Программа по профилактике наркомании «Я выбираю жизнь»
рабочая программа по теме
В настоящее время наблюдается стремительный рост числа потребителей психоактивных веществ. Чаще всего в экспериментирование с наркотиками вовлекаются дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию.
Стало очевидной и социально-значимой необходимость реализации программ по борьбе с наркоманией и по профилактике употребления наркотиков подростками.
Разработанная мною программа «Я выбираю жизнь» нацелена, в первую очередь, на формирование у детей знаний, навыков и отношений, необходимых для принятия информированных решений для отказа от употребления наркотиков, алкоголя и табакокурения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа по профилактике наркомании | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Подростковый период психологи называют самым трудным периодом жизни человека. Еще не взрослый, но уже и не ребенок пытается реализовать себя, определить свои интересы, укрепить свои позиции в отношениях с окружающими. Подросток ищет выход из ситуаций, опираясь в основном на свои эмоции и чувства. Он отчаянно отстаивает свою точку зрения, зачастую не соглашаясь с очевидным…
Такое поведение весьма выгодно для распространителей наркотиков, который предлагается подростку как вариант решения всех проблем. Кто-то откажется, а кто-то согласится, пополнив армию наркоманов. Что делать, чтобы подростки не соглашались принимать наркотики, считали все без исключения дурманящие средства ядом, постепенно отравляющим и лишающим жизни? Что делать, чтобы они не верили байкам, что «легкие» наркотики абсолютно безвредны и не вызывают привыкания, что от наркотиков умирают те, кто вовремя не остановился, но я не такой, и со мной этого не случится?...
В настоящее время наблюдается стремительный рост числа потребителей психоактивных веществ. Чаще всего в экспериментирование с наркотиками вовлекаются дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию.
Стало очевидной и социально-значимой необходимость реализации программ по борьбе с наркоманией и по профилактике употребления наркотиков подростками.
Разработанная мною программа «Я выбираю жизнь» нацелена, в первую очередь, на формирование у детей знаний, навыков и отношений, необходимых для принятия информированных решений для отказа от употребления наркотиков, алкоголя и табакокурения.
Эта программа является практическим инструментом формирования социально-психологической компетентности. Подросткам предоставляется возможность попытаться преодолеть актуальные для них жизненные проблемы, а также освоить эффективные способы их разрешения в будущем.
Цель программы:
Социально – нравственное оздоровление воспитанников.
Задачи программы:
- активизация разъяснительной работы;
- повышение уровня профилактической работы с подростками;
- предотвращение злоупотребления наркотиков и других ПАВ;
- повышение самосознания детей через разнообразные формы работы;
- формирование и развитие общечеловеческих, жизнеутверждающих ценностей;
- формирование самостоятельной личности подростка, способной критически мыслить и публично представлять свои идеи;
- пропаганда здорового образа жизни.
Воспитанники должны знать:
- факты, понятия, последствия употребления ПАВ.
Воспитанники должны уметь:
- правильно делать выбор из предлагаемых альтернатив и понимать, что такое «цена выбора».
Ожидаемые результаты:
- Улучшение осведомления детей об опасности использования наркотических веществ.
- Повышение общей культуры поведения детей.
- Формирование позитивных установок и ценностей здорового образа жизни.
- Отсутствие случаев употребления и злоупотребления наркотиков и других психоактивных веществ.
Программа построена в соответствии с принципами:
- Принцип последовательности и системности;
- Принцип деятельного подхода;
- Принцип индивидуализации (личностно-ориентированного подхода);
- Принцип постоянного совершенствования и корректировки программы;
- Специфический принцип: принцип тематического подхода в организации игровой деятельности.
Срок реализации:
3 месяца. 1 занятие в неделю (40 – 45 минут)
Всего: 12 занятий
Этапы работы по программе:
I этап: первичная диагностика (анкетирование).
II этап: Обсуждение проблемы употребления ПАВ
(6 занятий)
III этап: Формирование нравственных жизненных ориентиров
(6 занятий)
IV этап: итоговая диагностика (анкетирование).
Условия реализации программы:
Реализация программы возможна при наличии единообразного подхода к проблеме наркомании среди несовершеннолетних. Залогом успешного развития детей является создание условий, а именно:
- материально-техническое оснащение;
- создание методической «копилки»;
- участие в различных тематических мероприятиях, конкурсах, играх;
- повышение образовательного уровня педагога (самообразование, обмен опытом работы, консультации специалистов и т.д.)
Методическое обеспечение деятельности:
- подбор наглядно – иллюстративного материала;
- подбор авторских статей, стихов, исповедей наркозависимых людей;
- подбор книг, журналов в библиотеку;
- создание мультимедийных презентаций.
