"Здоровая семья - здоровые дети"
проект (подготовительная группа) на тему

Колесниченко Ирина Викторовна

Педагогический проект по формированию у детей здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx46.67 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

 Титульный лист………………………………………………………………...1

 Содержание ……………………………………………………………………2

 Краткая аннотация проекта……………………………………………………3

 Постановка проблемы с указанием причин…………………………………3

 Актуальность проекта…………………………………………………………4

 Цели и задачи проекта…………………………………………………………4

 Основное содержание проекта ………………………………………………5

 Ресурсы проекта………………………………………………………………6

 Партнеры………………………………………………………………………6

 Целевая аудитория……………………………………………………………6

 План реализации проекта……………………………………………………6

 Ожидаемые результаты и социальный эффект……………………………..10

 Перспективы дальнейшего развития проекта ……………………………10

 Литература ………………………….……………………………………….11

 Приложение………………………………………………………………… 12

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»  

                                                   В. А. Сухомлинский.

Краткая аннотация:

Проект раскрывает эффективные формы взаимодействия детского сада и семьи по формированию потребности детей в здоровом образе жизни. Он определяет основные направления, цель и задачи, а также план действий по их реализации.

Проект направлен на становление ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, способствует физическому развитию детей.

Инновационность и оригинальность данного проекта в рамках моей педагоги-ческой работы как воспитателя заключается именно в том, что проект основыва-ется на формах совместной деятельности детей и родителей как эффективном средстве вовлечения родителей в образовательный процесс, изменения родительской позиции в вопросе сохранения и укрепления здоровья детей.

Проект предполагает активное участие детей, родителей, инструктора по физвоспитанию и медицинского персонала.

Срок реализации: сентябрь-февраль

Постановка проблемы. В последние годы наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. С проблемой высокой заболеваемости детей дошкольного возраста столкнулась и я как воспитатель детского сада. Одной из причин высокой заболеваемости детей и основной проблемой является то, что в большинстве семей моих воспитанников не поддерживаются основы здорового образа жизни, что выражается в неправильном питании, отсутствии закаливаю-щих процедур, занятий спортом,  недостаточном уровне двигательной активнос-ти и пребывания на свежем воздухе, что в конечном счетё ведет к ослаблению детей, повышению их заболеваемости. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда природное любопытство ребенка является стимулом, желанием все узнать и все попробовать,  возрастной двигательной активностью и оптимизмом …

 Актуальность проекта: Жизнь в XXI веке ставит перед нами множество новых проблем. Самой актуальной из них является проблема сохранения и укрепления здоровья. Здоровье детей России в настоящее время является серьёзной государственной проблемой, так как статистические данные свидетельствуют об ухудшении состояния здоровья детей дошкольного возраста. Во-первых, значительно снизилось число абсолютно здоровых детей. За последнее десятилетие их число в дошкольном возрасте уменьшилось в три раза, что составляет 5-6%. Во-вторых, отмечается стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. В дошкольном возрасте во всех возрастных группах 60-70% детей имеют по три-четыре морфофункциональных отклонений, 10-20% имеют одно-два отклонения, и поэтому оздоровление детей является одной из основных задач, которые стоят перед обществом и детским садом. Эти особенности здоровья современных детей необходимо учитывать при организации системы оздоровительной работы в детских дошкольных учреждениях. Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни в тесной взаимосвязи с семьёй - важный элемент оздоровительной работы, на которых основан данный проект.

Цель проекта: Сохранение и укрепление здоровья детей, привитие им навыков здорового образа жизни, снижение заболеваемости детей через проведение работы с родителями по повышению уровня их знаний о здоровом образе жизни, побуждению придерживаться основ здорового образа жизни в повседневной жизни.

Задачи проекта:

- создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья дошкольников;

- формировать у дошкольников умения и навыки здорового образа жизни;

- повышать компетентность родителей в вопросах формирования у детей представлений о здоровом образе жизни;

- побуждать родителей путём просветительской работы к участию в оздоровительных мероприятиях вместе с детьми.

Основное содержание проекта реализуется через создание эффективной модели взаимодействия «ребёнок-родитель-воспитатель» для решения задачи    сбережения здоровья детей дошкольного возраста через формирование основ здорового образа жизни в семье и детском саду. Таким образом, в ходе проекта проводится:

  • Работа с детьми (дыхательная и  пальчиковая гимнастика, гимнастика после сна, закаливание, беседы, физкультурные досуги и др.)
  • Работа с педагогами (консультации)
  • Работа с родителями (информационно-агитационные стенды, консультации, памятки, проведение совместных досугов)

Формы работы с детьми:

  • НООД по образовательным областям «физическая культура», «здоровье», «коммуникация», «познание», «художественное творчество».
  • Игровая деятельность
  • Познавательно - речевая деятельность
  • Художественно – продуктивная деятельность
  • Утренняя гимнастика со степ-аэробикой  (ежедневно)
  • Су-Джок терапия (ежедневно)
  • Закаливание (ежедневно)
  • Гимнастика после сна (ежедневно)
  • Элементы спортивных игр
  • Физкультурные досуги и праздники

Формы работы с педагогами:

  • Обмен опытом работы

Формы работы с родителями:

  • Информационные стенды, памятки
  • Консультации
  • Совместная с детьми досуговая деятельность
  • Изготовление книжек - самоделок

Ресурсы проекта

информационные – интернет-ресурсы, методическая литература, познавательная литература, методические наработки.

