Закаливающие мероприятия для дошкольников.
опыты и эксперименты (подготовительная группа) по теме
Закаливание — важный элемент здорового образа жизни человека в любом возрасте. Но особое значение оно имеет для детей, организм которых ещё не выработал способности к быстрой адекватной реакции на резкие изменения условий внешней среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakalivayushchie_meropriyatiya_dlya_doshkolnikov.docx | 121.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Закаливающие мероприятия для дошкольников.
Закаливание — важный элемент здорового образа жизни человека в любом возрасте. Но особое значение оно имеет для детей, организм которых ещё не выработал способности к быстрой адекватной реакции на резкие изменения условий внешней среды. Дети быстрее, чем взрослые, перегреваются, переохлаждаются, более чувствительны к влажности (особенно повышенной влажности внешнего воздуха — сырости), ультрафиолетовым лучам. Детей, закаливание которых начато в раннем возрасте, болеют реже, легче переносят адаптацию при поступлении в детский сад.
Закаливание – это система мероприятий, повышающих выносливость организма к многообразным влияниям внешней среды и воспитывающих способность организма быстро и без вреда для здоровья приспособиться к неблагоприятным воздействиям средствами самозащиты.
При работе c детьми необходимо соблюдать основные принципы закаливания, впервые сформулированные еще в 1910 году выдающимся педиатром Г.Н. Сперанским. Эти принципы использовал, но уже в современной редакции, Ю.Ф. Змановский.
Основные принципы закаливания:
- Учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе метода закаливания;
- Комплексное использование всех природных факторов;
- Постепенность в увеличении силы воздействия природных факторов;
- Систематичность проведения закаливания;
- Спокойное, радостное настроение ребенка во время закаливающей процедуры.
Воздушные закаливающие процедуры входят в обычный режим дня:
- воздушные ванны при переодевании ребёнка и во время утренней гимнастики;
- сон в хорошо проветренной спальне с доступом свежего воздуха (открытые фрамуги, форточки);
- поддержание оптимального температурного режима в помещении (температура +18...20°С)
- ежедневные прогулки на свежем воздухе по 3-4 часа в любую погоду тренируют терморегуляторный механизм ребёнка, адаптируют его к колебаниям температуры, влажности, движению воздуха;
- одежда должна быть лёгкой, не стесняющей движений, с минимальным содержанием искусственных и синтетических материалов;
Закаливание солнцем проводят летом. Начинают со световоздушных ванн в тени деревьев, затем переходят на местные солнечные ванны, оставляют открытыми отдельные участки тела, руки, ноги. Длительность приёма ванн постепенно увеличивается, проводятся они под контролем самочувствия ребёнка. Голова ребёнка должна быть постоянно закрыта от солнечных лучей светлой панамой. В жаркий летний лень малышам обязательно требуется питьё. Наилучшее время для приёма ванн — с 10 до 11 часов утра.
Наиболее эффективный метод закаливания — закаливание водой. Он также должен прочно закрепиться в режиме дня детей дошкольного возраста в ежедневных процедурах:
- мытьё рук после сна или пользования туалетом тёплой водой с мылом.
- обширное умывание (попеременное умывание рук до локтей, лица, шеи, верхней части груди тёплой и прохладной водой);
- чистка зубов с последующим полосканием полости рта прохладной водой;
- полоскание горла кипячёной водой после приёма пищи с постепенным снижением её температуры с 36 до 22 °С на 1°С каждые 5 дней;
К специальным закаливающим водным процедурам относятся:
- обтирания тела начинают с сухого растирания до лёгкой красноты кожи варежкой или мохнатым полотенцем в течение 7— 10 дней. Затем производятся влажные обтирания, температуру воды снижают с 30...32 °С до комнатной на 1 °С каждые 2 дня. Продолжительность процедуры — до 3 минут. В конце следует сухое обтирание;
- контрастное обливание стоп водой. Детям ослабленным, часто болеющим ОРЗ рекомендуется щадящий режим обливания, когда обливают ноги сначала тёплой водой (+38...36°С)Г затем +28°С и заканчивают снова тёплой водой. Детям здоровым рекомендуется больший контраст: +38— +18— +38— +18°С. Заканчивают процедуру сухим растиранием. Обливание проводят из кувшина или лейки с перфорированной насадкой.
