Методические рекомендации "Формирование культурно-гигиенических навыков младших дошкольников"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Тузова Елена Юрьевна

Соблюдение правил личной гигиены - одно из важнейших условий для поддержания здоровья младших дошкольников. Период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятен для формирования культурно-гигиенических навыков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat.docx183.34 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Кафедра дошкольного образования

Формирование культурно-гигиенических навыков

у детей младшего дошкольного возраста.

 (методические рекомендации)

Исполнитель:

Тузова Елена Юрьевна

 воспитатель МБОУ «Елыкаевская СОШ»

                           

Кемерово 2014

Содержание

Введение…………………………………………………………..................

3

1.

Значение формирования культурно – гигиенических навыков

у детей младшего дошкольного возраста ……………………………...    

5

2.

Особенности формирования  культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста…………………………..…….

9

3.

 Условия, методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста ……………………

12

Заключение……………………………………………………………………

17

Список литературы……………………………………………………………

19

Приложения

Приложение 1. Художественное слово при формировании культурно – гигиенических навыков младших дошкольников………………………….

20

Приложение 2. Дидактические игры и упражнения……………………….

24

Приложение 3. Консультация для родителей «Культурно-гигиенические навыки и их значение в развитии ребёнка»…………………………………

26

Приложение 4. Консультация для воспитателей «Объём и содержание культурно-гигиенических навыков по возрастным группам»……………

32

Приложение 5. Схема «Алгоритм умывания»….………………………….

35

Введение

   Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает всё большую актуальность. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого. Одним из важнейших условий для поддержания здоровья младших дошкольников является наличие у них культурно – гигиенических навыков, так как соблюдение правил личной гигиены предохраняет от инфекционных заболеваний.

   Период раннего и дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств, усвоение правил и норм поведения.

   Выделяют три основные категории культурно – гигиенических навыков: гигиенические навыки (приём пищи, умывание и мытьё рук, пользование горшком и т.п.); навыки культуры поведения (формирование положительного отношения к окружающим взрослым и детям); навыки элементарного самообслуживания (посильная самостоятельность).   Формирование культурно-гигиенических навыков это не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации ребёнка.

   При овладении культурно – гигиеническими навыками важна постепенность: по мере овладения простыми навыками  можно вводить новые, более сложные. При обучении использовать показ самого действия, знакомить со способами его выполнения. По мере приобретения навыка непосредственная помощь взрослого сокращается, а доля самостоятельного участия ребёнка увеличивается. Малыши до трех лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия со взрослым, а потом самостоятельно.

   Для того, чтобы формирование культурно – гигиенических навыков успешно осуществлялось в дошкольном образовательном учреждении необходимо  решить следующие задачи:

  1. Изучить  и  проанализировать   источники  по  проблеме формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
  2. Создать  в группе детей младшего дошкольного возраста условия для формирования культурно-гигиенических навыков.
  3. Разработать рекомендации по формированию культурно-гигиенических навыков младших дошкольников для педагогов и родителей.

   Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста будет осуществляться эффективнее, если:

- учитывать психолого-педагогические особенности детей младшего дошкольного возраста;
- учитывать начальный уровень сформированности у детей культурно – гигиенических навыков;
- использовать игры, стихи, схемы, художественное слово (фольклор).
  Значимость данной работы  заключается в том, что в ней рассмотрены условия, методы и формы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, собран материал, который может помочь педагогам дошкольного образования в организации работы с детьми.
Ведь именно в младшем дошкольном возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека.

   

  1. Значение формирования культурно – гигиенических навыков

у детей младшего дошкольного возраста

  Основой полноценного физического развития ребенка дошкольного возраста, основой приобщения его к здоровому образу жизни является усвоение основ культуры гигиены.

   Умения – это сформированная у ребенка способность совершать определенные действия на основе полученных знаний.

   Навык – это автоматизированное действие, формируемое в результате многократных повторений и упражнений. 

   Гигиена детей -  наука, изучающая взаимодействие организма ребенка с внешней средой и разрабатывающая научно обоснованные нормативы, требования и рекомендации, направленные на сохранение и укрепление здоровья, гармоничное развитие и совершенствование функциональных возможностей организма детей.

   Культурно – гигиенические навыки – это автоматизированные компоненты сознательных действий, вырабатываемых в результате повторения одного и того же действия в одних и тех же условиях.

   Культурно–гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста, при их формировании идёт не простое усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации  малыша, ребенок начинает знакомиться с миром предметов, созданных человеком, он осваивает предметные действия.

   Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. Соблюдение правил личной гигиены является основой для сохранения здоровья в течение всей жизни.

   Гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Приучая ребенка к порядку и чистоте, мы воспитываем у них общую культуру, организованность, бережное отношение к вещам и труду взрослых.

   По мере усвоения культурно – гигиенические навыки переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление игровой деятельности. В игре дети отражают взаимоотношения, которые складываются в ходе игровых процессов. Ребенок так относится к кукле, как родители к нему в соответствующих ситуациях. В игре дети имитируют бытовые действия (мытье рук, прием пищи, тем самым закрепляя действия с бытовыми предметами). Они также отражают правила, которые стоят за выполнением культурно – гигиенических навыков: одежду куклы надо аккуратно сложить, посуду на столе расставить красиво и т.д..

Культурно – гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию, т. е. действия ребенка направлены на самого себя. Освоение культурно – гигиенических навыков влияет и на взаимоотношения ребенка с взрослыми и сверстниками. Это дает возможность сравнить себя с другими детьми: лучше или хуже я умею это делать? Так через сравнение себя с другими складываются предпосылки для формирования самооценки, осознания своих умений и возможностей, а также предпосылки для самоконтроля.

   Выполняя гигиенические процедуры, ребенок осознает самого себя. Он начинает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь привести себя в порядок, у ребенка формируется потребность в чистоте и опрятности, формируется представление о собственном теле. Обуваясь, малыш рассматривает свои ножки, надевая перчатки – ручки, завязывая бантик или шарфик – свое лицо.

   Таким образом, следует стремиться к тому, чтобы соблюдение правил личной гигиены стало для детей естественной потребностью, такой же, как потребность в пище, сне, отдыхе, игре; а навыки гигиены постепенно совершенствовались и становились привычными.

   Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они становились привычками.

В процессе формирования культурно – гигиенических навыков в младшем дошкольном возрасте дети могут овладеть следующими гигиеническими навыками:

Умывание. Соблюдать последовательность действий при мытье рук и самостоятельно мыть руки, прибегая к помощи взрослых в отдельных действиях, вызывающих затруднение. Знать свое полотенце и пользоваться им. Замечать грязные руки и мыть их.

Поведение за столом. Умело пользоваться ложкой и вилкой. Есть самостоятельно, не проливать пищу. Своевременно пользоваться салфеткой, после еды ложку или вилку класть на тарелку. За общим столом не мешать другим детям, не пользоваться их приборами. После еды говорить «спасибо». Откликаться на просьбы взрослого помочь накрыть на стол или убрать со стола отдельные приборы.

Одевание. Самостоятельно одеваться в правильной последовательности. Вежливо обращаться  к воспитателю за помощью. Знать свой шкафчик, порядок складывания одежды в шкафчик. Узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей.                      

Уход за вещами, игрушками. Бережно относиться к игрушкам, вещам, пользоваться ими по назначению. Участвовать вместе со взрослыми в уходе за вещами: помогать маме полоскать носовые платочки и т.п.

Игровые умения. В играх самостоятельно воспроизводить цепочку взаимосвязанных игровых действий, отражающих  процессы умывания, одевания, еды.

   В младшем дошкольном возрасте дети могут освоить все основные культурно – гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Проблема формирования культурно – гигиенических навыков у детей данного возраста заключается в том, что  происходит быстрое и прочное формирование стереотипов действий с одной стороны, а с другой весьма затруднительна их ломка – переделка. Иначе говоря, ребенок легко воспринимает определенную последовательность действий, но очень трудно осваивает изменения в ней.

   



 

2.

Особенности формирования  культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста

    Формирование культурно-гигиенических навыков совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте -  становлением орудийных и соотносящих действий. В первую очередь надо научить овладению предметом - орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой есть суп. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладёт мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок, застёгивает пуговицы, зашнуровывает ботинки. Воспитатели должны помнить об этом и создавать соответствующие условия.

   По мере освоения культурно-гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности - игры. В играх воспитанник отражает (особенно поначалу) бытовые действия, прежде всего потому, что они ему хорошо знакомы и неоднократно совершались по отношению к нему самому. Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ему: "Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?". Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно - гигиенических  навыков.

   Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. После того как воспитанник научился надевать платье, колготки, туфли он начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать

и т.д. То есть происходит укрупнение единиц действия, когда малыш работает уже не с одним элементом, а с их группой.  Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы поведения. При этом он переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком.