человеческие (кадровые) – узкие специалисты ДОУ, медицинский персонал

материально-технические - предметно-развивающая среда группы, спортивного зала, энциклопедическая литература.

Партнёры:

-Инструктор по ФИЗО

-Медицинские работники

-Музыкальный руководитель

Целевая аудитория проекта

-дошкольники 6-7 лет (подготовительная «Б» группа – 18 человек)

-родители

План реализации проекта:

1 этап - подготовительный.

1. Информация для родителей и педагогов о реализации проекта.

2. Анализ заболеваемости детей группы за период с января по июнь (см. прил. 3)

3.Анкетирование родителей (см. приложение 2)

4.Блиц - опрос детей «Что я знаю о своём здоровье?» (см. приложение 1)

 5.Разработка перспективного плана организации образовательных мероприятий с детьми, родителями, педагогами в рамках реализации основного этапа проекта.

6. Пополнение предметно-развивающей среды группы для реализации проекта комплектами для Су-Джок терапии по количеству детей, степ-платформами на группу детей,   дыхательными тренажёрами, наборами дидактических карточек  «Человеческий организм», «Малыши-крепыши», «Если малыш поранился», «Личная безопасность – уроки здоровья»,  дидактическими играми  по формированию здорового образа жизни «Вредное-полезное», «Найди ошибку», «Определи опасность» и др.

2 этап – основной.

Мероприятия

Участники

Содержание работы

Сроки

Ответственный

  1. Работа с детьми

-Проведение цик-ла тематических физкультурных мероприятий с включением валеологического компонента;

Воспитатель,  дети

«Мой весёлый звонкий мяч»,

3 неделя сентября  

Воспитатель, инстр. ФИЗО

«Что мы знаем о здоровье»

2 неделя октября

Воспитатель

«С физкультурой мы дружны, нам бо-лезни не страшны».

2 неделя ноября

Воспитатель, инструктор по ФИЗО

-Проведение цикла тематических бесед;

Воспитатель,  дети

«Как доктор лечит людей»

2 неделя сентября

Воспитатель

«Осторожно – лекарство!»

4неделя сентября

Старшая медсестра

«Витаминка, где живёшь?

3 неделя октября

Воспитатель

«Мой организм»

4 нед. нояб.

Воспитатель

«Жемчужинки»

 (о зубах)

1 неделя декабря

Воспитатель

«Органы чувств»

3 нед. января

Ст. медсестра

«Сделай компьютер своим другом»

2 неделя февраля

Воспитатель

«Полезные и вредные привычки»

3 неделя февраля

Воспитатель

-Проведение игро-вых комплексов гимнастики после сна, ходьба по «тропе здоровья»

Воспитатель, дети

«Просыпайся, улыбайся!»

Сентябрь - февраль

Воспитатель

  1. Работа с родителями

-Проведение спортивных праздников, досугов и развлечений с родителями;

Воспитатель,  дети, родители

Физкультурный праздник  «В сказку за здоровьем»

4 неделя октября

Инструктор по ФИЗО, воспитатель

Досуг «Наша спортивная семья».

(см. прилож. 5)

2 неделя декабря

Инструктор по ФИЗО, воспитатель

Развлечение «Будь здоров!»

4 неделя января

Воспитатель

Праздник «23 февраля»

3 неделя февраля

Инстр. ФИЗО, воспитатель

-Организация просветительской деятельности с родителями по вопросам формирования у детей привычки ЗОЖ;

Воспитатель, родители, старшая мед. сестра.

Памятки «Укрепление детского здоровья», «Личная гигиена».

Сентябрь

Октябрь

Воспитатель, старшая медсестра

Консультация «Растим здорового ребёнка»,

Ноябрь

Воспитатель, старшая медсестра

Консультация «Формирование основ здорового образа жизни».

Декабрь

Воспитатель, старшая медсестра

Стендовая информация «Мудрые пословицы о здоровье для детей»

Январь

Воспитатель

«Витамины я люблю - быть здоровым я хочу»

Февраль

Воспитатель, старшая медсестра

-День здоровья «Мама, папа, я – спортивная семья»;

Воспитатель,  дети, родители

Спортивный праздник «Физкультура и спорт – залог здоровья!»

4 неделя февраля

воспитатель, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель

-Изготовление книжек – самоделок о ЗОЖ;

Родители, дети

«Всё о здоровье»

2-4 неделя февраля

Родители, дети

-Изготовление коллажа совместно с родителями.

Родители, дети, воспитатель

Оформление коллажа «Быть здоровым – здорово!»

1 неделя февраля

Родители, дети, воспитатель

  1. Работа с педагогами

Выступление из опыта работы

Педагоги ДОУ

«Проект как эффективная форма взаимодействия с семьёй по формиро-ванию потребности детей в здоровом образе жизни»

 Ноябрь

Январь

Педагоги ДОУ

3 этап – итоговый.

