Олимпийское движение в детском саду
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) по теме
Календарно-тематическое планирование для педагогов ДОУ, направленное на формирование у дошкольников начальных представлений об Олимпийских играх как части общечеловеческой культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiyskoe_dvizhenie_v_detskom_sadu.docx | 41.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ОЛИМПИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ
В феврале 2014 года в России пройдет зимняя Олимпиада в Сочи 2014, эти зимние олимпийские игры — двадцать вторые по счету. В России Олимпиада пройдет уже во второй раз и в первый раз именно зимние Олимпийские игры. Олимпиада в Сочи 2014, официальное название которой «XXII зимние Олимпийские игры»
В наши дни Олимпиада – одно из крупнейших событий в мире. Современное олимпийское движение унаследовало у олимпиад древности принципы и идеалы. Девизом игр стал призыв спортсменов всей планеты: «Быстрее, выше, сильнее». Также как взрослая олимпиада становиться всемирным и крупнейшим праздником планеты, так и олимпиада в детском саду охватывает жизнь всего детского сада.
Подготовка спортсменов, олимпийских объектов всей страны в целом охватывает период гораздо больший, чем сами дни праздника спорта. Так и дошкольное учреждение заранее начинает подготовку к проведению зимних Олимпийских игр. Идея проведения олимпийских игр в детском саду не нова, однако формы, используемые при проведении вполне традиционны: беседы, рассказы, досуги, оформление тематических уголков, где взрослый ведущий, источник информации и инициативы. Совместная деятельность взрослого и ребенка предполагает взаимодействие, совместный поиск и открытия. Педагог не над ребенком, а вместе, наравне. Так же как и в настоящей олимпиаде, главное это не соревнования, а единый для всего мира праздник спорта, для олимпиады в детском саду важны не соревнования и победители, а возможность увлечь детей идеей спорта, дружбы и взаимоподдержки.
Здоровье детей во все времена волновало взрослых. Физкультура неоднократно доказывала свою незаменимость для организма, особенно растущего. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.
Проблема, недостаточная информированность детей и родителей об олимпийских играх и их возникновении.
Цель: Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к Олимпийской истории России.
Задачи:
- Формирование представлений об Олимпийском движении, Олимпиаде в целом и в России в частности.
- Воспитание общечеловеческих ценностей и морали, истинной дружбы и мира между людьми и народами на примере организации Олимпиады.
- Формировать у детей интереса к занятиям физическими упражнениями через положительный пример Олимпийских чемпионов и призеров России.
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком.
Формы
- Рассказы, сказки, стихи, викторины, загадки.
- Конкурсы рисунков и поделок, видеофильмы, слайдфильмы.
- Ролевые, дидактические и сюжетные спортивные игры, основанные на олимпийских традициях.
- Спектакли, театрализованные спортивно-оздоровительные представления и праздники.
- Олимпийские занятия.
Планирование реализации олимпийского образования и воспитания ведется педагогами исходя из конкретных условий детского учреждения и наличия литературы. Методическим пособием выбрана программа «Путешествие в Олимпию», в которой представлены материалы для подготовки педагогов к занятиям, а также примерные конспекты занятий, направленных на формирование у дошкольников начальных представлений об Олимпийских играх как части общечеловеческой культуры.
Реализовать программу олимпийского образования в дошкольном возрасте возможно только при тесном взаимодействии специалистов: воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре, педагог дополнительного образования по изодеятельности, используя те приемы и формы, которые наиболее приемлемы для данного возраста и уровня сформированности знаний конкретного ребенка.
Важно, что олимпийское образование предполагает участие родителей. Это создает необходимые предпосылки для укрепления семьи, формирования ее здорового образа жизни и соответствующего менталитета.
Включение олимпийского образования и воспитания в физическую культуру дошкольника способствует формированию у детей интереса к физическому совершенствованию.
Согласно цели и задачам ознакомления детей с олимпийским движением был разработан перспективный план проекта «Мы – будущие Олимпийцы» (см. Приложение 1). Интегрируемые образовательные области:
- здоровье, физическая культура, музыка;
- художественное творчество, коммуникация, познание, труд;
- безопасность, социализация.
Представленная деятельность позволяет расширить рамки традиционных форм и активно привлекать родителей воспитанников, создавая единое образовательно-воспитательное пространство семьи и детского сада по олимпийскому образованию.
