Единство ДОУ и семьи в вопросах здоровья детей.
методическая разработка по теме

Синегубова Инна Александровна

Семья и детский сад – это неразлучные спутники жизни, которые должны идти в одном направлении, рука об руку, потому что воспитание полноценной личности возможно только при совместном сотрудничестве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_4.docx15.77 КБ

Предварительный просмотр:

     Проблема сохранения жизни и здоровья детей в возрасте до 7 лет является важнейшей стратегической задачей сохранения жизни и здоровья населения в целом; инвестиции в здоровье детей на ранних этапах развития предполагают получение большой отдачи на следующих этапах их жизни и полезны для всего населения.

     По данным официальной статистики, наиболее часто в дошкольном возрасте встречаются такие отклонения, как сколиоз, нарушения осанки, зрения, дефекты речи.

     Впервые о необходимости культуры здоровья и ее сущности высказался крупнейший отечественный микробиолог, врач И.И. Мечников. Он считал, что самое главное — научить человека правильному безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного.

     Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу педагогам и родителям нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребенка, системно и сообща.

    Детский сад и семья — вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в ДОУ не создано детско-взрослое сообщество (дети — родители — педагоги). Поэтому, организуя сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка, необходимо уделять особое внимание следующим положениям.

   Единство ДОУ и семьи в вопросах сохранения здоровья детей достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям; когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

      Систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду.

      Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и способностей.

      Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.

      В соответствии с этими основными положениями система работы с семьей должна включать:

— ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;

—  содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка, обучение конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания и т.д.);

— лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фито-, ароматерапии и т.д.);

— участие в составлении индивидуальных программ оздоровления детей;

— целенаправленную санитарно-просветительскую работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т.д.

     Работа с семьями воспитанников  должна  осуществляется в несколько этапов.

                      1. Работа с персоналом детского сада.

   Включает самоанализ и тестирование воспитателей с целью выявления теоретических знаний и практической готовности к работе с семьей в вопросах здоровьесбережения детей. Предстоящая работа тщательно планируется: воспитатели консультируются со специалистами детского сада; знакомятся с новинками психолого-педагогической литературы, периодических изданий по данному вопросу; для них организуются семинары-практикумы, тренинги, тематические педсоветы, круглые столы, диспуты. Все это осуществляется с целью повышения теоретических и практических знаний и умений педагогов.

   Используются разные формы контроля: систематический, предупредительный, тематический, сравнительный, фронтальный.

   Затем формируется творческая группа, подбирающая содержание работы с родителями в области сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

                       2. Практический этап.

Это комплексная работа с семьей, включающая деятельность специалистов:

   — воспитателей с родителями (индивидуальные беседы, консультации, памятки, приглашение на совместные экскурсии, праздники и т.д.);

   — педагогов-психологов (информационные листы, тренинги, индивидуальные консультации, беседы и т.д.);

   — инструктора по плаванию (обучение приемам плавания, технике дыхания);

   — инструктора по физической культуре (показ открытых физкультурных занятий, спортивные праздники «Мама, папа, я — спортивная семья» и т.д.);

   — учителя-логопеда (формирование правильного речевого дыхания, артикуляционная гимнастика);

   — медперсонала (врача, старшей медсестры, инструктора ЛФК, медсестры физиокабинета). Это семинары-практикумы по укреплению детского здоровья, обучение приемам массажа.

Вся работа планируется на учебный год с конкретизацией на каждый месяц.

Наиболее интересная и эффективная форма работы с родителями в ДОУ — занятия в семейных клубах. Вот примерная тематика встреч:

    — обеспечение безопасности жизнедеятельности детей — одна из основных задач детского сада и семьи;

    — пути активизации двигательной активности детей с учетом их индивидуальных особенностей и состояния здоровья;

    —  игра — фактор развития двигательной активности детей и повышения эмоционального настроя;

    —  здоровье без лекарств;

    —  правильное питание — залог здоровья;

                   3. Заключительный этап.

    Подводятся итоги, проводится анализ проведенной работы, планируются дальнейшие формы взаимодействия с семьями воспитанников. Осуществляется анкетирование родителей с целью выявления степени удовлетворенности работой ДОУ. Также проводится наблюдение за динамикой показателей здоровья детей для анализа эффективности проведенных мероприятий.

     Только такая комплексная, целенаправленная и многокомпонентная работа детского сада с семьями воспитанников может дать реальные эффективные результаты.

                             Литература:

Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2001.

Глебова С.В. Детский сад — семья. Аспекты взаимодействия. Воронеж, 2007.

Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. М., 2005.

Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателям в подготовке к общению с родителями    // Управление ДОУ. 2002. № 4.

Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. М., 2006.

Осокина Г.И. Сотрудничество семьи и детского сада в приобщении детей к здоровому образу жизни // Инструктор по физической культуре. 2008. № 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам воспитания детей младшего дошкольного возраста . Проект " Дружная семейка" (из опыта работы)

«От того , как прошло детство , кто вёл ребёнка за руку в детские годы , что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит , каким человеком станет сегодняшни...

Единство ДОУ и семьи в вопросах здоровья детей

консультация для воспитателей...

Статья "Методическая работа с семьей по вопросам здоровья детей младшего возраста".

В статье речь идет о физическом воспитании детей, о раннем формировании у них культуры здоровья. Описаны методы, примеры видов деятельности, осуществляемые нами для достижения данной цели. А, самое гл...

Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ и семьи по вопросам социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ и семьи по вопросам социализации детей с ограниченными возможностями здоровья...