Эмоционально - волевая сфера в жизни человека.
статья по теме
Предварительный просмотр:
Эмоционально-волевая сфера.
Значение эмоций. Благодаря эмоциям происходит само-вычленение живого организма из окружающей среды. «Homo Sapiens» возник благодаря эмоциям. Эмоции являются важнейшей глубинной составляющей человеческой психики, т.к. с их исчезновением исчезает человеческая личность. Эмоции явление сложное и неоднородное. Есть так называемые базальные эмоции, они входят в структуру сложных, безусловных рефлексов. Наряду с базальными эмоциями (побуждение) имеются вторичные эмоции. Вторичные эмоции воспитуемые, т.к. входят в структуру условных рефлексов.
Теория дифференциальных эмоций. В 60-е годы 20 в. в США, Англии и Польской Народной Республике были проведены серьёзные психологические исследования.
Томкинс, Нью - Йорк 1966 год, Колумбийский университет. Отдельные эмоции понимаются как отмечающиеся переживательные эмоциональные процессы. Эта теория имеет 5 ключевых допущений:
- Имеется 10 фундаментальных эмоций (вторичные эмоции):
- интерес-волнение;
- радость;
- горе - страдание;
- отвращение;
- страх;
- стыд;
- вина.
Они образуют основную мотивационную систему личности.
- Каждая фундаментальная эмоция обладает уникальными, мотивационными и феноменологическими свойствами.
- Они ведут к различным внутренним переживаниям по–разному
- Эмоции взаимодействуют между собой
- Эмоциональные процессы взаимодействуют с побуждениями и процессами:
- гомеостатическими
- перцептивными
- моторными
И оказывают на них влияние.
Эмоции – основная мотивирующая система.
Классификация эмоциональных процессов.
Основание классификации смешанное – это эволюционный возраст, сила процесса, знак переживания (положительные, отрицательные).
Простейшие эмоции (по теории дифференциальных эмоций – система побуждений). Уже на этом уровне эмоции дифференцируются:
- Положительные эмоции
- Отрицательные эмоции
- Неопределённые ориентировочные эмоции
- Эмоции, развивающиеся в экстремальных ситуациях. Стресс – обширный круг психических состояний, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия – стрессор.
Отмечают 3 уровня стресса:
- Физиологический
- Психологический
- Поведенческий
Психологический уровень бывает двух видов по механизму запуска стрессового состояния:
- Информационный – возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с ситуацией, задачей, темпом её решения. Ситуация оказывается стрессором тогда, когда личность чувствует высокую ответственность за выполняемое дело.
- Эмоциональный – возникает в ситуациях угрозы, опасности и обиды, при этом реакция бывает импульсивная, тормозная, генерализованная. При этом наблюдается трансформация мотивов деятельности, нарушение двигательного и речевого поведения.
Стресс имеет - положительное мобилизующее влияние на деятельность человека и может дезорганизовывать деятельность;
- отрицательное, часто называется «дистресс».
Собственно – эмоции. Характеризуются силой и длительностью:
- Они могут вообще не проявляться во внешнем поведении человека
- Имеют отчётливо выраженный ситуативный характер, имеют идеаторный характер человека. На основе представления (образ, воображение) может предвосхищать грядущие события.
- Является средством обобщения коммуникации и общения. В результате эмоциональных переживаний, формируются средства «эмоционального языка».
Способность к сочувствию и сопереживанию – эмпатия.
Высшие эмоции, которые во многих литературных источниках относятся к чувствам:
- моральные эмоции (патриотизм)
- интеллектуальные эмоции
- эстетические эмоции (увлечения)
- страсти.
Эмоциональные состояния.
Фрустрация – это психическое состояние, возникающее в средстве реальной или воображаемой помехи достижения цели.
Акт фрустрации может быть представлен:
- Гнедущее напряжение
- Тревожность
- Отчаяние
- Гнев
Сила состояния зависит от степени значимости для субъекта блокируемого поведения.
Защитные реакции:
- Агрессия
- Снижение сложности поведения.
В результате частого фрустрирования личность приобретает стойкие изменения:
- Характерологические
- Фиксации ригидных форм поведения
- Неврозы
«Лекарством» оказывается свойство толерантности (устойчивость), следствием устойчивости является терпимость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методов арт-терапии для коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями зрения
Поведению детей с нарушениямизрения в большинстве случаев недостает гибкости и спонтанности, отсутствуют, или слаборазвиты неречевые формы общения. Изучение творчества детей с нарушениями зрения ...
Конспект НОД по коррекции эмоционально – волевой сферы с детьми 6 – го года жизни «На прогулку с Филей»
Цель: формирование эмоционально — волевой сферы детей с повышенной двигательной активностью и низким уровнем внимания....
Проект педагогического мероприятия с детьми шестого года жизни в группе для детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи, нарушение интеллекта, задержка психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушение эмоционально-волевой сферы)
Тема: «Невероятные приключения детей в сказочной стране» Средства: Наглядные: изображения карта путешествия, иллюстрации сказок, письмо Злой Колдуньи, лабиринты «Найди дорожку» атрибуты к игре «Тон...
Особенности эмоционально-волевой сферы Шкала эмоциональных проявлений (на основе типологии акцентуаций А. Е. Личко)
Явственным эмоциональным показателем уровня психической активности выступает настроение. Синонимом хорошего настроения является радость, синонимом плохого - грусть и печаль. ...
Рабочая программа педагога-психолога по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников «Уроки эмоционального развития»
Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосозна...
развитие эмоционально-волевой сферы, коррекция дефицита внимания и гиперактивности средствами песочной терапии. Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля, сгладить проявл
Развитие эмоционально-волевой сферы, коррекция дефицита внимания и гиперактивности средствами песочной терапии....
«Развитие интеллектуальной и эмоциональной и эмоционально-волевой сферы дошкольника в современных условиях»
Консультация для педагогов...