Приложение 1
Перспективное планирование проекта
«Мы – будущие Олимпийцы»
Ноябрь | ||
Содержание «Спорт и спортсмены». Что такое спорт. Кто занимается спортом. Кто может стать спортсменом. Виды спорта. Спортивные соревнования. Олимпийские игры. «Знаменитые олимпийцы современности». Знаменитые олимпийцы зарубежных стран. Знаменитые олимпийцы нашей страны. Истории олимпийских рекордов. Олимпийские курьезы. | ||
Название темы | Образовательные области | Старший возраст |
Спорт и спортсмены. Знаменитые олимпийцы современности. | Здоровье | Беседа: «Будем стройные и красивые». Цель: объяснить детям, какое значение имеет формирование правильной осанки для здоровья. Показать приемы и упражнения по формированию правильной осанки. Воспитывать желание быть красивым и здоровым. Д/ игра: «Что было бы, если бы…» Дид. задача: Обобщить и закрепить компоненты здорового образа жизни (рациональный режим, систематические физкультурные занятия, закаливание, полноценный сон, правильное питание, благоприятная психологическая обстановка). Д/ игра: «Группировка предметов». Дид. задача: Учить объединять предметы в группы полезные для здоровья (предметы ухода за собой, спортивные принадлежности, полезные продукты). |
Физическая культура | Занятие № 1 Тема: «Спорт и спортсмены» Цель: Закреплять знание детей о видах спорта и спортсменах. Воспитывать у детей интерес к занятиям физическим упражнениям. Занятие № 7 Тема: «Знаменитые олимпийцы современности» Цель: Закреплять знание детей о знаменитых олимпийских чемпионах. П/и «Изобрази спортсмена» Дид. задача: закрепление знаний о спортсменах и спорте. Двиг. задача: развитие двигательных качеств детей. | |
Физкультурный досуг: «Осенние забавы». Задачи: Удовлетворить потребность детей в двигательной активности; создать атмосферу радостного настроения; развивать силу, ловкость, выносливость; воспитывать чувство солидарности, взаимопомощи. | ||
Социализация | Беседа: «Ледовый дворец «Синяя птица»; «Спорткомплекс «Медведково». Цель: Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города, познакомить с некоторыми спортивными сооружениями района «Отрадное». | |
Оформление тематического уголка «Спорт и Олимпийское движение» Цель: Формирование представлений об Олимпийском движении, Олимпиаде в целом и в России в частности. | ||
Труд | Беседа: «Кто такой спортсмен?» Цель: Расширить представления детей о профессии спортсмен, о значении их труда для общества, формировать интерес к различным зимним видам спорта. | |
Практическая работа Тематический альбом «Физкультура и спорт» Цель: Учить детей совместно со взрослым составлять альбом. | ||
Безопасность | Цель: Формирование основ безопасного поведения в спортивном зале и на спортивной площадке. Формирование осторожного обращения со спортивным оборудованием. Беседа: «Прогулка для здоровья» Задача: значение прогулки для здоровья. Выбор места для прогулки в большом городе. Польза физической подвижности. Беседа «Правила поведения в спортивном зале». Задачи: Познакомить с правилами поведения в спортивном зале. Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при использовании спортивного оборудования. Инструктаж: «Правила поведения в спортивном зале и на спортивной площадке»; «Правила использования спортивного инвентаря и оборудования» Д/игра «Опасно – не опасно» Дид. задача: Учить детей отличать опасные жизненные ситуации от не опасных, закреплять знание правил безопасного поведения. Д/игра «Найди опасные предметы» Дид. задача: Помочь детям запомнить предметы, опасные для жизни и здоровья. П/и «Времена года» Задача: закрепление представлений о пользе прогулки в любое время года. | |
Познание | Занятие № 1 Тема: «Спорт и спортсмены» Задача: Познакомить с наиболее популярными видами спорта и спортсменами. Расширить кругозор дошкольников, повысить их умственное и речевое развитие. Занятие № 7 Тема: «Знаменитые олимпийцы современности» Задачи: расширить представление детей о знаменитых олимпийцах. | |
По ознакомлению с окружающим миром «Я – ребенок. Мой образ жизни.» Содержание: Ритмичность жизнедеятельности. Образ жизни человека (режимные моменты, различные занятия, досуг), его значение для здоровья. Особенности образа жизни ребенка в детском саду (игры, занятия, дневной сон, закаливание и др.) Здоровье и психологический комфорт. | ||