- общие обливания тела проводятся водой с начальной температуры +36°С, длительность первого обливания 15 секунд. В дальнейшем температура воды постепенно снижается на 1°С в неделю, а длительность увеличивается до 35 секунд.
В случае болезни ребёнка закаливающие процедуры возобновляют по щадящему режиму через 1-2 недели после полного выздоровления в зависимости от характера заболевания. Температура воды при этом должна быть на 2-3 градуса выше, чем до заболевания ребёнка.
Наиболее эффективными являются нетрадиционные методы закаливания.
Контрастные воздушные и водные ванны обеспечивают тот уровень повышения защитных сил организма, какой вообще способно дать закаливание (Л.Ф. Бережков, Ю.Ф. Змановский, Р.П. Нарцисов, Г.Н. Сперанский, С.В. Хрущев, Н.Н. Чуканин и др.).
Если традиционное закаливание предполагает адаптацию к холоду, то при создании пульсирующего микроклимата используется также и тепло. Создавая модель воздействия "тепло — холод", можно рассчитывать на выработку быстрых целесообразных терморегулирующих реакций.
Традиционные методы закаливания, хотя и менее эффективны по сравнению с контрастными, все же могут применяться в первую очередь в качестве начальных процедур. Это воздушные ванны, водные ножные ванны, полоскание горла.
Закаливающие процедуры проводятся во всех группах.
Хождение босиком
Хождение босиком также относится к нетрадиционным методам закаливания, который является также хорошим средством укрепления сводов стопы и ее связок. Так как хождение босиком является средством закаливания, я руководствуюсь принципами постепенности и систематичности. Провожу хождение босиком при температуре пола не ниже +18 градусов. Вначале это осуществляется в носках в течение 4-5 дней, затем полностью босиком по 3-4 минуты, увеличивая ежедневно время процедуры на 1 минуту и постепенно доводя ее до 15-20 минут. Хождение босиком рекомендуется во всех возрастных группах. Детям, которые легко простужаются и часто болеют, рекомендуется первоначально ходить по полу в носках, а уже затем босиком. Главный смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп к влиянию пониженных температур, которое осуществляется главным образом действием низких температур пола, земли. (Ю.Ф. Змановский).
В процессе физкультурно-оздоровительной работы данный вид закаливания можно сочетать с играми и упражнениями для профилактики плоскостопия. Так, в старшей группе применяю: ходьбу на носках с различным положением рук, по ребристой доске, палке или толстому шнуру, на внешней стороне стопы, перекатом с пятки не носок, на месте, не отрывая носка от пола; перекаты с носка на пятку стоя на полу или на палке; катание палки и мяча ступней и пальцами ноги вперед-назад; захват и подъем пальцами ног мелких предметов (палочек, камушков, шишек); перешагивание через гимнастические палки, набивные мячи.
Контрастные воздушные ванны
В спальне открываем окна, так чтобы к концу дневного сна достигалась температура воздуха от +13 до +16С. В 15 часов дети просыпаются, лежа в постели поверх одеяла, выполняют в течение 2-3 минут 3-4 физических упражнения, охватывающие все группы мышц. Затем, по команде воспитателя, дети встают с постели, быстро снимают спальную одежду и, оставаясь лишь в трусах и майках, ходят босиком по «дорожкам здоровья» (ребристая доска, массажные коврики и др.), бегают, выполняют дыхательные упражнения. Затем перебегают в игровое «теплое» помещение. В теплом помещении предлагаются разнообразные подвижные игры со словесным сопровождением, физические упражнения и танцевальные элементы, направленные на развитие координационных возможностей, различные виды ходьбы, разнообразные построения и перестроения для развития ориентировки в пространстве. Количество перебежек из одной комнаты в другую с пребыванием в каждой комнате по 1-1,5 мин составляет не менее 6.
Разница температуры в двух помещениях, составляет вначале в «теплом» - +23- +26о, а в «холодном» - на 3-5о ниже. Она увеличивается в течение 1,5-2 месяцев до 8-10о за счет снижения температуры в «холодной» комнате. Обязательно учитываю общее состояние здоровья детей. Температура воздуха в «теплом» помещении поддерживается с помощью батарей центрального отопления, в «холодном» понижается за счет интенсивного проветривания, летом вплоть до сквозняков.
