Программа по профилактике наркомании «Я выбираю жизнь»
рабочая программа по теме

Ваймер Ирина Станиславовна

В настоящее время наблюдается стремительный рост числа потребителей психоактивных веществ. Чаще всего в экспериментирование с наркотиками вовлекаются дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию.

Стало очевидной и социально-значимой необходимость реализации программ по борьбе с наркоманией и по профилактике употребления наркотиков подростками.

Разработанная мною программа «Я выбираю жизнь» нацелена, в первую очередь, на формирование у детей знаний, навыков и отношений, необходимых для принятия информированных решений для отказа от употребления наркотиков, алкоголя и табакокурения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Подростковый период психологи называют самым трудным периодом жизни человека. Еще не взрослый, но уже и не ребенок пытается реализовать себя, определить свои интересы, укрепить свои позиции в отношениях с окружающими. Подросток ищет выход из ситуаций, опираясь в основном на свои эмоции и чувства. Он отчаянно отстаивает свою точку зрения, зачастую не соглашаясь с очевидным…

Такое поведение весьма выгодно для распространителей наркотиков, который предлагается подростку как вариант решения всех проблем. Кто-то откажется, а кто-то согласится, пополнив армию наркоманов. Что делать, чтобы подростки не соглашались принимать наркотики, считали все без исключения дурманящие средства ядом, постепенно отравляющим и лишающим жизни? Что делать, чтобы они не верили байкам, что «легкие» наркотики абсолютно безвредны и не вызывают привыкания, что от наркотиков умирают те, кто вовремя не остановился, но я не такой, и со мной этого не случится?...

В настоящее время наблюдается стремительный рост числа потребителей психоактивных веществ. Чаще всего в экспериментирование с наркотиками вовлекаются дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию.

Стало очевидной и социально-значимой необходимость реализации программ по борьбе с наркоманией и по профилактике употребления наркотиков подростками.

Разработанная мною программа «Я выбираю жизнь» нацелена, в первую очередь, на формирование у детей знаний, навыков и отношений, необходимых для принятия информированных решений для отказа от употребления наркотиков, алкоголя и табакокурения.

Эта программа является практическим инструментом формирования социально-психологической компетентности. Подросткам предоставляется возможность попытаться преодолеть актуальные для них жизненные проблемы, а также освоить эффективные способы их разрешения в будущем.

Цель программы:

Социально – нравственное оздоровление воспитанников.

Задачи программы:

- активизация разъяснительной работы;

- повышение уровня профилактической работы с подростками;

- предотвращение злоупотребления наркотиков и других ПАВ;

- повышение самосознания детей через разнообразные формы           работы;

- формирование и развитие общечеловеческих, жизнеутверждающих ценностей;

- формирование самостоятельной личности подростка, способной критически мыслить и публично представлять свои идеи;

- пропаганда здорового образа жизни.

Воспитанники должны знать:

- факты, понятия, последствия употребления ПАВ.

Воспитанники должны уметь:

- правильно делать выбор из предлагаемых альтернатив и понимать, что такое «цена выбора».

Ожидаемые результаты:

  • Улучшение осведомления детей об опасности использования наркотических веществ.
  • Повышение общей культуры поведения детей.
  • Формирование позитивных установок и ценностей здорового образа жизни.
  • Отсутствие случаев употребления и злоупотребления наркотиков и других психоактивных веществ.

Программа построена в соответствии с принципами:

  1. Принцип последовательности и системности;
  2. Принцип деятельного подхода;
  3. Принцип индивидуализации (личностно-ориентированного подхода);
  4. Принцип постоянного совершенствования и корректировки программы;
  5. Специфический принцип: принцип тематического подхода в организации игровой деятельности.

Срок реализации:

3 месяца. 1 занятие в неделю (40 – 45 минут)

Всего: 12 занятий

Этапы работы по программе:

I этап: первичная диагностика (анкетирование).

II этап: Обсуждение проблемы употребления ПАВ

             (6 занятий)

III этап: Формирование нравственных жизненных     ориентиров

             (6 занятий)

IV этап: итоговая диагностика (анкетирование).

Условия реализации программы:

Реализация программы возможна при наличии единообразного подхода к проблеме наркомании среди несовершеннолетних. Залогом успешного развития детей является создание условий, а именно:

- материально-техническое оснащение;

- создание методической «копилки»;

- участие в различных тематических мероприятиях, конкурсах, играх;

- повышение образовательного уровня педагога (самообразование, обмен опытом работы, консультации специалистов и т.д.)

Методическое обеспечение деятельности:

- подбор наглядно – иллюстративного материала;

- подбор авторских статей, стихов, исповедей наркозависимых людей;

- подбор книг, журналов в библиотеку;

- создание мультимедийных презентаций.

