"Здоровая семья - здоровые дети"
проект (подготовительная группа) на тему
Педагогический проект по формированию у детей здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt.docx | 46.67 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
Титульный лист………………………………………………………………...1
Содержание ……………………………………………………………………2
Краткая аннотация проекта……………………………………………………3
Постановка проблемы с указанием причин…………………………………3
Актуальность проекта…………………………………………………………4
Цели и задачи проекта…………………………………………………………4
Основное содержание проекта ………………………………………………5
Ресурсы проекта………………………………………………………………6
Партнеры………………………………………………………………………6
Целевая аудитория……………………………………………………………6
План реализации проекта……………………………………………………6
Ожидаемые результаты и социальный эффект……………………………..10
Перспективы дальнейшего развития проекта ……………………………10
Литература ………………………….……………………………………….11
Приложение………………………………………………………………… 12
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский.
Краткая аннотация:
Проект раскрывает эффективные формы взаимодействия детского сада и семьи по формированию потребности детей в здоровом образе жизни. Он определяет основные направления, цель и задачи, а также план действий по их реализации.
Проект направлен на становление ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, способствует физическому развитию детей.
Инновационность и оригинальность данного проекта в рамках моей педагоги-ческой работы как воспитателя заключается именно в том, что проект основыва-ется на формах совместной деятельности детей и родителей как эффективном средстве вовлечения родителей в образовательный процесс, изменения родительской позиции в вопросе сохранения и укрепления здоровья детей.
Проект предполагает активное участие детей, родителей, инструктора по физвоспитанию и медицинского персонала.
Срок реализации: сентябрь-февраль
Постановка проблемы. В последние годы наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. С проблемой высокой заболеваемости детей дошкольного возраста столкнулась и я как воспитатель детского сада. Одной из причин высокой заболеваемости детей и основной проблемой является то, что в большинстве семей моих воспитанников не поддерживаются основы здорового образа жизни, что выражается в неправильном питании, отсутствии закаливаю-щих процедур, занятий спортом, недостаточном уровне двигательной активнос-ти и пребывания на свежем воздухе, что в конечном счетё ведет к ослаблению детей, повышению их заболеваемости. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда природное любопытство ребенка является стимулом, желанием все узнать и все попробовать, возрастной двигательной активностью и оптимизмом …
Актуальность проекта: Жизнь в XXI веке ставит перед нами множество новых проблем. Самой актуальной из них является проблема сохранения и укрепления здоровья. Здоровье детей России в настоящее время является серьёзной государственной проблемой, так как статистические данные свидетельствуют об ухудшении состояния здоровья детей дошкольного возраста. Во-первых, значительно снизилось число абсолютно здоровых детей. За последнее десятилетие их число в дошкольном возрасте уменьшилось в три раза, что составляет 5-6%. Во-вторых, отмечается стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. В дошкольном возрасте во всех возрастных группах 60-70% детей имеют по три-четыре морфофункциональных отклонений, 10-20% имеют одно-два отклонения, и поэтому оздоровление детей является одной из основных задач, которые стоят перед обществом и детским садом. Эти особенности здоровья современных детей необходимо учитывать при организации системы оздоровительной работы в детских дошкольных учреждениях. Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни в тесной взаимосвязи с семьёй - важный элемент оздоровительной работы, на которых основан данный проект.
Цель проекта: Сохранение и укрепление здоровья детей, привитие им навыков здорового образа жизни, снижение заболеваемости детей через проведение работы с родителями по повышению уровня их знаний о здоровом образе жизни, побуждению придерживаться основ здорового образа жизни в повседневной жизни.
Задачи проекта:
- создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья дошкольников;
- формировать у дошкольников умения и навыки здорового образа жизни;
- повышать компетентность родителей в вопросах формирования у детей представлений о здоровом образе жизни;
- побуждать родителей путём просветительской работы к участию в оздоровительных мероприятиях вместе с детьми.