Обливание стоп
Обливание ног оказывает не только местное, но и общее действие на организм. Установлено, что при охлаждении ног возникает рефлекторная сосудистая реакция со стороны слизистой оболочки верхних дыхательных путей. Обливание ног провожу двумя способами:
1 .Обливание с постепенным снижением температуры: исходная температура воды — 36—35°. Постепенно снижая температуру воды на 1°, через 4—5 дней ее доводят до 24—22° — для детей первых трех лет жизни, для более старших — до 20—18°. Обливают нижнюю треть голени и стопу. После обливания ноги тщательно вытирают и растирают до легкого покраснения кожи.
2.Контрастное обливание: ноги обливают сначала теплой водой — 36°, затем холодной — от 28, температуру постепенно снижают, а в конце снова теплой — 36°. Контрастное обливание вызывает исходное расширение сосудов, и действие холодной воды оказывает закаливающий эффект. Последующее обливание опять теплой водой препятствует возникновению спазма капилляров.
Обширное умывание
При обширном умывании детям до 2 лет моем только лицо и кисти рук, старше 2 лет — лицо, шею, верхнюю часть груди и руки до локтя. Исходная температура для умывания — 26°, снижают ее за 10—15 дней до 18—17°. После умывания кожу вытирают досуха полотенцем.
Контрастные ванночки для ног
Ребенку предлагаем постоять в горячей воде (температура 36° С) 7—8 сек. Затем он переходит на 3—4 сек. в ванночку с прохладной водой (температура 18 °С). Затем процедура повторяется, после чего ноги протираются досуха. Постепенно температура холодной воды понижается.
Полоскание рта и горла
Полоскание горла прохладной водой со снижением ее температуры является методом профилактики заболеваний носоглотки. Дети старшего дошкольного возраста умеют полоскать горло и начинают эти процедуры при температуре воды +36-37о. Температура воды снижается каждые 2-3 дня на 1градус и доводится до 20-22о с целью достижения закаливающего эффекта. Дети поласкают рот, промывая водой всю полость рта. После этого со звуком "а...а...а", подняв голову, поласкают горло и также проглатывают воду.
Обтирание тела
Обтирание частей тела (руки, грудь, спина) начинаю с сухого растирания варежкой или мохнатым полотенцем в течение 7-10 дней. Затем производятся влажные обтирания, температуру воды снижаю с 30…32С до комнатной на 1С каждые 2 дня. Продолжительность процедуры – до 3 минут. В конце следует сухое обтирание.
Сухое обтирание производится рукавичкой, ткань которой не должна быть слишком мягкой. Обтирание сопровождается легкими массирующими движениями, а массаж всегда делают от периферии к центру:
- растираем грудь круговыми движениями по часовой стрелке;
- кисти рук обтираем до плеча снизу вверх;
- растираем ноги в направлении от стопы до колена;
- одновременно обеими руками обтираем шею в направлении от затылка к подбородку.
В начале обучения данной закаливающей процедуре
детям помогают взрослые (воспитатель, помощник воспитателя, медсестра). Далее все этапы дети выполняют самостоятельно.
Точечный массаж
Одним из эффективных элементов закаливания является точечный массаж — надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения осязательных точек и разветвлений нервов. Массаж повышает защитные свойства слизистой оболочки носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов человека. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.
Точка 1. Расположена в центре грудины, на уровне прикрепление 4-го ребра. Связана со слизистой трахеи, бронхов, а также костным мозгом. При массаже этой зоны уменьшается кашель, улучшается кроветворение.
Точка 2. Расположена в центре яремной вырезки грудины. Регулирует иммунные функции организма. Повышает сопротивляемость инфекционным заболеваниям.
Точка 3. Располагается симметрично на уровне верхнего края щитовидного хряща, у переднего края мышцы. Контролирует химический состав крови и одновременно слизистую оболочку гортани.
