| Кто быстрее опустит обруч? Детей поделить на 4 группы. Каждая группа встает перед определенной линией на расстоянии вытянутых рук в стороны. Перед каждой группой положить обруч диаметром 60 см. По сигналу "раз" первые из колон наклоняют туловище вперед, берут обруч по бокам и поднимают его вверх. Затем опускают на плечи, через туловище и опускают на пол, быстро переступают и спешат в конец колоны. Воспитатель фиксирует внимание детей на то, кто правильно пропускал обруч и раньше встал в конец колоны, и отмечает их флажком. Затем по сигналу "раз" это делают другие дети из колон и т. д. Каждый раз воспитатель награждает первого из четырех колон флажком, а в конце подсчитывается количество флажков в каждой колоне. Выигрывает та колона, в которой больше флажков. Игра повторяется.
|
Мышеловка Дети делятся на две равные группы. Одна группа - "мышки". Они стоят в колоне один за другим. Со второй группы детей сделать 3 круга - это 3 "мышеловки". Дети, которые образуют мышеловки, берутся за руки и на слова воспитателя: "Мышеловка открыта" дети в кругу поднимают руки. Мышки пробегают сначала через одну мышеловку, а затем через вторую и т. д. На слово воспитателя: "хлоп" мышеловка закрывается (дети в кругу опускают руки). Мышки, которые остались в кругу считаются поймаными и становятся в круг. Игра заканчивается, когда все мыши будут пойманы. Выигрывает та мышеловка, где будет больше пойманых мышей. Игра повторяется. Дети меняются ролями.
| Шоферы С одной стороны площадки два "гаража" (начертить две параллельные линии на расстоянии 5 - 6 шагов одна от другой). На линиях сделать места для "автомобилей"; поставить кубики. В одном гараже стоят машины с красными рулями (на кубиках лежат красные кружки), а в другом - машины с зелеными рулями (на кубиках лежат зеленые кружочки). Дети - "шоферы", поделены на две равные группы, становятся лицом к своим машинам каждый возле своего руля, которые лежат на кубиках. Воспитатель, который выполняет роль милиционера, стоит на одинаковом расстоянии от двух гаражей и руководит движением машин. Когда он отводит левую руку в бок, дети - шоферы с гаража, стоящий с левой стороны, нагибаются, берут обеими руками руль и готовятся к выезду (колонкой). На поднятый вверх зеленый флажок дети выезжают из гаража и разьезжаются по всей площадки. На красный флажок останавливаются, на зеленый едут дальше. На слова воспитателя: "В гараж" машины возвращаются на свои места. Воспитатель отмечает внимательного шофера, который раньше всех вернулся в гараж. Затем воспитатель отводит руку в сторону и дети - шоферы, которые стоят с правой стороны, делают тоже самое.
|
Сова С одной стороны площадки место для "бабочек" и "жучков". В стороне начертан круг - "гнездо совы". Выделенный ребенок - "сова" встает в гнездо. Остальные дети - "бабочки" и "жучки" встают за линией. Середина площадки свободна. На слово воспитателя: "день" бабочки и жучки летают (дети бегают по площадке). На слово воспитателя: "ночь" бабочки и жучки быстро останавливаются на своих местах и не шевелятся. Сова в это время тихо вылетает на площадку на охоту и забирает тех детей, которые пошевелилися (отводит их в гнездо). На слово воспитателя: "день" сова возвращается в свое гнездо, а бабочки и жучки начинают летать. Игра заканчивается, когда у совы будет 2 - 3 бабочки или жучка. Воспитатель отмечает детей, которые ни разу не были забраны совой в гнездо.
| Стоп! С одной стороны площадки за линией дети стоят в шеренге. На расстоянии 10 - 15 шагов от детей чертят круг (диаметром 2 - 3 м). Из детей выбирают одного ведущего, который становится в круг спиной к ним. Ведущий закрывает глаза и говорит: "Быстро иди, не отставай, стоп!" В то время, когда он говорит эти слова, дети большими шагами быстро идут вперед по направлению к ведущему. На слово "стоп!" все замирают на местах, ведущий быстро смотрит. Если ребенок не успел остановиться и встать ровно, ведущий снова ведет его к линии и он при повторении игры начинает двигаться снова от линии. Ведущий снова закрывает глаза и говорит те же слова, а дети дальше двигаются к ведущему в круг, и так до тех пор, пока кто - нибудь из детей не дойдет к ведущему в круг раньше, чем тот скажет "стоп!" Этот ребенок меняется местами с ведущим, и игра повторяется.
|
Пастух и волк Из детей выбирают "пастуха" и "волка", остальные дети - "овцы". На одном конце площадки чертят "дом" для овец, на противоположной стороне площадки - поле, где будут пастись овцы. С боку стоит волк. Пастух ведет овец в поле. В поле овцы бегают, пасутся. На сигнал воспитателя: "волк!" овцы разбегаются по площадке и убегают в свой домик. Волк ловит овец. Пастух их защищает. Пойманную овцу волк отводит к себе. При повторении игры пастух, возвращаясь домой, освобождает пойманную волком овечку. Волк старается не допустить пастуха к овце и в то же время ловит остальных. Игра заканчивается, когда у волка будет несколько овечек (по договоренности).