   Для детей младшего дошкольного возраста очень важным является мотив своей внешней привлекательности: «Надо причесываться, чтобы быть красивым». Выразить в речи составляющую навык последовательность операций, условия их выполнения младшие дошкольники еще затрудняются. Легче они выделяют предметы, необходимые для проведения бытового процесса, например для умывания - мыло, полотенце и вода, детей по-прежнему привлекает сам бытовой процесс. Но особенно значимым становится выполнение действий в правильной последовательности, потому что ее положительно оценивает взрослый.

   Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно- гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.

   Культурно-гигиенические навыки выступают как важная составная часть культуры поведения. Действия детей младшего дошкольного возраста все более автоматизируются, навыки усложняются и постепенно превращаются в системы поведения. Таким образом, освоенные культурно-гигиенические навыки превращаются в привычки - действия, выполнение которых стало потребностью. Необходимыми условиями формирования привычек выступает положительное отношение ребенка к бытовой деятельности и систематическое повторение бытовых процессов, предполагающих его известную самостоятельность. Привычки выполнять требования личной гигиены и культурного поведения проявляются в разных жизненных ситуациях. А бытовые процессы выполняются без напоминания взрослых. Постепенно возрастает сознательное отношение к собственному поведению и контроль за ним. Хорошие результаты дает применение системы М. Монтессори – упражнения в практической жизни. «Чем раньше мы начинаем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных и свободных людей», – говорила М. Монтессори.

        

3. Условия, методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

   В центре воспитательного процесса находится ребёнок. По отношению к нему, как объекту воспитания воспитатель выступает субъектом воспитательного процесса, воздействующим на личность с помощью специальных методов и приёмов воспитания, создаёт условия для успешного

формирования навыков.

   К числу основных условий успешного формирования культурно – гигиенических навыков младших дошкольников относятся: рационально организованная среда, четкий режим дня и руководство взрослых.

   Под рационально организованной средой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных моментов (умывание, питание, сон, занятия и  игры). Важно также выработать общие критерии в оценке отдельных действий, четко определить место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи.

   Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Формирование их происходит и в играх, труде, занятиях, в быту. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления. Выполнение режима дня способствует формированию культурно – гигиенических навыков, воспитанию, организованности и дисциплинированности. По режиму дня заметно, что время на гигиену и самообслуживание маленьким детям отводится больше, чем детям среднего и старшего возраста.

 Формирование культурно – гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых – родителей, воспитателей. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи.

Методы воспитания – это способы педагогического воздействия на сознание воспитуемых, направленные на достижение цели воспитания С помощью методов воспитания корректируется поведение детей, формируются качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения и отношений. 
При этом педагоги тщательно отбирают методы, ориентируясь на закономерности, присущие специально организованному воспитательному процессу. Методы воспитания в различных педагогических ситуациях должны постоянно варьироваться, в этом и проявляется профессиональный и творческий подход педагога к процессу воспитания.

К методам воспитания гигиенических навыков можно отнести: 

  • Разъяснение необходимости выполнения режимных моментов, гигиенических процедур;
  • Пример взрослого;
  • Приучение,  упражнение;
  • Создание  воспитывающих ситуаций;
  • Поощрение помогает ребенку утвердится поверить в свои силы (особенно в освоение новых навыков).

   Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей младшего дошкольного возраста - стремление

к самостоятельности.

   Также следует запомнить, что на начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. Подобная обстановка позволит сохранить у них положительно-эмоциональный настрой. Однако необходимость укладываться в отведенное для режимных процессов время, остается.

   Воспитание культурно - гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного  решения  рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей.

Прием – это частное проявление того или другого метода воспитанияМожно сказать, что приём – это отдельное действие воспитателя внутри конкретного метода. По отношению к методу воспитания приём носит подчинительный характер.

   Рекомендуемые приёмы формирования культурно- гигиенических навыков:

  • Показ и объяснение

В младшем дошкольном возрасте показ должен сопровождаться пояснением, причем необходимо четко делить новое действие на операции, выделяя сначала наиболее важное, а потом незначительное.
Объяснение нового действия дается очень подробно, затем постепенно сужается и сводится к напоминанию правила, которое может быть обращено ко всем или отдельным детям. Напоминание может быть косвенным (воспитатель заранее выражает желание в том, что дети правильно выполняют задание и вскользь напоминает требование) и прямым.

  • Упражнение и контроль

Без упражнения  ни один навык не может быть сформирован, т.к. только   в    активной   деятельности    каждого    ребенка   создаются   и

закрепляются динамические стереотипы.