Основное содержание проекта реализуется через создание эффективной модели взаимодействия «ребёнок-родитель-воспитатель» для решения задачи сбережения здоровья детей дошкольного возраста через формирование основ здорового образа жизни в семье и детском саду. Таким образом, в ходе проекта проводится:
- Работа с детьми (дыхательная и пальчиковая гимнастика, гимнастика после сна, закаливание, беседы, физкультурные досуги и др.)
- Работа с педагогами (консультации)
- Работа с родителями (информационно-агитационные стенды, консультации, памятки, проведение совместных досугов)
Формы работы с детьми:
- НООД по образовательным областям «физическая культура», «здоровье», «коммуникация», «познание», «художественное творчество».
- Игровая деятельность
- Познавательно - речевая деятельность
- Художественно – продуктивная деятельность
- Утренняя гимнастика со степ-аэробикой (ежедневно)
- Су-Джок терапия (ежедневно)
- Закаливание (ежедневно)
- Гимнастика после сна (ежедневно)
- Элементы спортивных игр
- Физкультурные досуги и праздники
Формы работы с педагогами:
- Обмен опытом работы
Формы работы с родителями:
- Информационные стенды, памятки
- Консультации
- Совместная с детьми досуговая деятельность
- Изготовление книжек - самоделок
Ресурсы проекта
информационные – интернет-ресурсы, методическая литература, познавательная литература, методические наработки.
человеческие (кадровые) – узкие специалисты ДОУ, медицинский персонал
материально-технические - предметно-развивающая среда группы, спортивного зала, энциклопедическая литература.
Партнёры:
-Инструктор по ФИЗО
-Медицинские работники
-Музыкальный руководитель
Целевая аудитория проекта
-дошкольники 6-7 лет (подготовительная «Б» группа – 18 человек)
-родители
План реализации проекта:
1 этап - подготовительный.
1. Информация для родителей и педагогов о реализации проекта.
2. Анализ заболеваемости детей группы за период с января по июнь (см. прил. 3)
3.Анкетирование родителей (см. приложение 2)
4.Блиц - опрос детей «Что я знаю о своём здоровье?» (см. приложение 1)
5.Разработка перспективного плана организации образовательных мероприятий с детьми, родителями, педагогами в рамках реализации основного этапа проекта.
6. Пополнение предметно-развивающей среды группы для реализации проекта комплектами для Су-Джок терапии по количеству детей, степ-платформами на группу детей, дыхательными тренажёрами, наборами дидактических карточек «Человеческий организм», «Малыши-крепыши», «Если малыш поранился», «Личная безопасность – уроки здоровья», дидактическими играми по формированию здорового образа жизни «Вредное-полезное», «Найди ошибку», «Определи опасность» и др.
2 этап – основной.