| Смени флажок Дети делятся на 2 или на 4 одинаковые группы и встают перед линией в параллельные колоны, лицом в одну сторону. С противоположной стороны площадки перед каждой колонной лежит по одному обручу, в обручах флажки (например, зеленые). Каждому первому игроку в колоне дается флажок определенного цвета (например, синего). На сигнал воспитателя "раз" первые дети из колон (по одному ребенку с каждой) с синими флажками быстро бегут к обручам, Меняют синие флажки на зеленые, возвращаются на свои места и поднимают вверх зеленые флажки. Зеленые флажки передают вторым в своей колоне, сами встают в конце колоны. Колона подходит к линии. Воспитатель снова дает сигнал, бегут вторые, затем третьи и т. д. Воспитатель каждый раз отмечает того, кто первый сменил флажок и правильно его положил. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок с колоны не сменит флажок. Выигрывает та колона, которая качественно и быстро выполняла задание воспитателя. Игру можно повторить.
|
Палочка - стукалочка С одной стороны площадки посадить детей, поделив их на одинаковые колоны. На расстоянии 1 - 2 шагов от них начертить линию, от которой дети будут бегать на противоположный конец площадки, где стоит стул. Под стулом лежит палочка. На линию выходят по одному из каждой колоны и на слово "раз" или "беги" бугут. Кто быстрее вытянит палочку, тот стучит и говорит: "Раз, два, три, палочка - стукалочка, стучи!", кладет палочку на место и садится на свое место. Колона, в которой ребенок выиграл, получает флажок. Затем выходит вторая, третья пара и т. д. В конце игры подсчитываются флажки. Выигрывает та колона, которая имеет больше флажков.
| Смелее вперед! Дети делятся на две группы. Строятся в шеренгу и встают лицом к середине площадки. На первый сигнал одна группа поворачивается лицом в противоположный бок и марширует на месте, а вторая шеренгой идет вперед. На второй сигнал дети, которые маршировали на месте, поворачиваются и ловят тех, которые шеренгой шли вперед. Последние быстро убегают на свои места (за линию). Игра повторяется. Дети меняются ролями. Выигрывает та группа детей, в шеренге которой меньше пойманых детей.
|
Где кто живет? Дети стоят в две шеренге на расстоянии 8 - 10 шагов одна от другой. Посередине между шеренгами начертить два круга, каждое 80 - 100 см диаметром; один круг - "двор", другой - "лес". В каждой шеренге есть одинаковые "птицы" и "животные". Каждый ребенок с первой шеренги выбирает себе название любой птицы или животного, которые живут в лесу, или названия домашних животных и птиц, которые ходят по двору. Такие же названия выбирает себе и вторая шеренга. Например, первые два ребенка в двух шеренгах - зайцы, вторые - кошки и т. д. Когда воспитатель называет домашних животных, дети, которые имеют названия этих животных, быстро бегут в лес. Например, на сигнал воспитателя "кукушки!" дети - "кукушки" из двух шеренг спешат в круг, которое является лесом; на сигнал "кошки" дети - "кошки" из двух шеренг спешат в круг, которое является двором. Воспитатель отмечает того ребенка из пары, который быстрее добежит до круга. Когда все дети будут в кругу, игра заканчивается.
| К своему флажку По середине площадки чертят 5 маленьких кругов один возле другого; В каждом кругу встает ведущий с флажком определенного цвета в руках. Дети делятся на 5 групп. Каждая группа имеет свой цвет, такой же самый, как у ведущего. На сигнал воспитателя ведущие по очереди ведут свои колоны на край площадки, маршируют в большом кругу, который был начерчен раньше. На слова воспитателя: "Ведущие на места!" Ведущие возвращаются в свои круги и незаметно меняются флажками, а дети продолжают ходить по большому кругу. На слова воспитателя: "К своим флажкам!" ведущие поднимают флажки вверх, а дети бегут к ним. Выигрывает та группа детей, которая быстрее найдет флажок своего цвета и встанет в колону за ведущим. С каждой группы выбирают нового ведущего. Игра повторяется.
|
Хитрая лиса Дети стоят в кругу плечо к плечу, заложив руки за спину. Воспитатель проходит сзади них и не заметно дотрагивается до любого ребенка. Ребенок, к которому дотронулся воспитатель, становится "хитрой лисой". Воспитатель предлагает кому - нибудь из детей внимательно посмотреть на своих товарищей, поискать глазами хитрую лису. Если ребенок сразу не найдет, то все дети спрашивают: "Хитрая лиса, где ты?" и внимательно следят за лицом каждого, покажется ли лисичка. После трех вопросов лиса отвечает: "Я тут!" и начинает ловить. Дети разбегаются в разные стороны. Когда лиса поймает 2 - 3 ребенка, игра заканчивается. При повторении выбирают другую лисичку.
| Караси и щука Половина детей образует круг (ставок). Дети стоят на расстоянии вытянутых рук в стороны один от другого. Воспитатель выбирает одного ребенка "щукой". Щука встает вне круга. Остальные дети - "караси" плавают (бегают) в середине круга - "ставка". На слово воспитателя: "щука!" ребенок быстро вбегает в круг (ставок) и старается словить карасей, которые спешат сесть или встать за товарища, который стоит в кругу. Щука ловит тех карасей, которые не успели спрятаться. Пойманных забирает с круга. Игра заканчивается, когда щука словит определенное количество карасей. Затем воспитатель выбирает новую щуку. Игра повторяется.