Формы работы:

  • Анкетирование
  • Игры и упражнения
  • Дискуссии
  • Тренинги
  • Беседы
  • Эксперимент
  • Ток - шоу
  • Просмотр видео
  • Дни здоровья
  • Презентации
  • Конкурс плакатов
  • Выставка рисунков

Содержание программы:

Тема:

Цель:

1.

 Занятие:

«Жизнь по собственному выбору»

Познакомить детей с понятиями «цель», «выбор», «право», «обязанность», развивать и анализировать свои личные качества.

2.

Занятие:

«Имею право знать»

Дать воспитанникам представление о наркомании, как о факторе, разрушающем здоровье. Формировать у детей стойкое неприятие к наркотикам.

3.

Беседа:

«Профилактика токсикомании и наркомании

Выработать у подростков негативное отношение к употреблению ПАВ на основе знаний различных аспектов наркомании.

4.

Занятие:

«Ты и алкоголь»

Формирование у детей стремления к здоровому образу жизни, всестороннее рассмотрение проблемы алкоголизма.

5.

Занятие:

«Курение – опасное увлечение»

Актуализация знаний о полезных и вредных привычках человека.

6.

Занятие:

«Хозяин судьбы»

Расширить представления подростков о путях выхода из проблемных ситуаций, способствовать развитию навыков уверенного отказа.

7.

Ток-шоу

«В поисках истины»

Формирование самостоятельной личности подростка, способной критически мыслить и публично представлять свои идеи.

8.

Занятие:

«Сопротивление массовой рекламе ПАВ»

Дать подросткам опыт сопротивления навязываемым ложным убеждениям, разъяснить приёмы недобросовестной рекламы.

9.

Мероприятие:

«Я выбираю жизнь»

Способствовать формированию нравственных жизненных ориентиров, воспитывать чувство прекрасного.

10.

Занятие:

«Здоровье как ценность»

Актуализация ценности здоровья, как необходимого условия активной и интересной жизни человека.

11.

Занятие:

«Могущество»

Помочь детям в раскрытии своих сильных сторон, актуализации их личностных ресурсов.

12.

Занятие:

«Дом моей души»

Формирование способности понимать невербальное поведение, повышение уверенности в себе.

Список используемой литературы:

  1. Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 5-7 классы.-М.: ВАКО, 2008.
  2. Мой выбор. Учебно-методическое пособие для учителей средней школы. М.: 2003
  3. Открытый урок нашей общей тревоги. Составитель Н.Клименко – М.: «Эфлакс», 2003
  4. Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних Авт. сост.: Е.П.Картушина, Т.В.Романенко.- М.: Издательство «Глобус», 2009.
  5. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании: Наглядно-методическое пособие/ С.Б. Белогуров, В.Ю. Климович. – М.:Центр «Планетариум», 2002
  6. Профилактика подростковой наркомании: Наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей/ С.Б. Белогуров, В.Ю. Климович. – М.:Центр «Планетариум», 2002
  7. Профилактика наркомании и алкоголизма в подростковой молодежной среде. Сирока Н.А., Чистова Е.А. Москва.2000
  8. Профилактика наркозависимости в школе. Котляков В.Ю. Кузбассвузиздат."1997 г.
  9. "Я хочу провести тренинг". Яшина Е., Камалдинов Д. Новосибирск "Гуманитарный проект", 2000 г. 
  10. "Знаю как избежать". Давыдов С.В., Камалдинов Д.О. М. 1996 г. 
  11. "Деловые игры"Абрамова Г.С., Степанович В.А.. Екатеринбург. 1999 г. 
  12. Игры: обучение, тренинг, досуг под ред. В.В.Петрусинского. М. 1994 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт системы работы с детьми и родителями по профилактике наркомании и курения"

Представлены система работы с детьми по профилактике курения и наркомании в виде сказки "Колобок наоборот"; консультация для родителей "О вреде курения"...

Консультация для родителей по профилактике наркомании

В материале представлена статистика по наркомании среди населения....

"Повышение компетентности родителей в области воспитания детей по вопросам профилактики наркомании"

Тема наркомании и борьбы с ней действительно важная, в буквальном смысле – жизненно важнаПочему дети начинают принимать наркотики?Однозначно на вопрос, почему дети начинают принимать наркотики, ...

Консультация для родителей по профилактике наркомании у детей

                                      Уважаемые родители!Создайте в семье благоприятную атмос...

Эвристическая беседа о профилактике наркомании « Нет наркотикам!»

Цели:- формирование у воспитанников ценностного, ответственного отношения к своему здоровью, готовности соблюдать законы здорового образа жизни, усвоение социально ценных поведенческих норм;- формиров...