)
«Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот погладь его и там. Он не озорник - он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним».
«Сломанная кукла» (для детей с 5 лет)
«Иногда игрушки ломаются, но им можно помочь. Изобрази куклу, у которой оборвались веревочки, крепящие голову, шею, руки, тело, ноги. Она вся «разболталась», с ней не хотят играть, потряси всеми разломанными частями одновременно. А сейчас собирай, укрепляй веревочки медленно, осторожно соедини голову и шею, выпрями их, теперь расправь плечи и закрепи руки, подыши ровно и глубоко и на месте будет туловище, ну и выпрями ноги. Все -куклу починил ты сам, теперь она снова красивая, с ней все хотят играть!»
«Гора с плеч» (для детей с 5 лет, авторское)
Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо еще что-то сделать, сбрось «гору с плеч». Встань, широко расставь ноги, подними плечи, отведи их назад и опусти плечи. Сделай это упражнение 5—6 раз, и тебе сразу станет легче.
«Торт» (для детей с 4 лет)
Положите ребенка на коврик. Вокруг его сверстники или знакомые. Взрослый: «Сейчас мы из тебя будем делать торт». Один участник — мука, другой - сахар, третий - молоко, четвертый - масло и т. д. Взрослый повар, сейчас он приготовит великолепное блюдо. Сначала надо замесить тесто. Нужна мука - «мука» руками «посыпает» тело лежащего, слегка массируя и пощипывая его. Теперь нужно молоко - «молоко» «разливается» руками по телу, поглаживая его. Необходим сахар - он «посыпает» тело, и немного соли - чуть-чуть, нежно прикасается к голове, рукам, ногам. Повар «замешивает» тесто, хорошенько разминая его. А теперь тесто кладется в печь и там поднимается - ровно и спокойно лежит и дышит, все составляющие его: и мука, и соль и др. - тоже дышат, как тесто. Наконец тесто испеклось. Чтобы торт был красивый, надо его украсить кремовыми цветами. Все участники, прикасаясь к «торту», дарят ему свой цветок, описывая его. Торт необыкновенно хорош! Сейчас повар угостит каждого участника упражнения вкусным кусочком, если самому «торту» не жалко. Большая часть торта достанется родителям и друзьям. Замечание:
1. Следите за выражением лица «торта», оно должно быть довольным, смех только поможет упражнению.
2. Вместо «торта» можно готовить все, что угодно ребенку, - курицу, блины, компот и т. д.
«Портрет» (для детей с 5 лет)
Ребенок садится напротив взрослого. Взрослый -художник. Все остальные - краски: синий, белый, красный, желтый, зеленый и другие цвета. «Сейчас я буду рисовать портрет». Художник прикасается рукой к овалу лица и говорит: «Сейчас я нарисую лицо». «Какую форму рисовать?» - спрашивает он у ребенка, - такую же, больше, меньше?» Ребенок отвечает. «Какие будут глазки - большие, маленькие или оставим, какие есть?» При этом он обводит контур глаз. «Какого они будут цвета?» Ребенок называет. Если есть такая краска, художник прикасается к ней своей кистью (к участнику, выбравшему этот цвет) и переносит цвет на лицо ребенка. Затем в таком же порядке рисуются брови, нос, щеки, губы, уши, волосы. Постарайтесь «смешать» краски и перенести на ребенка частичку каждого участника упражнения. В конце все любуются портретом, говорят, как он хорош.
замечание: Упорное нежелание ребенком «сохранить» свое собственное лицо и стремление многое в нем изменить говорит о том, что ребенок недоволен собой, хочет измениться.
«Театр прикосновений» (для детей с 6 лет)
Ребенка просят свободно лечь в позу «звезды» на коврик и закрыть глаза. Включается спокойная музыка. Все участники склоняются, и взрослый объясняет, что они должны нежно и осторожно, необычным образом коснуться тела лежащего ребенка, показывая, как это делается. Можно одновременно прикоснуться одним пальцем ко лбу, а ладонью к ноге, ребром ладони к животу, кулачком - к груди, локтем - к животу и т. д. Все одновременно начинают и заканчивают прикосновение. Затем лежащего оставляют на некоторое время в расслабленном состоянии.
ЗАМЕЧАНИЕ:
1. Взрослый следит за силой прикосновений.
2. Наблюдает за лицом лежащего, оно должно быть спокойным и расслабленным.
3. Поглаживаний должно быть мало.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физкультминутка, как средство снятия утомления у детей дошкольного возраста
Одним из нередко встречающихся отклонений в физическом развитии детей дошкольного возраста является - нарушение осанки. Предупреждение этих нарушений - задача не только педиаторов, нои педагогов. Восп...
консультация для родителей «Лепка из глины – как один из способов снятия напряжения у детей дошкольного возраста»
я сама и мои дети очень увлекаемся лепкой из глины. Это очень интересный материал для творчества. Очень жаль, что его так редко используют при работе с детьми....
Семинар – практикум «Формирование саморегуляции и самоорганизации деятельности у детей дошкольного возраста»
Развитие саморегуляции – одна из центральных линий развития детей. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает ребенок, объединяет одно – в них формируется важнейшее личностное ново...
Картотека игр и упражнений на снятие конфликтности у детей дошкольного возраста.
Картотека игр и упражнений на снятие конфликтности у детей дошкольного возраста...
Картотека игр для снятия напряжения у детей дошкольного возраста
Сборник игр, способствующие снятию напряжения у детей...
«СОЦИАЛЬНО –ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ - устойчивость личности к социально-неблагоприятным факторам среды, сформированность навыков саморегуляции поведения. Девиантное поведение у детей дошкольного возраста.»
Презентация "Девиантное поведение у детей дошкольного возраста»...
Картотека игр и упражнений на снятие конфликтности у детей дошкольного возраста
Задачи:-переориентация поведения с помощью ролевых игр;-формирование адекватных норм поведения;-снятие напряжения у детей;-регулировка поведения в коллективе и расширение поведенческого репертуара реб...