|
Выручай! Дети стоят в кругу лицом в центр. Два ребенка, которых перед этим выбрали, выходят из круга и бегут: один ребенок убегает, другой - догоняет. Ребенок, который убегает, может спастись, встав сзади у кого - нибудь из детей, которые стоят в кругу, и сказать: "Выручай!" Тот ребенок, к которому обратились, должен убегать из круга и тоже встать сзади другого. Если ребенок не успеет встать, ее поймают. При повторении игры выбирают другую пару детей.
| Квач, бери ленточку! Дети стоят в кругу. Каждый ребенок получает ленточку, привязывает ее на пояс. В центр круга встает "квач", У него ленточки нет. На слова воспитателя: "Лови!" дети разбегаются по всей площадке, а "квач" догоняет детей и старается снять ленточки у детей. Ребенок, который остается без ленточки, не надолго выходит из игры. На слова воспитателя: "Раз, два, три, в круг вставайте!" дети становятся в круг, а "квач" подсчитывает количество снятых ленточек и возвращает их детям. Игра повторяется с новым "квачом" 3 - 4 раза. В конце игры воспитатель отмечает самого ловкого "квача".
|
Квач парами Дети бегают по площадке, а ребенок - "квач" ловит их. Если кто - нибудь из детей подаст руку другому ребенку, которого догоняет "квач", и встанет с ним в пару, "квач" перестает его ловить.
| Ловля бабочек Из детей выбирается 4 "ловца". Они встают в пары и отходят к краю площадки в одно место. Остальные дети - "бабочки". На слова воспитателя: "Бабочки, бабочки в сад полетели" дети - "бабочки" летают - бегают по всей площадке. На слово воспитателя "ловцы!" два ребенка, держась за руки, стараются словить бабочку: окружить его, соединив свободные руки. Когда ловцы поймают бабочку, они его отводят на край площадки и садят на скамейку. В это время остальные бабочки присаживаются на корточки. На слова: "Бабочки, бабочки в поле полетели" дети - "бабочки" прыгают по всей площадке. Их ловит другая пара ловцов. Когда будет поймано 4 - 6 бабочек, подсчитывают, сколько поймала каждая пара. Затем выбираются другие ловцы. Игра повторяется.
|
Ищи ведущего! Выбирают 4 - 5 ведущих, между которыми распределяют всех игроков. Дети становятся в круг, ведущий в центре круга (сколько ведущих столько кругов). Каждый должен хорошо знать своего ведущего. Взявшись за руки, дети маршируют вокруг своего ведущего. "На прогулку!" говорит воспитатель. Ведущие остаются на своих местах, а дети гуляют по всей площадке. На команду "стоп!" все останавливаются и закрывают глаза. В это время за указаниями воспитателя ведущие меняются местами, причем так тихо, чтобы дети не могли догадаться, куда перешел их ведущий. "Ищи ведущего!" и каждая группа детей спешит построится в круг возле своего ведущего. Воспитатель отмечает, какая группа детей это сделала быстрей. Игра повторяется.
| Не ошибись! Дети, поделены на две одинаковые колоны, стоят на одном конце площадки пред линией. На противоположном конце площадки напротив каждой колоны на линии лежат по 3 разноцветных кубика, а на расстоянии 2 - 3 шагов от кубиков (справа и слева) лежат такие же разноцветные кубики. На слово воспитателя "раз" первые дети в колонах бегут по прямой к кубикам, берут один из них, отбегают в сторону (один вправо, другой - влево) и берут кубик такого же цвета, как и в руке, с двумя кубиками одного цвета, возвращаются на место и поднимают вверх. Выигрывает тот ребенок, который первый поднял кубики одного цвета вверх, вернувшись на место. Затем дети возвращаются, кладут кубики на места и идут в конец своей колоны. Воспитатель отмечает, кто лучше выполнил задание. Потом на линию выходят вторые, третьи и т. д. В конце игры воспитатель определяет победителей.
|
Кто позвал? Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Один ребенок сидит в центре круга. На голове у него бумажный колпак, который прикрывает глаза, а в руке цветок. Дети тихо ходят, Прыгают на носочках вокруг ребенка в колпаке, который сидит в центре круга. На сигнал воспитателя дети ровно встают. Ребенок встает со стула, поднимает цветок вперед, поворачивается вокруг себя и останавливается. Тот, напротив кого остановился цветок, называет имя ребенка в колпаке, а он должен отгадать , кто его позвал. Если угадает, Дети меняются ролями.
| Бусинки Перед началом игры выбирают ведущего, который будет ловить детей - «собирать бусинки». Все дети встают за ним в колонну. По сигналу взрослого начинается ходьба за ведущим (дети 4—5 лет выполняют ходьбу по кругу, дети 5—7 лет — «змейкой» по залу или площадке), одновременно все дети произносят текст: Раскатились бусинки по ковру. Я сегодня бусинки соберу. Насажу на ниточку по одной — Бусинки получатся для мамочки родной. С окончанием слов все разбегаются, а ведущий их ловит. Дети, которых ведущий запятнал, выполняют ходьбу в колонне друг за другом по периметру зала (очередность построения колонны находится в зависимости от последовательности выбывания из игры).