- блиц-опрос детей «Что я знаю о своём здоровье?» (см. приложение 1);

- итоговое анкетирование родителей (см. приложение 2);

- анализ заболеваемости детей за период с сентября  по февраль (см. приложение 3);

-проведение совместного итогового мероприятия: Спортивный праздник «Физкультура и спорт – залог здоровья!» (см. приложение 4).

Ожидаемый результат:

1. У детей сформируются представления о здоровом образе жизни;

2. Родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад»;

3. Произойдёт снижение заболеваемости среди воспитанников.

4. Обогатится социальный опыт дошкольников, расширится их кругозор; 

Перспективы развития проекта.  Учитывая эффективность результата проекта, предполагается дальнейшая перспектива его продолжения и развития с привлечением младших дошкольников и их родителей.  В дальнейшем планируется разработать методическую базу для детей 3-4 лет (серию физкультурных мероприятий совместно с родителями, комплексы упражнений в детско-родительской паре, сценарии досугов), приобрести необходимое оборудование для уголка физической культуры и здоровья в группе;

Вывод: Вследствие реализации проекта у дошкольников выработалась устойчивая мотивация к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Они ориентированы на здоровый образ жизни, имеют прочные знания о средствах укрепления здоровья, о потребностях и возможностях организма. Участие родителей в совместной деятельности наполнило ее новым содержанием, позволило использовать личный пример взрослых в физическом воспитании дошкольников, изучить положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди других родителей. Физкультурные досуги и совместные занятия с родителями способствовали закаливанию и укреплению здоровья детей, повышали двигательную активность и выносливость организма, оказывали положительное влияние на физическое, психическое и эмоциональное благополучие ребенка. Повысилась активная родительская позиция в потребности дошкольников в движении на свежем воздухе, обеспечивающей здоровую жизнедеятельность ребенка. А в целом родители уяснили для себя, что здоровье это не отсутствие болезней, а образ жизни.  

Заключение: Достигнута конечная цель данного проекта: создана эффективная модель взаимодействия «ребёнок-родитель-воспитатель» для решения главной задачи  -   сбережения здоровья детей дошкольного возраста через формирование основ здорового образа жизни в семье и детском саду.

Литература

1. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. М., 1983.

2. Антонов Ю. Е., Кузнецова М. Н. Социально-оздоровительная технология «Здоровый дошкольник». М., Педагогическая  литература, 2012.

3. Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. М. : Мозаика-Синтез, 2005.

4. Береснева З. И. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ. М. : творческий центр СФЕРА, 2005.

5. Давыдова М.А. «Спортивные мероприятия для дошкольников», М.: «Вако», 2007

6. Данилина Т. А. Взаимодействие ДОУ с социумом. М. :АРКТИ, 2004.

7. Дошкольное воспитание №9, 1997, Кузнецова М. Н. Нетрадиционные методы в воспитании и оздоровлении. Старший дошкольный возраст.

8.Зверева О.Л. «Общение педагога с родителями в ДОУ». М.: ТЦ «Сфера», 2009

9.Зимонина В.Н. «Расту здоровым». Программно-методическое пособие для детского сада. Часть 1, часть 2,  М.: ТЦ «Сфера», 2013

10. Картушина М.Ю. «Сценарии оздоровительных досугов для детей 6-7 лет», М.: ТЦ «Сфера», 2007

11.Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. В., 2007.

12.Москалюк О.В., Погонцева Л.В. «Педагогика взаимопонимания. Занятия с родителями», Волгоград: «Учитель» , 2010

13. Подольская Е.И. «Спортивные занятия на открытом воздухе для детей 3-7 лет», Волгоград:  «Учитель», 2013

14.Управление ДОУ №5, 2003//Кротова Т. В. Оценка уровня взаимодействия ДОУ и семьи.

15. Управление ДОУ №1, 2004 // Евдокимова Е. С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ.

16. Управление ДОУ №5, 2004// Лукина Л. И. Работа с родителями в ДОУ.

17. Управление ДОУ №3, 2004 //Рылеева Е. В., Барсукова Л. С. Учимся сотрудничать с родителями.

18. Шорыгина Т.А. «Беседы о здоровье».  Методическое пособие. М.: ТЦ «Сфера», 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Здоровая семья – здоровый ребенок» по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей и их родителей.

Воспитание здорового ребенка – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольного учреждения, особенно в современных условиях. Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всём мире пр...

Сценарий спортивного праздника к дню здоровья для детей и родителей «В здоровой семье – здоровые дети».

Задачи:1.     Создать бодрое и радостное настроение у детей и их родителей.2.     Развивать физические качества: выносливость, быстроту, силу реакции.3....

Комплект для организации образовательной проектной деятельности «Здоровое питание – здоровая семья – здоровое поколение»

Развитие и формирование культуры воспитанников всех участников образовательного процесса...

Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»

Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....

Проект «Здоровая семья – здоровый ребенок» по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей и их родителей.

Цель проекта: Создание единого здоровье сберегающего пространства и формирование навыков здорового образа жизни у детей и родителей....

«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»

Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....