Контроль очень важен на начальной стадии формирования навыков. Следует проверять, как выполнены отдельные действия или задания в целом.  Отсутствие  контроля   ведет  к  формированию   у   детей лишь

отдельных навыков.

  • Пример взрослых

Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом. Пример может быть прямым («делай, как я!») и косвенным (воспитатель использует различные формы, которые вызывают интерес у детей, привлекают их внимание).
Учеба ребенка, в основе которой лежит подражание, начинается очень рано, когда он еще ничего не понимает. От природы у детей хорошо развита эмоционально-механическая память, непроизвольное внимание. Именно поэтому ребенок, наблюдая за взрослыми, фиксирует,  перенимает,  формирует,  создавая   свою  «энциклопедию»

навыков, привычек, знаний.

  • Игровые приемы  

Позволяют воспитателю, с одной стороны, скрыть
свою педагогическую позицию, а с другой – более активно воздействовать на малыша. Игровые приемы очень эффективны в воспитании маленьких детей. Помогает закрепить имеющиеся навыки, хороши дидактические игры, игра «в ошибки». 

  • Использование иллюстраций, художественного слова, фольклора,
    книг, бесед, инсценировок. 

Всё это позволяет ребенку глубже понять окружающий мир. Дети воспринимают художественную литературу, запоминают полюбившиеся им потешки, сказки. В то время, когда дети играют и прослушивают художественный материал, не подозревая этого, они осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Использование художественного слова создает у детей хорошее настроение и формирует положительное отношение к выполнению культурно- гигиенических навыков. Все  это  уточняет  представления  детей  о том, как надо выполнять тот или иной  навык.

   Ребенок приобретает культурно - гигиенические навыки в общении с воспитателем, помощником воспитателя и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду.  Важно,  чтобы  взрослые  подавали  ребенку пример,

сами всегда их соблюдали.  

   Таким образом, формирование культурно - гигиенических навыков младших дошкольников – задача сложная, требующая систематичности и большого терпения. Все указания необходимо давать в спокойном тоне, вызывающем у детей положительное отношение к действиям, которые должны стать привычками. Воспитатель сможет достичь положительного результата, учитывая задачи формирования культурно - гигиенических навыков в соответствии с возрастными особенностями детей.


Заключение

   Рассматривая теоретические аспекты формирования культурно- гигиенических навыков, мы пришли к выводу, что проблема по формированию культурно- гигиенических навыков существует очень давно и в этой области сделано немало открытий. Процесс формирования культурно- гигиенических навыков имеет свою специфику и трудности в организации, однако, освоив необходимые психологические и педагогические знания, взрослый  способен   влиять  на  ребёнка   и   целенаправленно   формировать

культурно- гигиенические навыки.  

   Деятельность педагога по формированию культурно - гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста эффективен, когда он имеет обратную информацию о действенности воспитательных влияний и учитывает эту информацию на каждом новом этапе своей педагогической деятельности. Такую информацию воспитатель получает только из жизни, из повседневного изучения практики отношений и деятельности в детской среде. Научно обоснованное отношение к процессу формирования культурно- гигиенических навыков состоит в умении видеть, подчеркивать и эффективно   использовать   нравственный   аспект    любого    вида    детской

деятельности, любого жизненного отношения.
   На   основе   изученной   и   проанализированной   литературы  и интернет – ресурсов можно сделать  вывод, что для успешного формирования культурно – гигиенических навыков  младших дошкольников необходимо: 
1. Знать особенности культурно – гигиенических навыков у детей младшего

дошкольного возраста;

2. Знать методы  и приёмы формирования культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;
3. Ознакомиться с диагностическими  методиками  культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;

4.Разработать  дополнительную программу  по формированию культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Список литературы

1.  Афонькина, Ю. А. Урунтаева, Г. А.  Как приобщить  малыша  к  гигиене  и

самообслуживанию [Текст]: пособие для воспитателей дет. сада и родителей / Ю. А. Афонькина, Г. А. Урунтаева. - М.: Просвещение, 1997. - 125с.

2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Книга для воспитателя детского сада/ А. К. Бондаренко.- М.: Просвещение, 1991.- 126 с.

3. Васильева, М.А. Гербова, В.В. Комарова, Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст]/ М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова.; под ред. В.В.  Васильевой.— М.: Мозаика-Синтез, 2010.-204с.

4. Гурина, И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем [Текст]/  И. В. Гурина. – Литера,  2007. - 32с.

5. Зебзеева, В. А. Организация режимных процессов в ДОУ [Текст] / В. А.  Зебзеева.  - М. :ТЦ Сфера, 2007. - 80с.