|
Горячая картошка (усложнение) Дети стоят в кругу воспитатель говорит: «Мяч – это горячая картошка, которую нельзя удержать в руках и как можно быстрее нужно передать», деть по сигналу «начали», передают мяч по кругу, воспитатель, может добавить еще один мяч!!! После сигнала стоп (свисток, хлопок, музыка) у кого мяч (мячи) остались выходят из игры.
| Гуси-лебеди. На одном краю площадки чертой обозначается дом, в котором находятся гуси. На противоположном краю стоит пастух. Сбоку от дома логово, в котором находится волк. Остальное место — луг. Дети, исполняющие роли волка и пастуха, назначаются воспитателем, остальные изображают гусей. Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся на лугу, летают. Пастух. Гуси, гуси! Гуси (останавливаются и отвечают хором). Га, га, га! Пастух. Есть хотите? Гуси. Да, да, да! Пастух. Так летите! Гуси. Нам нельзя, Серый волк под горой Не пускает нас домой. Пастух. Так летите, как хотите, Только крылья берегите! Гуси, расправив крылья (вытянув в стороны руки), летят через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается их поймать (коснуться рукой). Пойманные гуси идут в логово. После нескольких перебежек (по условию игры) подсчитывают пойманных волком гусей. Затем назначаются новые волк и пастух. Игра повторяется 3—4 раза.
|
Два Мороза На противоположных сторонах площадки (или комнаты) отмечают линиями два дома. Расстояние между домами — 20— 30 шагов (12—15 м). Играющие располагаются на одной стороне площадки. Выбираются двое водящих, которые становятся посредине площадки между домами, лицом к детям, — это Мороз — Красный нос и Мороз — Синий нос. По сигналу воспитателя: «Начинайте!» — оба Мороза говорят: Мы два брата молодые. Два Мороза удалые: Я Мороз — Красный нос, Я Мороз — Синий нос. Ну-ка, кто из вас решится В путь-дороженьку пуститься? Все играющие хором отвечают Морозам; После слова «мороз» все играющие перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т. е. коснуться рукой. Замороженные останавливаются там, где их захватил Мороз, и так стоят до окончания перебежки всех остальных играющих. Замороженных подсчитывают, после чего они присоединяются к остальным играющим. Перебежки повторяются 3—4 раза. После подсчета общего числа замороженных выбираются (при помощи считалки) новые Морозы, и игра возобновляется. В конце игры подытоживают, какая пара Морозов заморозила большее число играющих.
| День и ночь Участники игры делятся на две команды «День» и «Ночь».Их дома находятся на противоположных сторонах площадки, за чертой.
Посередине проводится еще одна черта. На расстоянии одного шага от нее по ту сторону и другую выстраиваются команды спиной друг к другу. Воспитатель говорит: «Приготовились!» -а затем дает сигнал той команде, которая должна ловить. Если он сказал «День», то дети из команды «Ночь» бегут в свой дом, а дети из команды «День» поворачиваются и ловят их, но только до границы дома убегающих. Подсчитывается количество пойманных , затем все снова выстраиваются и ждут следующего сигнала. Игра повторяется 4-6 раз. Воспитатель может назвать одну и ту же команду два раза подряд, но нужно, чтобы в общей сложности каждая команда ловила одинаковое количество раз. Выигрывает команда, которая поймала больше детей.
|
Заря – зарница Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — заря - ходит сзади с лентой и говорит: Заря-зарница, Красная девица. По полю ходила, Ключи обронила, Ленты голубые, Кольца обвитые — За водой пошла! С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба быстро бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо платок.
| «Ипподром» Взрослый показывает и называет действия, а дети повторяют движения. «Лошадка бежит, бежит» | Хлопаем руками по коленкам | «Лошадка идет по траве» | Трем ладошки рук | «А тут барьер | Набираем воздух в рот и ударяем по щекам | и еще барьер….» |
|
Так, меняя местами действия, повторяется несколько раз.
|
Ключи Играющие дети встают в кружки, начерченные на площадке. Выбирается один водящий. Он подходит к любому из играющих и спрашивает: «Где ключи?» Тот отвечает: «Пойди к Сережке (называется имя одного из детей), постучи». Во время этого разговора играющие стараются поменяться местами.
Водящий должен быстро занять освободившийся кружок. Если водящий долго не сумеет занять кружка, он может крикнуть: «Нашел ключи!»; тогда все играющие должны меняться местами. В это время водящий легко займет чей-нибуть кружок. Ребенок, оставшийся без места, становится водящим. Если игра проводится в помещении, вместо начерченных кружков можно использовать пластмассовые обручи.
| Колпак мой треугольный Ведущий объясняет правила игры. Слова в тексте заменяются движениями. А текст такой: Колпак мой треугольный. Треугольный мой колпак. А если не треугольный, То это не мой колпак. Сначала заменяем слово, колпак (показываем место колпака на голове), все остальные слова в тексте произносим; затем - слово мой (показываем рукой на грудь), а остальные слова, кроме колпак и мой, произносим; а потом - слово треугольный (показываем руками треугольник). Теперь, произнося текст, заменяем три слова: колпак, мой, треугольный. Игру можно повторять несколько раз, ускоряя темп.