Мероприятия | Участники | Содержание работы | Сроки | Ответственный |
| ||||
-Проведение цик-ла тематических физкультурных мероприятий с включением валеологического компонента; | Воспитатель, дети | «Мой весёлый звонкий мяч», | 3 неделя сентября | Воспитатель, инстр. ФИЗО |
«Что мы знаем о здоровье» | 2 неделя октября | Воспитатель | ||
«С физкультурой мы дружны, нам бо-лезни не страшны». | 2 неделя ноября | Воспитатель, инструктор по ФИЗО | ||
-Проведение цикла тематических бесед; | Воспитатель, дети | «Как доктор лечит людей» | 2 неделя сентября | Воспитатель |
«Осторожно – лекарство!» | 4неделя сентября | Старшая медсестра | ||
«Витаминка, где живёшь? | 3 неделя октября | Воспитатель | ||
«Мой организм» | 4 нед. нояб. | Воспитатель | ||
«Жемчужинки» (о зубах) | 1 неделя декабря | Воспитатель | ||
«Органы чувств» | 3 нед. января | Ст. медсестра | ||
«Сделай компьютер своим другом» | 2 неделя февраля | Воспитатель | ||
«Полезные и вредные привычки» | 3 неделя февраля | Воспитатель | ||
-Проведение игро-вых комплексов гимнастики после сна, ходьба по «тропе здоровья» | Воспитатель, дети | «Просыпайся, улыбайся!» | Сентябрь - февраль | Воспитатель |
| ||||
-Проведение спортивных праздников, досугов и развлечений с родителями; | Воспитатель, дети, родители | Физкультурный праздник «В сказку за здоровьем» | 4 неделя октября | Инструктор по ФИЗО, воспитатель |
Досуг «Наша спортивная семья». (см. прилож. 5) | 2 неделя декабря | Инструктор по ФИЗО, воспитатель | ||
Развлечение «Будь здоров!» | 4 неделя января | Воспитатель | ||
Праздник «23 февраля» | 3 неделя февраля | Инстр. ФИЗО, воспитатель | ||
-Организация просветительской деятельности с родителями по вопросам формирования у детей привычки ЗОЖ; | Воспитатель, родители, старшая мед. сестра. | Памятки «Укрепление детского здоровья», «Личная гигиена». | Сентябрь Октябрь | Воспитатель, старшая медсестра |
Консультация «Растим здорового ребёнка», | Ноябрь | Воспитатель, старшая медсестра | ||
Консультация «Формирование основ здорового образа жизни». | Декабрь | Воспитатель, старшая медсестра | ||
Стендовая информация «Мудрые пословицы о здоровье для детей» | Январь | Воспитатель | ||
«Витамины я люблю - быть здоровым я хочу» | Февраль | Воспитатель, старшая медсестра | ||
-День здоровья «Мама, папа, я – спортивная семья»; | Воспитатель, дети, родители | Спортивный праздник «Физкультура и спорт – залог здоровья!» | 4 неделя февраля | воспитатель, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель |
-Изготовление книжек – самоделок о ЗОЖ; | Родители, дети | «Всё о здоровье» | 2-4 неделя февраля | Родители, дети |
-Изготовление коллажа совместно с родителями. | Родители, дети, воспитатель | Оформление коллажа «Быть здоровым – здорово!» | 1 неделя февраля | Родители, дети, воспитатель |
| ||||
Выступление из опыта работы | Педагоги ДОУ | «Проект как эффективная форма взаимодействия с семьёй по формиро-ванию потребности детей в здоровом образе жизни» | Ноябрь Январь | Педагоги ДОУ |
3 этап – итоговый.
- блиц-опрос детей «Что я знаю о своём здоровье?» (см. приложение 1);
- итоговое анкетирование родителей (см. приложение 2);
- анализ заболеваемости детей за период с сентября по февраль (см. приложение 3);
-проведение совместного итогового мероприятия: Спортивный праздник «Физкультура и спорт – залог здоровья!» (см. приложение 4).
Ожидаемый результат:
1. У детей сформируются представления о здоровом образе жизни;
2. Родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад»;
3. Произойдёт снижение заболеваемости среди воспитанников.
4. Обогатится социальный опыт дошкольников, расширится их кругозор;
Перспективы развития проекта. Учитывая эффективность результата проекта, предполагается дальнейшая перспектива его продолжения и развития с привлечением младших дошкольников и их родителей. В дальнейшем планируется разработать методическую базу для детей 3-4 лет (серию физкультурных мероприятий совместно с родителями, комплексы упражнений в детско-родительской паре, сценарии досугов), приобрести необходимое оборудование для уголка физической культуры и здоровья в группе;
Вывод: Вследствие реализации проекта у дошкольников выработалась устойчивая мотивация к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Они ориентированы на здоровый образ жизни, имеют прочные знания о средствах укрепления здоровья, о потребностях и возможностях организма. Участие родителей в совместной деятельности наполнило ее новым содержанием, позволило использовать личный пример взрослых в физическом воспитании дошкольников, изучить положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди других родителей. Физкультурные досуги и совместные занятия с родителями способствовали закаливанию и укреплению здоровья детей, повышали двигательную активность и выносливость организма, оказывали положительное влияние на физическое, психическое и эмоциональное благополучие ребенка. Повысилась активная родительская позиция в потребности дошкольников в движении на свежем воздухе, обеспечивающей здоровую жизнедеятельность ребенка. А в целом родители уяснили для себя, что здоровье это не отсутствие болезней, а образ жизни.