6.  Конина, Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей [Текст]: игровой комплект/ Е.Ю. Конина. - Айрис-пресс, 2007. -12с.

7. Смирнова, Т.А. Собираем куклу на прогулку [Текст]/ Т.А.  Смирнова. // Дошкольное образование. — 2008. №10. С. 53-59.

8. Теплюк, С. Об опрятности и аккуратности. [Текст]/ С.  Теплюк. // Дошкольное воспитание.  -1988. №9.  С. 13-17.


Приложение 1

Художественное слово при формировании культурно – гигиенических навыков младших дошкольников

Умывание:

Постарайтесь не лениться

Каждый раз перед едой.

Прежде, чем за стол садиться,

 Руки вымойте водой.

Сам я встал сегодня рано,

Чистить зубы сам пошёл.

Сам умылся из-под крана

И расческу сам нашёл.

Перед зеркалом стою –

Сам себя не узнаю.

Посмотрите на меня –

Неужели это я?

Буль, буль, буль

Журчит водица.

Мы умеем чисто мыться.

Тем, кто хочет чистым быть,

Нужно мылом руки мыть.

Будем сами умываться

Мы всегда.

Мы с водою подружились Навсегда!

Лепесток роса умыла,

А тебя умоет мыло.

Водичка, водичка,

Умой мое личико.

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Ты мне ручки подай,

Да с кровати вставай.

Умываться пойдём,

Где водичка найдём!

Знаем, знаем – да-да-да!

В кране прячется вода!

Выходи, водица!

Мы пришли умыться!

Лейся понемножку

Прямо на ладошку!

Будет мыло пениться

И грязь куда-то денется!

Щечки мыли? Мыли.

Носик мыли? Мыли.

А глазки? Забыли.

Ай лады, лады, лады.

Не боимся мы воды.

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Снует зубная щетка,

Как по морю лодка,

Как по речке пароход

По зубам она идет,

Вверх и вниз, туда - обратно.

Счистим мы налет и пятна.

Чтобы зубки не болели,

Чтоб как зимний снег белели.    

Мойдодыру я родня,

Открутите – ка меня

И холодную водою

Живо всея я вас умою.

Я сегодня утром рано

Умывался из – под крана!

Я и сам теперь умею

Вымыть личико и шею.

А водичка булькает,

А водичка пенится.

Машенька умоется,

Причешется, оденется.

Тёплая водичка

Моет Тане личико,

Сашеньке ладошки,

Пальчики Антошке.

Кран откройся, нос умойся!

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойтесь уши, мойся шейка!

Шейка, мойся хорошенько!

Мойся, мойся, обмывайся,

Грязь смывайся!

Буль-буль – буль, журчит водица!

Все ребята любят мыться.

Руки с мылом мы помыли.

Нос и щёки не забыли.

Не ленимся, моем уши,

Вытираемся  посуше.

Мы помылись, как большие.

Вот мы чистые какие!

Вот как хорошо!

Приём пищи:

У нас много ребят,

Все по стульчикам сидят,

Кашу маслену едят.

Пышка, лепёшка

В печи сидела,

На нас глядела,

В ротик  захотела.

Суп сегодня очень вкусный,

В нём картошка и капуста,

Очень нравится он нам.

Вот спасибо поварам!

Ай да суп!

Глубоко - не мелко,

Корабли в тарелках:

Луку головка,

Красная морковка,

Петрушка, картошка,

И крупки немножко.

Вот кораблик плывёт,

Заплывает прямо в рот!

На моей тарелочке

Рыженькая белочка.

Чтоб была она видна

Всё съедаю я до дна.

Маша знала слов немало,

Но одно из них пропало.

И оно то, как на грех,

Говорится чаще всех.

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом.

Это слово говорят,

Если вас благодарят.

Спасибо!

Кто пьёт молоко

Тот прыгает высоко.

Пейте дети молоко

Будете здоровы!

Кушай, Таня, хлеб да щи.

Будешь ты большой расти!

Пришёл кисель,

На завалинке присел,

Поесть Оленьке велел.

Травка – муравка со сна поднялась,

Птица – синица за зерно взялась.

Зайки – за капустку,

Мышки – за корку,

Детки – за молочко!

Одевание:

Раз, два, три, четыре, пять —

Собираемся гулять.

Завязала Катеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

Нужно быстро одеваться

И не нужно отвлекаться.

Не смотри по сторонам,

Одевайся сам!