Д/игра «Виды спорта» Дид. задача: Закреплять знания детей о видах спорта. Д/ игра: «Знаешь ли ты?» Дид. задача: Закреплять знания о видах спорта; воспитывать уважение к спортсменам, желание заниматься спортом. | ||
Коммуникация | Составление рассказа на тему «Я люблю заниматься спортом» Цель: Формировать навыки устной речи умение вести диалог с воспитателем, со сверстником. Совершенствовать умение составлять рассказы на заданную тему. Д/ игра: «Продолжи предложение» Дид. задача: развивать у детей речевую активность, быстроту мышления. Д/ игра: «Подбери картинку» Дид. задача: учить детей дифференцировать предметы, относящиеся к зимним и летним забавам. | |
Чтение художественной литературы | Задача: Познакомить детей с пословицами и поговорками, с загадками и стихами о спорте. О прогулке - А. Барто «Прогулка»; И. Залетаева «Скакалочка» | |
Художественное творчество | Занятие № 1 Рисование: «Мы любим спорт» Цель: Формирование у детей более полного представления о спорте и спортсменах, через демонстрацию иллюстраций о видах спорта, учить передавать в рисунке любимый вид спорта (лыжный спорт, фигурное катание и т.д.), выделяя характерные особенности костюма спортсмена, атрибуты. | |
Выставка детских рисунков «Мы любим спорт» | ||
Музыка | Занятие № 1 Тема: «Песни и спорт» Цель: Закрепить представления детей о единстве спорта и искусства. Задачи: познакомить с песнями на спортивную тематику и разучить их; воспитывать любовь к музыке, к спорту. |
Декабрь | ||
Содержание «Олимпийские игры древности». Основание Олимпийских игр. «Священный мир». Программа Олимпийских игр. Участники Олимпийских игр. Награждение победителей. Знаменитые олимпионики. «Возрождение Олимпийских игр». Пьер де Кубертен. Принципы Олимпийской хартии. Программа Олимпийских игр и ее изменения. Участие спортсменов России в Олимпийских играх. | ||
Название темы | Образовательные области | Старший возраст |
Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр. | Здоровье | Беседа: «Спорт – это здоровье». Цель: уточнить представления детей о спорте, его значении; формировать привычку ежедневно выполнять упражнения утренней гимнастики; заботиться о своем здоровье. Д/игра «Когда что делать» Дид. задача: Закреплять знания детей о режиме дня. Д/игра « Мой день» Дид. задача: Закреплять знания детей о режиме дня. П/и «Часы» Дид. задача: закрепление представлений о режиме дня. Двиг. задача: развитие координационных способностей. |
Физическая культура | Занятие № 4 Тема: «Возрождение Олимпийских игр» Цель: Закрепить знания об Олимпийских играх в Древней Греции и Олимпийских видах спорта, их традициях. Легкая атлетика. Марафон. П/и «Изобрази спортсмена» Дид. задача: закрепление знаний о спортсменах и спорте. Двиг. задача: развитие двигательных качеств детей. | |
Досуг «Чемпионы среди нас» Задачи:
| ||
Социализация | Беседа: «Стадион «Лужники»; «Спорткомплекс «Олимпийский»; «Стадион «Динамо». Цель: Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города, дать детям знание о том, что такое архитектура, познакомить с некоторыми спортивными сооружениями. | |
Труд | Беседа: «Кто такой тренер?» Цель: Расширить представления детей о профессии спортсмен, о значении их труда для общества, познакомить детей с профессией тренер. Практическая работа «Кто день начинает с зарядки, у того дела в порядке». Цель: Учить детей совместно с взрослым составлять список упражнений, а затем выполнить их. | |
Безопасность | Беседа: «Однажды в студёную, зимнюю пору» Цель: Формирование основ культурно – гигиенических навыков во время поведения зимних прогулок. Познакомить детей с особенностями функционирования тела, строением организма. Углублять представления о себе, своих индивидуальных особенностях; формировать положительную оценку и образ себя. | |
Познание | Занятие № 3 Олимпийские игры древности Цель: Закрепить знания детей об Олимпийских играх в Древней Греции. Занятие № 4 Возрождение Олимпийских игр. Цель: Закрепить знания детей о возрождении Олимпийских игр. | |