|
Карусель Играющие образуют круг. Воспитатель дает детям шнур, концы которого связаны. Дети, взявшись правой рукой за шнур, поворачиваются налево и говорят стихотворение:
Еле, еле, еле, еле Завертелись карусели. А потом кру-гом, кру-гом. Все бегом, бегом, бегом. В соответствии с текстом дети идут по кругу: сначала медленно, потом быстрее, а под конец бегут. Во время бега воспитатель приговаривает: «По-бё-жа-ли, по-бе-жа-ли». После того как дети пробегут два раза по кругу, воспитатель меняет направление движения, говоря: «Поворот». Играющие поворачиваются кругом, быстро перехватывая шнур левой рукой, и бегут в другую сторону. Затем воспитатель продолжает вместе с детьми: Тише, тише, не спешите! Карусель остановите! Раз-два, раз-два! Вот и кончилась игра! Движение карусели становится постепенно все медленнее. При словах «Вот и кончилась игра!» дети опускают шнур на землю и расходятся по площадке. После того как дети немного отдохнули, воспитатель дает три звонка или три раза ударяет в бубен. Играющие спешат занять места на карусели, т. е. становятся в круг, берут шнур. Игра возобновляется. Не успевший занять место до третьего звонка не катается на карусели, а стоит и ждет, когда будет новая посадка. Игру «Карусель» можно проводить с обручами. Каждый держится за два обруча одной и другой рукой, образуя замкнутый круг. Все движения производятся так же, как и со шнуром. Когда дети оставляют карусель, надо следить, чтобы они клали обручи на пол аккуратно, тогда при повторении игры можно быстро их взять и снова образовать круг.
| Космонавты По краям площадки чертятся контуры ракет (двух-, четырехместные). Общее количество мест в ракетах должно быть меньше количества играющих детей. Посередине площадки космонавты, взявшись за руки, ходят по кругу, приговаривая: Ждут нас быстрые ракеты Для прогулок по планетам. На какую захотим, На такую полетим! но в игре один секрет: Опоздавшим места нет.
С последним словом дети отпускают руки и бегут занимать места в ракете. Те, кому не хватило места в ракетах, остаются на космодроме, а те, кто сидит в ракетах, поочередно рассказывают, где пролетают и что видят. После этого все снова встают в круг, и игра повторяется. Во время полета вместо рассказа о виденном детям предлагается выполнять различные упражнения, задания, связанные с выходом в космос, и др.
|
Лавата Дети, стоя в кругу и не держась за руки, двигаются приставными шагами сначала в одну, а при повторе слов - в другую сторону, произнося: Дружно танцуем мы - тра-та-та, тра-та-та, Танец любимый наш- это лавата. Ведущий говорит: «Мои пальчики хороши, а у соседа лучше». Дети берут друг друга за мизинцы и повторяют слова с движениями вправо – влево. Затем поочередно водящий дает другие задания: Мои плечи хороши, а у соседа лучше; Мои уши хороши, а у соседа лучше; Мои щеки хороши, а у соседа лучше; Моя талия хороша, а у соседа лучше; Мои коленки хороши, а у соседа лучше; Мои пятки хороши, а у соседа лучше.
| Ладошки Двое играющих становятся друг против друга. Они одновременно хлопают в ладоши, а потом соединяют их перед собой (правую с левой, левую с правой). Потом ладони соединяют накрест - правую с правой, левую с левой. Затем хлопок - и снова ладони вместе! Сначала эти движения проделываются медленно, а потом все быстрее и быстрее до тех пор, пока ладони не спутаются. Тогда игра начинается сначала.
|
Мы веселые ребята... Дети стоят на одной стороне площадки или у стены комнаты. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне площадки также проводится черта.
Сбоку от детей, примерно на середине между двумя линиями, находится ловишка, назначенный воспитателем или выбранный детьми. Дети хором произносят текст: Мы веселые ребята, Любим бегать и играть. Ну, попробуй нас догнать: Раз, два, три - лови! После слова «лови» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет их. Тот, до кого ловишка дотронулся прежде, чем играющий пересек черту, считается пойманным и садится возле ловишки. После двух-трех перебежек производится подсчет пойманных и выбирается новый ловишка. Если ловишка никого не поймает, все равно выбирается новый. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не скандировали текст, а произносили его выразительно.
| Мы по Африке гуляли (5- 7 лет) Воспитатель показывает движения и читает текст, дети выполняют движения согласно тексту. Мы по Африке гуляли | Топаем ногами | И бананы собирали | Изображаем сбор банан | Маме дам, папе дам, | Стучим по правому, а затем по левому колену | И себя не обделям | Стучим правой, левой рукой по груди | Вдруг огромная горилла | Обводим большой круг руками | Чуть меня не раздавила | Стучим правой, левой рукой по груди | Маме дам, папе дам | Стучим по правому, а затем по левому колену | И себя не обделям | Стучим правой, левой рукой по груди |
|
Мы топаем ногами Играющие становятся в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая детям возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении: Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем, Мы руки подаем С этими словами дети дают руки друг другу, образуя круг. Далее они продолжают: И бегаем кругом, И бегаем кругом. Дети бегут по кругу взявшись за руки.