Наша Маша маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

Оденем сапожки

На правую ножку,

На левую ножку.

Побежим в сапожках

По нашим дорожкам.

Я умею одеваться.

Если только захочу

Я и маленького братца

Одеваться научу.

Валенки, валенки,

Невелички, маленьки.

На резвые ноженьки

Нашему Серёженьке.

Ноженьки пляшут,

А рученьки машут.

Валенки новеньки,

Серёжа чернобровенький.

Катя спутала немножко:

Стала платье надевать -

В рукава продела ножки,

Руки некуда девать.

Станет Саша одеваться

Ждать его - терпенья нет.

Мы успели нагуляться,

Ну, а Саша не одет.

                         Приложение 2

Дидактические игры и упражнения

«Искупаем куклу Катю».

Цель: Формирование   умения  запоминать  и  употреблять  в речи  название мыльных принадлежностей, последовательность действий с ними.  

Ход: Создание игровой проблемы и обыгрывание с воспитанниками ситуации.

«Оденем куклу Машу на прогулку».

Цель:Формирование умения называть элементы одежды, последовательности одевания.

Ход: На каждый сезон для куклы сшит отдельный комплект одежды. В зависимости от времени года мы собираем куклу с собой на прогулку, закрепляя в процессе игры название одежды и последовательность одевания.

«Постелем зайке кроватку».

Цель: Знакомство с постельными принадлежностями, способствовать умению последовательно и аккуратно заправлять кроватку.

Ход: Создание проблемной ситуации: зайка хочет спать, а кроватка не постелена.

 «Накроем стол к обеду».

Цель: Научить воспитанников называть чайные и столовые принадлежности,

Накрывать  на  стол, учиться  правильно вести  себя за  столом, пользоваться

приборами, салфетками.

Ход: Создание игровой ситуации:  сейчас к нам придут гости или кукла

проголодалась.

Дидактическая игра «Научим Хрюшу  умываться».

Цель: Формирование культурно гигиенических навыков.

Ход: Игрушка «приходит» в гости к детям и делится с ними тем, что никак не научится мыть руки и лицо, просит помочь.  Напоминаем ребятам последовательность действий при умывании, и просим рассказать об этом гостю. Очень интересно наблюдать за детьми в тот момент, когда они пытаются выглядеть «профессионалами» перед маленькой игрушкой и учат её умываться. Такую игру можно провести перед умыванием, чтобы малыши закрепили полученные знания и умения.

Упражнение «Туфельки поссорились - подружились».

Цель: Формирование культурно гигиенических навыков.

Ход: Для этого упражнения нужно наклеить на туфельки глазки и по половине улыбки, которая получается только тогда, когда туфли стоят правильно. Ребятам очень нравится ставить обувь так, чтобы получилась смеющаяся мордочка. На этом примере малыши учатся обуваться.

Упражнение «Причешем кукол».

Цель: Формирование культурно гигиенических навыков.

Ход: Рассказать детям, что куклы собрались на праздник, а как им причесаться? Девочки с удовольствием обыгрывают ситуацию, а заодно просят поправить и им причёски.

Игра «Кукла заболела»

Цель: Учить ребенка пользоваться носовым платком.

Ход: Взрослый демонстрирует детям куклу и говорит: «Вот кукла Маша, она заболела, у нее насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане у нее лежит носовой платок. Поможем Маше очистить носик!».

Взрослый произнести потешку:

Маша заболела, трудно ей дышать,

Мы платочком будем носик вытирать!

Взрослый показывает детям, как правильно использовать носовой платок, демонстрируя это на кукле. Предлагает детям повторить действие.

Приложение 3

Консультация для родителей

«Культурно-гигиенические навыки и их значение в развитии ребёнка»

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт непросто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом - пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение! Психическое развитие - процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сенситивными, и период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.

Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитатель покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Очень тяжело встать рано утром, да ещё и самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки: Мама это сделает лучше, да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: «Застегните», «Завяжите», «Оденьте».

Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.

Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его сам совершает, контролирует его ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, настойчивость, организованность, дисциплинированность, выдержка, самостоятельность.

Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса.

Так, девочка начинает приглядываться к себе, сравнивать, насколько она изменилась, когда её причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде. Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности. Складывается критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка. Ребёнок постепенно переходит к контролю над своим внешним видом.

Освоение культурно-гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника. Трёхлетний малыш уже может дать моральную оценку действиям человека или героя сказки. Пока она ещё основана на переносе общего эмоционального отношения ребёнка к человеку или персонажу: нравится, значит хороший, не нравится, значит плохой.

С формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия вместе с взрослым, а потом самостоятельно. В четыре года удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия. И только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный: "Я хороший, потому что всё делаю правильно!"

Советы для родителей по организации питания детей

Совет первый. «Я — сам»

С полутора лет большинство детей умеют есть самостоятельно. Вы можете лишь докормить малыша другой ложкой - так, чтобы он не очень замечал, что ему помогают. А пить чай из чашки, из стакана дети умеют обычно еще раньше - к году.

Настает день, когда малыш начнет протестовать против того, что вы ему помогаете. «Сам! Сам!» - скажет он. Что ж, сам так сам. От вас потребуется определенное терпение: в первое время некоторое количество пищи малыш будет размазывать по лицу, по нагруднику, по столу. Ничего не поделаешь - должен же он научиться есть самостоятельно. Зато вы избежите капризов за едой.

Если с этой точки зрения мы взглянем на бытующий еще в некоторых семьях обычай развлекать малыша за едой, то поймем, в чем его вред: внимание сосредоточивается не на еде, а на чем-то интересном, к ней отношения не имеющем, еда же становится действием либо механическим, не вызывающим радости и удовольствия, либо - что еще хуже - неприятной процедурой, которую приходится терпеть ради того, чтобы тебя позабавили.

Чтобы малышу было интереснее есть, позвольте ему брать в руку то, что можно взять, - блинчик, пирожок, крутое яйцо. Когда ребенок станет старше, на третьем году, он уже сможет участвовать в приготовлениях к еде: поставить на стол тарелку, чашку, принести ложки, достать салфетку, которую вы ему повяжете.

Совет второй. «Аккуратно и опрятно»

Предоставив малышу самостоятельность, приучайте его к опрятности: испачкает лицо - вытрите его салфеткой, прольет что-нибудь на стол - наготове должна быть специальная тряпочка. Наводить порядок вы будете не молча, а проговаривая свои действия. Это важно для развития речи. С раннего возраста ребенка следует приучать к правильной, красивой сервировке стола, воспитывать умение есть чисто, аккуратно. Удобная посуда, ее смена для каждого блюда, красивая клеенка, на которой не должно быть крошек, в большой мере способствуют воспитанию аккуратности.

Совет третий. «Соблюдение правил»

Детей на третьем году жизни надо приучать к соблюдению правил поведения за столом: есть спокойно, не отвлекаясь, не выходить из-за стола, пока не закончил есть; уметь спокойно подождать, пока дадут следующее блюдо; выражать свои просьбы словами; говорить «спасибо» после еды; убирать свою салфетку; ставить на место стул и т.п. Шалости за столом недопустимы, их надо прекращать сразу. Если увещевания не помогают, следует спокойно сказать малышу: «Я вижу, ты есть не хочешь. Что же, иди играй». Не злоупотребляйте запретами. И в то же время не разрешайте малышу делать за столом все, что он захочет.

Запреты необходимы тогда, когда избежать их нельзя, и то, что однажды запрещалось, не должно и в дальнейшем разрешаться.

Совет четвертый. «Если ребенок не ест»

Что же делать, если вас тревожит недостаточный, плохой аппетит малыша?

Прежде всего попытайтесь выяснить причины. Возможно, ребенок время от времени отказывается от еды потому, что он устал или расстроен чем-нибудь. Предложите ему спокойно: «Ты устал, давай-ка я покормлю тебя». Если малыш продолжает отказываться от еды - не настаивайте, предложите ему отдохнуть, но без упреков, без выговора и угрозы: «Ну, не хочешь есть, не надо, поешь потом».

Совет пятый. «Терпение»

Дети раннего и младшего дошкольного возраста еще не могут соотнести свои возможности с потребностями (ребенку кажется, что он может сделать все, а у него не получается). Это вызывает негативную эмоциональную реакцию ребенка. Взрослым не надо сердиться на него, расценивая все как каприз. Не надо настаивать на беспрекословном послушании без учета этой особенности. Иначе ребенок может дойти до нервного напряжения. Важно проявлять терпеливое, ровное отношение к ребенку, сохранять положительные эмоции у детей.

Надо помнить, что все навыки формируются и закрепляются постепенно в процессе многократного повторения. Поэтому нельзя считать, что если ребенок сегодня самостоятельно ест, то завтра он сможет это сделать без помощи и напоминаний. Требовать от детей этого  возраста самостоятельности в еде без участия взрослого нецелесообразно. Важно обеспечить спокойное, доброжелательное отношение к ребенку.