Коммуникация | Составление рассказа на тему «Игры зимой» Цель: Формировать навыки устной речи умение вести диалог с воспитателем, со сверстником. Совершенствовать умение составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта, не отступая от заданной темы. | |
Чтение художественной литературы | Цель: Познакомить детей с пословицами и поговорками, с загадками и стихами о спорте и утренней зарядке. Е.Кан «Наша зарядка», В. Суслов «Про Юру и физкультуру». Объяснение смысла пословиц: « Всё можно купить, кроме здоровья». «Здоровье – всему голова». Задачи: развивать речевую активность и быстроту мышления. | |
Художественное творчество | Занятие № 2 Лепка «Боги Олимпа». Цель: Расширить представления детей о греческой мифологии и истории культуры человека. Задачи: закреплять умения лепить человека, пользуясь знакомыми способами лепки; развивать творчество, воображение в передаче образа олимпийского бога, используя декоративные элементы украшения скульптуры. | |
Фотогалерея «Мы – здоровые ребята». | ||
Музыка | Тема: «Песни и спорт» Цель: Закрепить представления детей о единстве спорта и искусства. Познакомить с песнями на спортивную тематику и разучить их; воспитывать любовь к музыке, к спорту. |
Январь | ||
Содержание «Символика Олимпийских игр». Эмблема и флаг олимпийского движения. Девиз олимпийского движения. Традиционные ритуалы Олимпийских игр: зажжение олимпийского огня, факельная эстафета, олимпийская клятва, национальный гимн в честь победителей. «Летние и зимние Олимпийские игры». Первые зимние Олимпийские игры. Программа зимних Олимпийских игр. Программа летних Олимпийских игр. Московская олимпиада. Олимпиада в Сочи. | ||
Название темы | Образовательные области | Старший возраст |
Символика Олимпийских игр. Летние и зимние Олимпийские игры. | Здоровье | Беседа: «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит» Цель: Дать представление детям о необходимости закаливания. Познакомить детей с эффективным средством укрепления здоровья, снижения заболеваемости и повышения уровня работоспособности; формировать у детей представления об ответственности человека за здоровье. |
Физическая культура | Занятие № 5 Тема: «Символика Олимпийских игр» Цель: Закрепить знания детей о символах и ритуалах Олимпийских игр. П/игра «У кого мяч» Цель: Тренировка точности движений, концентрации внимании, быстроты реакции. Занятие № 6 Тема: «Летние и зимние Олимпийские игры» Цель: Закрепить знания детей о летних и зимних Олимпийских играх. П/игра «Найди свое место» Цель: развитие у детей скорости реакции на словесный сигнал, развитие внимания; упражнять детей в беге. | |
Досуг «Малые Олимпийские игры» Задачи: вызвать интерес к зимним Олимпийским играм в Сочи, создавать условия для сопричастности детей важнейшим событиям в современной России и спортивной жизни Москвы. | ||
Социализация | Экскурсия – путешествие в медицинский кабинет. Цель: формировать представление о людях ближайшего окружения ребёнка; познакомить с профессиями врач и медсестра; развивать у детей наблюдательность; воспитывать уважение к сотрудникам детского сада. | |
Сюжетно-ролевая игра: «Поликлиника». Цель. Научить детей различать труд врача и медицинской сестры, подражать их совместной работе, заботливому отношению к больным. | ||
Д/ игра: «Нас лечат врач и медсестра». Дид. задача: Расширять представления детей о профессии врача и медсестры. Учить, осознанно воспринимать врачебные предписания и строго их выполнять. Д/ игра: «Собери чемоданчик доктора». Дид. задача: закрепить знания детей об инструментах и медикаментах, которые используются для лечения больного. | ||
Труд | Изготовление нетрадиционного спортивного оборудования. Цель. Учить детей делать спортивное оборудование для подвижных игр. Развивать у детей желание заниматься ручным трудом, используя навыки работы с различным материалом, приобретенные на занятиях. | |
Безопасность | Беседа «Безопасное катание на санках, снегокатах и ледянках, ходьба на лыжах». Цель: Формировать навыки безопасного поведения в подвижных играх и при пользовании спортивным инвентарем. Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городских условиях при катании детей на санках (лыжах, снегокатах и ледянках); научить детей правилам поведения в таких ситуациях. | |
