Единство ДОУ и семьи в вопросах здоровья детей.
методическая разработка по теме
Семья и детский сад – это неразлучные спутники жизни, которые должны идти в одном направлении, рука об руку, потому что воспитание полноценной личности возможно только при совместном сотрудничестве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_4.docx | 15.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема сохранения жизни и здоровья детей в возрасте до 7 лет является важнейшей стратегической задачей сохранения жизни и здоровья населения в целом; инвестиции в здоровье детей на ранних этапах развития предполагают получение большой отдачи на следующих этапах их жизни и полезны для всего населения.
По данным официальной статистики, наиболее часто в дошкольном возрасте встречаются такие отклонения, как сколиоз, нарушения осанки, зрения, дефекты речи.
Впервые о необходимости культуры здоровья и ее сущности высказался крупнейший отечественный микробиолог, врач И.И. Мечников. Он считал, что самое главное — научить человека правильному безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного.
Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу педагогам и родителям нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребенка, системно и сообща.
Детский сад и семья — вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в ДОУ не создано детско-взрослое сообщество (дети — родители — педагоги). Поэтому, организуя сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка, необходимо уделять особое внимание следующим положениям.
Единство ДОУ и семьи в вопросах сохранения здоровья детей достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям; когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
Систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду.
Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.
В соответствии с этими основными положениями система работы с семьей должна включать:
— ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
— содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка, обучение конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания и т.д.);
— лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фито-, ароматерапии и т.д.);
— участие в составлении индивидуальных программ оздоровления детей;
— целенаправленную санитарно-просветительскую работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т.д.
Работа с семьями воспитанников должна осуществляется в несколько этапов.
1. Работа с персоналом детского сада.
Включает самоанализ и тестирование воспитателей с целью выявления теоретических знаний и практической готовности к работе с семьей в вопросах здоровьесбережения детей. Предстоящая работа тщательно планируется: воспитатели консультируются со специалистами детского сада; знакомятся с новинками психолого-педагогической литературы, периодических изданий по данному вопросу; для них организуются семинары-практикумы, тренинги, тематические педсоветы, круглые столы, диспуты. Все это осуществляется с целью повышения теоретических и практических знаний и умений педагогов.
Используются разные формы контроля: систематический, предупредительный, тематический, сравнительный, фронтальный.
Затем формируется творческая группа, подбирающая содержание работы с родителями в области сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
2. Практический этап.
Это комплексная работа с семьей, включающая деятельность специалистов:
— воспитателей с родителями (индивидуальные беседы, консультации, памятки, приглашение на совместные экскурсии, праздники и т.д.);
— педагогов-психологов (информационные листы, тренинги, индивидуальные консультации, беседы и т.д.);
— инструктора по плаванию (обучение приемам плавания, технике дыхания);
— инструктора по физической культуре (показ открытых физкультурных занятий, спортивные праздники «Мама, папа, я — спортивная семья» и т.д.);
— учителя-логопеда (формирование правильного речевого дыхания, артикуляционная гимнастика);
— медперсонала (врача, старшей медсестры, инструктора ЛФК, медсестры физиокабинета). Это семинары-практикумы по укреплению детского здоровья, обучение приемам массажа.
Вся работа планируется на учебный год с конкретизацией на каждый месяц.
Наиболее интересная и эффективная форма работы с родителями в ДОУ — занятия в семейных клубах. Вот примерная тематика встреч:
— обеспечение безопасности жизнедеятельности детей — одна из основных задач детского сада и семьи;
— пути активизации двигательной активности детей с учетом их индивидуальных особенностей и состояния здоровья;
— игра — фактор развития двигательной активности детей и повышения эмоционального настроя;
— здоровье без лекарств;
— правильное питание — залог здоровья;
3. Заключительный этап.
Подводятся итоги, проводится анализ проведенной работы, планируются дальнейшие формы взаимодействия с семьями воспитанников. Осуществляется анкетирование родителей с целью выявления степени удовлетворенности работой ДОУ. Также проводится наблюдение за динамикой показателей здоровья детей для анализа эффективности проведенных мероприятий.
Только такая комплексная, целенаправленная и многокомпонентная работа детского сада с семьями воспитанников может дать реальные эффективные результаты.
Литература:
Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2001.
Глебова С.В. Детский сад — семья. Аспекты взаимодействия. Воронеж, 2007.
Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. М., 2005.
Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателям в подготовке к общению с родителями // Управление ДОУ. 2002. № 4.
Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. М., 2006.
Осокина Г.И. Сотрудничество семьи и детского сада в приобщении детей к здоровому образу жизни // Инструктор по физической культуре. 2008. № 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам воспитания детей младшего дошкольного возраста . Проект " Дружная семейка" (из опыта работы)
«От того , как прошло детство , кто вёл ребёнка за руку в детские годы , что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит , каким человеком станет сегодняшни...
Единство ДОУ и семьи в вопросах здоровья детей
консультация для воспитателей...
Статья "Методическая работа с семьей по вопросам здоровья детей младшего возраста".
В статье речь идет о физическом воспитании детей, о раннем формировании у них культуры здоровья. Описаны методы, примеры видов деятельности, осуществляемые нами для достижения данной цели. А, самое гл...
Методические материалы с 1 заседания ГМО " Развитие детей раннего возраста"«Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения детей раннего возраста»
Тема : «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения детей раннего возраста»...
Презентация на МО: "Обеспечение тесного сотрудничества детского сада и семьи в вопросах здоровья детей"
презентация...
Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ и семьи по вопросам социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ и семьи по вопросам социализации детей с ограниченными возможностями здоровья...