Памятка для родителей по формированию навыков поведения за столом и приёма пищи у детей младшего дошкольного возраста.

  • Ребёнка надо кормить в строго установленное время.
  • Давать только то, что полагается по возрасту.
  • Кормить детей надо спокойно, терпеливо, давая возможность хорошо прожевывать пищу.
  • Ни в коем случае не кормить ребёнка насильно.
  • Не отвлекать от еды чтением или игрой.
  • Не применять поощрений за съеденное, угроз и наказаний за несъеденное.

Надо поощрять:

  • желание ребёнка есть самостоятельно;
  • стремление ребёнка участвовать в сервировке стола и уборке стола.

Надо приучать детей:

  • перед едой тщательно мыть руки;
  • жевать пищу с закрытым ртом;
  • есть только за столом;
  • правильно пользоваться ложкой, вилкой, ножом;
  • вставая из-за стола, проверить своё место, достаточно ли оно чисто, при необходимости самостоятельно убрать его;
  • окончив еду, поблагодарить тех, кто её приготовил, сервировал стол.

Закладывая в детях привычку есть разную пищу, взрослым следует набраться терпения, так как положительное отношение к еде у детей формируются очень долго.

Приложение 4

Консультация для воспитателей

«Объём и содержание культурно-гигиенических навыков

по возрастным группам»

Первая младшая группа (от 2 до 3 лет).

Важной задачей в работе с детьми I младшей группы детского сада является воспитание культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным.

Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки после загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком).

В процессе еды побуждать детей к самостоятельности, учить держать ложку в правой руке.

В процессе одевания и раздевания напоминать детям их порядок. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстёгивать пуговицы спереди, застёжки на липучках); в определённом порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет).

Приучать детей следить за своим внешним видом. Напоминать им, как правильно пользоваться мылом. Продолжать учить аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком.

Формировать элементарные навыки поведения во время еды: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

К концу года дети должны владеть простейшими навыками поведения во время еды, умывания.

Средняя группа (от 4 до 5 лет).

Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом.

Следить, чтобы не были утрачены навыки самостоятельно умываться,  мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.

Закреплять умение пользоваться расчёской, носовым платком. Приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.

Совершенствовать навыки аккуратного приёма пищи: пищу брать понемногу, хорошо пережёвывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка, нож), салфеткой, полоскать рот после еды.

Старшая группа (от 5 до 6 лет).

Воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, причёски. Воспитывать привычку самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей, при кашле и чихании закрыть рот и нос носовым платком, отворачиваться в сторону.

Научить быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своём шкафу (раскладывать одежду в определённые места), опрятно убирать постель.

Продолжать совершенствовать культуру еды: правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.

Подготовительная группа (от 6 до 7 лет).

Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь только индивидуальным полотенцем, чистить зубы, полоскать рот утром и после еды, мыть ноги перед сном, правильно пользоваться носовым платком, следить за своим внешним видом, пользоваться расчёской, быстро раздевать и одеваться, вешать одежду в определённом порядке и месте, следить за чистотой одежды и обуви.

        

Приложение 4

Схема «Алгоритм умывания»

C:\Users\Администратор\Desktop\КУРСЫ\Открытие курсов\хз.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Малые формы фольклора как средство формирования культурно-гигиенических навыков младших дошкольников

Режимные процессы (кормление, подготовка ко сну, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимают существенную часть активного образа жизни детей. Они п...

Роль игры в формировании культурно-гигиенических навыков младших дошкольников

Программные задачи:1.       Развивать у детей способности устанавливать простейшие связи между воспринимаемыми предметами и явлениями, учить простейшим обобщениям.2....

Игра, как средство обучения культурно-гигиеническим навыкам младших дошкольников

В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу...

Воспитание культурно-гигиенических навыков младших дошкольников

. Культурно-гигиеническое воспитание - основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем. Актуальность проблемы развития культурно- ...

Картотека потешек по формированию культурно-гигиенических навыков младших дошкольников с использованием устного народного творчества

Культурно-гигиенические навыки - очень важная часть повседневного поведения. Быть опрятным, чистым и аккуратно причесанным требует не только гигиена, но и нормы человеческих отношений. Дети должны пон...

Консультация для родителей «Формирование культурно-гигиенических навыков младших дошкольников»

Основой полноценного физического развития ребенка дошкольного возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни. В приобщении детей к здоровому образу жизни важное значение п...

Методическая разработка "Культурно - гигиенические навыки в первой младшей группе. "

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями ги...