Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.
статья (средняя группа) по теме

Исмагилова Ольга Геннадьевна

Статья на тему "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ" знакомит с различными методами и приемами работы по сохранению и укреплению здоровья детей в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tekhnologii_v_dou.docx23.52 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.

Что такое здоровье?

  • В Уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Понятие «здоровье» включает в себя физическую составляющую, социально-психологическую и духовно-нравственную.

Здоровьесберегающий педагогический процесс в  ДОУ

  • Здоровьесберегающий педагогический процесс в  ДОУ - это специально организованное, развивающееся во времени взаимодействие детей и педагогов, процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.
  • В своей работе мы используем разные виды современных здоровьесберегающих педагогических технологий.

Динамические паузы.

  • Динамические паузы проводим во время каждого занятия, по 2-5 минут, по мере утомляемости детей.

Гимнастика для глаз.

Гимнастика для глаз может проводиться в любое время по мере утомления детей в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Благодаря этой гимнастике глаза отдыхают, укрепляются глазные мышцы.

Мы предлагаем детям такие упражнения:

  • Посмотреть на фигуру на окне, перевести взгляд на дальний предмет за окном. Повторить упражнение несколько раз.
  • Не поворачивая головы, посмотреть в верхний правый угол комнаты, потом в нижний левый угол. Повторить несколько раз. Посмотреть в левый верхний угол, потом в нижний правый угол. Повторить несколько раз.
  • Вращение глазами по кругу в одну сторону, потом в другую.
  • Закрыть глаза. Прикрыть глаза ладошками, не касаясь глаз. Почувствовать, как из ладоней идет ласковое тепло в глаза.

Подвижные игры.

  • Подвижные игры ежедневно проводим на прогулке. В групповой комнате проводим игры малой и  средней подвижности.

Дыхательная гимнастика.        

  • Дыхательную гимнастику мы проводим с детьми после подвижных игр, после бодрящей гимнастики после сна или в конце физминуток. Все дыхательные упражнения проводим плавно, под счёт или музыку, в хорошо проветренном помещении. Ребёнка учим задерживать вдох, добиваясь быстрого и глубокого вдоха и медленного продолжительного выдоха. Следим, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, не принимал неудобных поз. Эти упражнения ребята могут выполнять утром и в середине дня. В летнее время —на воздухе во время прогулки.

Мы проводим дыхательную гимнастику с детьми, используя игровые приёмы.

«Кораблики»

  •  Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней—бумажные «кораблики», которыми могут быть просто кусочки бумаги. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его другому «берегу».

       «Снег и ветер».

  •  Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики-«снег»- и выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола.

     «Дудочка».
Используем всевозможные свистки, детские музыкальные инструменты, пузырьки, колпачки от ручек. Дуем в них.

      «Пузырьки».

  • Нужна  трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго.

«Каша кипит».
Сесть, одна рука на животе, другая — на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза

     «Паровозик».

  • Ходить по комнате, делая попеременные махи согнутыми в локтях руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20–30 с.

      «Насос».

  • Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону — выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом произносить «с-с-с-с-с». Сделать 6–8 наклонов в каждую сторону.

Релаксация.

  • Релаксацию мы применяем в виде игр, в которых чередуются напряжение мышц и их расслабление. Такие игры описаны в книгах К. Фопеля. Например, детям нравится игра «Мороженое». По условию игры сначала нужно напрячь все мышцы – показать «замороженное» мороженое. Затем постепенно расслабляться, опускаясь все ниже, наконец, стать растаявшим мороженым.

Пальчиковая гимнастика.

  • Пальчиковую гимнастику проводим ежедневно, начиная с  младшего возраста, с подгруппой детей. Подбираем различные упражнения, постепенно усложняя задания. Дети с удовольствием выполняют упражнения «Рыбка», «Паучок», «Червячки» и множество других.

Предлагаем детям упражнения с массажными мячиками.

Гимнастика бодрящая

  • Ежедневно после дневного сна мы проводим с детьми бодрящую гимнастику в течении  5-10 минут. Это упражнения на потягивание, ходьба по ребристой дорожке, по массажным коврикам, по влажному полотенцу.
  • Предлагаем детям тренажер для массажа стоп в качестве профилактики плоскостопия.

Занятия по ОЗОЖ из серии «Здоровье».

  • В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать свое здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья зависит от знания себя. Для ребенка дошкольника это:
  • знание правил гигиены и ухода за своим телом;
  • знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
  • знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите.
  • Мы с детьми провели серию занятий по теме «Изучаем организм». Например, «Наши помощники – глаза», «Кровеносная система», «Пищеварение» и другие.

Самомассаж.

  • Мы стараемся  объяснить детям важность и полезность массажа. Даем детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму и правильно сделать массаж.  

Точечный самомассаж.

Так же мы обучаем детей точечному самомассажу, который проводим в осенний и весенний периоды для профилактики простудных заболеваний.

Технологии музыкального воздействия.

  • Технологии музыкального воздействия мы используем в качестве вспомогательного средства как часть других технологий  для снятия напряжения, для повышения эмоционального настроя.        
  • Мы часто выполняем с детьми пластические этюды по методике Е.А. Алябьевой. Эти мини- этюды способствуют развитию пластики, пантомимики, учат вслушиваться в музыкальное произведение, развивают невербальные формы общения, дают возможность ребенку проявить себя через самовыражение.

Пластический этюд «Подснежник» дети выполняли под музыку П.И. Чайковского из альбома «Времена года».

Сказкотерапия.

  • Сказкотерапия  раскрепощает детей, помогает поддерживать благоприятный микроклимат в группе, способствует развитию детей. Мы не только рассказываем детям сказки, но и разыгрываем спектакли по  понравившимся сказкам или отрывки из сказок.

Выводы

  • Таким образом, используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.
  • Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, сохраняет и укрепляет здоровье воспитанников, что подтверждают мониторинги здоровья, снижение уровня заболеваемости детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий

виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.

Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...