Опыт работы
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
МБДОУ ДС ОВ № 7 ПГТ Ильского МО Северский район
Педагогический опыт работы на тему: Ребенок и мир: формирование безопасного поведения
старшего воспитателя Мусатовой Таисии Петровны
Предварительный просмотр:
(слайд 1)Уважаемы коллеги, разрешите вашему вниманию представить опыт р аботы потеме: Ребенок и мир: формирование безопасного поведения
Современное общество несёт колоссальные материальные и человеческие потери от несчастных случаев, техногенных аварий, катастроф, стихийных бедствий. (слайд 2)Во всём мире всё больше внимания уделяется вопросам безопасности человека: анализируются итоги различных видов трудовой деятельности, изучаются проблемы производственной безопасности и охраны окружающей среды, рассматриваются теоретические вопросы защиты от опасностей природного, социального, техногенного происхождения, идёт интенсивный поиск путей формирования у подрастающего поколения привычек здорового образа жизни.
Поэтому одной из наиболее приоритетных и важнейших для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных учёных, начиная с М.В. Ломоносова, В.А. Левицкого, И.М. Сеченова, А.А. Скочинского, Вернадского и др.
(слайд 3)Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей: формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) и включения детей в систему социальных отношений через решение (слайд 4)следующих задач:
- формирование у детей знаний об осторожном обращении с опасными предметами, легко воспламеняющимися предметами, о последствиях пожаров, о действиях при возникновении пожара, об опасностях в быту.
- об осторожном поведении при контактах с незнакомыми людьми, о конфликтных ситуациях со сверстниками.
- о безопасном поведении во дворе, на улице, дороге, в городском транспорте, о правилах дорожного движения.
- о бережном отношении к природе, о правилах безопасного поведения на природе, о функциях организма человека, о личной гигиене, микробах и вирусах, здоровье и болезнях.
- развитие способности к предвиденью возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного, безопасного поведения.
(слайд 5)Работа по опыту осуществлялась на основе следующих направлений:
- социально-психологического;
- интеллектуального;
- оздоровительного
(слайд 6)Дети должны иметь представление о том, что многие вещи и предметы могут быть опасными (кухонные ножи, электроутюг, гвозди, велосипед, самокат, автомобиль и т.п.). Они могут и безопасными, если используются по назначению и правильно. В ходе обучения дошкольники получают элементарные представления о том, что человеку важно знать о правилах безопасного поведения и о том, что их надо уметь соблюдать дома, на улице, в детском саду, а также при возникновении опасных ситуаций, связанных как с человеческой деятельностью, так и со стихийными природными явлениями.
(слайд 7)Для опыта были использованы традиционные педагогические принципы и методы обучения.
1) Принцип доступности
2) Принцип индивидуализации
3) Принцип повторяемости материала
4) Принцип наглядности -
(слайд8)У детей 3-5 лет наблюдается повышенная восприимчивость, впечатлительность, любознательность. Любая организованная деятельность с детьми обязательно сопровождается демонстрацией иллюстраций, красочно оформленных картинок, примерами из личного опыта, чтением детской художественной литературы. В этом возрасте предпочтение отдаётся русскому фольклору, который помогает прививать детям культурно-гигиенические навыки - русские народные сказки «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заячья избушка» и др. На примере героев этих сказок дети знакомятся с правилами безопасности. Говоря о сказках, хочется отметить, что при использовании приёма «переиначивания» сюжета можно смело закреплять с детьми правила безопасности. (слайд 9)Так с детьми средней группы разыгрывалась сказка «Волк и семеро козлят» на новый лад. Конечно, говоря о художественных произведениях, надо отметить всеми любимые «Мойдодыр», «Айболит», «Федорино горе», «Кошкин дом».
Ребёнок 4-5 лет уже должен знать адрес своего места жительства, по возможности номер телефона и, что немаловажно, уметь по телефону разговаривать, коротко и точно сообщить необходимую информацию.
(слайд 10)Немало внимания уделяется обучению детей правилам поведения на улицах города, правилам дорожного движения (дидактическая игра «Чрезвычайные ситуации», «Правила дорожного движения»), и знакомству с видами транспорта. (слайд 11)Для ознакомления детей с правилами противопожарной безопасности рассматриваются плакаты («Причины пожара», «Правила поведения при пожаре»).
Конечно, важное место в работе с детьми в возрасте 5-7 лет занимает обучение правилам личной безопасности. Дети должны иметь представление о возможной опасности общения с незнакомыми людьми. В беседах рассматривались и обсуждались типичные ситуации (плакат «Правила безопасности для дошкольников»).
Проблемы, связанные с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада. Сознавая это, обеспечивали преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьёй. Для формирования заинтересованности родителей по проблеме ОБЖ проводились следующие мероприятия:
(слайд 12)- анкетирование «Азбука безопасности», «Нужны ли семье традиции» и др.;
- (слайд 13)родительские собрания (диспуты) с целью информации о совместной работе и стимулирования активного участия в ней родителей;
- создание мини-библиотеки по проблеме формирования основ здорового образа жизни и ОБЖ у дошкольников;
- подборка тематических консультаций в папке для родителей, индивидуальные и групповые консультации;
(слайд 14)- создание семейного клуба «Островок безопасности»;
- участие родителей воспитанников в развлечениях;
- оформление буклета по безопасности «Правила жизни».
Перечисленные мероприятия помогают наладить более тесное и эффективное взаимодействие сотрудников ДОУ с родителями и создают атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.
(слайд 15)После проведения мониторинга было выявлено повышение процента усвоения, что видно из диаграммы.
Подводя итог, хотелось бы сказать, что работа по ОБЖ и привитию детям ценностей здорового образа жизни направлена на формирование опыта безопасного поведения дошкольников, развитие способности адекватно реагировать в случае опасности и обучение способам самосохранения и выживания. И в таком необходимом и непростом деле наиболее эффективным является игровая и театрализованная деятельность, которая помогает повысить эмоциональный тонус, активизировать внимание и развивать творческие способности детей.(слайд 16)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
Опыт работы Тема: Предметное рисование как средство развития изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста. Опыт работы
Материал по 1 - 2 младшей группе....
Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Семья и Детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...
Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"
В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...
«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»
Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...
Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»
Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей». Задача Стандарта в области работы с семьей – обеспечение психолого-педагог...
Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ
Наш детский сад расположен в микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...