Подвижные игры детей как средство гармоничного развития.
консультация по теме

Малетина Ирина Олеговна

Рекомендации для воспитателей ДОУ по организации подвижных игр дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnye_igry_detey.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:


"Подвижные игры детей, как средство гармоничного развития"

Воспитатель МБДОУ № 539 Малетина И.О.


С давних времен ученые разных стран искали пути гармоничного развития человека. Эта проблема занимала умы мыслителей Древней Греции, Египта, Китая, Индии и других, которые отмечали связь между движениями и состоянием психики, мыслями, поступками и чувствами человека. Еще Аристотель писал, что гнев, радость, печаль выражаются в телодвижениях, мимике, жестах и наоборот, движения по ассоциации вызывают определенное психическое состояние.

В России этой проблемой занимались такие ученые, как П.Ф. Лесгафт, И.М. Сеченов, И.П. Павлов и В.М. Бехтерев. Благодаря системному подходу психологии к познанию ребенка в комплексе всех его способностей становится возможным обосновать роль движения в интеллектуальном, нравственном, эмоциональном развитии.

Доказано, что характер, мысли, чувства человека отражаются в виде «мускульного панциря на теле». Поэтому для реализации задач гармоничного развития детей педагогам важно понять, как «действует» наше тело, научить детей двигаться естественно, грациозно, в соответствии с конституцией своего тела и индивидуальными способностями. Итак, идеальным является гармоничное развитие всех способностей человека. Однако - это становится возможным при полной свободе действий, свободе, как от принуждения себя, так и от принуждения других. Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры.

Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических, умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества. Подвижные игры развивают культуру ребенка. В них он познает и осмысливает окружающий мир, в них развиваются его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преобразует его. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью.

Дети младшего дошкольного возраста подражают в игре всему, что видят.

Однако в подвижных играх малышей прежде всего находит отражение той

жизни, которой живут взрослые или животные (они с удовольствием летают,

как воробушки», взмахивают руками, как «бабочка крылышками» и

т.д.) Стремление к одухотворению неживой природы объясняется

 желанием ребенка придать изображаемому в игре образу живой характер,

а когда он вживается в образ у них формируется нравственно ценные

личностные качества: сопереживания, соучастия, сопричастности.

Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр

 детей младшего возраста носят сюжетный характер.

На пятом году жизни характер игровой деятельности детей меняется. Их начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное, творчески отобразить в воображении и поведении накопленный двигательный и социальный опыт. Однако подражательность и имитация продолжают играть важную роль и в старшем возрасте. Для подвижных игр характерно нравственно - ценное содержание. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совместимость, организованность, инициативу. Кроме того, проведение подвижных сопряжено с большим весельем, ощущением свободы. Различные подвижные игры позволяют разнообразить подходы к поиску путей гармоничного развития детей. Условно можно выделить несколько типов подвижных игр, которые по-разному способствуют всестороннему развитию дошкольников, несут в себе разную социальную направленность.

Играм типа «Ловишки» присущ творческий характер, основанный на азарте, двигательном опыте и точном соблюдении правил. Убегая, догоняя, увертываясь, дети максимально мобилизуют свои умственные и физические силы, при этом они самостоятельно выбирают способы, обеспечивающие результативность игровых действий, совершенствующие психофизические качества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижная игра как средство гармоничного развития ребенка.

В статье подобран материал о влиянии подвижной игры на здоровье ребенка, о  видах игр и методике проведения....

Подвижная игра как средство гармоничного развития детей дошкольного возраста

Подвижная игра — незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При про...

Подвижная игра как средство гармоничного развития детей дошкольного возраста

Подвижная игра — незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При про...

Подвижная игра как средство гармоничного развития детей дошкольного возраста

Подвижная игра с правилами — это сознательная двигательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющи...

«Подвижная игра как основное средство физического развития ребенка»

В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое в...