| Мышонок (4-7 лет) Сел мышонок на масленок , | Ладонь правой руки накрывает кулак левой. | А масленок - липкий гриб | Кулак левой руки вращается вокруг своей оси | Посидел на нем мышонок | Поелозить ладонью правой руки по кулаку левой | И прилип, прилип, прилип | «Отрываем» ладонь от кулака, а она держится , плотно обхватив кулак левой |
|
Мяч водящему. (5-7 лет) Провести 2 линии. Расстояние между ними 2—3 м. Играющие становятся друг за другом за первую линию. Напротив них, за другую линию, становится водящий. Он бросает мяч ребенку, стоящему в колонне первым, а тот возвращает мяч водящему и перебегает в конец колонны, вся колонна продвигается вперед, - к исходной линии подходит следующий. Когда все дети бросят мяч, выбирают нового водящего. Указания. Игру можно провести с элементом соревнования. В этом случае играющим удобно стать в несколько колонн и выбрать столько же водящих. Если игроки роняют мяч, водящий бросает его повторно, но из-за этого колонна теряет время.
| Найди и промолчи»(5-7 лет)
Дети стоят в шеренге лицом к воспитателю. Он предлагает им повернуться и закрыть глаза, а сам в это время прячет какой-нибудь предмет. По разрешению воспитателя дети поворачиваются, открывают глаза и приступают к поискам спрятанного предмета. Нашедший предмет подходит к воспитателю и тихо, на ухо говорит, где он его нашел. Если он сказал правильно, то отходит в сторону. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не найдут предмет.
|
Найди себе пару (4-7 лет) Для игры нужно приготовить флажки по количеству играющих детей. Половина флажков одного цвета, остальные — другого цвета. Дети получают по одному флажку. По сигналу воспитателя (например, удар в бубен) дети разбегаются по площадке (комнате).
По другому сигналу (например, два удара в бубен) дети, имеющие одинаковые флажки, находят себе пару. В игре должно принимать участие нечетное число детей, чтобы один из играющих остался без пары. Обращаясь к оставшемуся без пары, все играющие хором говорят: Ваня, Ваня, не зевай (Маня, Оля и др.), Быстро пару выбирай. Затем по удару в бубен дети опять разбегаются по площадке, и игра повторяется. Воспитатель должен следить за тем, чтобы во время бега дети держали свои флажки поднятыми вверх, чтобы на них не натолкнулись другие участники игры.
| На лошадке Зорьке (5-7 лет) Дети встают по двое друг за другом и размещаются по периметру зала (площадки), где проводится игра. В каждой паре стоящий впереди — «лошадка Зорька», а стоящий сзади в шаге от него — «наездник». «Наездник» кладет ладони на плечи впереди стоящему. По сигналу взрослого дети начинают ходьбу: «лошадки» идут с высоким подниманием бедра, а «наездники» — обычным шагом и при этом произносят слова: На лошадке Зорьке еду, Еду, еду не спеша. Утомилась моя Зорька — Едет тихо, чуть дыша. Я лошадку распрягу — Пусть попьет водички. Сам я тоже (сама тоже) отдохну, Погляжу на птичку. С последними словами «наездники» опускают руки и садятся на пол (приседают при проведении на открытом воздухе), а «лошадки» расходятся в разные стороны подальше от своего «наездника». По сигналу взрослого «Побежали!» «лошадки» начинают бегать в медленном темпе врассыпную. Взрослый произносит: Зорька хочет убежать. Надо нам ее догнать. После этих слов сидящие дети быстро встают, и начинается бег с ловлей и увертыванием. Ребенок, поймавший «лошадку» (коснувшийся партнера рукой), «запрягает» ее — кладет руки на плечи, и пара выполняет ходьбу. Затем дети меняются ролями. Правила: Ребенок, стоящий сзади, легко держит руки на плечах товарища, не хватая за одежду, не подталкивая его вперед.
|
Нос – ухо (6-7 лет) Ведущий предлагает игрокам взять правой рукой нос, а левой рукой - правое ухо; затем левой рукой - нос – а правой - левое ухо. Делать это надо быстрее и быстрее. Побеждает тот, кто меньше допустит ошибок.
Огуречик, огуречик (4-7 лет) На одном конце площадки - воспитатель – «ловишка», на другом - дети. Дети приближаются к ловишке прыжками на двух ногах под приговорку: «Огуречик, огуречик, Не ходи на тот конечик: Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызет». По окончании слов дети убегают на свои места , ловишка их ловит.
| Отдай честь! (6-7 лет) Отдать честь правой рукой, а левую руку одновременно вытянуть вперед с оттопыренным большим пальцем, сказав при этом: «Во!». Затем хлопнуть в ладоши и проделать то же самое, но быстро сменив руки.