Познание | Занятие № 5 Тема: «Символика Олимпийских игр» Цель: Закрепить знания детей о символах Олимпийских игр. Занятие № 6 Тема: «Летние и зимние Олимпийские игры» Цель: Закрепить знания детей о летних и зимних Олимпийских играх. | |
Коммуникация | Составление рассказа на тему «Как мы играем зимой на участке» Цель: Формировать навыки устной речи, учить вести диалог с воспитателем, со сверстником. Совершенствовать умение составлять рассказы на заданную тему. Развивать умение отбирать для рассказа самое интересное и существенное и находить целесообразную форму передачи этого содержания; включать в повествование описание природы, окружающей действительности. | |
Чтение художественной литературы | Чтение М. Витковская «О том, как мальчуган здоровье закалял»; С. Михалков «Про мимозу»; В. Лебедев-Кумач «Закаляйся! » Цель: Воспитывать положительное отношение к тем людям, которые заботятся о своём здоровье. | |
Художественное творчество | Занятие № 3 «Олимпийский огонь» (граттаж) Цель: расширить представления детей о традициях и символах Олимпийских игр. Совершенствовать умения использовать технику рисования граттаж при изображении Олимпийского огня (тонировать лист, наносить воск, выцарапывать рисунок). | |
Музыка | Занятие № 2 Тема: «Музыка Олимпиад» Цель: Закрепить у детей знания о том, какая музыка звучит на Олимпиадах. Познакомить с олимпийским гимном; продолжать воспитывать любовь детей к спорту, к музыке. |
Используемая литература
- Беседы о здоровье: Методическое пособие / Т.А. Шорыгина. – М.: ТЦ Сфера, 2005
- Олимпийские игры: прошлое и настоящее. Наглядное пособие / Ю.А. Кириллова. – ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011
- Олимпийское образование дошкольников: Метод. Пособие / Под ред.С.О. Филипповой, Т.В. Волосниковой. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007
- Отечественный спорт и олимпийское движение. Учебное пособие для учащихся 2-4 классов / В.В. Мороз. – М.: Издательство «Ювента», 2010
- Развитие речи 5 – 7 лет. 2-е изд., перераб. И дополн. / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2011
- Спортивные сказки и праздники для дошкольников / А.И. Агапова, М.А. Давыдова. – М.: АРКТИКА, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпийское движение в детском саду
Тема: «А что у вас?»(По мотивам стихотворения С.Михалкова) Цель: Продолжать способствовать развитию у дет...
спортивное соревнование олимпийское движение в детском саду "Радуга"№ 22 станицы Лысогорской
Знакомить с историей Олимпийских игр детей дошкольного возрастаВо имя грядущих побед, Во славу рос...
Конспект проведения Малых зимних детских Олимпийских игр в детском саду
Вот такой отзыв оставили нам наши родители – непосредственные участники Малых зимних детских Олимпийских игр: « 16 февраля 2014 года, в самый разгар Олимпийских игр в Сочи, на Ишеевской земле в...
Детский спортивный праздник Малые олимпийские игры в детском саду
Воспитывать интерес и любовь к занятиям спортом, к результатам и достижениям спортсменов. Содействовать познавательному и физическому развитию ребенка. Способствовать формированию здорового образа жиз...
Конспект проведения Малых зимних Олимпийских игр в детском саду. Малые Олимпийские игры в детском саду.
Цель: Формировать у дошкольников представления об Олимпийских играх современности как части общечеловеческой культурыКонспект проведения Малых зимних Олимпийских игр в детском саду.Малые Олимпийские и...
Олимпийское движение в детском саду
Олимпийское движение — важная часть культуры человечества, и изучение его истории, несомненно, должно стать, частью образования детей, начиная с дошкольного возраста....
сценарий развлечения "Зимние олимпийские игры в детском саду" « Олимпийцы в детском саду» для детей подготовительных групп.
проведения Олимпийских игр – повышение интереса к физической культуре и здоровому образу жизни детей и взрослых. Выявлять способности и интересы детей. Воспитывать волевые качества, развивать ст...