Заключение: Достигнута конечная цель данного проекта: создана эффективная модель взаимодействия «ребёнок-родитель-воспитатель» для решения главной задачи - сбережения здоровья детей дошкольного возраста через формирование основ здорового образа жизни в семье и детском саду.
Литература
1. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. М., 1983.
2. Антонов Ю. Е., Кузнецова М. Н. Социально-оздоровительная технология «Здоровый дошкольник». М., Педагогическая литература, 2012.
3. Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. М. : Мозаика-Синтез, 2005.
4. Береснева З. И. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ. М. : творческий центр СФЕРА, 2005.
5. Давыдова М.А. «Спортивные мероприятия для дошкольников», М.: «Вако», 2007
6. Данилина Т. А. Взаимодействие ДОУ с социумом. М. :АРКТИ, 2004.
7. Дошкольное воспитание №9, 1997, Кузнецова М. Н. Нетрадиционные методы в воспитании и оздоровлении. Старший дошкольный возраст.
8.Зверева О.Л. «Общение педагога с родителями в ДОУ». М.: ТЦ «Сфера», 2009
9.Зимонина В.Н. «Расту здоровым». Программно-методическое пособие для детского сада. Часть 1, часть 2, М.: ТЦ «Сфера», 2013
10. Картушина М.Ю. «Сценарии оздоровительных досугов для детей 6-7 лет», М.: ТЦ «Сфера», 2007
11.Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. В., 2007.
12.Москалюк О.В., Погонцева Л.В. «Педагогика взаимопонимания. Занятия с родителями», Волгоград: «Учитель» , 2010
13. Подольская Е.И. «Спортивные занятия на открытом воздухе для детей 3-7 лет», Волгоград: «Учитель», 2013
14.Управление ДОУ №5, 2003//Кротова Т. В. Оценка уровня взаимодействия ДОУ и семьи.
15. Управление ДОУ №1, 2004 // Евдокимова Е. С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ.
16. Управление ДОУ №5, 2004// Лукина Л. И. Работа с родителями в ДОУ.
17. Управление ДОУ №3, 2004 //Рылеева Е. В., Барсукова Л. С. Учимся сотрудничать с родителями.
18. Шорыгина Т.А. «Беседы о здоровье». Методическое пособие. М.: ТЦ «Сфера», 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Здоровая семья – здоровый ребенок» по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей и их родителей.
Воспитание здорового ребенка – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольного учреждения, особенно в современных условиях. Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всём мире пр...
Проект по здоровому образу жизни для детей дошкольного возраста 4 – 5 лет и родителей «Здоровая семья – здоровый ребенок».
Данный проект поможет сформировать у детей дошкольного возрста навыки ЗОЖ....
Сценарий спортивного праздника к дню здоровья для детей и родителей «В здоровой семье – здоровые дети».
Задачи:1. Создать бодрое и радостное настроение у детей и их родителей.2. Развивать физические качества: выносливость, быстроту, силу реакции.3....
Комплект для организации образовательной проектной деятельности «Здоровое питание – здоровая семья – здоровое поколение»
Развитие и формирование культуры воспитанников всех участников образовательного процесса...
Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»
Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....
Проект «Здоровая семья – здоровый ребенок» по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей и их родителей.
Цель проекта: Создание единого здоровье сберегающего пространства и формирование навыков здорового образа жизни у детей и родителей....
«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»
Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....