Формы работы:
- Анкетирование
- Игры и упражнения
- Дискуссии
- Тренинги
- Беседы
- Эксперимент
- Ток - шоу
- Просмотр видео
- Дни здоровья
- Презентации
- Конкурс плакатов
- Выставка рисунков
Содержание программы:
№ | Тема: | Цель: |
1. | Занятие: «Жизнь по собственному выбору» | Познакомить детей с понятиями «цель», «выбор», «право», «обязанность», развивать и анализировать свои личные качества. |
2. | Занятие: «Имею право знать» | Дать воспитанникам представление о наркомании, как о факторе, разрушающем здоровье. Формировать у детей стойкое неприятие к наркотикам. |
3. | Беседа: «Профилактика токсикомании и наркомании | Выработать у подростков негативное отношение к употреблению ПАВ на основе знаний различных аспектов наркомании. |
4. | Занятие: «Ты и алкоголь» | Формирование у детей стремления к здоровому образу жизни, всестороннее рассмотрение проблемы алкоголизма. |
5. | Занятие: «Курение – опасное увлечение» | Актуализация знаний о полезных и вредных привычках человека. |
6. | Занятие: «Хозяин судьбы» | Расширить представления подростков о путях выхода из проблемных ситуаций, способствовать развитию навыков уверенного отказа. |
7. | Ток-шоу «В поисках истины» | Формирование самостоятельной личности подростка, способной критически мыслить и публично представлять свои идеи. |
8. | Занятие: «Сопротивление массовой рекламе ПАВ» | Дать подросткам опыт сопротивления навязываемым ложным убеждениям, разъяснить приёмы недобросовестной рекламы. |
9. | Мероприятие: «Я выбираю жизнь» | Способствовать формированию нравственных жизненных ориентиров, воспитывать чувство прекрасного. |
10. | Занятие: «Здоровье как ценность» | Актуализация ценности здоровья, как необходимого условия активной и интересной жизни человека. |
11. | Занятие: «Могущество» | Помочь детям в раскрытии своих сильных сторон, актуализации их личностных ресурсов. |
12. | Занятие: «Дом моей души» | Формирование способности понимать невербальное поведение, повышение уверенности в себе. |
Список используемой литературы:
- Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 5-7 классы.-М.: ВАКО, 2008.
- Мой выбор. Учебно-методическое пособие для учителей средней школы. М.: 2003
- Открытый урок нашей общей тревоги. Составитель Н.Клименко – М.: «Эфлакс», 2003
- Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних Авт. сост.: Е.П.Картушина, Т.В.Романенко.- М.: Издательство «Глобус», 2009.
- Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании: Наглядно-методическое пособие/ С.Б. Белогуров, В.Ю. Климович. – М.:Центр «Планетариум», 2002
- Профилактика подростковой наркомании: Наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей/ С.Б. Белогуров, В.Ю. Климович. – М.:Центр «Планетариум», 2002
- Профилактика наркомании и алкоголизма в подростковой молодежной среде. Сирока Н.А., Чистова Е.А. Москва.2000
- Профилактика наркозависимости в школе. Котляков В.Ю. Кузбассвузиздат."1997 г.
- "Я хочу провести тренинг". Яшина Е., Камалдинов Д. Новосибирск "Гуманитарный проект", 2000 г.
- "Знаю как избежать". Давыдов С.В., Камалдинов Д.О. М. 1996 г.
- "Деловые игры"Абрамова Г.С., Степанович В.А.. Екатеринбург. 1999 г.
- Игры: обучение, тренинг, досуг под ред. В.В.Петрусинского. М. 1994 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт системы работы с детьми и родителями по профилактике наркомании и курения"
Представлены система работы с детьми по профилактике курения и наркомании в виде сказки "Колобок наоборот"; консультация для родителей "О вреде курения"...
Консультация для родителей по профилактике наркомании
В материале представлена статистика по наркомании среди населения....
"Повышение компетентности родителей в области воспитания детей по вопросам профилактики наркомании"
Тема наркомании и борьбы с ней действительно важная, в буквальном смысле – жизненно важнаПочему дети начинают принимать наркотики?Однозначно на вопрос, почему дети начинают принимать наркотики, ...
Повышение компетентности родителей в области воспитания детей по вопросам профилактики наркомании
Информация для родителей...
Консультация для родителей по профилактике наркомании у детей
Уважаемые родители!Создайте в семье благоприятную атмос...
Эвристическая беседа о профилактике наркомании « Нет наркотикам!»
Цели:- формирование у воспитанников ценностного, ответственного отношения к своему здоровью, готовности соблюдать законы здорового образа жизни, усвоение социально ценных поведенческих норм;- формиров...