Точка 4. Расположена симметрично, сзади от уха, на границе волосистой части головы, в центре затылочной впадины. Шею сзади необходимо массировать сверху вниз. Зоны шеи связаны с регулятором деятельности сосудов головы, шеи и туловища. Нормализируется работа вестибулярного аппарата.
Точка 5. Расположена между 7-м шейным и 1-м грудным позвонком, где при наклоне головы вперед ощущается впадина ниже самого выступающего позвонка
Точка 6. Расположена симметрично между носогубной складкой в середине крыла носа. Улучшает кровоснабжение слизистых оболочек носа и гайморовой полости. Дыхание через нос становится свободным, насморк проходит.
Точка 7. Расположена симметрично у внутреннего края надбровной дуги.
Улучшается кровоснабжение в области глазного яблока и лобных отделов мозга.
Точка 8. Расположена симметрично в углублении спереди козелка уха. Массаж этой области воздействует на органы слуха и вестибулярный аппарат.
Точка 9. Симметричная, между 1-й и 2-й пястными костями, на конце кожной складки при отведении большого пальцы.
Руки человека связаны со всеми органами. При массаже этих точек нормализуются многие функции организма.
Техника выполнения массажа
Массируем биологически активные зоны подушечками большого, указательного или среднего пальца горизонтально-вращательными движениями по часовой стрелке и против в течение 1,5-2 мин. в каждую сторону. На одном сеансе можно массировать не более 4-5 точек.
«Рижский» метод закаливания
Название метода пришло из Прибалтики, где было замечено, что дети, бегающие босиком по прохладной воде и песку Рижского взморья, практически не болеют простудными заболеваниями. Метод давно и широко применяется в дошкольных учреждениях, и имеет несколько вариантов.
Для данного метода закаливания использую три дорожки из грубого полотна (мешковина, дерюга и пр.) шириной 0,4 м и длиной 1,5 м. Одна из них смачивается в 10% растворе поваренной соли (1 кг соли на ведро воды) комнатной t, другая в чистой воде такой же t. Третья дорожка остается сухой. Дорожки выстилаю на полу в следующей последовательности: "соленая" дорожка, дорожка, смоченная обычной водой и сухая.
Дети шаркающим шагом проходят по очереди по всем дорожкам. Прохождение можно повторить 2-3 раза и совместить его с хождением по ребристой доске или по "Дорожке Здоровья".
"Дорожка Здоровья" представляет собой полосу из легко стирающейся ткани с нашитыми на нее мелкими предметами: пуговицы, бусинки, плетеные веревочки, шнуры и другие объемные предметы, безопасные для ребенка. Можно использовать коврик для ванной типа "травка". Подобные дорожки использую для профилактики плоскостопия, они являются активными раздражителями рецепторов, находящихся на стопе ребенка.
Дыхательная гимнастика
Так же рекомендуется включать в режим дня детских учреждений нетрадиционную дыхательную гимнастику А.Н.Стрельниковой. Правильное дыхание по Стрельниковой – прежде всего короткий, резкий вдох. Вдох – первичен, выдох – вторичен.
Дыхательную гимнастику использую в целях профилактики простудных заболеваний. Так же она достаточно эффективна при следующих заболеваниях: бронхиальная астма, хронические: пневмония, бронхит, ринит, гайморит, грипп.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«УКРЕПЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАКАЛИВАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА»
Интерес к данному направлению вызван исключительной актуальностью. Так с введением ФГТ особое место отведено здоровью дошкольн...
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АДАПТИРУЮЩИХ ЗАКАЛИВАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ
Консультация для родителей. "Закаливание детей - путь к здоровью". Перечень основных принциповадаптирующих закаливающих мероприятий....
Организация закаливающих мероприятий в комплексе гимнастики после сна
Методическая разработка конспекта гимнастики после сна для средней группы(из опыта работы с детьми)....
Речевки перед закаливающими мероприятиями
Речевки перед закаливающими мероприятиями...
Закаливающие мероприятия после дневного сна для дошкольников
В документе представлен комплекс закаливающих мероприятий для дошкольников после дневного сна....
Закаливающие мероприятия для дошкольников.
Процедуры закаливания...
Закаливающие мероприятия у дошкольников
Закаливающие мероприятия у дошкольников...