Передай предмет (5-7 лет) Дети делятся на две команды (считалкой, расчетом на 1-2), команды садятся на лавки. У каждой команды в корзины лежат разные мячи по размеру. По сигналу ведущего дети начинают быстро передавать мячи по кругу, последний мяч кладет в корзину. Выигрывает та команда, которая быстрее передаст все мячи в корзину. Мяч передается из рук в руки каждому играющему |
Поймай хвост дракона (6-7 лет) Ребята выстраиваются в колонну, каждый держит впередистоящего за пояс. Они изображают дракона. Первый в колонне – это голова дракона, последний - хвост. По команде ведущего дракон начинает двигаться. Задача головы – поймать хвост. А задача хвоста - убежать от головы. Туловище дракона не должно разрываться, т.е. играющие не имеют права отцеплять руки. После поимки хвоста можно выбрать новую голову и новый хвост.
| Ровным кругом (4-7 лет) Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря слова стихотворения: «Ровным кругом Друг за другом Мы идем за шагом шаг. Стой на месте! Дружно вместе Сделаем вот так!» С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например, повернуться, наклониться, присесть и др.
|
Рыбы, птицы, звери (5-7 лет) Дети становятся в круг. В центре - ведущий с мячом в руках. Ведущий бросает мяч одному из участников и говорит: «Зверь». Поймавший мяч должен быстро назвать кого - нибудь из животного мира и бросить мяч обратно ведущему. Если ведущий, бросив мяч, скажет «рыба» или «птица», поймавший называет рыбу или птицу. Тот, кто не ответит ведущему или долго тянет с ответом, выбывает из игры.
| С добрым утром! (4-7 лет) Дети стоят врассыпную по залу. Воспитатель проговаривает слова текста и показывает движения, дети повторяют.
С добрым утром, глазки! | Указательными пальцами поглаживать веки глаз | Вы проснулись? | Соединить указательный и большой пальцы обеих рук, сделать из пальцев «бинокль» и посмотреть в него | С добрым утром, ушки! | Ладонями поглаживать уши | Вы проснулись? | Расставить пальцы рук, приложить ладони к ушам сделать уши «Чебурашки» | С добрым утром, ручки! | Погладить то одну, то другую руку | Вы проснулись? | Хлопки в ладоши | С добрым утром, ножки! | Погладить коленки ног | Вы проснулись? | Потопать ногами | С добрым утром, солнце! | Поднять руки вверх, посмотреть на солнце | Я – проснулась (проснулся)! | Посмотреть вверх |
|
Солнышко, заборчик, камешки (4-7 лет) Руки подняты вверх, пальцы обеих рук растопырены – это солнышко. Руки подняты, ладони выпрямлены, пальцы прижаты друг к другу – это заборчик. Руки сжаты в кулаки - это камешки.
| Три, тринадцать, тридцать (5-7 лет) Игроки строятся в шеренгу на расстоянии вытянутых в стороны рук. Водящий стоит перед ними. Если он говорит «три», — все игроки должны поднять руки в стороны, при слове «тринадцать» — вверх, при слове «тридцать» — на пояс (можно придумать и другие движения). Водящий называет любое из трех перечисленных чисел. Игроки должны быстро выполнять соответствующие движения. Тот, кто допустил ошибку, отходит на шаг назад и там продолжает игру. Выигрывает тот, кто дольше всех останется на исходной позиции. Если игрок сделает хотя бы попытку к неправильному движению, он получает штрафное очко — отходит назад. Водящий имеет право растягивать слова, например: «Три-и-и…» — играющим нужно внимательно следить за окончанием слова.
|
Тик – так – тук (5-7 лет) Дети стоят врассыпную по залу. Воспитатель подает сигнал «Тик», тогда все делают наклоны влево-вправо; по сигналу «Так»- останавливаются, а по сигналу «Тук» - подпрыгивают на месте. Все сигналы повторяются 5-8 раз. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Последовательность сигналов должна меняться. По окончании игры нужно отметить самого внимательного игрока.
Тишина (3-5 лет) Дети идут в обход площадки в колонне по одному и говорят: «Тишина у пруда. Не колышется вода, Не шумят камыши, Засыпайте, малыши». На последние слова останавливаются, приседают, наклоняют голову и закрывают глаза (10 с).
| Три медведя (4- 6 лет) Воспитатель показывает движения и читает текст, дети повторяют движения за воспитателем Три медведя шли домой | Маршируют на месте | Папа был большой - большой | Поднимают руки вверх | Мама чуть поменьше ростом, | Вытягивают руки вперед на уровне груди | А сынок - малютка просто. | Ставят руки на пояс | Очень маленький он был. С погремушками ходил | Имитируют игру с погремушкой |
|
У кого меньше мячей (5-7 лет) Дети делятся на две команды (считалка, расчет на 1-2), площадка разделяется сеткой. У каждого ребенка по мячу, по сигналу воспитателя дети начинают перекидывать мячи через сетку как можно быстрее, по сигналу «Стоп» воспитатель подсчитывает сколько мячей у той и у другой команды, у кого меньше мячей та команда и победила.
| Удочка (5-7 лет) Дети стоят по кругу. В центре круга - воспитатель. Он держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку с мешочком по кругу над самой землей, а дети подпрыгивают вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их ног. Предварительно воспитатель показывает и объясняет детям, как надо подпрыгивать: сильно оттолкнуться и подобрать ноги. Время от времени следует делать паузы, чтобы дать детям отдохнуть.
|
Угадай, что делали (5-7 лет) Воспитатель выбирает одного играющего, который отходит от всех детей на 8— 10 шагов и поворачивается к ним спиной. Он должен отгадать, что делают остальные играющие. Дети договариваются, какое действие они будут изображать. По слову воспитателя: «Пора!» — отгадывающий поворачивается, подходит к играющим и говорит: Здравствуйте, дети! Где вы бывали? Что вы видали? Дети отвечают: Что мы видели,— не скажем, А что делали,— покажем. Все дети изображают какое-нибудь действие, например, играют на гармонии, скачут на лошадках и т. д.. Спрашивающий отгадывает. Если он не отгадал, тот проигрывает. Дети говорят ему, что они делали, и придумывают новое действие. Он отгадывает снова. Затем на его место выбирается другой играющий, и игра повторяется.
| У тети Моти (6-7 лет) Играют двое или несколько детей. Водящий (взрослый) подает команду: «Правая рука». Все начинают проговаривать веселый стишок, двигая согнутой в локте правой рукой: У тети Моти четыре сына, Четыре сына у тети Моти. Они не ели, они не спали. А только пели один куплет.
Закончив приговор, взрослый тут же командует: «Правая рука, левая рука», снова читает стишок, и в движения включаются две руки сразу. Движения нарастают одновременно. Точно также начинают по одной работать вместе с руками ноги (притопывают ногами), тазобедреный сустав, плечи, голова. В конце играющие похожи на тряпичные куклы, которых дергают за все веревочки сразу. Чем быстрее, тем смешнее.
|
Хитрая лиса (5-6 лет) Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Воспитатель просит всех закрыть глаза. Дети закрывают глаза, а воспитатель обходит круг (за спинами детей) и дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает детям открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, - не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие три раза спрашивают хором (с небольшими промежутками) — сначала тихо, а затем громче: «Хитрая лиса, где ты?» При этом все смотрят друг на друга. Когда все играющие (в том числе и хитрая лиса) в третий раз спросят: «Хитрая лиса, где ты?», — хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх и говорит: «Я здесь!» Все играющие разбегаются по площадке, и лиса их ловит. Пойманные, т. е. те, до которых лиса коснулась рукой, отходят в сторону. После того как лиса поймала двух-трех детей, воспитатель говорит: «В круг». Дети снова образуют круг, и игра повторяется.
| Четыре стихии (6- 7 лет) Играющие выполняют движения в соответствии со словами: "земля" - руки вниз, "вода" - вытянуть руки вперед, "воздух" - поднять руки вверх, "огонь" - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
|
Чье звено скорее соберется? (5-7 лет) Играющие делятся на несколько групп с одинаковым числом детей. Каждая группа выбирает ведущего и становится за ним в колонну. Воспитатель раздает ведущим ленточки разного цвета. По цвету ленточки звено получает наименование — «зеленые», «синие», «красные», и т. п.
Воспитатель ударяет в бубен, все играющие начинают ходить, бегать, прыгать по площадке в разных направлениях, меняя движения в зависимости от задаваемого воспитателем темпа и ритма. По сигналу «на места» водящие останавливаются на том месте, где их застал сигнал, и поднимают ленточку вверх. Остальные быстро собираются за водящим в колонны, равняются и стоят по стоике «смирно». Воспитатель отмечает, какое звено собралось первым. Вариант. Когда все находятся в движении, воспитатель говорит: «Стой!» Все играющие останавливаются и закрывают глаза, а водящие тем временем перебегают на другие места, поднимают ленточки и замирают. Воспитатель произносит: «На места!» Дети открывают глаза и спешат построиться за своим водящим. Указания. В игре можно использовать разные построения и положения: в шеренги, в круги, сесть на пол по-турецки, остановиться на одной ноге и т. п. Можно ввести условие: «Делай, как водящий», тогда, построившись в звенья, дети принимают позу, показанную водящим.
| Шел король по лесу (4-7 лет) Дети становятся в круг берутся за руки. Дети идут по кругу и говорят слова и выполняют движения по тексту:
Шел король по лесу, |
Ходьба по кругу, взявшись за руки | по лесу, по лесу |
| Нашел себе принцессу, |
| принцессу, принцессу |
| Давай с тобой попрыгаем, | Прыжки на двух ногах на месте | попрыгаем, попрыгаем |
| И ножками подрыгаем, подрыгаем, | Выбрасывают прямые ноги вперед | подрыгаем |
| И ручками похлопаем, похлопаем, | Хлопают в ладоши | похлопаем |
| И ножками потопаем, потопаем, | Топают ногами на месте | потопаем |
|
|
Это Я (4-7 лет) Воспитатель показывает детям, как следует выполнять движения, выразительно произносит текст. Дети выполняют движения, подражая воспитателю.
Это глазки. Вот. Вот. | Показывают сначала левый потом правый глаз | Это ушки. Вот. Вот. | Берутся сначала за левое ухо, потом - за правое. | Это нос. Это рот. | Левой рукой показывают рот, правой - нос | Там спинка. Тут живот. | Левую ладошку кладут на спину, правую – на живот | Это ручки. Хлоп, хлоп. | Протягивают обе руки, два раза хлопают | Это ножки. Топ, топ. | Кладут ладони на бедра, два раза топают | Ой, устали. Вытрем лоб | Правой ладонью проводят по лбу |
|
|